Проблема асимметрии информации на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:36, контрольная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение понятия неполноты информации на рынке, способов преодоления негативных последствий неполноты информации в современной рыночной системе хозяйствования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Неполнота информации на рынке в условиях современной России 4
1.1. Проблема неполноты информации на рынке труда 5
1.2. Проблема неполноты информации на финансовом рынке 9
1.3. Неполнота информации в сфере маркетинга 9
1.4. Неполнота информации в государственном управлении 16
1.5. Асимметрия информации в рекламной деятельности 16
Глава 2. Решение проблемы неполноты информации в современной России 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

Экономика машиностроения.doc

— 65.26 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Пермский  государственный технический университет

Гуманитарный  факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по  дисциплине: Экономика  машиностроения

тема: «Проблема асимметрии информации на рынке» 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка III курса

                заочного  отделения  

                Проверил:

                Маринина  АВ 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Пермь 2010 
 

Оглавление. 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Неполнота информации на рынке в условиях современной России 4

1.1. Проблема неполноты информации на рынке труда 5

1.2. Проблема неполноты информации на финансовом рынке 9

1.3. Неполнота информации в сфере маркетинга 9

1.4. Неполнота информации в государственном управлении 16

1.5. Асимметрия информации в рекламной деятельности 16

Глава 2. Решение проблемы неполноты информации в современной России 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23 

 

ВВЕДЕНИЕ

     На  протяжении более двух столетий допущение о полноте и точности информации, располагаемой субъектами рынка, составляло основу аксиоматики классической экономической теории и неоклассицизма. Такое предположение исходило из представления А. Смита, что конкурентные рынки, направляемые «невидимой рукой», ведут к общественной эффективности. Эта же предпосылка лежит и в основе маржиналистской теории, полагающей, что потребители осведомлены о своих предпочтениях; продавцам и покупателям известны качественные характеристики товаров и их цены. Соответственно, делается вывод о возможности рационального выбора и максимизации индивидуальной целевой функции экономического агента (функции полезности или функции прибыли), что в условиях совершенной конкуренции ведёт к максимизации общественного благосостояния и Парето - эффективному общему равновесию.

     На  протяжении ХХ в. всё более становилось очевидным, что указанное методологическое допущение уже не отвечает экономическим реалиям, что необходимо теоретически осмыслить новые исторические условия и уточнить роль информации в современной рыночной системе хозяйствования.

     В конце ХХ века на базе информационных и коммуникационных технологий сформировалась глобальная информационная среда экономической  деятельности. На место «обладающего полной информацией» субъекта рынка  приходит экономический агент, непрерывно собирающий, изучающий и анализирующий  всё возрастающие потоки экономической  информации. В этих условиях появляются субъекты рынка, обладающие разной степенью информации об изменяющихся экономических процессах, или асимметричной информацией. 

     Неполнота информации - одна из наиболее наболевших проблем современной России. Неполнота  информации приводит к неэффективному функционированию рынков, неопределённости и рискам, ограничению конкуренции, не взаимовыгодным рыночным сделкам  и пр.

     Информационная  асимметрия в страховании не позволяет  основному потребителю страховых  услуг грамотно ориентироваться  на данном рынке, выбрать наиболее подходящий страховой продукт по оптимальной  цене и соответствующего качества.

     В этой связи исследование неполноты  информации на рынке в условиях современной  России представляется актуальным.

     Целью данного исследования является изучение понятия неполноты информации на рынке, способов преодоления негативных последствий неполноты информации в современной рыночной системе  хозяйствования.

     Объектом  исследования являются процессы неопределённости развития явлений и неполнота  информации на рынке.

     Предметом исследования являются отношения между  субъектами современного российского  рынка, которые определяют их поведение  в условиях неполноты информации.

 

Глава 1. Неполнота  информации на рынке  в условиях современной  России

     Неполнота информации – одно из фундаментальных несовершенств рынка. На идеальном рынке совершенной конкуренции продавцы и покупатели пользуются неограниченным и бесплатным доступом к необходимой информации. Однако на реальном рынке информация является неполной, а распределена она неравномерно между участниками. Возникает явление информационной асимметрии, когда информация, существенная для принятия решений о покупках, инвестициях, заключении контрактов, находится в преимущественном распоряжении одного из участников. Сюда относятся ситуации, когда невозможно оценить качество товара, услуги, выполненной работы, намерения контрагента и его возможности и ряд других. Монопольное владение значимой информацией позволяет ее владельцу использовать ее в своих целях и в ущерб контрагенту без ведения последнего. Данный феномен характерен для многих рынков.

     Неполнота информации, информационная асимметрия - эти особенности рынка наиболее отчетливо проявились на современной  стадии развития рыночной экономики.

     Одной из разновидностей неполноты  информации является ее асимметрия - доступ одних экономических субъектов к важной информации при отсутствии такового у других заинтересованных лиц.

     Асимметрия  информации порождает интерналии – не оговоренные при заключении сделки положительные или отрицательные эффекты, распространяющиеся впоследствии на участников. Причиной тому служат значительные трансакционные издержки получения полной и достоверной информации, в результате чего ценовые сигналы искажаются.

 

1.1. Проблема  неполноты информации  на рынке труда

     Состояние информационной инфраструктуры российского  рынка труда крайне неудовлетворительное; возникающая информационная асимметрия негативно сказывается прежде всего на наемных работниках (представляющих их профсоюзах). Наиболее уязвимое место в информационном обеспечении рынка труда - непредставление данных о заработной плате работников. Эти сведения никогда не относились к категории открытых, хотя в 70 - 80-х годах появились специальные статистические сборники, содержащие данные о средней заработной плате по отраслям народного хозяйства и динамике номинальных и реальных доходов населения. С началом рыночных реформ ситуация вновь изменилась в худшую сторону. Предприятия (особенно мелкие и средние) относят такие сведения к сфере коммерческой тайны. В статистических публикациях невозможно найти данные о заработной плате по тем или иным профессиям, специальностям и квалификации, необходимые для принятия субъектами рынка труда оптимальных экономических решений.

     Для западных стран, в частности США, публикация подробной статистики о  зарплате является нормой. Эти данные служат ориентиром в переговорах  между работниками и предпринимателями  об условиях оплаты труда. В последние  годы многие субъекты Федерации обнародуют сведения о прожиточном минимуме, однако большинство населения не знакомо с методикой его определения. Крайне редко в печати приводятся расчеты минимального потребительского бюджета, бюджетов среднего и высокого достатка, статистика по занятости  и безработице. Данные о численности, уровне и продолжительности безработицы  стали появляться в начале 90-х  годов, но зачастую они были неполными  и противоречивыми. Публикуемая  сегодня статистика, основываясь  только на сведениях о численности  безработных, официально зарегистрированных в территориальных органах ФГСЗН, искажает реальную картину (по расчетам МОТ, их в несколько раз больше). В результате рядовой труженик и  профсоюзные активисты не всегда могут правильно определить своё экономическое поведение.

     В условиях жесткой конкуренции фирмы  стремятся расширять границы  коммерческой тайны и под предлогом  сохранения последней нередко закрывают  данные, имеющие немаловажное значение для ищущих место работы. Чтобы защитить законные интересы всех субъектов рыночной экономики, государственные органы ряда стран (Россия входит в их число) законодательно устанавливают круг сведений, которые не могут считаться коммерческой тайной. Так, в постановлении Правительства РФ №35 от 5 декабря 1991 г. "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" указывается, что таковыми не являются учредительные документы и Устав, сведения о финансово-хозяйственной деятельности (по установленным формам отчетности), документы о платежеспособности, уплате налогов и обязательных платежах, данные о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, о наличии свободных рабочих мест, загрязнении окружающей среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения. Однако указанное постановление распространяется главным образом на государственные предприятия, поскольку принималось до начала приватизации. Кроме того, оно носит декларативный характер, так как не подкреплено механизмом, позволяющим контролировать соблюдение его положений хозяйствующими субъектами.

     Требование  свободного доступа к информации наталкивается и на другие ограничения, в частности, на гарантированные  Конституцией соблюдение и защиту прав человека: на неприкосновенность жилища, тайну вкладов и т.д. Здесь же возникает ряд противоречий, снятие которых представляет немалые трудности.

     Важнейшими  экономическими и социальными последствиями  информационной асимметрии и неполноты  информации на рынке труда, по нашему мнению, являются: неадекватность экономического поведения субъектов рынка труда, усиление дискриминации при найме  на работу и в оплате труда по полу и возрасту, рост фрикционной  безработицы.

     Наёмные работники (профсоюзные организации), лишенные необходимой информации о  состоянии рынка труда (заработной плате, занятости, безработице), подчас принимают неоптимальные экономические  решения. Они оказываются в невыгодном положении при проведении переговоров  с работодателями и представителями  государства об условиях оплаты труда, нередко предъявляют не вполне обоснованные требования к уровню оплаты труда (например, Санкт-Петербургский независимый  профсоюз "Справедливость" без  четкого обоснования выдвигал требования незамедлительного повышения уровня заработной платы до 50% стоимости  произведенной продукции). Работодатели, в свою очередь, допускают ошибки в кадровой политике, установлении ставок оплаты труда и т.д.

     Из-за неполноты информации и несовершенства методов её обработки, анализа и  прогнозирования социально-экономических  процессов серьёзные просчеты в  обосновании политики доходов, заработной платы и занятости допускают  и специалисты, работающие в правительственных  органах. Например, согласно прогнозу Минтруда России на 2007-2005 гг., доля населения  с доходами ниже прожиточного минимума к концу 90-х годов должна была сократиться с 25 до 5%, на самом же деле она выросла почти до 30%.

     К числу негативных социальных последствий  информационной асимметрии на рынке  труда можно отнести усиление дискриминации в сфере социально-трудовых отношений.

     Невозможность найти работу 50-летними людьми отрицательно сказывается не только на их психологическом  и физическом состоянии, но и на их способности вкладывать средства в  образование своих детей, что  многократно усиливает отрицательные  последствия этого вида дискриминации.

     Информационная ассиметрия ведет и к росту фрикционной безработицы. Ее причины многообразны, но одна из наиболее весомых - неудовлетворенность уровнем и организацией заработной платы: именно на нее, согласно результатам социологических обследований, проведенных в российских городах, чаще всего ссылаются увольняющиеся по собственному желанию. Однако из-за отсутствия полной информации об условиях работы в других фирмах решение не всегда бывает оптимальным. Поиск нового места продолжается в среднем до одного месяца, в течение которого люди остаются безработными. Текучесть рабочей силы, ведущая к фрикционной (текучей) безработице, достигает на российских предприятиях более чем 20-25% среднесписочной численности в годовом исчислении. Так в 2007 г. выбытие работников на крупных и средних предприятиях страны составляло 27,4%, в 2008 г. - 26,6% среднесписочной численности работающих. Если из этих величин вычесть процент уволенных в связи с сокращением персонала (2,9 и 1,8 соответственно), то получим процент ушедших по собственному желанию - 24,5 в 2007 г. и 24,8 в 2008 г. Наиболее высокая интенсивность движения рабочей силы характерна для таких секторов экономики региона, как промышленность (в 2007 г. выбыло 32,3% работников, в 2008 г. - 29 %), строительство (соответственно 34,2 и 38,3), торговля и общественное питание (45,1 и 41,8), жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения (35 и 53,2), культура и искусство (35 и 29,2%).

Информация о работе Проблема асимметрии информации на рынке