Досуговая деятельность на предприятиях сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Анимация – сравнительно новое направление курортной деятельности, предполагающее личное участие туристов в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Это явление – порождение конкуренции между курортами, стремящимися разнообразить отдых своих клиентов. В качестве формы аниматоры, как правило, имеют яркие футболки с логотипом отеля и бэджем с именем. Хорошая память на лица, знание иностранных языков, владение актерским мастерством – профессиональная обязанность аниматоров.

Файлы: 1 файл

курсовая анимация.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Все чаще туристы, собирающиеся в путешествие, интересуются не только условиями проживания и экскурсионной программой, но и наличием и уровнем анимационной команды в отеле, пансионате или курортном комплексе.

Анимация – сравнительно новое направление курортной деятельности, предполагающее личное участие туристов в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Это явление – порождение конкуренции между курортами, стремящимися разнообразить отдых своих клиентов. В качестве формы аниматоры, как правило, имеют яркие футболки с логотипом отеля и бэджем с именем. Хорошая память на лица, знание иностранных языков, владение актерским мастерством – профессиональная обязанность аниматоров.

Анимационные бригады работают с туристами на протяжении всего дня: утром приглашают на игровые и спортивно-оздоровительные программы, днем – на театрализованные представления, вечером организуют красочное шоу, празднование дней рождения, вечера знакомства, танцевальные вечера и т.д. Для детей и подростков предлагаются игровые программы, водные аттракционы, экскурсии, конные прогулки, конкурсы, демонстрация художественных и мультипликационных фильмов, работа различных кружков. Особенно популярна такая активность на отдыхе в Турции, Египте, Греции, Испании, на Кипре.

И так целью данной работы будет являться: накопление и закрепление  знаний об анимационно-досуговой деятельности в санаторно-курортных учреждениях.

 

1 СПЕЦИФИКА  АНИМАЦИОННОГО СЕРВИСА В САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Человек, потенциальный потребитель услуг санаторно-курортной отрасли, который выбирает местом проведения своего отпуска санаторий, безусловно, ставит перед собой первоочередную задачу лечения, оздоровления либо реабилитации. Но вместе с тем он хочет и просто отдохнуть, расслабиться, отвлечься от повседневных забот и проблем, получить положительные эмоции и заряд энергии для дальнейшей жизни. Именно психологическое состояние, настроение и эмоции определяют чувство удовлетворенности от проведенного в данном туристском предприятии времени, не говоря уж о том, как эмоциональный настрой сказывается на результатах проведенного лечения.

Важной частью многоплановой деятельности санаторно-курортного заведения, выражением высокой степени ее профессионализма, является организация анимации на курорте. Это является своеобразной и очень действенной формой рекламы, повторного привлечения клиентов и их знакомых, осуществляющей продвижение данного продукта на рынке санаторно-курортных услуг, а, следовательно, повышающей эффективность, доходность и рентабельность предприятия. Неоспоримым фактором повышения конкурентоспособности санатория или пансионата, определяющим выбор в пользу того или иного места лечения и отдыха, может стать новое за рождающееся направление «курортной анимации» в самом широком смысле этого понятия.

Разнообразные культурно-развлекательные, спортивные и лечебно-оздоровительные программы на все вкусы и для всех возрастных категорий делают досуг отдыхающих насыщенным и незабываемым, сюжетно-ролевые игры вовлекают гостей в активный отдых, профессиональные праздники переплетаются с пивными фестивалями, а прекрасно оформленные помещения для процедур и тщательно продуманный интерьер создают атмосферу праздника и комфорта, а не напоминают больничные покои, как часто встречается в предприятиях санаторной отрасли.

Деятельность по разработке и осуществлению специальных  программ проведения свободного времени, своеобразная услуга, целью которой  является повышение качества обслуживания, вовлечение отдыхающего в разнообразные досуговые мероприятия комплекса, оживление программ обслуживания, лечения, отдыха и досуга – так определяют в различных учебных и научных изданиях термин «анимация». Название этого вида деятельности произошло от слова «ANIMATUS» – одушевление. Это –воодушевление, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность, а не примитивный процесс «два притопа, три прихлопа» по вечерам и просмотр очередного фильма. Наиболее интересное определение анимации: анимация – это особый взгляд на процесс, рождающий особый подход к реализации этого процесса. Это когда привычное и обычное выглядит неузнаваемо, ново, привлекательно. Аниматор – это уникальный специалист , знающий секрет возбуждения интереса и привлечения внимания , а не клоун в пансионате , не массовик – затейник в санатории или отеле. Тенденция развития современного рынка услуг (в том числе и санаторно-курортных) такова, что в недалеком будущем анимация вырастет в целую отрасль

человеческой деятельности, и анимация обслуживания примет совершенно иные формы и займет достойное место в структуре каждого предприятия сферы услуг.

Определим для начала основные функции анимации, которые необходимо учитывать в целевом конструировании анимационных программ. Адаптационная позволяет перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой. Компенсационная функция позволяет освободить человека от физической и психической усталости повседневной жизни, а стабилизирующая – создать положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность. Одной из особенно важных для условий санаторно-курортного лечения становится оздоровительная функция анимации, направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленного в повседневной трудовой жизни. Правильно составленные анимационные программы, учитывающие курортную специфику, позволяют не только поднять настроение и тонус отдыхающих, создать оптимистичный настрой на положительный результат лечения, на борьбу с болезнями и веру в свои силы, но и в комфортных условиях отдыха привлечь человека к здоровому образу жизни, в игровой непринужденной атмосфере праздника научить, к примеру, с помощью нехитрой гимнастики избавляться от болей в позвоночнике. Такая анимация может стать лицом санатория и естественным образом дополнить и украсить его лечебно –оздоровительную деятельность.

Учитывая все выше перечисленные функции, а также  информационную, образовательную, совершенствующую и рекламную задачи анимационной деятельности, можно говорить о многообразии ее видов, большой разновидности анимационных программ и мероприятий.

Рассматривая анимационный процесс с точки зрения системного подхода как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении, мы можем выделить несколько видов анимации:

– анимация в движении – удовлетворяет потребность человека в движении в сочетании с приятными переживаниями;

– анимация через переживание – удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

– анимация через общение – удовлетворяет потребности в общении с новыми интересными людьми, обмен жизненным опытом, в открытии внутреннего мира людей и познание себя через общение;

–  анимация через успокоение – удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение , контакт с природой ;

–  культурная анимация – удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно – историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

– творческая анимация – удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

 Представьте себе анимационную программу санатория, сочетающую в себе все эти виды анимации, которую воплощают в жизнь энергичные и доброжелательные, тактичные и высоко-квалифицированные творческие работники анимационной команды, программу, составленную с учетом возрастных особенностей и курортной специфики, и вы несомненно почувствуете разницу между традиционным досуговым сервисом и анимацией нового поколения, помогающей не только повысить прямые экономические показатели работы санатория, но и достигнуть наибольшего восстановительно-оздоровительного эффекта от деятельности всего комплекса в целом.

А это – и  улучшение имиджа учреждения,  и  конкурентные преимущества, и гарантированный  возврат клиентов в данный санаторий, так как в отличие от обычного отдыха в отеле, клиент санатория при удовлетворяющем его уровне медицинских и всех сервисных услуг не будет искать разнообразия , а вернется именно в понравившееся место [1].

 

2 ТРАДИЦИОННЫЕ  ФОРМЫ ОРАГНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Спортивно-массовая работа

Спортивно-массовая работа проводится силами сотрудников, ведающих вопросами ЛФК. Поэтому  руководители двух подразделений (спортивно-массовой работы и организации досуга и  развлечений) должны совместно планировать  свою деятельность и находиться в постоянном контакте.

Спортивно-массовая работа носит оздоровительный характер и не является строго лечебной деятельностью. Однако при занятиях следует соблюдать  основные двигательные режимы.

К формам спортивно-массовой работы следует отнести:

– игры (настольный теннис, большой теннис, волейбол, бадминтон, водное поло, футбол, шахматы и прочее) и спортивные праздники. Они могут проводиться как в спортивных залах и спортплощадках, так и в водоемах. Различают игры малоподвижные, подвижные и спортивные. Подвижные и спортивные игры имеют особенно важное значение в детских лечебно-профилактических учреждениях;

– плавание и гребля;

– ближний туризм – однодневные походы в пределах территории курорта. Проводятся под руководством методиста – специалиста по ЛФК. Общая продолжительность похода не должна превышать восьми часов, а длительность пешеходного маршрута – 15 км;

– спортивные танцы, аэробика, шейпинг,

– зимние и горнолыжные виды спорта (где это позволяет климат и местность) – лыжи, горные лыжи, сани, скейтборды и др.;

– горно-водные виды спорта (рафтинг, каноэ).

Бильярд, шахматы  и другие игры также популярны  и не требуют больших организационных  усилий. Надо отметить, что при предоставлении на прокатной основе они могут  являться источником небольшого дополнительного дохода [2].

 

2.2 Экскурсионная  работа

Экскурсионная работа может осуществляться как  собственными силами, так и с привлечением специализированных организаций. В  первом случае следует иметь в  виду, что эта деятельность лицензируется  и требует наличия квалифицированных, подготовленных и сертифицированных специалистов. Кроме того, необходимы подготовленные по установленной форме карты маршрутов, утвержденные исполнители-гиды и транспорт. Для использования в этих целях собственного транспорта санаторий также должен иметь лицензию на пассажирские перевозки.

В случае привлечения к  экскурсиям специализированных организаций (туристско-экскурсионных фирм) требуется  заключить договор о сотрудничестве, где должны быть оговорены объем  экскурсионной деятельности и маршруты, ответственность за риски и невыполнение обязательств, порядок организации экскурсий, требования к персоналу санатория и формы его участия (сухие пайки, оповещение, транспорт и др.), финансовые аспекты. Туристско-экскурсионная организация должна иметь лицензию на право занятия данным видом деятельности.

Практика показывает, что  на всероссийских курортах для проведения экскурсий лучше привлекать специализированные организации. Одиноко расположенным  здравницам приходится рассчитывать на собственные силы [3].

Аниматоры могут  проводить экскурсии по санаторию, как тематические, так и обзорные. Например, экскурсию на спортивную площадку можно обыграть.  Для  детей можно устроить представления  с героями мультфильмов, делающими  зарядку. Взрослым можно показать силовое шоу. Экскурсии в лечебные корпуса для детей могут проводить клоуны, одетые в разноцветные халаты. Также экскурсии можно проводить за пределами санатория для ознакомления с местностью, презентовать новые рестораны, кафе или катание на лодке.

 

2.3 Вечера отдыха

Вечера отдыха по-прежнему являются самой популярной формой развлечения на курортах. Варианты их проведения могут быть самыми разнообразными (танцевальные вечера, вечера знакомств, дискотеки, танцевальные конкурсы, праздничные  вечера и др.). Проводятся эти мероприятия как собственными силами, так и с привлечением творческих работников со стороны. Для качественной их организации требуются достаточно дорогостоящее оборудование и специально отведенные площадки (закрытые или открытые).

Пример программы 1 дня путевки санатория «Кисегач»

8:00 Подъем.

с 8:30 до 9:00 Лечебная зарядка в спортивном корпусе  с фитнес-тренером под музыку.

с 9:00 до 10:00 Завтрак  с проведением лотереи. Приз –  бесплатное посещение массажного кабинета.

с 10:00 до 13:00 Лечебные процедуры.

с 13:00 до 14:00 Обед.

с 14:00 до 16:00 Тихий  час (подготовка к тематическому  вечеру «Праздник цветов»).

с 16:00 до 16:30 Полдник.

с 16:30 до 18:00 Ароматерапия для  всех желающих. Проводится в релакс-комнате. Под спокойную, умиротворяющую музыку проводятся медитации с использованием арома-масел под руководством опытного мастера.  
Для всех остальных – прогулки по терренкуру.

с 18:00 до 19:00 Ужин.

с 19:00 до 22:00 Тематический вечер «Праздник цветов». Начало праздника: выставка работ клубов по интересам (клуб вязания выставляют вязаные салфетки и скатерти с цветочным орнаментом; клуб художественной лепки – работы из глины на тему «Цветочный сад», кулинарный клуб – выпечка в форме цветов, пирожное, пирожки, клуб флористики – оформление красивых цветочных композиций.) Тема «Цветы – источник красоты». Далее посещение ботанического сада (в санатории), где проходит театрализованное представление «Жизнь растений». Финал праздника в актовом зале: бал цветов (танцы-вальсы), танцы васильков и ромашек, конкурсы на цветочную тематику (оформление композиций из цветов и подручных материалов; викторина на знание цветочных сортов (приз-цветок в горшке на выбор). Награждение участников выставки. Дискотека после награждения. 
с 22 Отдых.

Информация о работе Досуговая деятельность на предприятиях сервиса