Инновационная деятельность в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.
Цель работы: изучить и охарактеризовать традиции и инновации в российском образовании.

Оглавление

Введение
Глава 1. Формы и методы обучения
1.1. Организационные формы и системы обучения
1.2. Виды современных организационных форм обучения
Глава 2. Теоретические аспекты инновационных процессов
2.1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация
2.2 Роль инноваций в развитии школы
2.3. Новые педагогические технологии
Глава 3. Инновационная деятельность
3.1. Виды инновационной деятельности
3.2. Направления инновационной деятельность
3.3. Концепция личностно-ориентированного обучения истории
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Инновационная деятельность в школе.docx

— 73.49 Кб (Скачать)

     Введение

     Глава 1. Формы и методы обучения

     1.1. Организационные формы и системы  обучения

     1.2. Виды современных организационных  форм обучения

     Глава 2. Теоретические аспекты инновационных процессов

     2.1. Понятие об инновациях в образовании,  их классификация

     2.2 Роль инноваций в развитии  школы

     2.3. Новые педагогические технологии

         Глава 3. Инновационная деятельность

              3.1. Виды инновационной деятельности

              3.2.  Направления инновационной деятельность

     3.3. Концепция личностно-ориентированного обучения истории

     Заключение

     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Инновационная деятельность в школе

  1. Введение
  2. Формы и методы обучения
  3. Понятие об инновациях в образовании, их классификация
  4. Роль инноваций в развитии школы
  5. Новые педагогические технологии
  6. Инновационная деятельность

    - виды инновационной  деятельности

    - направления инновационной деятльности

    - Концепция личностно-ориентированного обучения истории

    7.заключение 

  Введение

  В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения  в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной  педагогики. Одной из задач современной  школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления  вариативности образовательных  процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

  Современная российская школа - это результат  огромных перемен, произошедших в системе  отечественного образования за последние  годы. В этом смысле образование  не просто часть социальной жизни  общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени  может подтвердить факт своего поступательного  развития таким обилием нововведений и экспериментов.

  Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных  процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

  В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась  в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных  изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти  изменения только в рамках экономических  теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных  процессов, где анализ инновационных  проблем включает в себя использование  современных достижений не только в  области науки и техники, но и  в сферах управления, образования, права  и др.

  Поиски  решения педагогических проблем  инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М.М. Поташника, А.В Хуторского, Н.Б Пугачёвой, В.С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

  Сегодня инновационный поиск вошёл в  “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом  “штатной ситуации “ в системе  жизнедеятельности многих образовательных  учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности  к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.

  Цель  работы: изучить и охарактеризовать традиции и инновации в российском образовании.

  Исторически сложилось, что дети, обучающиеся  в развивающихся, инновационных  учебных заведениях, имеют более  высокий уровень развития по различным  показателям, чем дети из традиционных школ. Именно по этой причине родители часто отдают детей в инновационные  школы, не учитывая индивидуальных способностей детей. Слабые дети не всегда осиливают  программу развивающейся школы, они обычно отстают от сверстников. Поэтому в наше время проблема выбора школы, различия между разными  типами и видами школ являются особенно актуальными.

  Современное понятие "образование" связывается  с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

  Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. 

Формы и методы обучения

§ 1. Организационные  формы и системы  обучения

Организационная форма обучения –  специальная конструкция  процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приёмами, средствами, видами деятельности учащихся.

  Процесс обучения реализуется только через  организационные формы, которые  выполняют интегративную роль, обеспечивая  объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учитель посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.

§ 2. Виды современных  организационных  форм обучения

В современной дидактике  организационные  формы обучения, включая  обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.

  При фронтальном обучении учитель управляет  учебно-познавательной деятельностью  всего класса, работающего над  единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для  всех темп работы.

  При групповых формах обучения учитель  управляет учебно-познавательной деятельностью  групп учащихся класса. Их можно  подразделить на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые и дифференцированно-групповые, а так же парные работы учащихся.

  Индивидуальное  обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими  учениками. По своей сущности оно  есть не что иное, как самостоятельное  выполнение одинаковых для всего класса или группы задания.

  При коллективной работе наблюдаются следующие  признаки:

  Ø класс осознаёт коллективную ответственность  за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую  оценку;

  Ø организация выполнения задания  осуществляется самим классом и  отдельными группами под руководством учителем;

  Ø действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и  способности каждого ученика  и позволяет каждому проявить себя в общей деятельности;

  Ø есть взаимный контроль и ответственность  каждого перед классом и группой.

  С позиции целостности образовательного процесса основной организационной  формой обучения является урок. Урок – это такая форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный).

  Общепринятой  классификации уроков в современной  дидактике нет. Наиболее разработанной  и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым. Он выделяет:

  Ø комбинированные, или смешанные, уроки;

  Ø уроки по ознакомлению учащихся с  новым материалом;

  Ø уроки закрепления и повторения знаний;

  Ø уроки обобщения и систематизации изученного;

  Ø уроки выработки и закрепления  умений и навыков;

  Ø уроки проверки знаний и разбора  проверочных работ.

Теоретические аспекты инновационных процессов

§ 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация

  Нововведения, или инновации характерны для  любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и  внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом  научных поисков, передового педагогического  опыта отдельных учителей и целых  коллективов. Этот процесс не может  быть стихийным, он нуждается в управлении.

  Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение  нового: новый - впервые созданный  или сделанный, появившийся или  возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к  ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

  Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество  или изменение“. Это понятие впервые  появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых  элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область  знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

  Применительно к педагогическому процессу инновация  означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

  Современное понятие "образование" связывается  с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Информация о работе Инновационная деятельность в школе