Инновационные сферы в России в современных рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе функционирования национального хозяйства актуальной задачей является переход от сырьевой модели развития экономики к инновационо–ориентированной. В «Стратегии развития России до 2020 года» в этой связи указано: «Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития» .
Цель курсовой работы заключается в выявлении тенденций развития инновационных сфер в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. ИННОВАЦИОННЫЕ СФЕРЫ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ…………………………….6
1.1. Стратегия инновационного развития России…………………….. 6
1.2. Человеческий потенциал…………………………………….………13
1.3. Научная деятельность………………………………………………18
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СТРУКТУР………. 23
2.1 Инновационный характер образования…………………………..23
2.2 Обучение инновационному предпринимательству. Формирование культуры инноваций…………………………………………………………..34
2.3 Инновационная среда……………………………………………….37
ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО………………..42
3.1 Внедрение инноваций в системе государственного управления…. 42
3.2. Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и социальной сфере………………………………………………………………..45
3.3 Инновационная политика на региональном уровне……………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..….59

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Состояние инновационной сферы.docx

— 186.37 Кб (Скачать)

При этом будет обеспечено сочетание в современном инженерном образовании наряду с техническими управленческих компетенций, связанных навыками управления производством, маркетингом, логистикой, инжинирингом, системным проектированием.

Одновременно будет предоставлена  возможность получения базовых  знаний в сфере технологий и технологического менеджмента в рамках образовательных программ по экономическим и управленческим направлениям высшего образования.

В этих целях будут реализованы  программы и мероприятия, направленные на обеспечение ключевых российских вузов глобально конкурентоспособными профессорско-преподавательскими кадрами. В частности, актуальной задачей станет выведение уровня оплаты и условий труда профессоров и преподавателей ключевых вузов, ведущих глобально конкурентоспособную исследовательскую деятельность, на уровень международных стандартов.

При этом будет осуществлено дифференцированное повышение расчетных нормативов, устанавливающих уровень финансирования образовательных программ из средств федерального бюджета. Отбор вузов и направлений подготовки в них, в отношении которых будут применяться данные нормативы, будет производиться на конкурсной основе исходя из наличия в данных вузах конкурентоспособных научных школ, подтвержденных международной публикационной активностью профессорско- преподавательского состава соответствующих подразделений, а также их вклада в развитие конкурентного отечественного высокотехнологичного производства.

Будут разработаны и внедрены более эффективные и прозрачные процедуры назначения руководителей учреждений образования, найма и повышения в должности представителей профессорско-преподавательского состава, изменены принципы комплектования профессорско-преподавательского, научного и управленческого состава вузов. Преподавательские и научные должности низшего уровня должны занимать сотрудники, работающие исключительно на временных позициях (контракт на три года с возможностью продления еще на три-шесть лет), а должности среднего и высшего звена (постоянные позиции) должны заниматься на конкурсной основе с обязательным учетом международной публикационной активности претендентов. При этом будет предусмотрено введение дополнительных надбавок к оплате труда преподавателей вузов, ведущих глобально конкурентоспособную исследовательскую деятельность.

Руководящие работники должны обладать компетенциями и опытом, обеспечивающими стимулирование и эффективную поддержку глобально конкурентных исследований, проектов и инициатив.

В ведущих вузах нормой станет использование механизмов оценки

преподавателей с привлечением международного научного сообщества и  с ориентацией на показатели международной публикационной активности, а также механизмов прекращения контракта с преподавателями, не ведущими исследовательскую деятельность на глобально конкурентоспособном уровне, а также руководителей, не обеспечивающих условия для такой деятельности и взаимодействие с производственным сектором. Будут созданы условия для привлечения российскими вузами на постоянную и временную работу иностранных специалистов, а также обеспечен допуск иностранных операторов в те сектора дополнительного профессионального образования, где программы российских образовательных учреждений слабо представлены или вовсе отсутствуют.

В целях повышения доступности  качественного высшего образования  и

расширения его ресурсной  базы будет интенсифицирована работа по расширению масштабов государственной поддержки развития механизмов образовательного кредитования, в том числе магистерских программ и программ дополнительного образования, с учетом возможности кредитования обучения в ведущих международных университетах.

Будут созданы регулярно  обновляемые отраслевые рейтинги высших учебных заведений, факультетов, институтов, ведущих обучение по соответствующим специальностям, исходя из международной публикационной и патентной активности профессорско-преподавательского состава и других принятых в международной практике критериев. При этом будет осуществлен отказ от государственного финансирования обучения в аспирантуре в вузах, в которых такая работа организована не на должном качественном уровне, прекращение государственного финансирования обучения в аспирантуре и магистратуре и закрытие диссертационных советов в вузах по тем специальностям, по которым данные вузы не имеют серьезного научного задела, подтвержденного публикационной и патентной активностью на международном уровне.

С целью развития системы  профессиональной оценки качества подготовки выпускников вузов будет обеспечено формирование практики проведения профессиональных экзаменов, разрабатываемых и проводимых ассоциациями и организациями представителей профессионального сообщества, прохождение которых будет являться условием присуждении квалификация и допуска к профессии по ряду специальностей.

Инновационное развитие предполагает международную интеграцию. Это означает серьезное повышение требований к результатам освоения образовательных программ по иностранным языкам, а также совершенствование измерительных материалов по оценке деятельности образовательных учреждений в этом направлении и примерных образовательных программ всех уровней образования.

Также будет обеспечено максимально  полное распространение международных стандартов на области образования, науки, техники и управления, эффективное стимулирование международной и внутристрановой академической мобильности студентов и преподавателей. Характеристики международной мобильности будут включаться в рейтинги образовательных учреждений. В той же степени будет поощряться мобильность студентов, преподавателей и административных работников внутри страны, практика смены мест учебы и работы в вузах. При этом наличие опыта работы в других вузах, в том числе за рубежом, должна стать одним из критериев при аттестации и определении уровня оплате труда преподавателей и научных работников.

В-третьих, будет расширено  участие представителей высокотехнологичного бизнеса в формировании и реализации образовательных программ высших учебных заведений. В состав наблюдательных (попечительских) советов федеральных и национальных исследовательских университетов будут в обязательном порядке включаться представители инновационного бизнеса, предприятий высокотехнологичных отраслей экономики, активно внедряющих инновации. Будет законодательно урегулирована возможность создания: на базе предприятий (организаций) учреждениями профессионального образования кафедр, осуществляющих обучение студентов; на базе образовательных организаций предприятиями (организациями) факультетов, кафедр, институтов, лабораторий и прочих структурных подразделений с целью обучения действующих или будущих работников в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации.

Будет оказываться государственная  поддержка предприятиям (организациям) создающим на своей базе совместно с учреждениями профессионального образования кафедры, осуществляющие обучение студентов в области критических технологий и приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации.

Объем и эффективность  участия учреждений профобразования  и создаваемых ими инновационных хозяйственных обществ в НИОКР по заказам высокотехнологичных предприятий будет учитываться при рейтинговании учреждений и их структурных подразделений, процедурах аккредитации учреждений, аттестации кадров.

В-четвертых, в рамках национальной программы подготовки кадров в ведущих международных университетах будет организована подготовка нового поколения управленческих кадров в высшем образовании. Будет реализована программа направления перспективных университетских управленческих кадров высшего звена на долгосрочные стажировки и обучение на программах подготовки управленческих кадров в образовании в ведущих зарубежных университетах. Будет создан российский центр по подготовке управленческих кадров в сфере образования, ведущий обучение на уровне магистратуры и аспирантуры, с привлечением на конкурсной основе ведущих мировых вузов в качестве оператора.

В-пятых, в целях активизации  инновационной деятельности в вузах, будет обеспечено предоставление дополнительных налоговых преференций для малых инновационных предприятий, создающихся в целях коммерциализации интеллектуальной собственности вузов России.

Указанные меры будут реализованы  как в рамках федерального регулирования  в текущей работе Миноборнауки России, так и за счет поддержки региональных комплексных проектов модернизации образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.

В рамках поддержки дополнительного  образования важнейшей задачей  на период до 2020 года станет формирование системы переподготовки и повышения квалификации специалистов и управленческих кадров инновационных предприятий, организаций сектора генерации знаний и органов государственного и муниципального управления.

Ключевым условием действенности  такой системы будет не только собственно повышение качества программ переподготовки и повышения квалификации, которые должны быть выведены на уровень передовых международных стандартов, но и создание механизмов, позволяющих эффективно стимулировать специалистов и управленческие кадры к постоянному повышению своей квалификации и интегрировать прохождение переподготовки и повышения квалификации в их жизненные и карьерные траектории.

В этих целях будет создана  система оказания на конкурсной основе государственной поддержки реализации программ обучения и стажировок действующих специалистов предприятий на базе российских и зарубежных образовательных организаций, программ развития корпоративных и отраслевых центров повышения квалификации персонала, а также центров сертификации персонала. Одновременно будет стимулироваться прохождение такими центрами и программами сертификации в соответствующих международных организациях и ассоциациях. Будут приняты меры для открытия российского рынка для зарубежных организаций, предоставляющих услуги по повышению квалификации и сертификации персонала.

Также будет обеспечена поддержка  программ развития центров подготовки персонала, создаваемых отдельными компаниями («корпоративных университетов») и создание на условиях софинансирования из бюджетных и частных источников отраслевых центров повышения квалификации в отраслях экономики, где инновационная продукция создается преимущественно в рамках деятельности малых предприятий с дальнейшей их передачей на основе концессионных договоров в частное управление. На базе этих центров будут создаваться современные эффективные тренинг-программы, необходимые для развития инновационных предприятий (например, в области цифрового проектирования продукции).

В рамках развития системы  послевузовского профессионального  образования, на региональном и местном уровнях будет обеспечена поддержка образовательных программ обучения взрослых, в том числе в области повышения квалификации специалистов и их подготовку по смежным специальностям, а также экономике, праву, иностранным языкам, компьютерным технологиям, инжинирингу, психологии и другим современным областям знания, в том числе в рамках· совершенствования системы переподготовки горожан в связи с реструктуризацией производственных систем и угрозой безработицы, а также реализации образовательных программ для пожилых.

При этом в целях развития послевузовского образования будут  реализованы образовательные программы подготовки и повышения квалификации преподавателей системы образования взрослых.

Будут развиваться механизмы  непрерывного образования на базе сети интернет. В том числе, будут сформированы общедоступные информационные ресурсы в сети интернет, способствующие самостоятельному прохождению желающими программ дополнительного образования, обеспечено развитие систем дистанционного обучения.

Будут созданы механизмы, позволяющих организовывать размещение в сети интернет видео записей лекций в ведущих российских вузах на условиях свободного доступа к ним всех желающих.

В целях повышения доступности  для граждан платных источников информации, специализированным базам данных, расширения навыков граждан в современных технологиях поиска и обработки информации будет в полной мере использован потенциал сети государственных и муниципальных библиотек, которые должны стать одним из важнейших институтов системы непрерывного образования. В этих целях будет осуществлена модернизация стандартов деятельности публичных библиотек и расширен спектр предоставляемых ими услуг.

Важной задачей библиотек  станет обеспечение гражданам доступа  к платным источникам информации, включая российские и международные специализированные базы данных, в том числе, организован доступ к электронным версиям международных научных и научно-популярных журналов. Одной из задач сети публичных библиотек станет развитие навыков граждан в современных технологиях поиска и обработки информации.

При этом в рамках реализации Стратегии развития информационного  общества в Российской Федерации уже к 2015 году доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%.

 

2.2 Обучение инновационному предпринимательству. Формирование культуры инноваций

 

Важной задачей развития системы образования станет ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде.

Информация о работе Инновационные сферы в России в современных рыночных условиях