Инновационная деятельность в АПК РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:16, реферат

Краткое описание

Рост интеллектуальной составляющей производства выводит на первый план вопросы регулирования инновационной деятельности. Стоит задача создать, во-первых, правовые основы функционирования инновационных отношений, во-вторых, стимулы для развития инновационной компоненты в нашей стране.
Вопросы инновационной деятельности являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира. Научно-техническая продукция как результат интеллектуальной деятельности требует создания системы охраны промышленной собственности и является обязательным атрибутом развитых стран.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..….3
Инновационная деятельность в АПК РБ…………………………..4
Государственное регулирование инновационной деятельности...5
Заключение…………………………………………………………..9
Список литературы………………………………………………...10

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 28.09 Кб (Скачать)

    Содержание 
 

    
  1. Введение…………………………………………………………..….3
  2. Инновационная деятельность в АПК РБ…………………………..4
  3. Государственное регулирование инновационной деятельности...5
  4. Заключение…………………………………………………………..9
  5. Список литературы………………………………………………...10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 
 

    Рост  интеллектуальной составляющей производства выводит на первый план вопросы регулирования  инновационной деятельности. Стоит  задача создать, во-первых, правовые основы функционирования инновационных отношений, во-вторых, стимулы для развития инновационной компоненты в нашей  стране.

    Вопросы инновационной  деятельности  являются   ключевыми   для большинства индустриально  развитых стран мира.  Научно-техническая продукция  как результат  интеллектуальной   деятельности   требует создания   системы охраны  промышленной  собственности  и  является обязательным атрибутом развитых стран.

    Государственная инновационная политика - это часть  социально-экономической политики государства, включает в себя основные цели, принципы, направления и методы воздействия государства на участников инновационной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Инновационная деятельность в АПК  РБ 

    Инновационная деятельность в республике находится  в стадии становления. Принятая в 1996 г. программа развития научно - инновационной  деятельности Республики Беларусь позволила  заложить основы законодательного регулирования  в этой сфере. Однако произошедшие за последние годы изменения в экономике  Республики требуют принятия на государственном  уровне решений, соответствующих нынешней экономической ситуации.

    Особенность нашей республики заключается в  том, что мы имеем достаточно мощный научно-технический потенциал, значительные достижения в различных отраслях науки и техники, заделы в фундаментальных  исследованиях. Республика имеет уникальную научно-производственную базу, использование  которой в сложившихся экономических  условиях не эффективно. Ориентация этого  потенциала на реализацию научно-технических  разработок в производстве крайне слаба.

    Агропромышленный  комплекс Беларуси является одной из ведущих отраслей народного хозяйства, обеспечивающей продовольственную безопасность страны. Неслучайно развитию отрасли уделяется пристальное внимание со стороны государства.

    Обеспечена  техническая и технологическая  независимость сельского хозяйства, на строгую научную основу поставлена обеспеченность сельского хозяйства  семенным материалом и племенным  скотом. Разработаны технологические  приемы адаптивного земледелия и растениеводства.

    Основные  направления развития АПК на предстоящие 5 лет определены программой устойчивого  развития села на 2011-2015 годы. Эта программа  представляет собой систему взаимосвязанных  мер и механизмов и включает в  себя мероприятия по повышению эффективности  сельскохозяйственного производства и развития социальной сферы села.

    Главная цель развития АПК в предстоящей пятилетке - повышение эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, обеспечение роста производительности труда на основе технико-технологического обновления отраслей. Для выполнения поставленных задач необходимо усилить инновационное развитие всех отраслей агропромышленного комплекса. Это предполагает поиск новых инновационных подходов в организации бизнеса.

    Основной  целью инновационной политики республики является повышение технологического уровня и конкурентоспособности  производства.

    Инновационная политика в любом государстве, независимо от его экономической мощи, направлена на развитие научно-технического потенциала, обновление существующих и создание новых технологий в различных  отраслях, создание системы коммерциализации научных разработок. В этой связи  не может не тревожить состояние  инновационной политики в республике. Кризисное состояние экономики, неразвитость финансово-кредитной  системы, инфляция вынуждают правительство  принимать меры сугубо временного характера.

    С учетом сегодняшнего состояния экономики  инновационная политика на современном  этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических  укладов в отраслях экономики.

    Инновационная деятельность требует государственной  поддержки и стимулирования, особенно на этапах её становления. Технологические  успехи ряда зарубежных стран стали  возможными отнюдь не только благодаря  силе индивидуальной инициативы. Большую  роль играло и продолжает играть целенаправленное государственное вмешательство  в область инновационной деятельности, включая правовое регулирование  соответствующих процессов. Государственное  регулирование инновационной деятельности рассматривается в развитых странах  как важнейший инструмент развития экономики, как ключевой фактор обеспечения  долгосрочной национальной конкурентоспособности  и устойчивого повышения благосостояния населения. 
 
 
 
 
 

    Государственное регулирование инновационной  деятельности 

    Государство осуществляет все виды регулирования  инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

        Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение  инновационной политики, управление  инновационной деятельностью. Такая  политика разрабатывается на  основе утверждения приоритетного  значения инновационной деятельности  для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

        ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного  регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

  • развитие рыночных отношений,
  • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
  • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
  • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
  • расширение спроса на инновации,
  • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
  • содействие модернизации техники,
  • развитие лизинга наукоемкой продукции,
  • активизация предпринимательства,
  • пресечение недобросовестной конкуренции,
  • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
  • развитие экспортного потенциала страны,
  • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
  • внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

        ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ государственного  регулирования инновационной деятельности:

  • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в инновационные программы;
  • содействие развитию инновационной инфраструктуры,
  • кадровая поддержка инновационной деятельности,
  • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность;
  • моральное стимулирование инновационной деятельности;
  • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
  • содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
  • защита интересов субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

        ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного  регулирования инновационной деятельности:

  • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
  • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
  • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
  • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,
  • снижение отчислений субъектам налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования инновационных программ и проектов.

        НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного  регулирования инновационной деятельности:

  • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
  • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

    Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется по различным направлениям: консультативно-информационная помощь, финансирование, льготирование. Проработаны  и введены в действие механизмы  реализации государственной инновационной  политики:

      • инновационные программы с  определением приоритетных областей;

      • финансирование из госбюджета;

      • привлечение инвестиций под  правительственные гарантии;

      • инвестирование средств в создание и развитие субъектов инновационной инфраструктуры;

      • размещение госзаказов на  закупку продукции, созданной  в результате инновационной деятельности;

      • субсидии на реализацию инновационных  проектов;

      • льготы по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам, а также  в области тарифного и нетарифного  регулирования;

      • предоставление права использования  принадлежащего государству имущества,  в том числе ОИС.

      В странах, поощряющих инновационную  активность, применяются разнообразные  способы стимулирования, создающие  в совокупности льготный режим  для такого рода деятельности. Для развития собственной инициативы, а также повышения ответственности  за качество и конкурентоспособность  новой продукции поддержка в  абсолютном большинстве случаев  оказывается на небезвозмездной основе. Во-первых, она предоставляется на время осуществления инновационной деятельности (с момента создания инновации, получения правовой охраны в качестве объекта промышленной собственности, начала производства) до получения прибыли. Распространена практика налогового кредита, когда льготы фактически означают отсрочку уплаты налогов. Во-вторых, государственное финансирование предоставляется в ограниченном объеме, при этом ставится условие использования субъектом собственных или заемных средств либо привлечения им частных вкладов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 
 

    Таким образом, под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

    Инновационная деятельность требует государственной  поддержки и стимулирования, особенно на этапах её становления. Технологические  успехи ряда зарубежных стран стали  возможными отнюдь не только благодаря  силе индивидуальной инициативы. Большую  роль играло и продолжает играть целенаправленное государственное вмешательство  в область инновационной деятельности, включая правовое регулирование  соответствующих процессов. Государственное  регулирование инновационной деятельности рассматривается в развитых странах  как важнейший инструмент развития экономики, как ключевой фактор обеспечения  долгосрочной национальной конкурентоспособности  и устойчивого повышения благосостояния населения. 

    Государственная инновационная политика - это часть  социально-экономической политики государства, включает в себя основные цели, принципы, направления и методы воздействия государства на участников инновационной деятельности.

Информация о работе Инновационная деятельность в АПК РБ