Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблемы формирования, использования информации и информационных ресурсов, их классификация, свойства, аспекты исследования, источники и стадии применения, откроется понятие экономического анализа, его предмета, направления, задачи. Будет проведено рассмотрение рынка информационных услуг, анализа текущего состояния данного рынка и тенденции его развития. Также, будут рассмотрены некоторые статистические данные по использованию глобальной сети Интернет. Ведь Интернет в наше время является тем местом, где скапливается практически вся информация в мире и о мире. Глобальная сеть стала самым главным источником, хранителем и передатчиком всей (в том числе и экономической) информации.

Оглавление

Введение…………………………………..……..……….……….….……..……….3
Глава 1. Роль информации в экономике……………….……….………...….…...5
1.1 Сущность, свойства, классификация информации..……….……..…..5
1.2 Роль информации в принятии экономических решений.….….....….10
Глава 2. Рынок информационных ус-луг…………….………….………..….….16
2.1 Анализ текущего состояния рынка………………………….…..……16
2.2 Тенденции развития рынка…………………………….……….……..24
Заключение………….…….……….……….………………………….…..………30
Список литературы…..…….…….…...…….….…….……...………….….….…...32

Файлы: 1 файл

Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг.doc

— 205.00 Кб (Скачать)


Содержание:

Введение…………………………………..……..……….……….….……..……….3

Глава 1. Роль информации в экономике……………….……….………...….…...5

1.1   Сущность, свойства, классификация информации..……….……..…..5

1.2   Роль информации в принятии экономических решений.….….....….10

Глава 2. Рынок информационных услуг…………….………….………..….….16

2.1 Анализ текущего состояния рынка………………………….…..……16

2.2 Тенденции развития рынка…………………………….……….……..24

Заключение………….…….……….……….………………………….…..………30

Список литературы…..…….…….…...…….….…….……...………….….….…...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В последнее время роль информации в экономических отношениях существенно изменилась. Для организации современных технологий необходимы колоссальные объемы данных. Без информационных потоков не могут существовать бизнес-процессы в организации. Вся человеческая жизнь основана на обмене знаниями и опытом с другими людьми. Всё большее значение приобретает информационное богатство. Информация создает новые рыночные отрасли, расширяет совокупное предложение и спрос, повышает ёмкость рынка. Переход от индустриальной к постиндустриальной экономике реализовался с помощью внедрения информационных технологий, которые изменили облик уже существующих отраслей так называемой «старой экономики». Некоторые отрасли претерпевают полную перестройку.

Информация стала одним из факторов производства, поставив себя на один уровень с земельными, трудовыми ресурсами, капиталом, и предпринимательскими способностями. А если появляется фактор производства, то появляется и рынок данного фактора производства. Рынок информационных услуг также развивается высокими темпами.

Проблемам информации уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами:

1.      Человечество переживает информационный взрыв. Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришёл в противоречие с индивидуальными возможностями человека;

2.      Развитие массово-коммуникационных процессов;

3.      Потребность разработки общей теории информации.

Осмысление роли информации в экономике имеет уже свою историю. Зарубежные ученые на протяжении четырёх десятилетий изучают проблемы формирования информационной экономики. Самые первые работы общетеоретического плана, среди которых можно отметить труды Махлупа, Тоффлера, Масуды, Белла, Дж. Мартина и др, появились в 70-е годы и носили во многом описательный и прогностический характер. Несомненно, что они внесли позитивный вклад  в определение экономической роли информации, но, к сожалению, не дали объективного анализа быстро меняющейся реальности из-за новизны и неопределённости самого явления ввиду отсутствия достаточно проработанной теоретической базы. Отечественная экономическая наука обратилась к феномену информации несколько позже по ряду объективных и субъективных причин. С начала 80-х годов был отмечен рост публикаций по данной проблеме, и интерес к ней до сих пор не спадает.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что Россия находится на стадии перехода от индустриального к информационному виду общества, поэтому роль информации меняется, а она сама проникает во все сферы жизни общества, в том числе и экономику. Также, информация из просто сведения об окружающем мире и происходящих событиях превратилась в экономически значимые единицы, стала измеряться и эти изменения имеют очень большой смысл. Поэтому целью данной работы является изучение проблемы формирования, использования информации и информационных ресурсов. Их классификация, свойства, аспекты исследования, источники и стадии применения. Помимо этого откроется понятие экономического анализа, его предмета, направления, задачи. Будет проведено рассмотрение рынка информационных услуг, анализа текущего состояния данного рынка и тенденции его развития. Также, будут рассмотрены некоторые статистические данные по использованию глобальной сети Интернет. Ведь Интернет в наше время является тем местом, где скапливается практически вся информация в мире и о мире. Глобальная сеть стала самым главным источником, хранителем и передатчиком всей (в том числе и экономической) информации.

 

 

Глава 1.

1.1 Сущность, свойства, классификация информации.

Чтобы изучить свойства информации, её роль в экономике, прежде всего нужно дать определение информации. Провести различие между информацией в обыденном смысле слова и экономической информацией.

Информация – (от лат. informatio осведомлять) –

1) любое сообщение о чем-либо;

2) сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении;

3) один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов, в связи с чем эти затраты следует включать в издержки производства и обращения;

4) одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего - знания, образы.[13]

Экономическая информация – информация об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.[13]

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, природные, трудовые, финансовые и т.д.) на информационный ресурс, который, хотя и всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорит и тем более не выводил каких-то определений.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационный ресурс», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу.

С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г. большая часть неопределенности была снята.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). [1]

Экономическую информацию можно классифицировать по следующим признакам:

1          По функциям управления:

        Нормативно-справочная информация. Содержит различные справочные и нормативные данные, связанные с производственными процессами и отношениями. Это нормы и нормативы, цены, расценки, тарифы. В общем объёме всей информации составляет 50-60%.

        Плановая информация. Включает в себя значения планируемых и контролируемых показателей бизнес-планирования на некоторый период в будущем. Например, выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении, планируемый спрос на продукцию и прибыль от её реализации.

        Учетная информация. Отражает фактические значения запланированных показателей за определённый период времени. Например, количество деталей, изготовленных рабочим за смену (оперативный учет), заработная плата рабочего за изготовление детали (бухучет), фактическая себестоимость изготовления детали (финансовый и бухгалтерский учёт).

        Отчетно-статистическая. Отражает результаты фактической деятельности предприятия для вышестоящих органов управления, органов государственной статистики, налоговой инспекции. Например, годовой бухгалтерский учёт.

2          По месту возникновения:

        Входная информация. Поступает в структурное подразделение извне и используется как первичная информация для реализации экономических и управленческих функций и задач управления.

        Выходная информация. Поступает из одной системы управления в другую, то есть за пределы данной системы.

3          По степени стабильности.

        Постоянная информация. Остается без изменений или подвергается незначительным корректировкам в течение длительного периода времени. Это различные справочные сведения, расценки, нормативы (расходов материальных ценностей на производство продукции, запасов материальных ценностей на складе).

        Переменная информация. Отражает результаты выполнения производственно-хозяйственных операций, соответствует их динамизму и как правило участвует в одном технологическом цикле обработки.[6]

Обычная, повседневная информация значительно отличается от экономической. И это понятно: потому как последняя специфична. Ведь от её содержания зависит как поведет себя та или иная фирма. Или даже как ей придется поступить в данной ситуации.

Например, когда фирма, занимающаяся производством морепродуктов, узнаёт о том, что в Японии произошло наводнение и авария на атомной электростанции, она будет сокращать (или совсем перестанет) закупки продукции или ресурсов из этой страны. Здесь мы видим, как не экономическая информация влияет на поведение фирмы.

Или такой пример: индивидуальный предприниматель, просмотрев прогноз погоды на длительный период, решил увеличить закупки зонтов и резиновых сапог. И действительно, когда погода испортилась, увеличился спрос на эти виды товара. Здесь мы видим подобную ситуацию: как и в предыдущем примере, информация далеко не экономическая определила поведение предпринимателя.

Выделяют особенности экономической информации:

1.      В основной своей массе она имеет дискретную форму представления, выражается в цифровом или алфавитно-цифровом виде.

2.      Её большие объёмы обрабатываются в установленных временных пределах, зависящих от конкретных функций, чаще всего циклическая, регулярная обработка.

3.      Исходная информация, возникающая в одном месте, находит свое отражение в различных функциях управления и в связи с этим подвергается различной обработке несколько раз, что требует многократной перегруппировки данных.

4.      Объёмы исходной информации достигают больших размеров при относительно малом числе операций её обработки.

5.      Исходные данные и результаты расчета, а иногда и промежуточные результаты подлежат длительному хранению. [8]

Также выделяют свойства экономической информации:

1.      Ценность – степень снижения состояния неопределенности экономического субъекта, степень продвижения к цели.

2.      Адекватность – определённый уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

3.      Полнота – информация может быть неполной как по составу, так и по объёму сведений. В любом случае дефицит информации приводит к невозможности выполнения функций управления в нужное время и в указанном месте в соответствующем виде.

4.      Точность – заданная степень приближения информации к истинному значению показателя. В практике управления определены необходимые уровни точности информации для различных уровней и функций управления, отдельных технико-экономических показателей. Точность информации обеспечивает её однозначное восприятие всеми потребителями.

5.      Достоверность – является вероятностной оценкой точности (безошибочности) информации, зависящей от используемых информационных технологий. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при которой сохраняется эффективность функционирования системы.

6.      Актуальность – степень соответствия отражения реального состояния системы и объекта управления.

7.      Своевременность – характеризует временной интервал между возникновением потребности в информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

8.      Оперативность – выражает «скорость» получения информации, отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

Актуальность связана с периодичностью получения информации, своевременность информации определяет выбор средств обработки информации, а оперативность – выбор средств получения и передачи информации.

Информация достоверна, если она отображает истинное положение дел, полна, если её достаточно для принятия решения. Ценность информации зависит от того, какие задачи можно решать с её помощью. Актуальность важна при работе в постоянно меняющихся условиях.

Как и любая информация, экономическая информация исследуется в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.

Синтаксический анализ исследует отношения между знаками, представляющими экономическую информацию, отвлекаясь от их содержания и ценности для получателя. Он устанавливает важнейшие параметры информационных потоков, включая количественные характеристики, необходимые для выбора технических средств, осуществляющих сбор, регистрацию, передачу, хранение и переработку экономической информации.

Семантический анализ рассматривает содержание экономической информации и способы его языкового представления (язык человека, компьютерные языки), но также не учитывает её ценность (то есть фактически рассматривает экономические данные).

Прагматический анализ осуществляется для определения полезности экономической информации в процессе её использования получателем для различных целей и принятия решений, то есть именно прагматический анализ применяется в тех условиях, когда экономические данные превращаются в экономическую информацию.[10]

Таким образом, учитывая вышесказанное, мы понимаем, что информация является важнейшим экономическим ресурсом. Но какова же её роль в принятии важных экономических решений? Как и откуда выбирать информацию? Что такое экономический анализ?

1.2. Роль информации в принятии экономических решений.

Для того чтобы определить роль информации в принятии экономических решений, необходимо определить метод сбора информации. Для этого введём понятие экономического анализа.

Экономический анализ – прикладная наука, представляющая собой систему специальных знаний, позволяющих оценить эффективность деятельности того или иного субъекта рыночной экономики. Опираясь на теорию познания, она обеспечивает практическую полезность деятельности человека, позволяет рационально обосновывать не только текущую деятельность, но и ближайшую перспективу развития субъекта хозяйствования. С помощью экономического анализа создаются предпосылки для оценивания целесообразности принимаемых управленческих решений на перспективу.

Информация о работе Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг