Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:26, курсовая работа
Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.
Цель работы: изучить и охарактеризовать традиции и инновации в российском образовании.
Введение
Глава 1. Формы и методы обучения
1.1. Организационные формы и системы обучения
1.2. Виды современных организационных форм обучения
Глава 2. Теоретические аспекты инновационных процессов
2.1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация
2.2 Роль инноваций в развитии школы
2.3. Новые педагогические технологии
Глава 3. Инновационная деятельность
3.1. Виды инновационной деятельности
3.2. Направления инновационной деятельность
3.3. Концепция личностно-ориентированного обучения истории
Заключение
Список литературы
Инновация – ( от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового , с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.( Современный словарь иностранных языков)
Инновационный процесс - это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.
Инновация – это не просто создание…. Распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. (А.И.Пригожин)
Инновационные технологии – это производство ( изобретение) нового для системы образования компонента.
Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах обучения и воспитания.
Нововведение - это процесс введения «новшеств» - таких компонентов или связей, которых раньше не было в образовательной системы школы.
Различаются следующие новшества:
- по предмету изменений (цели, условия, формы организации образовательного и управленческого процессов в школе);
- по глубине преобразований (модифицирующие - обеспечивающие усовершенствование, частичное изменение; комбинированные – новое сочетание традиционных элементов; радикальные – принципиально новые);
- по масштабности ( локальные - частичные изменения в технологии; модульные – целостные изменения в какой-либо из подсистем школы; системные – перестройка всей школы на основе новой идеи);
- по ресурсоемкости ( объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения);
- по уровню разработанности (полностью подготовленные – прошедшие апробации и недостаточно подготовленные новшества) (В.С. Лазарев)
Инновации – радикальные новшества как специфическая форма передового педагогического опыта.
Нововведение – процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое на основе внедрения инноваций.
Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип школьной организации.
Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем ( Т.И. Шамова, Г.М.Тюлю):
-инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
-использование
инноваций приводит к
-внедрение
инноваций вызывает
К инновационным школам могут быть отнесены лишь те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы « от замысла до воплощения», а не просто внедряют готовые разработки. Школа в этом случае одновременно выполняет функции и научной лаборатории, и экспериментальной площадки, и является пространством жизнедеятельности детей и взрослых.
(А.Н. Тубельский )
В качестве инновационной может рассматриваться школа, которая:
- разрабатывает
или реализует отличную от
общепринятой в большинстве
-разрабатывает
принципиально отличное от
-разрабатывает новое содержание и способы деятельности педагога.
Важнейшие составляющие педагогической инновации ( П.Г.Щедровицкий):
-наличие
соответствующего
-наличие
соответствующего проектного
-наличие
соответствующего
Феномен «псевдоновизны» заключается в стремлении к оригинальности любой ценой; прожектерстве; стремлении сделать не столько лучше, сколько иначе.
Псевдоновизна в процессе модернизации образования проявляется в следующих явлениях:
-в подстраивании нововведений под прежние отжившие нормы («приручение новшеств»);
-в формальной смене названий и вывесок;
-в конъюнктурном воссоздании исторических форм учебных заведений;
-в формальном
привлечении в школу
-в массовом
создании различных «
Критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс:
-изменения
проводятся на общешкольном
-изменения
в школе предполагают новый
вариант решения актуальной
-процесс
изменений строится на основе
соответствующей
-изменения
происходят в контексте
-изменения
касаются принципиальных
-изменения
обусловливают новое
-изменения
носят системный и
К инновационным школам – школам, направленным на обновление, творчество, саморазвитие могут быть отнесены:
-авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории, т.е. школы с устойчивой и системной инновационной деятельностью;
-экспериментальные и опытно-экспериментальные школы, в той или иной степени сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели ( проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие опытную деятельность в одном или нескольких направлениях;
-поисковые школы с выраженным инновационным потенциалом, стремлением к обновлению, поиском путей «обретения собственного лица».
Инновации в области воспитания:
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юнлшеской среде.
-Инновационные программы воспитания:
Федеральные «Мой выбор», «Школа против насилия», «Растим патриотов»;
Целевые программы: «Здоровье»,»Мое Отечество», «Моя семья», «Интеллект», «Культура».
-Концепции воспитания с учетом нормативных документов, достижений психолого-педагогической науки, инновационного опыта, местных условий и возможностей,
-Обновление содержания воспитания: экономическое образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание, предпрофильная подготовка, национальная культура, личная профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.
-Инновационные технологии воспитания:
-национально-образовательные;
- создание
развернутой системы
-телевизионные
(ток-шоу, круглые столы,
-информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека);
-нестандартные технологии ( импровизация, дни науки культуры, интеллектуальный марафон);
-различные варианты школы полного дня;
-создание
гувернерской службы внутри
-социальное проектирование.
ВИДЫ ИННОВАЦИЙ
ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ | ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ | ИННОВАЦИИ В ПОГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ КАДРОВ | |
-Это
новшества, направленные на привлечение
представителей общества к управлению
образовательными учреждениями:
· Маркетинговые исследования в практике школ; · создание системы автоматизации школьного управления; · создание проблемных групп и кафедр внутри школы; · создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями; · создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия школ (как правило, на селе); · введение ваучеров в системе повышения квалификации.
|
-Это
новые методики преподавания, новые способы
организации содержания образования,
интеграционные межпредметные программы,
методы оценивания образовательного результата:
Гуманиэация оценочной деятельности
|
-Это
новые методики преподавания , новые способы
организации занятий, новые программы
переподготовки кадров, ориентированные
на изменения требований к качеству образования:
-дистанционное обучение; -создание сетевых структур; -тьюторство; -создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп(менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы):
Развитие профессиональной компетентности администрации(менеджеров) Формирование профессиональной компетенции учителей Диагностика потребностей учителей в повышении квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей Планирование профессиональной карьеры учителей Обучение учителей основам компьютерной грамотности Создание проблемных творческих семинаров, стратегических команд Подготовка учителей к участию в экспериментальной и инновационной деятельности Организация системы наставничества Повышение психологической компетентности педагогов, проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов(актерское мастерство, психодрама.,игровая деятельность Разработка портфолио педагога Привлечение преподавателей вузов для работы с одарёнными детьми Создание компьютерной базы данных о передовом опыте Совершенствование форм материального и морального поощрения, стимулирования педагогов, разработка критериев оценки их деятельности |
ИННОВАЦИИ
Технологические | Методические | Организационные | Экономические | Социальные | Юридические |
Новшества касаются различных технических средств и оборудования, используемого в обучении ( компьютерные технологии, сеть Интернет ) | Новшества в сфере образования, охватывающие процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров | Освоение новых форм и методов организации педагогического труда, предполагающие изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп ил отдельных лиц ( вопросы комплектования различных классов, групп, способов работы в классах, школьных и внешкольных коллективах) | Инновации охватывают положительные изменения в финансовой, платежной, бухгалтерской областях, а также в планировании , мотивации и оплате труда и оценке результатов деятельности в образовании | Формы
активизации человеческого |
Новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений |
ИННОВАЦИИ
Внутрипредметные | Общеметодические | Административные | Идеологические |
Инновации,
реализующие внутри предмета, что
обусловлено спецификой его преподавания
( переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий) |
Внедрение
в педагогическую практику нетрадиционных
педагогических технологий, универсальных
по своей природе
(разработка творческих заданий учащихся, проектная деятельность) |
Решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности | Инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций |