Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:17, реферат
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Назначение рынка
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации
для информационного
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
Потребителями информационных
продуктов и услуг могут быть
различные юридические и
Об участниках и состоянии информационного рынка России можно узнать:
История развития рынка информационных услуг
С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители – ученые и специалисты в области науки и техники.
С начала 60-х гг. параллельно
с рынком информационных услуг начал
формироваться рынок услуг
С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
Начиная с 80-х гг. информационная
индустрия приобретает все
До середины 80-х гг. лидирующее
место на рынке информационных услуг
со значительным отрывом от других
стран занимали США. Причем государственная
политика была сориентирована на повышение
роли рынка и сокращение роли государства.
С середины 80-х гг. Япония и страны
Западной Европы догнали США во многом
благодаря смешанному характеру
экономики всей индустрии информации
с преобладанием
В настоящее время на информационном
рынке наметилось отставание США
от темпов роста информационных услуг
в Японии и других странах, что
побудило правительство США принять
ряд мер и скорректировать
государственную политику в сторону
увеличения государственного регулирования
и дополнительного
Структура рынка информационных продуктов и услуг
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:
Техническая и технологическая составляющая
Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
В настоящее время в
России получают распространение современные
мировые технические
Нормативно-правовая составляющая
Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
Закон "Об информации, информатизации и защите информации".
Закон "Об авторском праве и смежных правах".
Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
Закон "О правовой охране топологий интегральных схем".
Информационная составляющая
Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
"Российская энциклопедия
информации и телекоммуникаций"
Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
Рассмотренный ниже пример демонстрирует
роль государства в регулировании
рыночной экономики в период нестабильности.
В нашей стране, претерпевающей серьезные
экономические изменения, организационный
фактор государственной политики становится
особенно актуальным. Следовательно, формирование
информационного рынка и
Трудности, возникшие в последнее время в экономике США, породили ряд проблем, в решении которых возросла плановая и стабилизирующая роль государства как регулятора экономических, технологических и социальных отношений:
В нашей стране в силу переходных
процессов в экономике и
Инфраструктура
В соответствии с данным определением
попытаемся обобщить известные мнения,
отраженные в ряде работ, относительно
инфраструктуры информационного рынка.
Так, например, предложено инфраструктуру
информационного рынка
В этой инфраструктуре, отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:
Кроме того, существует мнение
относительно разделения на сектора
рынка дистанционных
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг
1-й сектор – деловая информация, состоит из следующих частей:
2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:
3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:
4-й сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку
Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей: