Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:07, доклад
В настоящее время для того, чтобы эффективно удовлетворять запросы потребителей, нужно знать, в чем потребители нуждаются в данный момент, анализировать конкурентную среду и трезво оценивать свои возможности. Для этого существуют маркетинговые исследования рынков, которые являются основой маркетинга
Исследования рынка и маркетинговые исследования дают нам массу информации
В настоящее время для того, чтобы эффективно удовлетворять запросы потребителей, нужно знать, в чем потребители нуждаются в данный момент, анализировать конкурентную среду и трезво оценивать свои возможности. Для этого существуют маркетинговые исследования рынков, которые являются основой маркетинга
Принципиальной
особенностью маркетингового исследования,
отличающей его от сбора и анализа
внутренней и внешней текущей
информации является его целевая
направленность на решение определенной
проблемы или комплекса проблем
маркетинга. Эта целенаправленность и
превращает сбор и анализ информации в
маркетинговое исследование.
Главная задача маркетинговых исследований
- выявить величину ожидаемого спроса
на производимые фирмой товары на тех
рынках, где их продажа обещает быть наиболее
успешной, с учётом наличия конкуренции,
а также производственных возможностей
и затрат фирмы. В итоге маркетинговые
исследования призваны обосновать вид
и долю товара фирмы, который она намерена
представить на определённом рынке. В
задачу таких исследований одновременно
входят сбор, анализ, формирование информации
в виде данных, необходимых для выработки
и принятия планов действий фирмы на перспективу.
Таблица 1
Классификация задач маркетинговых исследований
Характеристика конъюнктуры рынка - анализ
изменений параметров промышленного рынка;
- оценка потенциала и поведения субъектов
рынка
- выявление тенденций и перспектив развития
рынка
- оценка закономерностей изменений на
рынке.
Методическое обеспечение деятельности
- определение объекта и предмета исследования;
- сбор информации для последующего анализа;
- определение методов проведения исследования.
Существуют следующие тенденции и особенности
маркетинговых исследований:
-устойчивость во времени приоритетности
для фирм отдельных видов исследований;
-заметный рост доли фирм, проводящих различные
виды исследований, что свидетельствует
о расширении фирмами круга своей исследовательской
деятельности;
-различная популярность отдельных видов
исследований у фирм, ориентированных
на потребительский рынок и предприятий,
выпускающих товары производственного
назначения.
Наиболее широко используемыми методами
проведения маркетинговых исследований
являются методы анализа документов, методы
опроса потребителей (всю совокупность
которых с определенной долей условности
можно назвать методами социологических
исследований, поскольку их впервые разработали
и использовали социологи), экспертные
оценки
1. Методы исследования. Условно выделяют три основных метода: 1) наблюдение; 2) эксперимент; 3) опрос.
Наблюдение – это когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой, не вмешиваясь в события. Исследователи торгового предприятия могут в торговых залах делать замеры, выяснять, что думают люди о разных товарах, и подмечать, как продавцы справляются с оформлением и выдачей покупок. Они могут совершать покупки в магазинах фирмы и конкурентов.
Эксперимент. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля переменных составляющих и установления степени значимости наблюдаемых различий. Цель подобного исследования – обнаружить причинно-следственные связи. Например, исследователи компании «Аэрофлот» могут воспользоваться экспериментом, чтобы получить ответ на вопрос: как сказалось бы обеспечение пассажиров первоклассным питанием в полете на их численности? Для этого можно выбрать три схожие друг с другом трассы «Аэрофлота». На первом маршруте «Аэрофлот» будет кормить пассажиров стандартными горячими обедами, на втором маршруте ограничится бутербродами, а на третьем – предложит питание по высшему стандарту европейских авиакомпаний. Если на маршруте со стандартным горячим питанием в пользу компании «Аэрофлот» выскажутся 20% пассажиров, на маршруте с бутербродами – 10% и на маршруте с питанием люкс – 30%, то можно будет сделать вывод, что высококачественное и горячее питание повышает заинтересованность пассажиров в услугах авиакомпании.
Опросы проводят, чтобы получить информацию о знаниях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности, для оценки фирмы и ее товаров в глазах аудитории.
Методы маркетингового исследования
Условно выделяют три
способа сбора данных, а именно:
наблюдение, эксперимент, опрос.
Наблюдение - пассивный эксперимент - один
из возможных способов сбора первичных
данных, когда исследователь наблюдает
за людьми и обстановкой, не вмешиваясь
в события. Исследователи торговой фирмы
могут обосноваться в торговых залах,
делать замеры, слушать, что говорят люди
о разных товарах, и подмечать, как продавцы
справляются с оформлением и выдачей покупок.
Они могут совершать покупки в своих магазинах
и магазинах конкурентов, для того, чтобы
узнать о качестве обслуживания. Такие
наблюдения, возможно, натолкнут на полезные
идеи, которые фирма могла бы оценить.
Эксперимент предусматривает плановое
воздействие на события. Это активный
метод. Экспериментальные исследования
требуют отбора сопоставимых между собой
групп субъектов, создания для этих групп
разной обстановки, контроля переменных
составляющих и установления степени
значимости наблюдаемых различий. Цель
подобного исследования - вскрыть причинно-следственные
отношения путём отсева тех объяснений
результатов наблюдения, которые противоречат
фактам.
Допустим, исследователи хотят получить
ответ на такой вопрос: как сказалось бы
обеспечение первоклассным питанием в
полёте на количестве пассажиров авиакомпании
«Аэрофлот»?
С этой целью проводится эксперимент.
Выбирают три схожие трассы авиакомпании,
20% пассажиров на которых заявляют, что
предпочитают летать самолётами «Аэрофлота».
Предположим, на первом маршруте «Аэрофлот»,
подобно прочим авиакомпаниям, будет кормить
пассажиров стандартным горячими обедами,
на втором маршруте ограничится бутербродами,
а на третьем предложит специально приготовленное
питание и напитки по высшему стандарту
европейских авиакомпаний. Если от еды
ничего не зависит, исследователи должны
обнаружить, что на всех маршрутах в пользу
«Аэрофлота» высказываются всё те же 20%
воздушных путешественников. Предположим,
к концу эксперимента на маршруте со стандартным
горячим питанием в пользу «Аэрофлота»
по-прежнему высказываются 20% пассажиров,
на маршруте с холодными бутербродами
- 10%, а на маршруте с питанием люкс - 30%.
Можно сделать вывод, что улучшенное высококачественное
и горячее питание повышает заинтересованность
пассажиров, а холодное понижает её.
Кроме того, необходимо провести проверку
и убедиться, что выборка достаточно представительна
и полученные результаты невозможно объяснить
какими-либо иными предположениями. Если
на маршруте с питанием люкс экипажи будут
радушнее, именно их радушие может повлиять
на удовлетворённость пассажиров в большей
степени, нежели питание. Тогда, возможно,
необходимость в улучшении питания не
столь важна, как привлечение и подготовка
более радушных служащих.
Опрос наиболее удобен для поисковых и
описательных исследований. Фирмы проводят
опросы, чтобы получить информацию о знаниях
и предпочтениях людей, о степени их удовлетворённости,
а также оценить своё положение в глазах
аудитории. Так, с помощью опроса исследователи
могут выяснить, какое количество людей
предпочитает «Аэрофлот» другим авиакомпаниям.
/. По области применения
-исследование рынков сбыта;
-исследование рынков рабочей силы;
-исследование
рынков материально-
-исследование финансового рынка и т.п.
По направлениям исследования
исследование рынка потребительских товаров; ,
исследование рынка инвестиционных ресурсов;
исследование рынка услуг и т.п.
Исследование товара
« исследование продвижения товара;
• исследование цен;
« исследование товародвижения;
исследование персонала;
исследование способности действовать в данных условиях.
По организации исследования
проводимое с привлечением сторонней организации
проводимое собственными силами.
Надо отметить также, что в зависимости от того, на основе какой информационной базы проводится исследование, можно выделить кабинетное и полевое исследование.
При кабинетном исследовании используются официальные печатные источники информации, дающие общее представление о: состоянии рыночной конъюнктуры и тенденциях развития отдельных рынков; проблемах состояния и развития национального и мирового товарных рынков, изменениях их емкости и т.п.; развитии отдельных отраслей производства; состоянии экономики отдельных стран; доступности рынка; торгово-политическом режиме отдельных стран;
статистическими данными по изучаемым вопросам.
Полевое исследование представляет собой наиболее сложный и дорогостоящий, но максимально эффективный, метод изучения рынка. Преимущество метода заключается в том, что он дает возможность установить личные контакты с потребителем, осуществить закупку образцов товаров и т.п.
Этот метод позволяет также получать и обрабатывать первичную информацию и выяснить, таким образом, реальный рыночный спрос, требования потребителей к продукции фирмы. Он также позволяет использовать результаты исследования при разработке для руководителя фирмы тактики поведения на рынке, включающей разработку ценовой ..политики, вопросов организации сбыта и т.п.
Можно также выделить некоторые другие виды маркетинговых исследований: метод пробных продаж, поддержание личных контактов и т.д.
Метод пробных продаж используется, когда отсутствуют необходимые сведения о рынке и фирма не имеет времени на его всестороннее изучение, а также при реализации новых и редких для изучаемого рынка товаров.
Информация о работе Исследования рынка и маркетинговые исследования дают нам массу информации