Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной работы школьников на уроках информатики и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели я прибегла к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомилась с множеством определений и выяснила какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
самостоятельная работа учащийся учебная
Введение
Глава 1. Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности
1.1 Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности
1.2 Понятие самостоятельная работа и ее функции
1.3 Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся
1.4 Управление самостоятельной деятельностью школьников
Глава 2. Система самостоятельной работы учащихся
2.1 Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся
2.2 Классификация видов самостоятельной работы учащихся
2.3 Организация самостоятельной работы на уроках
2.4 Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся
Заключение
Литература
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.
Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.
В-третьих,
если человек живёт в состоянии
наивысшего интеллектуального напряжения,
то он непременно меняется, формируется
как личность высокой культуры. Именно
самостоятельная работа вырабатывает
высокую культуру умственного труда,
которая предполагает не только технику
чтения, изучение книги, ведение записей,
а прежде всего ума, потребность
в самостоятельной
Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.
Понятие «самостоятельная работа» имеет не одно смысловое значение. Для одних – это форма и метод организации учения, в которой представлена деятельность учителя и деятельность учащихся, для других – специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих – только деятельность учащихся, которая протекает в процессе обучения без непосредственного участия учителя.
Самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
-
в каждой конкретной ситуации
усвоения соответствует
-
формирует у обучающегося на
каждом этапе его движения
от незнания к знанию
- вырабатывает у обучающегося психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении новых познавательных задач;
-
является важнейшим условием
самоорганизации и
-
является важнейшим орудием
Самостоятельная работа может быть представлена выполнением групповых, индивидуальных заданий на занятиях, а также в домашних условиях. Следовательно, главными его признаками при таком подходе являются:
-
выделение для него
-
наличие задания учителя (
-
отсутствие непосредственного
-умственные
и физические усилия учащихся,
направленные на достижение
-результаты работы [8].
Познавательная деятельность осуществляется при выполнении заданий. Самостоятельной можно считать только ту работу, которая требует от учащихся активности и самостоятельности. Эта работа выполняется при отсутствии точного инструктажа, разъяснения со стороны учителя, без контроля в открытой форме за ее выполнением. Учащийся при этом сам для установления, каких- то новых факторов, явлений, сам отыскивает способы решения, применяет знания для установления, каких - то новых фактов, явлений, сам отыскивает способы решения, приходит к новым для него результатам.
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование под влиянием внешних условий может изменяться, нарушаться, если не обеспечивается своевременная корректировка или перестройка системы. Поэтому необходимо управление, которое противодействует дезорганизации системы, поддерживает необходимый порядок. В самом общем виде управление может быть определено как упорядочение системы, т.е. приведение в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде [10].
Необходимость управления следует из структуры педагогической системы. Компонентами педагогической системы являются цели, субъекты, реализующие эти цели, деятельность, отношения, возникающие между её участниками и объединяющее их управление, обеспечивающие единство системы. Утрата любого компонента ведёт к разрушению системы в целом.
Учащиеся
испытывают потребность в педагогическом
руководстве в силу несовершенства
их опыта самостоятельной
Для
полного понимания проблемы необходимо
выявить общее и особенное
в понятиях “управления”, “педагогическое
руководство”, “организация”, которые
часто употребляются как
Исходя
из структуры деятельности, управление
самостоятельной работой
Педагогическое руководство – это управление самостоятельной деятельностью учащегося на этапе ее непосредственного осуществления: предъявление учебной задачи ученику, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий учащегося, оценивание результатов самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности [5].
Таким образом, в процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие в организации педагогического процесса.
II. Система самостоятельной работы учащихся
На уроках информатики с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, то есть представляют систему.
Под системой самостоятельных работ понимают, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.
Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.
При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:
Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.
Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.
При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:
Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.
Информация о работе Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности