Рынок информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:46, реферат

Краткое описание

В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора:
потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг.
Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации.

Оглавление

Глава 1
1. Рынок информации: особенности и проблемы развития
2. Информация как экономический ресурс
3. Информационный продукт и его особенности
4. Виды информационных товаров и услуг
5. Соотношение затрат и результатов производства информации
6. Особенности структуры и регулирования информационного рынка
7. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации
Глава 2
1. Новые информационные технологии
2. Инструментальные информационные технологии
3. Системы искусственного Интеллекта
4. Прикладные информационные технологии рыночной экономики
5. Налоговые информационные системы
6. Технологии управления инвестиционными проектами
Глава 3
1. Защита информации
2. Заключение
3. Список литературы

Файлы: 1 файл

ит.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

очередь  современных, является причиной  разделения  различных  регионов  на «информационно  бедные»  и  «информационно  богатые».  Так,   обеспеченность Лондона   современной   аппаратурой    телексной   связи   равна   256%   от среднеанглийского уровня. Так как в информационно бедных  районах   она  не превышает 50%. Соответствующие показатели  для Франции  составляют  188% и 50%, для ФРГ -  146% и 48%, для Италии - 175%  и 13%. В  80-е   годы  во  многих  странах   начала  проводиться   политика демонополизации  и  дерегулирования,  что  в  свою  очередь   способствовало становлению    разнообразных    рыночных    структур     и    диверсификации информационного  производства.  Широкую   огласку   получила   проводившаяся приватизация  таких  гигантов  информационного   бизнеса,   как   английская корпорация  «Бритиш   телеком»,   японская  «Ниппон  телеграф  &  телефоун», американская «Американ  телефоун & телеграф». Усиление конкуренции  на информационном  рынке повлекло за собой   как

снижение  затрат  на  производство  многих  информационных  товаров,  так  и снижение цен на рынке информации. Так, в преддверии  денационализации  фирма «Бритиш телеком»  снизила  плату  за  пользование   междугородними  каналами телефонной связи на 33%.

Все большую  роль в информационном производстве стали играть мелкие  и

средние предприятия,  используя  такие  свои  преимущества,   как  гибкость,

мобильность, близость к  потребителю.  Например,  в  США   в  середине  80-х годов мелкий и  средний  бизнес  поглощал  50,1%   всех  занятых  в  области обработки данных и обслуживания компьютеров.

Вместе  с  ростом  числа  производителей  на  информационном   рынке

расширяется  круг  предлагаемых  товаров  и  услуг,    повышается   качество

продукции и  обслуживания, т. е. производство становится  более  мобильным  и гибким, что отвечает самому характеру  информационных товаров.

Таким  образом,  на  рынке информации   четко проявились  основные

тенденции  структурных  изменений  и  смены    приоритетов    регулирования, происходившие   в  последнее  время  в  развитых  странах.  В   этой   связи остановимся на  такой  черте,  характерной  для  стран   с  высоким  уровнем экономического и социального развития, как   формирование   так  называемого бесприбыльного сектора  экономики.  Некоммерческие   информационные   службы составляют   значительную  часть    этого   сектора   (библиотеки,   научно- исследовательские   учреждения,    издательские   фирмы,    профессиональные

общества,  правовые  службы  и  т.  д.).  Среди   экономических   концепций,

объясняющих  причины возникновения  и развития  этого  сектора,  выделяются, например,  теории коллективных  благ  и  услуг,  неэффективности   рыночного механизма, потребительского контроля.

Многие  продукты  информационной  деятельности  по   своему   статусу

являются  общественными  благами  (фундаментальные  научные    исследования, государственное управление, национальные сети  коммуникаций  и  т.  д.)  Они обладают  свойствами  неделимости  и  неисключаемости  из  потребления.  Как показывает  мировой  опыт,  на  основе  одних   лишь    рыночных   принципов невозможно выявить и  удовлетворить потребности в такого рода благах.

Как  правило,  государство  берет  на  себя   регулирование   процесса

производства   и  распределения  информационных  продуктов,   без    которых общество не может  нормально  развиваться.  Это  создает  более  или   менее равные  возможности  в  сфере  потребления  информационных  продуктов.  Ведь интересы общества требуют, чтобы  значительная  часть  информации   была  бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на  себя покрытие расходов на обеспечение  доступа  к информации.   Кстати,  отметим, что в ряде  случаев  частный  бизнес   также  заинтересован   в   достаточно простом и дешевом доступе  к  информации, например при проведении  рекламных кампаний.

Неприбыльные  информационные службы в отличие  от  государственных   в

большей  степени  следуют законам рынка. Но  их  деятельность  направлена  не на  замену создаваемых частным бизнесом и  государством  товаров   и  услуг, а     на   возможность   их   альтернативного предоставления потребителю. Одним  из видов формирования доходов  неприбыльного  сектора  является платная   реализация   информационных   продуктов   наряду    с   бюджетными ассигнованиями,   благотворительными  взносами,   операциями    с    ценными бумагами.

Из-за   специфики    информации    как   товара и социальной значимости

информационных  продуктов   при   оценке эффективности   производства и

возможностей  использования  информации  все  чаще  применяются моральные и эстетические  критерии   наряду   с   денежными.   Возможно,   именно это объясняет   высокую     долю     организаций,      занятых    информационной деятельностью, внутри  бесприбыльного  сектора  экономики. Ведь даже в случае предоставления таким организациям  платных  информационных товаров и услуг  преследуются  иные   цели,   нежели   получение   прибыли   денежного вознаграждения:  стремление  достичь  финансовой  независимости,  возмещение затрат  на  разработку  новых  информационных  продуктов,  получение новых знаний, приобретение социального авторитета и т. п. И так, высокая степень     государственного регулирования информационного производства может  быть   объяснена    ролью    государства в производстве многих   информационных  продуктов, которые являются

общественными  благами. С   другой  стороны,  государство   играет   также

немалую роль в  устранении информационных экстерналий.

Экономическая деятельность по производству  информационных  товаров  и

услуг    как   никакая   другая   сопровождается   значительными    внешними

эффектами, т.    е.   выгодой   или   ущербом   для   третьих    лиц    без

соответствующей  оплаты  или   возмещения.   Как   подчеркивает   Й.Стиглиц, информационные  экстерналии в качестве  особого  класса   экстерналий  стали выделяться сравнительно недавно.

Классическим  примером положительных   информационных    экстерналей

является   финансирование   отдельными  фирмами   научных   исследований   и разработок,   результаты  которых  часто  становятся   достоянием   широкого круга  заинтересованных   лиц.   Патенты   или   лицензии   могут   являться средством   устранения   положительных  внешних  эффектов    информационного производства.

К отрицательным  информационным экстерналиям  можно  отнести,

например,  негативное отношение телезрителей к  рекламе, которая  занимает

много эфирного  времени. Соответственно,  разработаны   законодательные

акты, регулирующие рекламный бизнес, во многом  основанные  на  критерия эстетического  или  психологического характера.

Однако  в  силу того что информация представляет   собой   особый  вид

товара, многие специалисты,  обсуждая  проблемы  регулирования  производства

информации,    настроены   пессимистически:   «Стоимость   ее   производства невозможно   полностью    возместить,    как     и   невозможно   эффективно защитить право собственности на любой вид информации».

Как показывает практика, правовые нормы  регулирования  проблем,

связанных  с  интеллектуальной собственностью, еще  недостаточно  разработаны даже в развитых странах. По оценкам экспертов,  в  начале 90-х годов  потери от «пиратства» на рынке информационных  товаров  и  услуг   только  для  США составляли до 17 млрд. долл. ежегодно.

Отношение к интеллектуальной   собственности, сложившееся  в

мировой  практике, очень неоднородно. Всемирная  организация

интеллектуальной собственности, учрежденная в 1967  г.,  определяет  ее  как

права,    относящиеся    к:   литературным,   художественным   и     научным

произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи,  радио  и телепередачам;  изобретениям во всех областях   человеческой   деятельности; научным   открытиям;  промышленным  образцам;   товарным   знакам, знакам обслуживания,  фирменным   наименованиям   и    коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции и все  другие права,   относящиеся   к   интеллектуальной   деятельности в

производственной,  научной, литературной и художественной  областях.

В   соответствии  с  этим  определением  можно  заключить,   что   на интеллектуальную     собственность     распространяется     авторское      и

изобретательское  право. «Научного  права»  в  мировой  практике  не  существует,  что   вызывает проблемы, связанные с приданием товарной  формы  продуктам  интеллектуальной деятельности.  Если  для   материальных продуктов форма представления однозначно связана с внутренней сущностью,  то сущность научного  результата

мало зависит  от формы представления. В то  же  время по  канонам  авторского права  один  и  тот  же   результат,  выраженный  по-разному,  может иметь самостоятельную  ценность.  Она  представляется  не  содержанию,  а  внешней форме, что  предотвращает  копирование,  но  не  препятствует  заимствованию содержания.

В   нашей  стране   существует   только   проект   Закона   “О   научной

интеллектуальной   собственности  и  усилении  ее  охраны”.    По    оценкам

специалистов,    в     этом    проекте    сужено     толкование     сущности

интеллектуальной  собственности.

Также  остаются спорными вопросы денежной оценки в   бухгалтерском  учете нематериальных активов, в состав которых входят и  объекты  интеллектуальной собственности (права  на  изобретения,   права   на  промышленные  образцы, товарные  знаки,  права  на  “ноу-хау”,  т.е.  технический  опыт  и  секреты производства, авторские права,  деловая  репутация   фирмы   и   т.п.). На основании  некоторого  сходства характера участия нематериальных  активов  в процессе   производства   с   основными    или необоротными    средствами применяется  сходная  методика  их  учета:   оценка по первоначальной и остаточной стоимости, начисление  амортизации   и т. д.

Но  при этом продолжительность   существования   нематериальных   активов определяется условно: так, в США и Канаде  срок  использо  вания   определен  в  40  лет, Японии — 5 лет,  Нидерландах,   Швеции,   а  также   в   России  —  10  лет. Денежная оценка деловой  репутации   фирмы  выявляется   только   в   момент распродажи  активов  фирмы,   отсюда возникает  проблема ее оценки в  период текущей деятельности  данной фирмы. Итак,  мы видим, что, с одной  стороны,  регулирование информационных рынков   во   многих  случаях  подчиняется  общим  тенденциям,   с    другой стороны,    особенности   информаций   как    товара    требуют    выработки принципиально    новых     подходов    при     оценке     эффективности   ее производства и возможностей ее использования.

Спрос, предложение  и ценообразование на рынке информации.

По оценкам  экспертов, мировое потребление  информационных продуктов  в   1986 г. превысило триллион долларов с двукратным увеличением к 1990 г.

Несмотря  на тенденцию снижения цен на многие виды информационных

товаров  и  услуг,  информационный  бизнес  растет  быстрыми   темпами,  что свидетельствует   о   значительном   потенциале    спроса    на    продукцию информационного сектора.

Многообразие    видов   информации   предопределяет    широкий    круг

потребителей   информационных  товаров  и  услуг.  В  силу   того   что   на

информацию  предъявляется  и  потребительский   и   производственный  спрос, она  является  предметом  как  индивидуального,  так  и    производственного потребления.   Но  сегодня   основную    массу    информационных продуктов потребляют  именно фирмы, а  не   индивидуальные пользователи. Технология

производства, оперативная   управленческая    информация,    маркетенговые

исследования, деловые   консультации   -   вот    примеры    использования

информационных  продуктов  предприятиями.  В  свою  очередь  прямые  закупки информационных товаров и услуг

населением  в  развитых  странах  составляют  всего  лишь   8%   от   общего

объема продаж информационного сектора. В  свою  очередь  в  структуре  потребительского  спроса   информационные товары  и услуга занимают всё большее место  из-за  происходящих в  обществе социальных и культурных изменений при переходе   на  информационную   стадию развития.    Так,    насыщенность    современного    американского      дома потребительской    электроникой    характеризуется    сегодня     следующими цифрами:  телевизоры  имеют  98%   семей,   цветные  телевизоры    —    95%,

Информация о работе Рынок информации