Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать роль информации в экономике и состояние рынка информационных услуг в России.
Для реализации цели поставлены задачи:
рассмотреть понятие и виды информации и информационных услуг;
дать понятие рынка информационных услуг и определить его структуру;
проанализировать состояние рынка информационных услуг.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Информация и информационные услуги 5
1.1. Понятие и виды информации 5
1.2. Понятие информационной услуги 9
Глава 2. Рынок информационных услуг 11
2.1. Понятие и структура рынка информационных услуг 11
2.2. Участники рынка информационных услуг 19
2.3. Анализ состояния отдельных сегментов рынка информационных услуг в России 21
2.3.1. Рынок информационных технологий 21
2.3.2. Рынок образовательных услуг 25
2.3.3. Состояние рынка информационных услуг для мониторинга 31
товарных рынков 31
2.3.4. Рынок правовой информации 38
Заключение 40
Список используемой литературы: 42

Файлы: 1 файл

Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

Специализированные коммерческие шлюзовые службы доступа находятся  на стыке между службами информационного  обеспечения и системами телекоммуникации. Эти службы позволяют потребителям подключаться к тысячам баз данных, не меняя режима работы. Широкое развитие в России получили системы доступа к базам данных на основе собственных ЦОБД или путем подключения к существующим ЦОБД; это связано с открытием в 90-х гг. ведомственных сетей и с биржевым бумом, выведшим на Р. и. множество информационно-коммерческих сетей, предлагавших свои услуги преимущественно в форме обеспечения доступа к различного рода коммерческим предложениям. Многие конечные потребители, не имея необходимого опыта и квалификации для проведения эффективного информационного поиска, обращаются к информационным посредникам (брокерам). Это организации или лица, специализирующиеся на платном информационном обслуживании клиентов и использующие для этих целей внешние организации.

Весьма существенная часть информационных услуг поставляется на Р.и. через такие традиционные каналы, как библиотеки, архивы, информационные подразделения организаций и предприятий. В России они чаще всего взаимодействуют со своими потребителями на коммерческой основе, однако общее удорожание информационных продуктов и услуг приводит к становлению коммерческих отношений. Достаточно развитые собственные информационные службы создаются в коммерческих структурах - банках, финансово-промышленных группах и т.д.

Потребители информационных продуктов  и услуг различаются по задачам, которые они решают, выходя на Р.и. В самом общем виде принято выделять два рынка потребления - деловой (называется рынком типа "бизнес бизнесу") и потребительский ("домашний", или бытовой). Каждый из них в свою очередь подразделяется на множество частей (секторов). Так, в России основными пользователями баз данных являются: посреднические структуры и лица; промышленные предприятия; представительства зарубежных фирм и СП; государственные учреждения; банки; биржи. В целом во всем мире (в России в т.ч.) становление и развитие Р. и. не только вовлекает в работу с информацией все больше материальных, финансовых и людских ресурсов, не только превращает информацию в самостоятельный фактор экономического развития, но и служит важнейшей предпосылкой формирования информационного общества, способного обеспечить человеку одно из его важнейших прав - право на информацию.

 

2.3. Анализ состояния отдельных сегментов рынка информационных услуг в России

2.3.1. Рынок информационных технологий

Быстрый рост рынка информационных технологий – результат успешного стимулирования государством развития высокотехнологического сектора. Начало реализации программы «Электронная Россия», прямые закупки государственными структурами оборудования и программного обеспечения, их заказы на разработку программных решений стали одним из ключевых факторов ускоренного развития ИТ-компаний. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», около 25% выручки ведущих компаний данного сегмента рынка формировалось за счет государственного заказа.12

Доказательством такого положения явилось то, что в 2004г. по причине старта административной реформы доходы компаний значительно снизились. Динамика доходов девяти ведущих ИТ- компаний в 2004 г. снизилась почти вдвое: до 27, 4% против 52,4 % годом ранее. Глубокое реформирование структуры правительственных органов, начавшееся в марте 2004г., по крайней мере, на полгода затормозило финансирование казалось бы уже состоявшихся контрактов. Изменение бюджетов, пересмотр приоритетов развития ведомств, кадровые перестановки привел к тому, что значительная часть проектов была либо отложена на следующий год, либо переконфигурирована, либо просто отменена.

Негативный эффект от административной реформы в первую очередь почувствовали лидеры ИТ-рынка, поскольку репутация, портфель выполненных заказов, масштаб бизнеса делали их главными контрагентами государственных структур. Доля госзаказа в их доходах куда более значительна, чем у менее крупных компаний. Сокращение таких подрядов крайне болезненно отразилось на динамике их доходов. ИТ - компании в прошедшем году росли ниже рынка. Согласно исследованиям «Эксперт РА», совокупный объем реализации 80 ведущих корпораций, работающих на рынке информационных технологий, в 2004г. вырос на 32,2 % до 160 млрд. рублей, что на 5,8 процентного пункта быстрее, чем у самых крупных участников рынка.

Последствия административной реформы не только подорвали бизнес отдельных компаний, но и качественно  изменили сам рынок. В секторе информационных технологий довольно давно наблюдается закономерность: чем ниже «уровень предела», тем более высокими темпами развивается бизнес. В 2004 году эта неприятная особенность проявилась еще ярче. В условиях нестабильного государственного заказа компании сворачивали затратные высокотехнологичные проекты и перестраивались на более доступные сегменты бизнеса – дистрибуцию и сервисные услуги. Объем выручки компаний только от дистрибуторской деятельности за год увеличился почти вдвое. Как следствие доля этого направления в общем объеме рынка возросла на 7 процентных пунктов и составила уже 47,2 %. В результате темп прироста выручки от отдельных видов деятельности ИТ-компаний в 2004г. выглядел следующим образом.13

Таблица 1

Темп прироста выручки  ИТ-компаний от различных видов деятельности

Виды деятельности ИТ-компаний

Темп прироста выручки,%

2003/2002

2004/2003

Дистрибуция, поставка оборудования и ПО в рамках интеграционных проектов

60

80

Услуги в области  ИТ

41,8

46

Разработка ПО

39

35

Производство оборудования

8

11,6


 

Так, например, в 2004 году ведущим направлением деятельности для холдинга НКК стала дистрибуция. На её долю в общем объеме реализации группы пришлось 76% (как объясняют в самой компании, связано это было с процессами реорганизации, происходившими с двумя другими направлениями – системной интеграции и производством оборудования). А у компании R-Style доля выручки от дистрибуции увеличилась с 32,5 до 58,3%.

В наибольшей зависимости  от государства оказались производители  оборудования. Этот сектор и раньше не отличался высокой динамикой  роста, а срыв государственного заказа привел к его резкому замедлению. В таких условиях успеха добились организации, ориентированные не только на государство, но и на частный капитал.

Без активного влияния  государства не обходится и такой  сектор ИТ-рынка как разработка программного обеспечения. Инвестиции правительственных органов в создание собственной инфраструктуры способствовали началу активного развития российских разработок в сфере создания программного обеспечения. С одной стороны, такая поддержка способствует росту этого направления. Выручка компаний, специализирующихся в сегменте ПО, за год увеличилась на 35%. С другой стороны, можно представить себе масштаб бедствий для программистов, если государство по какой-либо причине прекратит инвестирование проектов по разработке ПО. Скорее всего, компании предполагают такой поворот событий, но при этом не собираются расставаться со своими компетенциями. Они в своей деятельности также учитывают и рыночные запросы, создают массовые продукты, и находят новые ниши, разрабатывают решения под индивидуальные задачи клиента. И с каждым годом таких решений становится все больше. Доля проектного программного обеспечения в выручке программистов составляет 3,8%.

Сравнительно благополучно административные передряги пережил сектор ИТ-услуг. За год его прирост составил 46%. По своим темпам это направление уступает только сектору дистрибуции. Однако основным потребителем здесь опять же является государство. По уровню спроса на услуги ИТ-компаний со стороны отраслей и сфер экономики государственные структуры стоят на втором месте после предприятий связи. Более половины доходов компаний, специализирующихся в этом сегменте рынка, приходятся на интеграционные услуги. Однако сейчас проявляется и другое направление сервисной деятельности. Постепенно растет доля доходов ИТ-компаний от предоставления консалтинговых услуг. Центр роста в совершенствовании корпоративных систем управления смещается от крупнейших компаний в средний бизнес. Поэтому спрос на управленческий консалтинг, внедрение программных комплексов управления бизнесом и развития сервисов увеличивается достаточно динамично. В результате консалтинговое направление деятельности ИТ-компаний, специализирующихся в оказании услуг, уже сейчас занимает после интеграции второе место.

Завершив структурную  перестройку, государственные органы вернулись к активному внедрению  ИТ-решений и массовой закупке  оборудования. Эффектом от реализации этого отложенного спроса станет заметное ускорение развития ИТ-рынка  в 2005-2006гг.

По состоянию на 2004г. крупнейшими компаниями в сфере информационных технологий стали следующие (табл.2).

Таблица 2

Крупнейшие  ИТ-компании на российском рынке

Компания

Объем реализации в 2004г. (млн.руб.)

Объем реализации в 2003г. (млн.руб.)

Темп прироста (%)

Объем реализации в 2004г.     (млн.долл.)

1

НКК (Национальная компьютерная корпорация)

17 671,2

14 394,8

22,8

613,2

2

Группа компаний IBS

15 127,4

12 253, 0

23,5

524,9

3

Группа компаний R-Style

12 719, 5

10 110,6

25,8

441,3

4

Группа компаний Ланит

11 400, 0

7 890,0

44,5

395,6

5

«Техносерв А/С»

10 881,5

7 964, 5

36,6

377,6

6

Группа компаний Verysell

10 730,0

7 540, 0

42,3

372,3

7

«Открытые технологии – 98»

6 432,2

8 039,7

- 20,0

223,2

8

«НТ компьютер»

6 018,4

3 072,6

95,9

208,8

9

«КРОК инкорпорейтед»

5 828,0

4 747,7

22,8

202,2


2.3.2. Рынок образовательных услуг

В 2005г. в стране продолжалось реформирование системы образования, направленное на обеспечение доступности  качественного образования для  всех слоев населения, текущих и  перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, установление социально приемлемого соотношения платных и бесплатных образовательных услуг при сохранении бесплатного и общедоступного общего образования. Показатели деятельности организаций образования представлены в таблице.

Таблица 3

Отдельные показатели деятельности организаций образования14

 

2005г.

В % к 
2004г.

Справочно

2004г.

в % к 
2003г.

Государственные и муниципальные дневные общеобразовательные  учреждения

       

Число учебных заведений, единиц

60764

97,3

62474

98,0

из них:

       

гимназии

1278

102,6

1246

102,5

лицеи

916

105,0

872

103,3

Численность учащихся, тыс.человек

15111,6

93,9

16097,8

93,3

из них:

       

в гимназиях

865,6

98,4

879,8

99,5

в лицеях

552,9

101,5

544,7

100,9

Негосударственные дневные общеобразовательные учреждения

       

Число учебных заведений, единиц

726

102,5

708

100,1

Численность учащихся, тыс.человек

72,3

103,0

70,2

102,2

Государственные и муниципальные средние специальные  учебные заведения

       

Число учебных заведений, единиц

2692

102,1

2637

100,4

Численность студентов, тыс. человек

2461,9

98,3

2503,6

100,1

Прием, тыс. человек

810,9

95,1

852,5

98,9

Выпуск, тыс. человек

647,6

96,0

674,7

100,6

Государственные и муниципальные высшие учебные заведения

       

Число учебных заведений, единиц

648

97,9

662

101,2

Численность студентов, тыс. человек

5946,0

101,5

5860,1

104,7

Прием, тыс. человек

1362,7

98,4

1384,5

98,1

Выпуск, тыс. человек

973,7

104,7

930,4

108,2

Негосударственные высшие учебные заведения

       

Число учебных заведений, единиц

413

101,0

409

104,3

Численность студентов, тыс. человек

1079,3

105,4

1024,1

119,1

Прием, тыс. человек

268,0

97,6

274,6

118,5

Выпуск, тыс. человек

173,3

118,5

146,2

125,3

Информация о работе Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг