Рынок информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:17, реферат

Краткое описание

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 24.21 Кб (Скачать)

Назначение рынка

Как и при использовании  традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся  информационные ресурсы, сколько они  стоят, кто ими владеет, кто в  них нуждается, насколько они  доступны.

Ответы на эти вопросы  можно получить, если существует рынок  информационных продуктов и услуг.

Рынок информационных продуктов  и услуг (информационный рынок) –  система экономических, правовых и  организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда  на коммерческой основе.

Информационный рынок  характеризуется определенной номенклатурой  продуктов и услуг, условиями  и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают  информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические  услуги, различного рода информация и  прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в  себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения  между ними, порядок и условия  продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

  • центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
  • центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
  • службы телекоммуникации и передачи данных;
  • специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
  • коммерческие фирмы;
  • информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.

Об участниках и состоянии  информационного рынка России можно  узнать:

  • из справочников "Вся компьютерная Москва", "Кто есть кто на компьютерном рынке", "Кто есть кто на компьютерном рынке России", "Информационные технологии Петербурга"
  • из 1-го тома "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций"
  • из журнала "Информационные ресурсы России"
  • из сети Internet

История развития рынка информационных услуг

С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка  информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных  учреждений, учебных заведений. Основные потребители – ученые и специалисты  в области науки и техники.

С начала 60-х гг. параллельно  с рынком информационных услуг начал  формироваться рынок услуг электронной  обработки и передачи информации.

С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения  компьютерной техники важнейшим  видом информационных услуг стали  базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

Начиная с середины 70-х  гг. с созданием национальных и  глобальных сетей передачи данных ведущим  видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных  от пользователя базах данных.

Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все больший  удельный вес и влияние на экономическую  и социальную жизнь общества.

До середины 80-х гг. лидирующее место на рынке информационных услуг  со значительным отрывом от других стран занимали США. Причем государственная  политика была сориентирована на повышение  роли рынка и сокращение роли государства. С середины 80-х гг. Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру  экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного сектора.

В настоящее время на информационном рынке наметилось отставание США  от темпов роста информационных услуг  в Японии и других странах, что  побудило правительство США принять  ряд мер и скорректировать  государственную политику в сторону  увеличения государственного регулирования  и дополнительного финансирования системы научно-технических коммуникаций.

Структура рынка  информационных продуктов и услуг

Совокупность средств, методов  и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический  комплекс производства современных  средств и методов обработки  и передачи информации, но также  сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

В настоящее время в  России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов  и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

Техническая и  технологическая составляющая

Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие  им технологии переработки информации.

В настоящее время в  России получают распространение современные  мировые технические достижения:

  • возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet , что позволит вывести информационные ресурсы России на мировой рынок
  • технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды
  • электронная почта в компьютерной сети РЕЛКОМ, в которую вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов

Нормативно-правовая составляющая

Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые  обеспечивают цивилизованные отношения  на информационном рынке.

Закон "Об информации, информатизации и защите информации".

Закон "Об авторском праве  и смежных правах".

Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

Закон "О правовой охране топологий интегральных схем".

Информационная  составляющая

Это справочно-навигационные  средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.

"Российская энциклопедия  информации и телекоммуникаций", где обобщены сведения об информационной  структуре рынка, включая производителей  и распространителей.

Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования  взаимодействия производителей и распространителей  информационных продуктов и услуг.

Рассмотренный ниже пример демонстрирует  роль государства в регулировании  рыночной экономики в период нестабильности. В нашей стране, претерпевающей серьезные  экономические изменения, организационный  фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение  всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.

Трудности, возникшие в  последнее время в экономике  США, породили ряд проблем, в решении  которых возросла плановая и стабилизирующая  роль государства как регулятора экономических, технологических и  социальных отношений:

  • во-первых, американские предприниматели, переставшие быть монополистами на мировом рынке и встретившие жесткую конкуренцию со стороны Японии, Германии и других стран, начинают искать поддержку у государства
  • во-вторых, государство оказалось вынужденным перераспределять общественные фонды, с тем чтобы помочь увеличению занятости, которая последние годы в связи с внедрением новых информационных технологий (НИТ) постоянно уменьшается
  • в-третьих, в связи с сокращением военно-промышленного комплекса государство вынуждено направить поток высвобождающихся высококвалифицированных специалистов в наукоемкие технологии, где требуются огромные затраты на их разработку и реализацию.

В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует  единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого  понятия.

Инфраструктура информационного  рынка – совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и  услуги.

В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения, отраженные в ряде работ, относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, предложено инфраструктуру информационного рынка представить  пятью секторами:

  • научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям
  • объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции
  • услуги образования – все виды обучений
  • управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений
  • бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда

В этой инфраструктуре, отсутствуют  три основных аспекта, характерных  для информационного общества:

  • технический – вся аппаратно-техническая база информатики
  • программный – все программные продукты информатики
  • коммуникационный – все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи

Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора  рынка дистанционных информационных услуг:

  • высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности
  • услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем
  • домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для электронных платежных операций и покупок

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов  и услуг

1-й сектор – деловая информация, состоит из следующих частей:

  • биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки
  • статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы
  • коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы

2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:

  • профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.
  • научно-техническая информация – документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности
  • доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах

3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:

  • новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии
  • потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.
  • развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст

4-й сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку

Информационная продукция  может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

  • программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.
  • технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие
  • разработка и сопровождение информационных систем и технологий – обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных
  • консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.
  • подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

Информация о работе Рынок информации