Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:15, реферат
В настоящее время наблюдается новый этап в развитии научной деятельности, который характеризуется ежегодным увеличением финансирования фундаментальных и прикладных исследований, ускоренным освоением нововведений за счет стимулирования интеграции науки с частным сектором, всемерное содействие развитию инновационной деятельности, ориентация научно-технического потенциала на решение насущных экономических и социальных задач.
Введение
В настоящее
время наблюдается новый этап
в развитии научной деятельности,
который характеризуется
Инновация - это
коммерциализованное новшество, обладающее
высокой эффективностью. Является конечным
результатом интеллектуальной деятельности
человека, его фантазии, творческого
процесса, открытий, изобретений и
рационализации. Она характеризуется
введением на рынок продукции (товаров
и услуг) с новыми потребительскими
свойствами или качественным повышением
эффективности производственных систем.
Понятия «изменения» и «
Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934).
В рамках альтернативного
подхода другие понятия используются
как часть определения
1.Инновационная деятельность за рубежом
1.1. Модели инновационной деятельности развитых стран.
В мировой практике используются различные виды налоговых льгот, стимулирующие инновационную деятельность:
- предоставление налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;
- «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;
- льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;
- снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;
- связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;
- льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости оборудования, передаваемого вузам, НИИ и другим инновационным организациям;
- вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;
- зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.
В настоящее время можно выделить три типа моделей инновационной деятельности развитых стран:
1) ориентация на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);
2) ориентация на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);
3) ориентация
на стимулирование нововведений путем
развития инновационной инфраструктуры,
обеспечения восприимчивости к достижениям
мирового научно-технического прогресса,
координации действий различных секторов
в области науки и технологий (Япония,
Южная Корея).
1.2. Инновационная деятельность в США
За последние
годы существенные изменения претерпевают
НИОКР США. На первый план выдвигаются
задачи по усилению связи науки и
техники, повышению степени приложимости
фундаментальных научных
Многие федеральные
научные исследования и опытно-конструкторские
разработки проводятся в США негосударственными
организациями благодаря
В науку и технику вовлекаются фактически все штаты. При этом более 90% федеральных исследований курируются Министерством обороны, Министерством здравоохранения и медицинского обслуживания, Министерством энергетики, Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Национальным научным фондом и Министерством сельского хозяйства. Свой вклад в финансирование вносят также Министерство торговли, Министерство внутренних дел. Министерство транспорта и Управление по охране окружающей среды.
В США большая часть НИОКР финансируется и осуществляется частным сектором промышленности. Но параллельно создана система трансферта результатов НИОКР, выполненных в университетах и федеральных научных центрах.
Как известно, американские
университеты - это своеобразные интеллектуальные
центры, в которых фундаментальные
и прикладные исследования тесно
связаны с подготовкой
В соответствии
с законодательством США
Основным достоянием университетов является интеллектуальная собственность, коммерческая реализация которой служит стимулом и дополнительным источником доходов. Для осуществления на практике политики в вопросах интеллектуальной собственности созданы офисы по лицензированию и трансферу технологий.
Действующие положения и правила (в соответствии с федеральным законодательством) достаточно жестко регламентируют права и обязанности сотрудников. В частности, накладываются ограничения на дополнительную работу вне стен университета для тех, кто занят на полной ставке, устанавливаются обязанности раскрывать все патентоспособные изобретения, ежегодно отчитываться об источниках и размерах полученных вознаграждений. Работа по анализу технологии идет при тесном сотрудничестве с изобретателем. В среднем по университетам США считается хорошим показателем, когда на 50% разработок оформляются заявки на патент.
Деятельность
университетских инновационных
офисов находится под постоянным
контролем различных
Следует отметить, что за последние 30 лет восторженные представления о способности американских компаний управлять технологиями несколько поколебались. В 70-е годы технологический уровень США был действительно значительно выше, чем во всех других промышленно развитых странах. По некоторым оценкам, технологический разрыв постоянно увеличивался благодаря присущему именно американцам особому умению организовать технологическое развитие и управлять им. Сегодня ситуация резко изменилась: натиск японских и европейских конкурентов угрожает технологическому лидерству Америки, что вызывает большую озабоченность правящих кругов.
Правительственная поддержка малого инновационного предпринимательства США выражается цифрой 5.4 млрд. долл., частная - 0.9 млрд. долл. Формы поддержки разные. Например, по линии правительства это займы (0.8 млрд. долл.), государственные инвестиции (3.1 млрд. долл.) и разделение стоимости (затрат) с малыми предприятиями (0.6 млрд. долл.). К формам частной поддержки в основном относится так называемые рисковые венчурные фонды (0.75 млрд. долл.), а также частные инвестиции (0.15 млрд. долл.). Законодательством США определено, что федеральные ведомства, чей бюджет на науку превышает 100 млн. долл., должны отчислять определенный процент на поддержку малых инновационных предприятий. Размер отчислений постоянно растет.
Национальная
ассоциация венчурного капитала США
подвела некоторые итоги
2.Организация и управление наукой в США
В США существует
множество различных
Наибольшее значение
для развития американских НИОКР
имеет Министерство обороны. На него
приходится более 46% расходуемого государственного
бюджета в области научных
исследований. В его подчинении 68
научно-исследовательских
Министерство
здравоохранения - второе по значению
ведомство США по проведению НИОКР.
На него приходится более 10% государственных
затрат на научные исследования. Оно
включает в себя: национальный институт
здоровья, 13 научно-исследовательских
института по всей территории США
и 7 программно-ориентированных
Национальный
научный фонд (ННФ) - единственное ведомство,
чья область интересов не ограничена
специальными исследованиями. Это всеобщий
орган для фундаментальных