Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа
На современном этапе функционирования национального хозяйства актуальной задачей является переход от сырьевой модели развития экономики к инновационо–ориентированной. В «Стратегии развития России до 2020 года» в этой связи указано: «Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития» .
Цель курсовой работы заключается в выявлении тенденций развития инновационных сфер в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. ИННОВАЦИОННЫЕ СФЕРЫ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ…………………………….6
1.1. Стратегия инновационного развития России…………………….. 6
1.2. Человеческий потенциал…………………………………….………13
1.3. Научная деятельность………………………………………………18
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СТРУКТУР………. 23
2.1 Инновационный характер образования…………………………..23
2.2 Обучение инновационному предпринимательству. Формирование культуры инноваций…………………………………………………………..34
2.3 Инновационная среда……………………………………………….37
ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО………………..42
3.1 Внедрение инноваций в системе государственного управления…. 42
3.2. Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и социальной сфере………………………………………………………………..45
3.3 Инновационная политика на региональном уровне……………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..….59
Во-первых, будут созданы механизмы, стимулирующие развертывание в федеральных и национальных исследовательских университетах полного цикла инновационных разработок (от выбора тематик исследований до продажи инновационных «стартапов»).
Во-вторых, в реализуемые
федеральными и национальными
В рамках программ поддержки
молодежного
В-третьих, неотъемлемым условием
государственной поддержки
В-четвертых, будут развернуты программы обучения управлением инновациями на базе ведущих профильных образовательных учреждений, в первую очередь, Московской школы бизнеса «Сколково», Высшей школы управления СПбГУ, образовательного кластера научно исследовательского центра «Сколково» и некоторых ведущих научно-исследовательских университетов. Обязательным условием реализации таких программ станет привлечение в качестве оператора ведущих международных университетов специализирующихся в данной области, и практическая ориентация, включая стажировки на инновационных предприятиях и самостоятельное выполнение индивидуальных и групповых проектов, и привлечение на конкурсной основе в качестве операторов ведущих мировых университетов.
Будет обеспечено смешанное финансирование подготовки за счет средств федерального бюджета, регионального бюджета, внебюджетных средств. Численность перспективных молодых специалистов среднего звена, обучающихся на таких программах, составит не менее 2000 человек в год к 2015 году и не менее 3000 человек в год к 2020 году.
В-шестых, будет реализована программа, предусматривающая направление ежегодно для обучения на уровне магистратуры по специальностям, связанным с управлением экономикой и государством в целом и управлением инновациями в частности, в ведущих международных университетах не менее 1000 перспективных молодых специалистов. В из состав будут включаться члены кадровых резервов органов власти различных уровней, сотрудники органов власти, отвечающих за разработку и реализацию инновационной политики; сотрудники институтов развития; сотрудников инновационных предприятий, в том числе, госкомпании, сотрудники научных и образовательных организаций. Ключевым элементов этой программы станет система, обеспечивающая последующее привлечение прошедших обучение специалистов на работу на предприятия инновационного сектора экономики и в органы государственного управления.
Будет сформирован комплекс мер по привлечению к обучению начинающих инноваторов успешных предпринимателей с опытом реализации инновационных проектов («наставничество»). «Наставничество» - ключевой механизм передачи опыта и компетенций начинающим инноваторам от «ветеранов», действующий, например, в США, но практически отсутствующий в России. Для создания такой системы в первую очередь важны не финансовые стимулы, которые для успешных предпринимателей не играют особой роли, а моральные стимулы, признание государством, вузами, студентами общественной, социальной значимости предпринимателя.
2.3 Инновационная среда
Основными результатами формирования среды, «дружественной для
инноваций», должны стать: устранение барьеров, сдерживающих расширение масштабов инновационной активности предприятий и распространение в экономике передовых технологий, усиление стимулов на уровне компаний к постоянной инновационной деятельности, к использованию и разработке новых технологий для обеспечения конкурентоспособности бизнеса, создание благоприятных условий для создания новых высокотехнологичных компаний и развития новых рынков продукции (услуг). В этих целях будут реализованы меры по следующим основным направлениям.
Первое, улучшение условий для справедливой конкуренции для усиления мотиваций компаний, их собственников к инновациям. Среди соответствующих мер – повышение оперативности и действенности реагирования антимонопольных органов на случаи нарушения условий для конкуренции при принятии нормативных актов, ограничивающих права отдельных групп предприятий, затрудняющих ведение инновационной деятельности; определение принципов контроля за преференциями отдельным компаниям, критериев выявления тех преференций, которые оказывают существенное искажающее влияние на состояние конкурентной среды и могут ограничить мотивации компаний к реализации инновационной стратегии развития; регулярная оценка существующих барьеров для инновационной деятельности и сопоставление их уровня между российскими регионами.
Постепенно будут сокращаться масштабы государственной поддержки неэффективных компаний, в случае их высокой социальной значимости будет усиливаться инновационная направленность мер поддержки таких компаний в сочетании с мерами по реструктуризации бизнеса на основе разделения рисков с частными инвесторами.
Представители государства в Советах директоров и наблюдательных советах компаний с государственным участием будут формулировать четкие требования к инновационной политике компаний и контролировать их выполнение. Инвестиционные программы и планы развития компаний с государственным участием, естественных монополий будут подлежать качественной экспертизе.
Второе, совершенствование регулирования рынков продукции (услуг), отраслевого регулирования для обеспечения благоприятных условий для распространения передовых технологий. Одна из необходимых мер – регулярная оценка нормативных барьеров для распространения критических технологий в экономике и определение планов последовательных действий по совершенствованию регулирования. Для определения направлений совершенствования регулирования, оценки достигнутого прогресса, будет существенно активизирована работа с отраслевыми бизнес-ассоциациями, с российскими и иностранными инвесторами. Существенное место в совершенствовании регулирования и настройке инструментов стимулирования инноваций должны занять технологические платформы, формирование и реализация которых основывается на партнерстве бизнеса, науки и государства.
Третье, развитие системы технического регулирования, предусматривающее решение следующих задач:
Четвертое, вовлечение в оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), созданные при финансовой поддержке государства. Для этого будет обеспечено:
Пятое, совершенствование налоговых условий для ведения инновационной деятельности, предусматривающее стимулирование расходов компаний на технологическую модернизацию; снижение уровня налоговой нагрузки на малые и средние инновационно-активные предприятия, а также на новые высокотехнологичные предприятия.
Шестое, интенсификация усилий по улучшению инвестиционного климата. Среди важнейших мер, которые будут предприняты:
Седьмое, стимулирование притока квалифицированных специалистов, включая внесение изменений в законодательство, направленных на упрощение в их отношении миграционного режима.
ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО
Система государственного управления и предоставления государственных услуг населению должна быть модернизирована в соответствии с требованиями инновационного развития. С инновационным человеком и инновационным бизнесом должно взаимодействовать эффективное «инновационное государство».
Модернизация будет
1. Повышение «инновационности» самого государства. В рамках этого
направления будут реализованы меры по совершенствованию на основе использования современных технологий системы государственного управления, созданию в системе государственных закупок необходимых стимулов и механизмов, позволяющих увеличить долю закупаемой инновационной продукции, стимулирование инноваций в социальной сфере,
2. Повышение открытости
государства, усиление его
В системе государственного управления будут широко внедряться новые инновационные технологии, в том числе в рамках создания «электронного правительства». На основе современных технологий управления, будут пересмотрены способы и инструменты реализации государственных функций.
В этих целях на основе Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации будет реализовываться государственная программа «Информационное общество», в рамках которой будут предусмотрены необходимые мероприятия по завершению перевода основных услуг, предоставляемых государством населению, в электронную форму, развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, внедрению информационных технологий в систему госуправления, повсеместному внедрению электронного документооборота.
В рамках формирования Государственной автоматизированной системы «Управление» (ГАСУ) будут созданы эффективные механизмы обмена информацией в системе государственных органов в режиме реального времени, формирования общедоступных информационных ресурсов по различным направлениям реализации государственной политики. Будет достигнут качественно иной уровень открытости информации о деятельности органов власти для общества и бизнеса.
Будет обновляться кадровый состав государственных органов за счет постоянного обмена с частным сектором и сектором НКО квалифицированными специалистами, способными эффективно использовать в государственном управлении новые технологические и управленческие решения. Будет модернизирована система переподготовки и повышения квалификации государственных служащих:
Информация о работе Инновационные сферы в России в современных рыночных условиях