Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:46, реферат
В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора:
потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг.
Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации.
Глава 1
1. Рынок информации: особенности и проблемы развития
2. Информация как экономический ресурс
3. Информационный продукт и его особенности
4. Виды информационных товаров и услуг
5. Соотношение затрат и результатов производства информации
6. Особенности структуры и регулирования информационного рынка
7. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации
Глава 2
1. Новые информационные технологии
2. Инструментальные информационные технологии
3. Системы искусственного Интеллекта
4. Прикладные информационные технологии рыночной экономики
5. Налоговые информационные системы
6. Технологии управления инвестиционными проектами
Глава 3
1. Защита информации
2. Заключение
3. Список литературы
очередь современных, является причиной разделения различных регионов на «информационно бедные» и «информационно богатые». Так, обеспеченность Лондона современной аппаратурой телексной связи равна 256% от среднеанглийского уровня. Так как в информационно бедных районах она не превышает 50%. Соответствующие показатели для Франции составляют 188% и 50%, для ФРГ - 146% и 48%, для Италии - 175% и 13%. В 80-е годы во многих странах начала проводиться политика демонополизации и дерегулирования, что в свою очередь способствовало становлению разнообразных рыночных структур и диверсификации информационного производства. Широкую огласку получила проводившаяся приватизация таких гигантов информационного бизнеса, как английская корпорация «Бритиш телеком», японская «Ниппон телеграф & телефоун», американская «Американ телефоун & телеграф». Усиление конкуренции на информационном рынке повлекло за собой как
снижение затрат на производство многих информационных товаров, так и снижение цен на рынке информации. Так, в преддверии денационализации фирма «Бритиш телеком» снизила плату за пользование междугородними каналами телефонной связи на 33%.
Все большую роль в информационном производстве стали играть мелкие и
средние предприятия, используя такие свои преимущества, как гибкость,
мобильность, близость к потребителю. Например, в США в середине 80-х годов мелкий и средний бизнес поглощал 50,1% всех занятых в области обработки данных и обслуживания компьютеров.
Вместе с ростом числа производителей на информационном рынке
расширяется круг предлагаемых товаров и услуг, повышается качество
продукции и обслуживания, т. е. производство становится более мобильным и гибким, что отвечает самому характеру информационных товаров.
Таким образом, на рынке информации четко проявились основные
тенденции структурных изменений и смены приоритетов регулирования, происходившие в последнее время в развитых странах. В этой связи остановимся на такой черте, характерной для стран с высоким уровнем экономического и социального развития, как формирование так называемого бесприбыльного сектора экономики. Некоммерческие информационные службы составляют значительную часть этого сектора (библиотеки, научно- исследовательские учреждения, издательские фирмы, профессиональные
общества, правовые службы и т. д.). Среди экономических концепций,
объясняющих причины возникновения и развития этого сектора, выделяются, например, теории коллективных благ и услуг, неэффективности рыночного механизма, потребительского контроля.
Многие продукты информационной деятельности по своему статусу
являются общественными благами (фундаментальные научные исследования, государственное управление, национальные сети коммуникаций и т. д.) Они обладают свойствами неделимости и неисключаемости из потребления. Как показывает мировой опыт, на основе одних лишь рыночных принципов невозможно выявить и удовлетворить потребности в такого рода благах.
Как правило, государство берет на себя регулирование процесса
производства и распределения информационных продуктов, без которых общество не может нормально развиваться. Это создает более или менее равные возможности в сфере потребления информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации была бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на себя покрытие расходов на обеспечение доступа к информации. Кстати, отметим, что в ряде случаев частный бизнес также заинтересован в достаточно простом и дешевом доступе к информации, например при проведении рекламных кампаний.
Неприбыльные информационные службы в отличие от государственных в
большей степени следуют законам рынка. Но их деятельность направлена не на замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров и услуг, а на возможность их альтернативного предоставления потребителю. Одним из видов формирования доходов неприбыльного сектора является платная реализация информационных продуктов наряду с бюджетными ассигнованиями, благотворительными взносами, операциями с ценными бумагами.
Из-за специфики информации как товара и социальной значимости
информационных продуктов при оценке эффективности производства и
возможностей использования информации все чаще применяются моральные и эстетические критерии наряду с денежными. Возможно, именно это объясняет высокую долю организаций, занятых информационной деятельностью, внутри бесприбыльного сектора экономики. Ведь даже в случае предоставления таким организациям платных информационных товаров и услуг преследуются иные цели, нежели получение прибыли денежного вознаграждения: стремление достичь финансовой независимости, возмещение затрат на разработку новых информационных продуктов, получение новых знаний, приобретение социального авторитета и т. п. И так, высокая степень государственного регулирования информационного производства может быть объяснена ролью государства в производстве многих информационных продуктов, которые являются
общественными благами. С другой стороны, государство играет также
немалую роль в устранении информационных экстерналий.
Экономическая деятельность по производству информационных товаров и
услуг как никакая другая сопровождается значительными внешними
эффектами, т. е. выгодой или ущербом для третьих лиц без
соответствующей оплаты или возмещения. Как подчеркивает Й.Стиглиц, информационные экстерналии в качестве особого класса экстерналий стали выделяться сравнительно недавно.
Классическим примером положительных информационных экстерналей
является финансирование отдельными фирмами научных исследований и разработок, результаты которых часто становятся достоянием широкого круга заинтересованных лиц. Патенты или лицензии могут являться средством устранения положительных внешних эффектов информационного производства.
К отрицательным информационным экстерналиям можно отнести,
например, негативное отношение телезрителей к рекламе, которая занимает
много эфирного времени. Соответственно, разработаны законодательные
акты, регулирующие рекламный бизнес, во многом основанные на критерия эстетического или психологического характера.
Однако в силу того что информация представляет собой особый вид
товара, многие специалисты, обсуждая проблемы регулирования производства
информации, настроены пессимистически: «Стоимость ее производства невозможно полностью возместить, как и невозможно эффективно защитить право собственности на любой вид информации».
Как показывает практика, правовые нормы регулирования проблем,
связанных с интеллектуальной собственностью, еще недостаточно разработаны даже в развитых странах. По оценкам экспертов, в начале 90-х годов потери от «пиратства» на рынке информационных товаров и услуг только для США составляли до 17 млрд. долл. ежегодно.
Отношение к интеллектуальной собственности, сложившееся в
мировой практике, очень неоднородно. Всемирная организация
интеллектуальной собственности, учрежденная в 1967 г., определяет ее как
права, относящиеся к: литературным, художественным и научным
произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции и все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в
производственной, научной, литературной и художественной областях.
В соответствии с этим определением можно заключить, что на интеллектуальную собственность распространяется авторское и
изобретательское право. «Научного права» в мировой практике не существует, что вызывает проблемы, связанные с приданием товарной формы продуктам интеллектуальной деятельности. Если для материальных продуктов форма представления однозначно связана с внутренней сущностью, то сущность научного результата
мало зависит от формы представления. В то же время по канонам авторского права один и тот же результат, выраженный по-разному, может иметь самостоятельную ценность. Она представляется не содержанию, а внешней форме, что предотвращает копирование, но не препятствует заимствованию содержания.
В нашей стране существует только проект Закона “О научной
интеллектуальной собственности и усилении ее охраны”. По оценкам
специалистов, в этом проекте сужено толкование сущности
интеллектуальной собственности.
Также остаются спорными вопросы денежной оценки в бухгалтерском учете нематериальных активов, в состав которых входят и объекты интеллектуальной собственности (права на изобретения, права на промышленные образцы, товарные знаки, права на “ноу-хау”, т.е. технический опыт и секреты производства, авторские права, деловая репутация фирмы и т.п.). На основании некоторого сходства характера участия нематериальных активов в процессе производства с основными или необоротными средствами применяется сходная методика их учета: оценка по первоначальной и остаточной стоимости, начисление амортизации и т. д.
Но при этом продолжительность существования нематериальных активов определяется условно: так, в США и Канаде срок использо вания определен в 40 лет, Японии — 5 лет, Нидерландах, Швеции, а также в России — 10 лет. Денежная оценка деловой репутации фирмы выявляется только в момент распродажи активов фирмы, отсюда возникает проблема ее оценки в период текущей деятельности данной фирмы. Итак, мы видим, что, с одной стороны, регулирование информационных рынков во многих случаях подчиняется общим тенденциям, с другой стороны, особенности информаций как товара требуют выработки принципиально новых подходов при оценке эффективности ее производства и возможностей ее использования.
Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации.
По оценкам экспертов, мировое потребление информационных продуктов в 1986 г. превысило триллион долларов с двукратным увеличением к 1990 г.
Несмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных
товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.
Многообразие видов информации предопределяет широкий круг
потребителей информационных товаров и услуг. В силу того что на
информацию предъявляется и потребительский и производственный спрос, она является предметом как индивидуального, так и производственного потребления. Но сегодня основную массу информационных продуктов потребляют именно фирмы, а не индивидуальные пользователи. Технология
производства, оперативная управленческая информация, маркетенговые
исследования, деловые консультации - вот примеры использования
информационных продуктов предприятиями. В свою очередь прямые закупки информационных товаров и услуг
населением в развитых странах составляют всего лишь 8% от общего
объема продаж информационного сектора. В свою очередь в структуре потребительского спроса информационные товары и услуга занимают всё большее место из-за происходящих в обществе социальных и культурных изменений при переходе на информационную стадию развития. Так, насыщенность современного американского дома потребительской электроникой характеризуется сегодня следующими цифрами: телевизоры имеют 98% семей, цветные телевизоры — 95%,