Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель работы – проанализировать роль информации в экономике и состояние рынка информационных услуг в России.
Для реализации цели поставлены задачи:
рассмотреть понятие и виды информации и информационных услуг;
дать понятие рынка информационных услуг и определить его структуру;
проанализировать состояние рынка информационных услуг.
Введение 3
Глава 1. Информация и информационные услуги 5
1.1. Понятие и виды информации 5
1.2. Понятие информационной услуги 9
Глава 2. Рынок информационных услуг 11
2.1. Понятие и структура рынка информационных услуг 11
2.2. Участники рынка информационных услуг 19
2.3. Анализ состояния отдельных сегментов рынка информационных услуг в России 21
2.3.1. Рынок информационных технологий 21
2.3.2. Рынок образовательных услуг 25
2.3.3. Состояние рынка информационных услуг для мониторинга 31
товарных рынков 31
2.3.4. Рынок правовой информации 38
Заключение 40
Список используемой литературы: 42
Содержание
Развитие и широкое применение информационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение информационных технологий имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления.
Важным результатом распространения информационных технологий и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
Несмотря на высокие темпы развития информационных технологий в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Вместе с тем недостаточное развитие рынка информационных услуг в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования информационных технологий в экономике, развития производства в данной сфере. К числу таких негативных факторов относятся несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных информационных систем; недостаточное развитие информационных технологий в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами; отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли и др.
Осознание важности обеспечения доступа к качественной и оперативной информации и, как следствие, необходимости развития рынка информационных услуг на государственном уровне уже произошло. В 2002г. была принята целевая программа «Электронная Россия», призванная обеспечить такое развитие.
Все эти факторы предопределяют актуальность исследования проблемы роли информации и развития рынка информационных услуг.
Объектом исследования выступает рынок информационных услуг.
Цель работы – проанализировать роль информации в экономике и состояние рынка информационных услуг в России.
Для реализации цели поставлены задачи:
Теоретическую базу исследования составили работы Петровой Е.А., Кабалинского Д., Родионова И.И., статистические данные Росстата и рейтингового агентства «Эксперт РА».
С переходом к рыночной экономике повышается значение (а следовательно, и стоимость информации). Информация все чаще выступает товаром на рынке, прежде всего в таком его сегменте как рынок информационных услуг. Однако далеко не любая информация может выступать товаром. В связи с этим необходимо определиться, что собой представляет информация, какие виды информации выделяют.
Согласно федеральному закону от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"1 информация –это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Это общее определение информации, которое охватывает любые сведения, независимо от их назначения, сферы применения и других признаков. Что касается информации, которая выступает в качестве товара на рынке, то это не любые сведения, а как правило, имеющие целевое назначение. В этой связи информацию можно определить следующим образом.
Информация – это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций. Стоимость информации включает в себя: время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор информации, а также фактические издержки, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и др.2
Кроме того, отдельно выделяется понятие экономической информации. Это - знания, сведения, данные, порождаемые в сфере экономики и управления ею, а также создаваемые в результате изучения этой сферы. Информация экономическая отражает макроэкономические процессы, движение труда, товаров и капитала, состояние и тенденции рынка, производства и потребления3.
Строгой классификации информации не существует. Различают информацию статистическую, производственно-экономическую, коммерческую, деловую, конъюнктурную, банковскую, биржевую, справочную (в т.ч. о налогах, ценах и тарифах), научно-экономическую, нормативную (регулирующую правовые отношения в экономической сфере) и др.
Четкие границы между перечисленными видами информации отсутствуют. Так, понятие "деловая информация" может охватывать: экономическую и статистическую информацию (числовую экономическую, демографическую, социальную) в виде динамичных рядов, моделей и оценок; коммерческую информацию - сведения о компаниях, фирмах, их объединениях, а также о ценах, финансовом положении компаний, их связях, сделках, продукции и пр.; биржевую и финансовую информацию - сведения о курсах валют, учетных ставках, котировках ценных бумаг, инвестициях, ценах.
Статистическая информация включает, как правило, данные государственной статистики, переписей населения, динамичные ряды (данные, характеризующие изменения во времени того или иного параметра), результаты социологических исследований, опросов общественного мнения и т.п. По степени обработки (обобщения) И.э., циркулирующую на информационном рынке, традиционно принято группировать следующим образом: первичная статистическая информация (данные т.н. первичного учета) - экономические, демографические, социальные сведения, собранные непосредственно в обследованных объектах; статистическая информация, обработанная для определенных исследовательских целей - подвергшаяся сортировке, систематизации, объединению в динамичные ряды и пр.; эти процедуры выполняются по определенным методикам и ориентированы на последующий анализ и синтез обрабатываемой информации; информация, характеризующая текущее состояние исследуемого объекта, позволяющая прогнозировать его вероятное развитие (например, на основе анкетирования предприятий, торговых организаций, банков, крупных сельскохозяйственных структур).
Весьма широкий круг сведений объединяет, как правило, информация, которую называют банковской. Это: специальная информация с оценками рейтингов банков (для клиентов и партнеров); справочная информация, используемая в банковской работе, - адреса, регистры ходов, счета клиентов и партнеров и т.д.; биржевая и финансовая информация, содержащая текущие и ретроспективные данные о котировках ценных бумаг и курсах валют в различных банках; специализированная информация для инвесторов; коммерческая информация общего назначения, содержащая адресно-справочные данные, сведения о ключевых руководителях, а также общие финансовые сведения - размеры уставных фондов, активов и пр.
Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе обычно подразделяются на три сектора:
• сектор деловой информации;
• сектор научно-технической и специальной информации;
• сектор массовой потребительской информации.
Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на следующие группы:
• биржевая и
финансовая информация —
• статистическая
информация — числовая, экономическая, демографическая
• коммерческая информация — информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;
• деловые новости в области экономики и бизнеса.
Биржевая и финансовая
информация изменяется
Требования к оперативности
предоставления потребителю
Важность коммерческой
информации в условиях рынка
и конкуренции весьма высока.
Эта информация используется
непосредственно бизнесменами
• выбор поставщиков, партнеров и размещение заказов;
• выход на рынок с новым товаром;
• поиск покупателей;
• слияние и приобретение компаний;
• маркетинговые исследования по анализу рынка.
Сектор научно-технической
и специальной информации
Сектор массовой
потребительской информации
Информация, зафиксированная на материальных носителях и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы. Под информационной системой понимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы4. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.
Современные информационные системы могут доставлять потребителю информацию как в традиционном виде - книги, периодические и продолжающиеся издания, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), так и в виде баз и банков данных на электронных носителях. В конечном счете, все определяется особенностями его информационных потребностей, кругом его профессиональных интересов, необходимой степенью оперативности и актуальности, непосредственным поводом обращения к информационной системе, наконец, его техническими возможностями.
Информационные услуги
- действия субъектов (собственников
и владельцев) по обеспечению пользователей инфо
При этом под информационным продуктом (продукцией) понимается документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей6.
Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителям следующие виды услуг:
• непосредственный доступ к базам данных — режим on-line;
• пакетный доступ к базам данных — режим off-line;
• базы данных
на дискетах и компакт-дисках;
• консультации, оказываемые специалистами в области информационных ресурсов;
• обучение доступу
к мировым информационным
Указанные виды
услуг имеют свои области
Необходимо отметить,
что информация является
Таким образом, с переходом к рыночной экономике и повышением роли прогнозирования экономического развития возросло значение информации. В общем, информация представляет собой совокупность любых данных и сведений. Однако в экономическом смысле под информацией понимаются данные, специально подготовленные и обобщенные для определенных людей, решения конкретных проблем и задач. Только такая информация представляет собой информационный продукт, представляет экономическую ценность и может выступать в качестве товара на рынке.
Информация о работе Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг