Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:46, реферат
В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора:
потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг.
Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации.
Глава 1
1. Рынок информации: особенности и проблемы развития
2. Информация как экономический ресурс
3. Информационный продукт и его особенности
4. Виды информационных товаров и услуг
5. Соотношение затрат и результатов производства информации
6. Особенности структуры и регулирования информационного рынка
7. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации
Глава 2
1. Новые информационные технологии
2. Инструментальные информационные технологии
3. Системы искусственного Интеллекта
4. Прикладные информационные технологии рыночной экономики
5. Налоговые информационные системы
6. Технологии управления инвестиционными проектами
Глава 3
1. Защита информации
2. Заключение
3. Список литературы
На сегодняшний день теория информации еще не сложилась окончательно,
существует множество различных, иногда диаметрально противоположных взглядов на природу информации, не выработано общепризнанного определения самого понятия «информация».
Будем исходить из определения информации как превращенной формы
знания, знания, отчужденного от непосредственного владельца и
перенесенного на какой-либо материальный носитель.
Информационный продукт и его особенности. Результатом информационной деятельности является информационный продукт,
который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг.
Следует подчеркнуть, что многие виды информации производятся не для
обмена и предоставляются потребителю бесплатно, в качестве так называемых общественных благ. Их производство осуществляется государством или бесприбыльными некоммерческими организациями.
С другой стороны, существует множество информационных товаров и услуг,
которые не являются результатом информационной деятельности. Это прежде всего материальные компоненты, которые необходимы для производства, переработки, хранения и распространения информации.
Отметим основные особенности информационного продукта, которые
кардинально отличают информацию от других товаров.
Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть
использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована. Это свойство информации - неуничтожимость - можно проиллюстрировать известной притчей Б.Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается
своеобразному «моральному износу». Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным.
В различных областях науки и техники темпы обесценения знания
неодинаковы, процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет. В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации. Кстати, благодаря этому свойству, так же как и свойству старения, потребность в информационном продукте никогда не может быть удовлетворена раз и навсегда. «Создание и использование информационного продукта, - пишет Ю. Шрейдер, - это всегда попытка проложить мост через пропасть,
разделяющую знание и информацию». В - четвертых, производство информации, в отличии от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта
обходится, как правило, намного дешевле его производства. В связи с этим
В. Тамбовцев подчеркивает, что при обмене на информационном рынке покупатель приобретает носитель, а не право копирования.[5]
Это свойство информационного продукта - трудность производства и
относительная простота тиражирования - создает, в частности, немало
проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы
информационной деятельности. Виды информационных товаров и услуг.
Информационная
сфера охватывает широкий
круг товаров и услуг.
Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно- технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.
Общепринятой классификации информационных товаров и услуг на
сегодняшний день не существует. Остановимся на некоторых из применяемых подходов к выделению определенных категорий информационного продукта на основании тех или иных признаков.
Прежде всего следует различать информацию как таковую и носители
информации. По сферам использования информация может подразделятся на научно-техническую, управленческую и социальную.
При прагматическом подходе, который оценивает блага от использования
информации, информационные продукты делятся на познавательные и развлекательные. Отметим, что в международной практике, еще начиная с работ Ф.Махлупа, к информационным товарам, как правило, относят собственно продукты информационной деятельности и вспомогательные продукты, т.е. обеспечивающие производство, хранение, обработку и распространение информации. Так, Ф. Махлуп выделил 30 отраслей, связанных с производством знания и разделил их на пять групп: образование, научные исследования и разработки, средства массовой информации и связь, информационные машины и оборудование, информационные услуги. Существует и такая точка зрения, что к информационной сфере нецелесообразно относить производство технических средств для обучения и преобразования информации, ее носителей, каналов связи и т. д. Так, В. Тамбовцев видит пять крупных блоков внутри информационного рынка: научно- техническая продукция, объекты художественной культуры, управленческие
данные и сообщения, бытовая информация, услуги и образование.[7]
На мой взгляд, целесообразность того или иного подхода к выделению
видов информационного прдукта определяется непосредственными целями исследования, разработанными методами статистического учета, возможностью сопоставлений как на уровне предприятий и отдельных секторов экономики, так и на международном уровне.
Соотношение затрат и результатов производства информации.
Большая часть применяемых методов определения затрат на производство информационных товаров и услуг опирается на те же принципы, которые используются при оценке издержек производства обычных товаров и услуг. Приведем в качестве примера методологию определения затрат на производство статистической информации. Совокупные затраты представляются как сумма затрат, связанных с осуществлением различных этапов общего технологического процесса. Общие затраты включают затраты на наблюдение,
подготовку первичных данных, передачу данных от источников информации, контроль достоверности сообщений, обработку полученных данных и их преобразование, хранение, поиск и выпуск данных.
Особенности информации как товара затрудняют определение затрат на ее
производство традиционными методами, зачастую их применение носит формальный характер.
Например, гонорар за книгу может начисляться в зависимости от ее
объема, что косвенно выражает трудозатраты. Однако сегодня в развитых странах такая система уже практически не применяется, гонорар выплачивается автору в зависимости от числа проданных экземпляров по мере допечатки тиража. В этом случае характеристикой ценности информационного продукта является спрос.
Своеобразная оценка общей себестоимости «идейного продукта» научного
или художественного творчества была предложена А. Молем. Сюда А.Мольотносит цену времени созревания замысла, цену материалов, цену времени конкретизации замысла и оформление информации, различные коэффициенты надбавок на уровень компетентности и всякого рода почетные ставки, более или менее постоянные издержки производства.
Следует подчеркнуть сложность взаимодействия затрат и результатов
информационной деятельности. В тех случаях, когда большую роль играет фактор своевременного использования информационного продукта, эффект информационного воздействия непропорционален усилиям, затраченным на производство информации. Целый ряд информационных товаров и услуг имеет небольшой жизненный цикл, но их своевременное использование дает огромный эффект. Это относится, например, к таким видам информационного продукта, как оперативная управленческая информация или метеорологические прогнозы.
Все чаще при экономическом анализе соотношение затрат и результатов
информационного производства используется принцип
«затраты-выигрыш». Он
позволяет найти количественную оценку всех затрат и благ, которые можно получить при использовании информации, в общих единицах измерения (обычно такой единицой служат деньги). Основные шаги анализа следующие:
перечисляются все последствия использования информации, затем они делятсяна положительные и отрицательные, для каждого определяется степень влияния на конечный результат, а затем ищется единая мера, позволяющая соотнести эти последствия между собой.[11]
Но и здесь возникают определенные трудности. С одной стороны,
денежное измерение затрат в сфере информационной деятельности во многих случаях признается неадекватным для отражения всей гаммы издержек. С другой стороны, определение социального выигрыша от использования информации относится к числу нерешенных проблем.
Сравнительно недавно в экономической психологии возникло понятие
«поведенческих затрат», т. е. издержек нервной энергии, мышления и т.
П. Концепция «поведенческих затрат» позволяет вплотную подойти к оценке эффективности информационной деятельности. Многие виды деятельности, даже
являясь прибыльными в денежном выражении, в действительности могут быть убыточными. В то же время сила информационного воздействия на общество и личность постоянно растет. Обеспеченность информационными товарами и услугами, возможности информационного обмена характеризуют готовность общества к социально-экономическим изменениям. Отставание в сфере
информационного производства закрывает доступ к новейшей информации и влечет за собой отставание как в традиционных, так и в новейших отраслях экономики.
Особенности структуры
и регулирования
Стратегический характер информации как ресурса экономического и социального развития обуславливает высокую степень государственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизации информационного производства.
Существующие сегодня тенденции в этой области ярко иллюстрирует
ситуация на рынке коммуникаций. Так, среди 13 развитых стран мира только в США, Великобритании и Японии нет монополии на традиционные коммуникационные средства.
В самой большой телекоммуникационной компании мира-американской
корпорации «АТТ»-в настоящее время работает 320 тысяч служащих, а ее оборот в 1992 году составил 65 млрд. долларов (что сопоставимо с объемами ВНП многих государств мира).[13] «АТТ» контролирует 99% рынка международных телефонных переговоров, тогда как на долю ее ближайшего конкурента приходится менее 1% этого рынка.[14]
Надо отметить, что новые виды телекоммуникационной связи в развитых
странах функционируют, как правило, в условиях жесткой конкуренции. В принципе аналогичное положение наблюдается сегодня и в России: наряду с монополизмом в сфере почтовых или телефонных услуг существует более 30 территориальных систем компьютерной связи.[15]
Высокий уровень концентрации средств коммуникации, в первую