Инновационная деятельность за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:15, реферат

Краткое описание

В настоящее время наблюдается новый этап в развитии научной деятельности, который характеризуется ежегодным увеличением финансирования фундаментальных и прикладных исследований, ускоренным освоением нововведений за счет стимулирования интеграции науки с частным сектором, всемерное содействие развитию инновационной деятельности, ориентация научно-технического потенциала на решение насущных экономических и социальных задач.

Файлы: 1 файл

готовый реф.docx

— 33.93 Кб (Скачать)

Введение

В настоящее  время наблюдается новый этап в развитии научной деятельности, который характеризуется ежегодным  увеличением финансирования фундаментальных  и прикладных исследований, ускоренным освоением нововведений за счет стимулирования интеграции науки с частным сектором, всемерное содействие развитию инновационной  деятельности, ориентация научно-технического потенциала на решение насущных экономических  и социальных задач.

Инновация - это  коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого  процесса, открытий, изобретений и  рационализации. Она характеризуется  введением на рынок продукции (товаров  и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены  вместо понятия «инновации».

Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что  особенность инновации в том, что она позволяет создать  дополнительную ценность, позволяет  инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она  успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической  инновации было разработано Йозефом  Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934).

В рамках альтернативного  подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение - или использует что-то уже существующее новым образом - для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Инновационная  деятельность за  рубежом

1.1. Модели инновационной деятельности развитых стран.

   В мировой практике используются различные  виды налоговых льгот, стимулирующие  инновационную деятельность:

   - предоставление налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

   - «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

   - льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

   - снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;

   - связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

   - льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

   - уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости оборудования, передаваемого вузам, НИИ и другим инновационным организациям;

   - вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

   - зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

   В настоящее время можно выделить три типа моделей инновационной деятельности развитых стран:

   1) ориентация на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);

   2) ориентация на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

   3) ориентация на стимулирование нововведений путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея). 

1.2. Инновационная деятельность  в США

За последние  годы существенные изменения претерпевают НИОКР США. На первый план выдвигаются  задачи по усилению связи науки и  техники, повышению степени приложимости фундаментальных научных знаний. Значительно увеличиваются федеральные  инвестиции в высокоокупаемые прикладные исследования и разработки с упором на такие технологии, которые способны породить новые производства и перестроить  прежние. Укрепляется сотрудничество государства и частного бизнеса. Разнообразнее становятся стимулы для активного привлечения частных инвестиций в науку, включая использование налогового кредита на НИОКР, налоговую скидку на прирост стоимости капитала, предприятия и т.д.

Многие федеральные  научные исследования и опытно-конструкторские  разработки проводятся в США негосударственными организациями благодаря контрактам и грантам. Промышленные фирмы осуществляют большой объем работы (часть которой  приходится на прикладные исследования) по контрактам под государственным  надзором. В области фундаментальных  исследований, которые обычно финансируются  федеральным правительством через  выделение грантов, доминируют университеты. Широкое использование контрактов и грантов является ключевым аспектом в системе НИОКР США. Через  них федеральное правительство  обеспечивает работой лучшие научно-исследовательские  организации и талантливых ученых, ставя перед ними научно-исследовательские  и опытно-конструкторские задачи. Это делает систему США более  гибкой по сравнению со многими национальными  аналогичными системами, которые в  основном охватывают государственные  лаборатории и институты.

В науку и  технику вовлекаются фактически все штаты. При этом более 90% федеральных  исследований курируются Министерством  обороны, Министерством здравоохранения  и медицинского обслуживания, Министерством  энергетики, Национальным управлением  по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Национальным научным  фондом и Министерством сельского  хозяйства. Свой вклад в финансирование вносят также Министерство торговли, Министерство внутренних дел. Министерство транспорта и Управление по охране окружающей среды.

В США большая  часть НИОКР финансируется и  осуществляется частным сектором промышленности. Но параллельно создана система  трансферта результатов НИОКР, выполненных  в университетах и федеральных  научных центрах.

Как известно, американские университеты - это своеобразные интеллектуальные центры, в которых фундаментальные  и прикладные исследования тесно  связаны с подготовкой специалистов. Объемы государственной поддержки  проводимой здесь научно-исследовательской  работы (вне зависимости от того, является ли заведение частным или  государственным) значительно выше, чем в других странах, а степень "рационального использования" результатов интеллектуальной деятельности сотрудников самая высокая в  мире. Университетские научно-исследовательские  проекты получают финансовую поддержку  от федерального правительства в  форме грантов, контрактов, соглашений.

В соответствии с законодательством США выработаны нормативные документы, регламентирующие цепочку процедур от правил подачи заявок на НИОКР, определения их стоимости (прямые и косвенные затраты) до лицензирования результатов и распределения  доходов. При этом политика в области  НИОКР строится исходя из принципов  и приоритетов, заложенных в уставных документах университетов. Базисным элементом  политики является право собственности  последних на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в процессе выполнения НИОКР, и это право  закреплено федеральным законодательством. Уже на этапе подписания контракта  с персоналом (о приеме на работу) оговаривается, что сотрудники, принимающие  участие в проектах, финансируемых  из федерального бюджета, должны предоставлять  университету все, по их мнению, патентоспособные результаты и выполнять необходимые  процедуры, связанные с патентованием  и возможным лицензированием. Название изобретения также является собственностью университета. Соблюдение этих норм контролируется Попечительским советом. В свою очередь, университет берет на себя обязательства, связанные с патентованием и лицензированием (если экспертиза подтвердит целесообразность) и выплатой определенной доли лицензионных платежей (если таковые будут поступать).

Основным достоянием университетов является интеллектуальная собственность, коммерческая реализация которой служит стимулом и дополнительным источником доходов. Для осуществления  на практике политики в вопросах интеллектуальной собственности созданы офисы  по лицензированию и трансферу технологий.

Действующие положения  и правила (в соответствии с федеральным  законодательством) достаточно жестко регламентируют права и обязанности  сотрудников. В частности, накладываются  ограничения на дополнительную работу вне стен университета для тех, кто  занят на полной ставке, устанавливаются  обязанности раскрывать все патентоспособные изобретения, ежегодно отчитываться об источниках и размерах полученных вознаграждений. Работа по анализу технологии идет при тесном сотрудничестве с изобретателем. В среднем по университетам США  считается хорошим показателем, когда на 50% разработок оформляются  заявки на патент.

Деятельность  университетских инновационных  офисов находится под постоянным контролем различных правительственных  структур США. Ежегодно Ассоциация менеджеров университетских технологий собирает и обрабатывает соответствующую  информацию и публикует отчет  о деятельности инновационных офисов в стране.

Следует отметить, что за последние 30 лет восторженные представления о способности  американских компаний управлять технологиями несколько поколебались. В 70-е годы технологический уровень США  был действительно значительно выше, чем во всех других промышленно развитых странах. По некоторым оценкам, технологический разрыв постоянно увеличивался благодаря присущему именно американцам особому умению организовать технологическое развитие и управлять им. Сегодня ситуация резко изменилась: натиск японских и европейских конкурентов угрожает технологическому лидерству Америки, что вызывает большую озабоченность правящих кругов.

Правительственная поддержка малого инновационного предпринимательства  США выражается цифрой 5.4 млрд. долл., частная - 0.9 млрд. долл. Формы поддержки  разные. Например, по линии правительства  это займы (0.8 млрд. долл.), государственные  инвестиции (3.1 млрд. долл.) и разделение стоимости (затрат) с малыми предприятиями (0.6 млрд. долл.). К формам частной  поддержки в основном относится  так называемые рисковые венчурные  фонды (0.75 млрд. долл.), а также частные  инвестиции (0.15 млрд. долл.). Законодательством  США определено, что федеральные  ведомства, чей бюджет на науку превышает 100 млн. долл., должны отчислять определенный процент на поддержку малых инновационных  предприятий. Размер отчислений постоянно  растет.

Национальная  ассоциация венчурного капитала США  подвела некоторые итоги венчурных  инвестиций в экономику страны за период с 1970 по 2000 г. Венчурный капитал  способствовал созданию 7.6 млн. рабочих  мест, а общий доход компаний с  таким капиталом на конец 2000 г. превысил 1.3 трлн. долл. Производство в этих компаниях  составляет 13.1% от объема валового внутреннего  продукта в США в 2000 г. Инвестиции в большинстве своем шли в  компьютерную индустрию, потребительский  рынок, медицину и здравоохранение, а также в промышленные сектора, связанные с коммуникациями, промышленной энергетикой, электроникой и биотехнологиями.

2.Организация  и управление наукой  в США

В США существует множество различных министерств  и ведомств, координирующих и управляющих  деятельностью НИОКР в стране. Государственное стимулирование научно-исследовательских  работ идет через Национальный научный  фонд (НСФ) для общих исследований и для специальных областей - из средств отраслевых министерств  и ведомств. К ним относятся: Министерство обороны, Министерство здравоохранения, Министерство энергетики и Национальное агентство по аэронавтике и космонавтике.

Наибольшее значение для развития американских НИОКР  имеет Министерство обороны. На него приходится более 46% расходуемого государственного бюджета в области научных  исследований. В его подчинении 68 научно-исследовательских центров, институтов и экспериментальных  лабораторий. Оно финансирует университетские  научные программы в области  математики и инжиниринга. Кроме  того, министерство обороны активно  участвует в передаче технологических  трансфертов гражданским предприятиям, что способствует усилению их позиции  на мировых рынках наукоемких производств  и согласуется с общей стратегией научно-технологической политики США.

Министерство  здравоохранения - второе по значению ведомство США по проведению НИОКР. На него приходится более 10% государственных  затрат на научные исследования. Оно  включает в себя: национальный институт здоровья, 13 научно-исследовательских  института по всей территории США  и 7 программно-ориентированных центров. Министерство финансирует исследования в университетах в области  фундаментальной и прикладной медицины и биологии, оказывает поддержку  фармакологическим компаниям в  разработке новых лекарственных  средств.

Национальный  научный фонд (ННФ) - единственное ведомство, чья область интересов не ограничена специальными исследованиями. Это всеобщий орган для фундаментальных исследований во всех областях науки и знаний. Однако, ограниченные финансовые ресурсы (3% государственных расходов на науку) вкладываются, в основном, в поддержку  академических исследований в области  наук о земле: геологию, геофизику, геохимию и гидрологию. В задачу ННФ входит также кооперация и координация  научной деятельности университетов  и промышленности.

Информация о работе Инновационная деятельность за рубежом