Активизация инновационной деятельности в регионах России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:55, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое раскрытие категории "инновационная политика" применительно к РФ, В соответствии установленных планом задач №1- 4.
Объектом исследования являются субъекты инновационной деятельности
Предметом исследования являются производственные инновации, направленные на совершенствование производимых товаров или услуг.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..

1. Обеспечение правового регулирования и защита интересов участников инновационной деятельности……………….

2. Формирование современной эффективной инновационной инфраструктуры……………………………………………………………..

3. Активизация инновационной деятельности в регионах России…………………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………..

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Содержание

     
Введение…………………………………………………………………………….. 
  1. Обеспечение правового регулирования и защита интересов участников              инновационной деятельности……………….
 
  1. Формирование  современной эффективной инновационной  инфраструктуры……………………………………………………………..
 
  1. Активизация инновационной деятельности в регионах России…………………………………………………………………………..
 

Заключение……………………………………………………………… 

Список  использованной литературы………………………………..

2 
 

4 
 

10 
 

13 

18 

21

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Научно-технический  прогресс,  признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с  понятием  инновационного процесса. Он состоит в получении новшества и простирается  от  зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений:  производства, обмена, потребления.

          Существует  множество форм управления  инновациями на самых разных  уровнях: от подразделений корпораций  до государства, в целом призванного  в современных  условиях  осуществлять специальную  экономическую политику.

            Государственная инновационная  политика - деятельность федеральных  органов и органов субъектов  Федерации по определению приоритетов  инновационной стратегии,   регулированию  инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, защите интеллектуальной собственности процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов при осуществлении внешнеэкономических связей в этой сфере

            Основные цели государственной  инновационной политики в Российской  Федерации: 

      • содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновление производства;
      • ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
      • сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
      • содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

     С учетом сегодняшнего состояния экономики  России инновационная политика на современном  этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

     Целью данной работы является теоретическое  раскрытие категории "инновационная  политика" применительно к РФ, В соответствии установленных планом задач №1- 4.

     Объектом  исследования являются субъекты инновационной деятельности

     Предметом исследования являются производственные инновации, направленные на совершенствование  производимых товаров или услуг.  
 
 
 
 
 
 
 

1. Обеспечение  правового регулирования и защита  интересов участников инновационной  деятельности.

     До  рассмотрения аспектов правового регулирования  следует определиться с субъектами между которыми и происходит процесс  взаимодействия.

Субъектами  инновационной деятельности являются:

    1. инновационные предприятия различных форм собственности, осуществляющие, инновации;
    2. владельцы интеллектуальной собственности (авторы открытий, изобретений, промышленных образов, проектов предприятий, установок, технологических процессов, дизайнеры), реализуемой в процессе инновационной деятельности;
    3. инвесторы, вкладывающие капитал в осуществление инноваций (банки, фонды, корпорации, лизинговые фирмы и т.п.);
    4. посредники, обслуживающие инновационный процесс и обеспечивающие его инфраструктуру (консалтинговые и инжиниринговые фирмы, технологические инкубаторы, технопарки, технополисы, информационные центры и т.п.);
    5. государственные органы и органы местного самоуправления, участвующие в управление, координации и регулировании инновационной деятельности;
    6. общественные организации, участвующие в инновационной деятельности или представляющие интересы отдельных ее участников.

       Нормативно-законодательная база  регулирования инноваций достаточно  обширна. Вместе с тем, ее  построение нельзя считать завершенным,  поскольку она постоянно адаптируется  к задачам текущего этапа, некоторые документы, в частности Закон “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ”, находятся на различных стадиях подготовки и рассмотрения.

     В самом общем виде нормативно-законодательная  база включает следующие группы:

    1. документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.).
    2. постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности.
    3. программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и другие косвенные механизмы поддержки.
    4. инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

     Конкретно законодательство об инновационной  деятельности и государственной  инновационной политике состоит  из:

    • федерального закона, "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации";
    • принимаемых в соответствии с ним законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов;
    • относящихся к инновационной деятельности норм Гражданского кодекса Российской Федерации;
    • закона о науке и государственной научно-технической политике;
    • закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации;
    • вступивших в установленном порядке в законную силу на территории Российской Федерации международных договоров и соглашений.

     Из  общего вида, в документах первой группы, как правило, не содержится каких-либо конкретных мероприятий по поддержке инноваций. По своему содержанию их можно разделить на чисто декларативные и определяющие целевые установки государственной политики.

     В декларациях о важности инноваций  и необходимости поддержки инновационной  деятельности недостатка нет, это признавалось всеми институтами власти на различных этапах реформ. В этих документах констатируется снижение в последние годы инвестиционной и инновационной активности в качестве фактора, представляющего угрозу национальным интересам России. Признается важность этой деятельности и необходимость ее государственной поддержки, вообще, и в малом бизнесе, в частности; констатируется необходимость максимально использовать потенциал высшей школы.

     Как это ни странно, но, несмотря на обширность нормативно-законодательной базы, в действующих документах отсутствует согласованная и взаимоувязанная система целей государственной инновационной политики. В Федеральном законе “О науке и государственной научно-технической политике” сформулирована система целей государственной научно-технической политики. Это единственная попытка формирования целостной системы целей, однако результат этой попытки с позиций системности вряд ли можно признать удачным.

     Более четкий подход использован при разработке проекта Закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ”. В нем определены ключевые моменты государственной инновационной политики: цели, принципы, инструменты государственного влияния на инновационные процессы. Однако если рассмотреть данный проект более внимательно, то с тех же позиций системности он, хотя несколько и отличается в положительную сторону от первого, но не без недостатков.

     Вторая  группа документов - небольшая, она определяет самые общие функции государственных ведомств в части регулирования инновационной деятельности. Таких ведомств - три.

     Главное - Министерство экономики. На него возложены  функции разработки инновационной  политики. Оно организует и координирует всю работу по ее формированию, а  в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.

     На  Министерство образования возложены  задачи по активизации инновационной  деятельности в образовательных  учреждениях, направленной на “эффективную реализацию результатов научных исследований и разработок”, проводимых в организациях высшей школы. В свою очередь, на бывший Государственный комитет по поддержке малого предпринимательства была возложена задача разработки предложений по регулированию инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

     Столь очевидное и скудное по содержанию распределение функций - не удивительно. Это является следствием недостатков  законодательства, когда целевые  установки политики не сформированы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности. В результате на практике наиболее активным в поддержке инноваций является Министерство науки и технической политики, которое отвечает за научно-техническую политику и кровно заинтересовано в финансировании как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов.

       Документы третьей группы по своему содержанию охватывают следующие аспекты: программы развития и поддержки инноваций, механизмы прямой и косвенной поддержки этой деятельности, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (в силу важности состав и характеристика работы сложившейся инфраструктуры поддержки будут рассмотрены в отдельном разделе).

     К настоящему времени в структурах, ответственных за оказание государственной поддержки малого предпринимательства, сложилась система среднесрочного планирования мероприятий на основе составления одно-, двухлетних программ и их финансирования на долевой основе бюджетами разных уровней. Программы эти имеют иерархическую структуру (федеральные, региональные, муниципальные), а их цель - согласование действий различных уровней власти и аккумулирование ресурсов для более полного охвата мерами поддержки малого предпринимательства.

     И четвертая группа нормативных документов - инструкции о порядке ведения статистической отчетности. По непонятным причинам государственная статистическая отчетность по инновационной деятельности (использование объектов промышленной собственности, патентование и пр.) предоставляется всеми предприятиями, независимо от формы собственности, кроме малых и совместных. Последние выборочно обследуются по форме № П-2 “Сведения об инвестициях”.[9. 24] Выявить по этой отчетности состояние инновационной деятельности не представляется возможным. Единственная позиция этой формы “Вложения в нематериальные активы” мало что может сказать о содержании процесса. Таким образом, состояние инновационной деятельности в наиболее мобильном сегменте предпринимательства, МБ, органами государственной статистики практически не наблюдается, а следовательно не контролируется органами государственного управления.

     Предварительный анализ нормативно-законодательной  базы позволяет сделать некие  замечания относительно целостности  государственной политики в этой области.[9.]

Информация о работе Активизация инновационной деятельности в регионах России