Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель работы – проанализировать роль информации в экономике и состояние рынка информационных услуг в России.
Для реализации цели поставлены задачи:
рассмотреть понятие и виды информации и информационных услуг;
дать понятие рынка информационных услуг и определить его структуру;
проанализировать состояние рынка информационных услуг.
Введение 3
Глава 1. Информация и информационные услуги 5
1.1. Понятие и виды информации 5
1.2. Понятие информационной услуги 9
Глава 2. Рынок информационных услуг 11
2.1. Понятие и структура рынка информационных услуг 11
2.2. Участники рынка информационных услуг 19
2.3. Анализ состояния отдельных сегментов рынка информационных услуг в России 21
2.3.1. Рынок информационных технологий 21
2.3.2. Рынок образовательных услуг 25
2.3.3. Состояние рынка информационных услуг для мониторинга 31
товарных рынков 31
2.3.4. Рынок правовой информации 38
Заключение 40
Список используемой литературы: 42
В 2005г. уменьшилось число государственных дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 6,4%) и некоторым ростом сети негосударственных дневных общеобразовательных учреждений и негосударственных высших учебных заведений. Прием в средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2004г. на 41,6 тыс.человек, или на 5%. На условиях полного возмещения затрат на обучение приступили к занятиям в техникумах 310,6 тыс. студентов, или 38,3% от общего числа принятых (в 2004г. - соответственно 329,6 тыс., или 38,7%). Cократилось и число государственных высших учебных заведений на фоне все продолжающегося роста числа негосударственных высших учебных заведений. Соответственно, с ростом числа высших учебных заведений на протяжении последних 10 лет происходит непрекрающийся рост числа лиц, имеющих высшее образование.
Таблица 415
Основные показатели состояния высшего образования
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Число высших учебных заведений В том числе: |
514 |
762 |
817 |
880 |
914 |
939 |
965 |
1008 |
1039 |
1046 |
1071 |
Государственных и муниципальных |
514 |
569 |
573 |
578 |
580 |
590 |
607 |
621 |
655 |
654 |
662 |
негосударственных |
- |
193 |
244 |
302 |
334 |
349 |
358 |
387 |
384 |
392 |
409 |
Численность студентов в вузах (тыс.чел) В том числе |
2825 |
2791 |
2965 |
3248 |
3598 |
4073 |
4742 |
5427 |
5948 |
6456 |
6884 |
В государственных и |
2825 |
2655 |
2802 |
3046 |
3347 |
3728 |
4271 |
4797 |
5229 |
5596 |
5860 |
На 10000 чел. Населения |
190 |
179 |
189 |
206 |
227 |
254 |
292 |
329 |
361 |
388 |
408 |
В негосударственных (тыс.чел.) |
- |
136 |
163 |
202 |
251 |
345 |
471 |
630 |
719 |
860 |
1024 |
Принято студентов в вузы, тыс.чел. В том числе |
584 |
681 |
729 |
814 |
913 |
1059 |
1292 |
1461 |
1504 |
1644 |
1659 |
В государственные и |
584 |
629 |
674 |
748 |
832 |
946 |
1140 |
1263 |
1300 |
1412 |
1384 |
В негосударственные |
- |
52 |
55 |
66 |
81 |
113 |
152 |
198 |
204 |
232 |
1076 |
Выпущено специалистов из вузов, тыс.чел. В том числе |
401 |
403 |
428 |
458 |
501 |
555 |
635 |
720 |
840 |
977 |
1076 |
Из государственных и |
401 |
395 |
415 |
436 |
471 |
515 |
579 |
648 |
753 |
860 |
930 |
На 10 000 чел. Населения |
27 |
27 |
28 |
29 |
32 |
35 |
39 |
44 |
52 |
60 |
65 |
Из негосударственных |
- |
8 |
13 |
22 |
30 |
40 |
56 |
72 |
87 |
117 |
146 |
Таким образом, на протяжении последних 10 лет происходит постепенный рост количества высших учебных заведений, причем темпы роста негосударственных учебных заведений значительно превосходят государственные. Пик роста приема в государственные высшие учебные заведения (ВУЗы) приходился на 2000г., в котором прием был больше уровня 1999г. на 21%. В дальнейшем наблюдалась снижение темпов роста приема в государственные ВУЗы. В 2005г. прием в ВУЗы сократился на 22 тыс.человек (на 2%) и составил 1362,7 тыс.человек.
Прием на обучение в государственные ВУЗы за счет бюджетов всех уровней составил 609,7 тыс.человек и сократился по сравнению с 2004г. на 19 тыс.человек, или на 3%. В 2005г. с полным возмещением затрат на обучение было принято 753,0 тыс.человек, или 55,3% от общего числа принятых (в 2004г. - 755,9 тыс., или 54,6%). Платных образовательных услуг в 2005г. было оказано населению на 147,0 млрд.рублей, или на 6,5% больше, чем в 2004 году (см. рисунок 2).
Рисунок 2
Прием
в государственные высшие и средние | |
С переходом к системе платного образования отмечается рост конкуренции на рынке образовательных услуг. Образовательная деятельность все больше приобретает характер коммерческой деятельности. Однако качество образования и квалификация выпускаемых специалистов от этого страдают. Это приводит к снижению ценности российского образования.
Первоочередной задачей,
которая стоит перед
Рынок информационных услуг России представлен достаточно обширным рядом информационных систем. Бытует мнение, что наиболее перспективная информационная технология - это Интернет. Действительно, в Интернете можно найти самую разнообразную справочную информацию. Однако поиск информации в сети Интернет в он-лайновом режиме требует определенных профессиональных навыков, значительных временных и финансовых затрат, ограничивает круг заинтересованных пользователей только пользователями Интернета (в среднем это примерно 2% от числа владельцев компьютеров), но самое главное в Интернете отсутствует полная систематизированная и структурированная информация о товарных рынках регионов. Таким образом, Интернет-технология не является оптимальной и перспективной для создания доступной и развитой региональной рыночной информационной среды.
Поэтому краткому рассмотрению подвергнем только специализированные информационные системы, которые «по определению» призваны решать задачи маркетинга и/или экономического мониторинга. Существующий ряд таких систем можно условно разбить на 4 основные группы в зависимости от структуры информации и возможностей ее использования. Перечислим их в порядке возрастания качества информации и расширения возможностей применения пользователями.
Первая группа систем предоставляет простейшие возможности просмотра почтовых и связных реквизитов предприятий и основных видов их деятельности.
Следующая группа дает более обширную информацию, включая сведения о поставляемой и потребляемой продукции.
Третья группа систем позволяет не только просматривать информацию о предприятиях и поставляемой ими продукции, но также самостоятельно ее добавлять или изменять.
Четвертая группа - более сложные системы, предоставляющие возможность дальнейшего автоматизированного использования накопленной информации в производственной деятельности, например, в учете коммерческих предложений и заявок и их реализации.
Все информационные системы о товарных рынках, как правило, содержат информацию о почтовых и связных реквизитах предприятий. Они используют различный набор данных для описания предприятия. Однако практически всегда встречается общепринятый набор данных: код ОКПО, название, страна, город/пункт, почтовый индекс, адрес в городе/пункте, телефон, телефакс, телекс. Иногда встречается расширенный набор данных, включающий дополнительно информацию: E-Mail (электронная почта), тип собственности, год создания, годовой оборот, количество работающих, сфера деятельности, банковские реквизиты, дополнительные сведения.
На информационном рынке России имеется большой ряд просмотровых систем с минимальной для потребителя информацией о почтовых и связных реквизитах предприятий и видов деятельности. К ним относятся такие базы данных, как «Предприятия и учредители Москвы», «Банки и предприятия Москвы», «Банки и предприятия Санкт-Петербурга», «Предприятия Армении», «Фолиант», «Адрес-Европа». Системы этой группы предоставляют пользователю порядка 15-20% представляющей интерес информации, практически ничего не сообщая о продукции, что явно недостаточно для субъектов товарных рынков. Все остальное им нужно искать в других системах.
Следующая группа систем предоставляет пользователю более расширенную информацию, включающую сведения не только о реквизитах предприятия, но и о производимой ими продукции. Назовем такие системы, как COMPASS», «Регистр WA-2», РАУ-ПРЕСС, «ВПК-Бизнес», «Рынок промышленной продукции России», «Спрос и предложение предприятий Волгограда и Волгоградской области», «Подмосковье», «Экспортеры и импортеры России», «Товары и услуги 95/96».
Недостатком перечисленных систем является ограниченность (не более 30% от информационной потребности) информации о поставляемой продукции. Другое существенное ограничение связано с отсутствием в этих системах возможностей для пользователя самостоятельно накапливать актуальную информацию о поставщиках продукции.
Системы третьей группы не только удовлетворяют информационную потребность пользователей на более высоком уровне (30 – 40%), но и предоставляют уже некоторые возможности для самостоятельного ведения информации.
Наиболее простой в этой группе является специализированная система «Безопасность», которая разработана в 1996 году и предназначена для поиска данных о поставщике выбранной продукции и услугах в рамках тематики, определенной ее названием. Описание продукции в системе состоит из неформализованного описания сферы деятельности и двухуровневого каталога. В системе предусмотрено ведение и накопление данных о предприятиях самим пользователем без какого-либо изменения двухуровневого каталога (т.е. без изменения описания продукции).
Более сложной является система «Промышленность России и СНГ», созданная в 1994 году фирмой «АСУ-Импульс». Эта информационно-поисковая система ориентирована на базу данных, наполненную документами. Описание продукции в системе – двухуровневое, список отраслей и неформализованный текст с перечислением набора всей продукции, производимой предприятием. Сбор информации для распространяемой базы данных о поставщиках осуществляется путем анкетирования предприятий. Однако ряд факторов существенно ограничивает круг пользователей этой системы. Главные из них – это сложность используемого в системе языка запросов и недостаточная степень подробности используемой в системе неструктурированной информации о продукции.
Система «ИПС Бизнес-карта» создана в 1996 году и предназначена для формирования выборок, поиска, печати и редактирования информации о предприятиях и их продукции. Описание продукции в ней двухуровневое: список отраслей и неформализованный текст с перечислением набора всей продукции, производимой предприятием. Информация о предприятии чрезвычайно подробна. Она состоит из стандартного набора данных, к которому добавлено: подчиненность, объем выпускаемой продукции, информация об экспорте и импорте, грузооборот, используемые сырье и материалы, остаточная стоимость и износ основных фондов, даты получения лицензий, даты регистрации и перерегистрации, номер регистрации, зарплата, дополнительные услуги, код структуры, количество филиалов, корреспондентские отношения, наличия подвижного состава, данные по товарообороту, данные по пассажирообороту.
В классификацию не включен ряд достаточно широко распространенных информационно-поисковых систем, которые в большей степени могут быть отнесены к специализированным электронным доскам объявлений спроса/предложения и соответственно главным образом решают задачу обмена информацией, а не задачу системного отражения потенциала товарного рынка. К наиболее ярким и известным представителям таких систем могут быть отнесены системы РИАР и ММЦ, которые имеют развитую филиальную сеть в регионах России и хороши для информационного обмена, но не способны решать задачу системного экономического мониторинга региона.
Из приведенного краткого обзора видно многообразие подходов к решению одной и той же задачи различными разработчиками компьютерных информационных систем. Однако в большинстве перечисленных систем наблюдается изначально заложенная техническая ограниченность накопления, хранения, актуализации и распространения информации о продукции. Все эти системы преимущественно обеспечивают распространение информации о почтовых и связных реквизитах предприятий, а задача распространения информации о продукции, как бы, не является существенной. Причина этого - не безразличие разработчиков к этой задаче, просто она является достаточно сложной и на ее решение требуется гораздо больше времени, усилий и финансовых затрат, что делает ее коммерчески мало привлекательной.
Практика показывает, что расходы на создание качественных информационных систем столь велики, что многие разработчики упрощают задачу, принципиально ограничиваясь созданием и поддержанием информационно стабильных баз данных, что исключает возможность применения этих информационно-поисковых систем для целей экономического мониторинга. В тоже время, мощности современных компьютеров позволяют формировать мощные политематические базы данных и быстро обрабатывать сложные контекстные запросы.
Так как от наличия и развития информационных технологий в немалой степени зависит состояние отечественного и регионального товаропроизводства, то для становления качественных компьютерных информационных систем о товарных рынках требуется поддержка органов государственного и территориального управления.
В целях формирования рациональной структуры товарных рынков Минэкономики России разрабатывает Комплексную программу развития инфраструктуры товарных рынков России до 2005 года.
В рамках программы планируется создание федеральной системы обеспечения товаропроизводителей и торговых посредников оперативной информации о спросе, предложении, запасах, ценах, тарифах применительно к технико-экономическим характеристикам продукции и условиям ее поставки (партии, сроки, виды оплаты и т.п.). В рамках программы планируется решить вопросы, связанные с созданием информационно-маркетинговых центров, банков данных, автоматизированных рабочих мест рыночников-аналитиков, разработкой методического и программного обеспечения функциональных задач, механизмов информационного обмена.
В качестве базовой
информационно-поисковой
Информация о работе Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг