Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной работы школьников на уроках информатики и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели я прибегла к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомилась с множеством определений и выяснила какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

Оглавление

самостоятельная работа учащийся учебная
Введение
Глава 1. Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности
1.1 Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности
1.2 Понятие самостоятельная работа и ее функции
1.3 Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся
1.4 Управление самостоятельной деятельностью школьников
Глава 2. Система самостоятельной работы учащихся
2.1 Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся
2.2 Классификация видов самостоятельной работы учащихся
2.3 Организация самостоятельной работы на уроках
2.4 Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 55.88 Кб (Скачать)

Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной  познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно  связаны, но следует выделить самостоятельную  работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом  обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя  к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.

Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим  законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые  практически не могут реализоваться.

В-третьих, если человек живёт в состоянии  наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется  как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику  чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность  в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции[9].

Из  всего ранее сказанного видно, что  самостоятельная работа – это  высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом  целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

 

    1. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся

 

Понятие «самостоятельная работа» имеет  не одно смысловое значение. Для  одних – это форма и метод  организации учения, в которой  представлена деятельность учителя  и деятельность учащихся, для других – специальные задания, предназначенные  для самостоятельного выполнения, для  третьих – только деятельность учащихся, которая протекает в процессе обучения без непосредственного  участия учителя.

Самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

- в каждой конкретной ситуации  усвоения соответствует конкретной  дидактической цели;

- формирует у обучающегося на  каждом этапе его движения  от незнания к знанию необходимый  объем и уровень знаний, навыков  и умений для решения определенного  класса познавательных задач  и соответственного продвижения  от низших к высшим уровням  мыслительной деятельности;

- вырабатывает у обучающегося психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении новых познавательных задач;

- является важнейшим условием  самоорганизации и самодисциплины  обучающегося в овладении методами производственной деятельности;

- является важнейшим орудием педагогического  руководства и управления самостоятельной  познавательной деятельностью обучающегося  в процессе обучения.

Самостоятельная работа может быть представлена выполнением  групповых, индивидуальных заданий  на занятиях, а также в домашних условиях. Следовательно, главными его  признаками при таком подходе  являются:

- выделение для него специального  времени;

- наличие задания учителя (группового, индивидуального);

- отсутствие непосредственного участия  учителя в работе;

-умственные  и физические усилия учащихся, направленные на достижение цели;

-результаты  работы [8].

Познавательная  деятельность осуществляется при выполнении заданий. Самостоятельной можно  считать только ту работу, которая  требует от учащихся активности и  самостоятельности. Эта работа выполняется  при отсутствии точного инструктажа, разъяснения со стороны учителя, без контроля в открытой форме  за ее выполнением. Учащийся при этом сам для установления, каких- то новых  факторов, явлений, сам отыскивает способы  решения, применяет знания для установления, каких - то новых фактов, явлений, сам  отыскивает способы решения, приходит к новым для него результатам.

 

    1. Управление самостоятельной деятельностью школьников

 

Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей  функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.

Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального  типа. Их функционирование под влиянием внешних условий может изменяться, нарушаться, если не обеспечивается своевременная корректировка или перестройка системы. Поэтому необходимо управление, которое противодействует дезорганизации системы, поддерживает необходимый порядок. В самом общем виде управление может быть определено как упорядочение системы, т.е. приведение в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде [10].

Необходимость управления следует из структуры  педагогической системы. Компонентами педагогической системы являются цели, субъекты, реализующие эти цели, деятельность, отношения, возникающие  между её участниками и объединяющее их управление, обеспечивающие единство системы. Утрата любого компонента ведёт  к разрушению системы в целом.

Учащиеся  испытывают потребность в педагогическом руководстве в силу несовершенства их опыта самостоятельной познавательной деятельности. Даже хорошо подготовленным ученикам нужна помощь или консультация учителя, хотя не так часто как  остальным. На каком же этапе учащиеся больше всего нуждаются в педагогическом руководстве? Традиционно считалось, что таким этапом было начало работы. Однако самым значительным для старшеклассников оказался тот этап управления, на котором  процесс познавательной деятельности протекает наиболее интенсивно, т.е. тогда, когда задание уже выполняется. Вряд ли можно объяснить это проявлением  определённых затруднений (хотя иногда они имеют место). Активность, умственное и волевое напряжение, которые  появляются при самостоятельных  действиях, проявляются не только в  сосредоточенности, углубленности  в работу, но и в потребности  общения, направленного на обсуждение возникающих вопросов. Общение необходимо ученику для того, чтобы утвердиться  в собственных поисках, своевременно получить подкрепление или же поделиться с товарищами своими находками, поэтому  потребность в участии учителя  испытывают не только слабые ученики. Учитель действительно не принимает  участия в выполнении задания, но он организует деятельность класса, направляет познавательный процесс, создаёт необходимые условия и настрой, а это важно, чтобы поддержать и “пробу сил” и творческие начинания учащихся, их добровольность и самостоятельность.

Для полного понимания проблемы необходимо выявить общее и особенное  в понятиях “управления”, “педагогическое  руководство”, “организация”, которые  часто употребляются как синонимы.

Исходя  из структуры деятельности, управление самостоятельной работой включает целепологание, планирование, организацию, корректировку и оценку деятельности учащихся, диагностику ее результатов.

Педагогическое  руководство – это управление самостоятельной деятельностью  учащегося на этапе ее непосредственного  осуществления: предъявление учебной  задачи ученику, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных  действий учащегося, оценивание результатов  самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы – это  отбор средств, форм и методов, стимулирующих  познавательную активность, обеспечение  условий эффективности [5].

Таким образом, в процессе управления самостоятельной  деятельностью не последнее место  принадлежит преподавателю, так  как он принимает прямое (затем  косвенное) участие в организации  педагогического процесса.

 

II. Система самостоятельной работы учащихся

    1.  Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся

 

На  уроках информатики с помощью  разнообразных самостоятельных  работ учащиеся могут приобретать  знания, умения и навыки. Все эти  работы только тогда дают положительные  результаты, когда они определенным образом организованы, то есть представляют систему.

Под системой самостоятельных работ  понимают, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.

Всякая  система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном  случае это будет не система, а  случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.

При построении системы самостоятельных  работ в качестве основных дидактических  требований выдвинуты следующие:

  1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
  2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
  3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
  4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.

Однако  одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у  учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать  основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность  самостоятельных работ, а также  методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается  специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и  систематически, а не случайно и  эпизодически.

Только  при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

При отборе видов самостоятельной работы, при  определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как  и во всем процессе обучения, основными  принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

Недооценка  указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены  в процессе ее выполнения многократно  обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

  1. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
  2. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

Информация о работе Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности