Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной работы школьников на уроках информатики и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели я прибегла к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомилась с множеством определений и выяснила какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

Оглавление

самостоятельная работа учащийся учебная
Введение
Глава 1. Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности
1.1 Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности
1.2 Понятие самостоятельная работа и ее функции
1.3 Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся
1.4 Управление самостоятельной деятельностью школьников
Глава 2. Система самостоятельной работы учащихся
2.1 Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся
2.2 Классификация видов самостоятельной работы учащихся
2.3 Организация самостоятельной работы на уроках
2.4 Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 55.88 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

самостоятельная работа учащийся учебная

Введение

Глава 1. Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности

1.1 Самостоятельная  деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура  самостоятельной деятельности

1.2 Понятие  самостоятельная работа и ее  функции

1.3 Самостоятельная  работа как фактор развития  познавательной деятельности учащихся

    1. Управление самостоятельной деятельностью школьников

 

Глава 2. Система самостоятельной работы учащихся

2.1 Дидактические  принципы организации самостоятельной  работы учащихся

2.2 Классификация видов  самостоятельной работы учащихся

2.3 Организация  самостоятельной работы на уроках

2.4 Влияние самостоятельной  работы на качество знаний  и развитие познавательных способностей  учащихся

 

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организация самостоятельной работы, руководство  ею — это ответственная и сложная  работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности  необходимо рассматривать как составную  часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной работы школьников на уроках информатики и  условий их успешной реализации. Для  рассмотрения данной цели я прибегла к анализу различных направлений  в исследовании природы самостоятельности  учащихся в обучении, ознакомилась с множеством определений и выяснила какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

Говоря  о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно  связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность  в познавательной деятельности, научить  их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в  учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством  борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у  них активности и самостоятельности  как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз  переступающий порог школы, не может  еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах  еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

 

I. Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности

 

    1. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности

 

Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот  или иной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять  этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять  и тем более преобразовывать  явления можно только тогда, когда  они достаточно описаны и объяснены. В науке функции управления и  преобразования выполняют предписания, к которым относятся принципы и правила преобразования явлений. Таким образом, познавая предмет  или явление, необходимо ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Выявить функциональную взаимосвязь  его частей, а уже затем описать. Описав предмет или явление, нужно  объяснить их (функциональную взаимосвязь  их частей и структуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем предписать, как управлять  ими, как с помощью определенных операций преобразовать эти предметы и явления.

Самостоятельная работа – это не форма организации  учебных занятий и не метод  обучения. Её правомерно рассматривать  скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации [12].

Основополагающим  требованием общества к современной  школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку  зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять  свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески  применять их в действительности.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что  учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить  их умениями и навыками научной организации  умственного труда, т.е. умениями ставить  цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для  формирования целостной и гармоничной  личности необходимо систематическое  включение ее в самостоятельную  деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий  – самостоятельных работ –  приобретает характер проблемно-поисковой  деятельности [2].

Существует  множество различных направлений  в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в  обучении. Первое направление берет  начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.

В педагогической работе ученые теоретики  в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют  и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств  личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней [3].

Изучая  сущность самостоятельной работы в  теоретическом плане, выделяется 3 направления  деятельности, по которым может развиваться  самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.

Второе  направление берет свое начало в  трудах Я.А. Коменского. Содержанием  его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную  деятельность. При этом предметом  теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь  преподавание, деятельность учителя  без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области  применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных  звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства  и самостоятельности школьника  в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными  материалами для организации  самостоятельной работы школьников на уроке и дома.

Третье  направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.

Однако, существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются 2 варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.

Первая  группа:

  1. содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;
  2. оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;
  3. результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.

Вторая  группа:

  1. содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;
  2. процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;
  3. мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.

Собственно  процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив  – план (действие) – результат[1].

Итак, в социальном плане самостоятельная  деятельность может рассматриваться  в очень широком спектре. В  любом отношении личности к окружающему  миру, в любом виде ее конкретного  взаимодействия со средой.

    1. Понятие “самостоятельная” работа и её функции

 

Анализ  монографических работ, посвящённых  проблеме организации самостоятельной  работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:

Самостоятельная работа – это такая работа, которая  выполняется без непосредственного  участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для  этого время, при этом учащиеся, сознательно  стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий [4].

Самостоятельная работа, на мой взгляд, наиболее полно  определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [6].

Во-первых, в данном определении принимаются  во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

Попробуем более точно определить, что же по-существу входит в понятие “самостоятельная деятельность”.

“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи .

“Самодеятельность”  – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с  личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

“Самоактивация” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

“Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

“Саморегуляция” – изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.

“Самоконтроль”  – необходимый компонент самой  деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне[11].

Во-вторых, акцентируется внимание на том, что  самостоятельная работа связана  с работой школьника в классе и является следствием правильной организации  учебно-познавательной деятельности на уроке.

А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная  работа школьника есть следствие  правильно организованной его учебной  деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное  время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как  некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых  учебных задач. Но в целом это  параллельно существующая занятость  школьника по выбранной им из готовых  программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

В-третьих, самостоятельная работа рассматривается  как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

Информация о работе Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности