Инновационные сферы в России в современных рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе функционирования национального хозяйства актуальной задачей является переход от сырьевой модели развития экономики к инновационо–ориентированной. В «Стратегии развития России до 2020 года» в этой связи указано: «Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития» .
Цель курсовой работы заключается в выявлении тенденций развития инновационных сфер в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. ИННОВАЦИОННЫЕ СФЕРЫ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ…………………………….6
1.1. Стратегия инновационного развития России…………………….. 6
1.2. Человеческий потенциал…………………………………….………13
1.3. Научная деятельность………………………………………………18
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СТРУКТУР………. 23
2.1 Инновационный характер образования…………………………..23
2.2 Обучение инновационному предпринимательству. Формирование культуры инноваций…………………………………………………………..34
2.3 Инновационная среда……………………………………………….37
ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО………………..42
3.1 Внедрение инноваций в системе государственного управления…. 42
3.2. Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и социальной сфере………………………………………………………………..45
3.3 Инновационная политика на региональном уровне……………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..….59

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Состояние инновационной сферы.docx

— 186.37 Кб (Скачать)

Сохраняется и достаточно низкий уровень цитирования работ  российских ученых, что говорит о недостаточной их востребованности мировым научным сообществом.

Государственная власть пока в целом неинновационна, и при  этом не достигла значимых успехов в создании «инновационного климата» в стране. Несмотря на значительный масштаб предпринятых в последние годы мер по поддержке инновационной активности, переломить сложившиеся негативные тенденции пока не удалось.

Не инновационный характер государства в первую очередь выражается в недостаточном объеме финансирования научной и инновационной сферы. В отличие от стран с развитой инновационной системой недостаточно развита система частно-государственного партнерства в реализации инновационных проектов бизнесом: доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет в России 0,8% (в Германии – 8,8%, в Бельгии – 12,7%). Также недостаточная поддержка оказывается созданию малого инновационного бизнеса.

Отдельной проблемой является неприспособленность системы государственной статистики к целям управления инновационным развитием. Статистические данные, отражающие ключевые параметры инновационного развития становятся доступными с лагом в несколько лет. Сама структура статистических показателей во многом отражает задачи государственного управления индустриальной эпохи и не вполне соответствует задачам текущего дня. Актуальное представление о состоянии и тенденциях развития в инновационной сфере сегодня можно составить в основном по результатам опросов и обследований, которые проводятся не систематически по инициативе общественных организаций и частных компаний.

Действующее государственное  регулирование предпринимательской

деятельности в целом  и инновационной деятельности в  частности пока характеризуется скорее враждебностью по отношению к бизнесу. Это видно как из различного рода рейтингов инвестиционного климата, комфортности ведения бизнеса, «высоты» административных барьеров (интегральный рейтинг Doing Business (Ведение бизнеса): Россия в 2010 году на 130 месте из 183; Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума: Россия в 2010 г. на 63 месте из 133), так и из показателей официальной статистики по созданию новых предприятий. Качество налогового и таможенного регулирования и администрирования носят «репрессивный» по отношению к инновационному бизнесу характер, несмотря на принятые меры по налоговому стимулированию инновационной активности. В целом выросла нагрузка по налоговым и неналоговым платежам на бизнес по результатам перехода от ЕСН к страховым платежам.

При этом в системе государственного управления хоть и недостаточно быстро, но внедряются инновации – безбумажные технологии, предоставление государственных услуг в электронной форме, «электронное правительство».

Инфраструктура инновационной  деятельности в России в целом  сравнительно развита. За последние 10 лет по всей стране при поддержке государства созданы сотни объектов инновационной инфраструктуры – технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, центров коллективного пользования и т.д.

В частности, общее число  ЦКП к концу 2009 года достигло 75, в них

сконцентрировано около 2500 единиц оборудования, общая стоимость  которого составляет более 11 млрд. рублей. В 2009-2011 годах при государственной поддержке на общую сумму 239 млн. рублей было создано более 100 центров трансфера технологий. В рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства создано 34 инновационных бизнес-инкубатора, при этом общие расходы федерального

бюджета составили 863 млн. рублей. Кроме того, действуют более 140 инновационно-технологических  центров и технопарков, в рамках государственной программы создания технопарков в сфере высоких технологий выделены средства на создание 9 технопарков.

Начали действовать технико-внедренческие  особые экономические зоны. Инновационная инфраструктура сформирована практически в каждом вузе. В то же время, эффективность использования инфраструктуры остается пока на недостаточном уровне, прежде всего она ограничена стагнацией спроса на инновации со стороны российских компаний.

 

 

 

Рисунок 1. Позиция России в международном сопоставлении развития науки и

инноваций.

 

      Несмотря на предпринятые Правительством Российской Федерации усилия, в российской экономике не сформировалась окончательно тенденция инновационного поведения бизнеса. Поставленные в предыдущей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года целевые показатели, связанные с расширением инновационной активности компаний реального сектора, в том числе, вследствие замедления роста, обусловленного кризисом 2008 - 2009 годов, в основном не достигнуты. (внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП планировалось довести к 2010 г. до 2%, удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке планировался в 2010 г. На уровне 15% (достигнуто 9,4), удельный вес инновационной продукции в экспорте промышленной продукции планировался в 2010 г. на уровне 12%, удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем их числе должен был составить 15% в 2010 г.),

Созданная за последние году весьма развитая инновационная инфраструктура не задействована в полной мере компаниями реального сектора.

Критическими проблемами инновационного развития сегодня являются

создание мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики  и углублении их кооперации с сектором исследований и разработок, с опорой на созданную и развивающуюся инновационную инфраструктуру.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СТРУКТУР

2.1 Инновационный  характер образования

 

Формирование компетенций  «инновационного человека» должно начинаться еще до школы – во многом именно на этой стадии и в начальной школе закладываются основы навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативность, изобретательность, способность работать в команде, навыки социализации. Дальнейшее образование может эти навыки развивать, но очень редко может сформировать их заново.

В целях обеспечения раннего  раскрытия способностей детей к  творчеству и их подготовки к школьному обучению, будет расширена государственная поддержка дошкольного образования, включая развитие сектора автономных, частных, корпоративных, общественных и семейных детских садов, услуг дополнительного образования и консультирования в муниципальных учреждениях.

 На уровне управления предстоит обновить подходы к формированию и конкурсному распределению государственного и муниципального задания, обеспечивающих выявление и учет актуальных потребностей граждан, в т.ч. расширение спектра услуг и формирование современных критериев их качества. Будет обеспечен рост доли педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих современную квалификацию, через обновление квалификационных требований и формирование современных профессиональных стандартов, обновление образовательных программ, программ повышения квалификации и профессионального сопровождения; совершенствование оплаты труда с опорой на создание современной системы оценки качества и результатов педагогической работы.

Для скорейшего внедрения  указанных инструментов предстоит  на базе наиболее успешно работающих систем дошкольного образования создать «площадки» для стажировки педагогов и управленцев с целью освоения ими инновационных программ развития дошкольного образования. Не менее двух таких площадок при государственной поддержке будет создано в каждом федеральном округе в течение ближайших пяти лет. С учетом возможного расширения числа данных площадок до 2020 г. на их базе предстоит организовать стажировки для абсолютного большинства работников дошкольного образования.

Переход к использованию  новых образовательных технологий и методов в школе будет обеспечен через формирование современных профессиональных стандартов деятельности педагогических и управленческих кадров и обновление квалификационных требований (в том числе, в рамках поддержки создания и функционирования само регулируемых профессиональных организаций). Здесь также предстоит сосредоточиться на подготовке и повышении квалификации педагогических и управленческих кадров:

- обновить образовательные  программы бакалавриата, магистратуры  и

дополнительного образования  по педагогическим специальностям;

- усовершенствовать профессиональную  ориентацию будущих учителей, в том числе имея ввиду приход на педагогическую работу, граждан не имеющих базового педагогического образования, но любящих и умеющих работать с детьми;

- реорганизовать сеть  педагогических вузов в современные  организации и структуры высшего профессионального образования, ориентированные на широкую гуманитарно-педагогическую, информационно-коммуникационную и аналитико-управленческую подготовку;

- создать сеть консультационно-методического  сопровождения профессиональной деятельности педагогов (в том числе, с использованием механизма сетевых профессиональных сообществ).

Также предстоит обеспечить дальнейшее совершенствование стандартов образования, в особенности в части обновления условий осуществления образовательной деятельности. Данные условия должны позволять использовать в образовательных учреждениях самые современные инновационные образовательные технологии и возможности для обновления школьной архитектуры и дизайна.

При этом будет обеспечено качественное повышение эффективности

использования в образовательном  процессе современных информационных технологий и в этих целях – расширены функции школьных и детских библиотек, побуждающие пользователей эффективно использовать все виды информации, включая электронные информационные ресурсы.

Будет расширена практика поддержки на конкурсной основе учреждений общего образования, внедряющих инновационные программы образования, с обеспечением целенаправленного формирования, выявления, апробации, и последующего распространения передовых методик преподавания и лучшей практики их работы, отвечающих задачам инновационного развития в рамках развертывания системы федеральных и региональных инновационных площадок.

Также будет поддержано развитие инфраструктуры углубленного и профильного обучения по программам школьного и дополнительного образования, в том числе системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени, образовательных центров, интегрирующих общее и дополнительное образование, а также предоставляющих возможности профессиональной и предпрофессиональной подготовки (включая возможность присвоения наиболее эффективным из них статуса президентских лицеев). Ключевым условием обеспечения поддержки создания и развития таких школ будет обеспечение полноценной доступности их для одаренных детей из малообеспеченных семей и удаленных и труднодоступных территорий.

Основными направлениями  предоставляемой поддержки станут обеспечение современных условий организации образовательного процесса, в том числе, на основе использования новейших информационных технологий, обеспечение для учащихся широких возможностей для совместной, сетевой, проектной деятельности и учебно- профессиональной коммуникации с молодыми исследователями, включение их в проекты и исследования, реализуемые вузами, в том числе, через грантовую поддержку конкретных проектов и образовательных программ.

Получат дальнейшее развитие системы и механизмы государственно-

общественного управления, финансово-хозяйственной самостоятельности, оценки качества и эффективности деятельности образовательных учреждений, обеспечивающие развитие в образовательных учреждениях духа инициативы и предпринимательства, современного инновационного уклада. Будет обеспечена соответствующая квалификация руководителей учреждений через системы квалификационных требований, подготовки и повышения квалификации, назначения и аттестации, оплаты труда.

Для проведения данных изменений  с учётом региональной принадлежности общеобразовательных учреждений на федеральном уровне предстоит:

- создать в регионах сеть стажировочных площадок для обучения большинства работников системы общего образования;

- сформировать кадровый  резерв системы общего образования,  развивать механизмы регулярной ротации преподавателей и руководящего состава;

- ежегодно совершенствовать  стандарты, аттестационные, лицензионные  и аккредитационные требования с целью продвижения инновационных образовательных технологий, новой школьной инфраструктуры.

Будет обеспечено формирование целостной системы непрерывного

образования, отвечающей требованиям, предъявляемым инновационной экономикой.

Во-первых, в рамках модернизации системы общего и профессионального образования будет обеспечен переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации, самостоятельной и командной работы и иных компетенций инновационной деятельности.

В этих целях в вузах  и других образовательных организациях (в первую очередь – предоставляющих услуги профессионального образования и профподготовки) будет обеспеченно внедрение кредитно-модульных технологий организации учебного процесса с индивидуальными образовательными траекториями для каждого обучающегося.

Во-вторых, будет обеспечена актуализация содержания образовательных программ профессионального, общего и дополнительного образования, с учетом современного мирового уровня научных и технологических знаний, в первую очередь – по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, в ключевых областях естественных и точных наук, и в сфере подготовки управленческих кадров. В части профессионального образования такая актуализация будет опираться, в том числе, на развитие системы взаимодействия образовательных организаций с предприятиями, развивающими высокотехнологичные производства, в т.ч. посредством создания малых инновационных хозяйственных обществ, а также на учет международных стандартов.

Информация о работе Инновационные сферы в России в современных рыночных условиях