Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:33, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы формирования, использования информации и информационных ресурсов, их классификация, свойства, аспекты исследования, источники и стадии применения, откроется понятие экономического анализа, его предмета, направления, задачи. Будет проведено рассмотрение рынка информационных услуг, анализа текущего состояния данного рынка и тенденции его развития. Также, будут рассмотрены некоторые статистические данные по использованию глобальной сети Интернет. Ведь Интернет в наше время является тем местом, где скапливается практически вся информация в мире и о мире. Глобальная сеть стала самым главным источником, хранителем и передатчиком всей (в том числе и экономической) информации.
Введение…………………………………..……..……….……….….……..……….3
Глава 1. Роль информации в экономике……………….……….………...….…...5
1.1 Сущность, свойства, классификация информации..……….……..…..5
1.2 Роль информации в принятии экономических решений.….….....….10
Глава 2. Рынок информационных ус-луг…………….………….………..….….16
2.1 Анализ текущего состояния рынка………………………….…..……16
2.2 Тенденции развития рынка…………………………….……….……..24
Заключение………….…….……….……….………………………….…..………30
Список литературы…..…….…….…...…….….…….……...………….….….…...32
Предметом экономического анализа является вся доступная информация по тем или иным направлениям деятельности субъектов рыночной экономики, находящаяся в диалектической взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействии, выражающая изменение состояния того или иного субъекта хозяйствования.
К основным направлениям экономического анализа относят:
1) Формирование системы показателей, характеризующих работу анализируемого объекта;
2) Качественный анализ изучаемого явления (результата);
3) Количественный анализ этого явления (результата);
4) Оформление выводов и конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов анализа.
Задача анализа заключается в получении (на основе данных плана, учёта и других источников аналитической информации) сведений о состоянии и результатах деятельности предприятия и его подразделений, о величине, характере и причинах отклонений в деятельности изучаемых объектов, а также об имеющихся резервах производства. [5]
Учитывая вышесказанное, можно отметить, что экономический анализ является главным методом сбора экономической информации.
Теперь разберёмся с источниками получения экономической информации.
У каждого субъекта рынка есть свои специфические источники экономической информации:
1. Государство. Имеет самое большое количество источников информации. Помимо источников, которые используют остальные субъекты, оно имеет свои специфические службы, которые помимо своих основных обязанностей занимаются также сбором информации (например, Госкомстат, налоговая инспекция, министерство финансов и д.р.)
2. Предприятие. Большинство предприятий не обладают такими финансовыми средствами и нормативной основой для сбора информации, какие имеет государство. Поэтому у предприятия намного меньше источников информации:
1) Отчеты о деятельности своего предприятия.
2) Отчеты правительства.
3) Научные публикации.
4) Информация из торговых и других коммерческих журналов.
5) Справочники.
6) Реклама в СМИ.
7) Информация, полученная от фирм, занимающихся исследованием рынка и продажей своей информации.
8) Выставки, дни открытых дверей и т.д.
9) Законы, указы и постановления правительства.
10) Личные встречи и знакомства персонала фирмы.
11) Интернет-ресурсы.
3. Домохозяйства. Большинство домохозяйств имеют очень мало средств для поиска необходимой информации либо вовсе их не имеют. Основными источниками получения информации для них являются:
1) Личные (семья, друзья, соседи и т.д.);
2) Коммерческие (реклама, выставки);
3) Общедоступные (СМИ, Интернет).
Среди этих источников реклама даёт самое большое количество информации, однако домохозяйства склонны принимать решения на основе информации, полученной из личных источников, а реклама и другая коммерческая информация используется как первоначальная, то есть для ознакомления с товаром или услугой.
Но всё же, общедоступные источники, такие как СМИ и глобальная сеть Интернет, могут дать намного больше информации о товарах и услугах. Причём не только ознакомительной, но и практической. Например, цены, количество, наличие товара на складе в конкретном магазине. Тем более в последнее время усиленными темпами развиваются интернет-магазины, через которые в любое время и в любом месте можно купить то, что вам нужно или просто понравилось. [11]
Итак, когда источники получения экономической информации определены, приходит время принятия решения.
Различают три стадии принятия решения:
1. Стадия подготовки. На этой стадии проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
2. Стадия принятия решения. На этой стадии осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
3. Стадия реализации решения. На этой стадии принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и даётся оценка полученного результата от выполнения решения.
В деятельности крупных фирм, представляющих собой комплексы большого числа повседневно связанных и взаимодействующих предприятий, расположенных в разных странах, передача информации является непременным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений. Для многих фирм внутренняя система обмена информацией решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Это прежде всего касается процессов обеспечения предприятий продукцией, поступающей со складов по внутрифирменным каналам. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. [7]
Скажем, в одном из магазинов сети «По карману» заканчивается постельное бельё. Администратор магазина отправляет информацию об этом на главный склад. Менеджер на складе определяет, как давно была поставка данного товара на склад магазина и в зависимости от того, как быстро продался этот товар, определяет количество постельного белья для новой поставки. Если постельное бельё продано полностью и в короткий срок, то в следующий раз этого товара будет поставлено больше, и наоборот. Если товар в данном магазине «не ходовой», то его будут поставлять реже и в меньших количествах. Здесь мы видим двухстороннюю связь между магазином и главным складом.
Наряду с собственно обменом информацией о наличии товара, важную роль играет своевременность оповещения и профессиональные качества администратора магазина и менеджера склада.
Данный пример отражает коммуникабельность внутри фирмы на уровне одного города. А что делать, когда филиалы находятся в разных городах или континентах? Да ничего особенного! Всё тоже самое. В наше время информационные технологии дошли до такой стадии развития, когда информацию на неопределённые расстояния можно отправить меньше, чем за минуту! Речь идёт об Интернете. Глобальной информационной сети, изобретённой в 1969 году, которая коренным образом изменила процесс передачи информации, в том числе и экономической. С помощью Интернета абсолютно все экономические субъекты, практически на равных правах способны просматривать информацию с временной точностью до минуты и фактической – до значения, даже если эта информация часто меняется. Например, изменения котировок акций. Такую информацию можно быстро и точно узнать на сайте www.finam.ru или www.2stocks.ru . А об изменениях курсов валют можно узнать на любом информационном сайте, не обязательно на экономическом. Например, yandex.ru или mail.ru .
Подводя итоги первой главы, можно отметить следующее. Существуют понятия «обыденной» информация, экономической информация, информационного ресурса, которые имеют общие значения, но с другой стороны имеют существенные различия. Экономическая информация классифицируется по некоторым признакам и имеет свои свойства, присущие только ей и не свойственные другим видам информации. Также, экономическая информация рассматривается в синтаксическом, семантическом и прагматическом аспектах.
Было рассмотрено понятие экономического анализа, его предмет, основные направления и задачи. Помимо этого мы определили стадии принятия экономического решения.
Также в первой главе были представлены примеры поведения фирм при различных способах использования информации, а также внутрифирменное взаимодействие отделов и роль информации в принятии экономических решений.
Понимание этих нюансов и знание вышеуказанных понятий поможет нам разобраться с анализом текущего состояния на рынке информационных услуг и тенденций его развития, что будет рассмотрено во второй главе данной работы.
Глава 2. Рынок информационных услуг.
2.1 Анализ текущего состояния рынка.
Рынок информационных услуг – сравнительно недавнее явление в экономике. И в основном он развивается с помощью Интернета и непосредственно в нём. Соответственно, чем больше пользователей используют ресурсы глобальной сети, тем больше потенциальных участников рынка информационных услуг. По сути, зайдя на любой сайт, мы уже становимся потребителями информационной услуги. Следовательно, отследив статистику пользователей Интернетом, мы сможем описать состояние рынка информационных услуг.
За последние 10 лет Интернет распространился в сотни раз. По последним данным, каждый третий человек является пользователем Сети. Информация взята в агентстве Internet World Stats.
Сделаем оговорку о том, что в данной статистике учитывались только те пользователи, которые посещали Интернет с ноутбуков или компьютеров. Соответственно, не учитываются посетители с мобильных телефонов, смартфонов, КПК, коммуникаторов, Интернет-холодильников и прочих гаджетов, подключенных к Глобальной Сети.
Мировая статистика пользователей Интернет.
Регион мира | Кол-во пользователей Интернета | Численность населения(сер 2010г.) | Проникновение (% от населения) |
Африка | 110,931,700 | 1,013,779,050 | 10,9% |
Азия | 825,094,396 | 3,384,792,852 | 21,5% |
Европа | 475,069,488 | 813,319,511 | 58,4% |
Ср. Восток | 63,240,946 | 212,336,924 | 29,8% |
Сев. Америка | 266,224,500 | 344,124,450 | 77,4% |
Лат. Америка/Карибы | 204,689,836 | 592,556,972 | 34,5% |
Австралия/Океания | 21,263,990 | 34,700,201 | 61,3% |
МИР ВЦЕЛОМ | 1,966,514,816 | 6,845,609,960 | 28,7% |
Таблица 1. Мировая статистика пользователей Интернет.
Как видно из показателей, сегодня на планете практически 2 млрд. пользователей Интернета, в то время как общее количество населения составляет почти 7 млрд.! И это только начало.
Также продемонстрирую статистику пользователей Интернет в регионах мира.
Этот график показывает, где и насколько популярен интернет. Но это не отображает полную картину, ведь если судить по «проникновенности» (где больше всего пользователей интернета), то картина резко меняется.
Другими словами 1 млрд. пользователей для Азии – это мелочь (т.е. большинство в Азии не слышали про Интернет, а лишь 20% им пользуются), а например, для Америки это в разы больше населения всей страны (тем не менее, в Америке Интернетом пользуются 80% всей страны).
Вот как выглядит «проникновенность» на графике.
Здесь первенство держат Северная Америка, Австралия и Европа. В этих регионах более половины населения являются активными пользователями Интернета. Если судить по всему миру, то в целом «онлайн» находятся 28,7% населения Земли. То есть почти каждый третий человек.
Также немаловажное значение имеет тот факт, чем именно интересуются люди в Интернет. Чтобы определить эти приоритеты, приведём статистику самых посещаемых сайтов в мировом Интернете. [4]
Вот первая десятка популярнейших ресурсов Интернет:
1. google.com – ведущая поисковая система, принадлежащая корпорации Google Inc.
2. yahoo.com – американская компания, владеющая второй по популярности поисковой системой и предоставляющая ряд сервисов, таких как, например, сервис электронной почты.
3. youtube.com – сервис, предоставляющий услуги хостинга (размещения на сервере ресурса) видеоматериалов.
4. facebook.com – самая популярная социальная сеть.
5. live.com – портал сервисов Windows.
6. msn.com – (Microsoft Network) крупный интернет провайдер и веб-портал, а также третья по популярности поисковая система.
7. wikipedia.org – свободная, общедоступная, многоязычная интернет-энциклопедия.
8. blogger.com – веб-сервис для ведения блогов, с помощью которого любой пользователь может завести свой блог, не прибегая к программированию и не заботясь об установке и настройке программного обеспечения.
9. baidu.com – самая популярная китайская поисковая система.
10. yahoo.co.jp – японский «филиал» компании Yahoo![14]
Как мы видим, самыми популярными сайтами являются поисковые системы и социальные сети. Это связано с тем, что люди ищут простые пути поиска информации. Чем проще можно найти информацию и чем качественнее поиск, тем выше популярность поисковой системы. Более того, порталы, изначально будучи лишь поисковиками, сейчас предлагают и сервис электронной почты и последние новости и другую информацию.
Информация о работе Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг