Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель работы – проанализировать роль информации в экономике и состояние рынка информационных услуг в России.
Для реализации цели поставлены задачи:
рассмотреть понятие и виды информации и информационных услуг;
дать понятие рынка информационных услуг и определить его структуру;
проанализировать состояние рынка информационных услуг.
Введение 3
Глава 1. Информация и информационные услуги 5
1.1. Понятие и виды информации 5
1.2. Понятие информационной услуги 9
Глава 2. Рынок информационных услуг 11
2.1. Понятие и структура рынка информационных услуг 11
2.2. Участники рынка информационных услуг 19
2.3. Анализ состояния отдельных сегментов рынка информационных услуг в России 21
2.3.1. Рынок информационных технологий 21
2.3.2. Рынок образовательных услуг 25
2.3.3. Состояние рынка информационных услуг для мониторинга 31
товарных рынков 31
2.3.4. Рынок правовой информации 38
Заключение 40
Список используемой литературы: 42
Рынок информационных услуг - сегмент рынка, в рамках которого осуществляется купля-продажа информационных продуктов (книг, баз данных, программ для ЭВМ, информационной техники) и информационных услуг (предоставление литературы в библиотеке, документов в архиве, доступа к базам данных)7.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:
1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. Прежде всего, это следующие нормативные акты:
- Закон "Об информации, информатизации и защите информации".
-Закон "Об авторском праве и смежных правах".
-Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
-Закон " О правовой охране топологий интегральных схем".
3. Информационная составляющая.
Это справочно-навигационные
4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя. С этой целью принята федеральная целевая программа «Электронная Россия».8 Основными целями Программы являются создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей. По словам первого заместителя Министра РФ по связи и информатизации Андрея Короткова объем российского рынка информационных услуг и программного обеспечения вырастет к 2010 г. – в 5–6 раз в результате реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия"9. Доля сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в экономике к 2010 г. составит 2%, парк персональных компьютеров у населения вырастет к 2010 г. в 4 раза (в настоящее время он составляет 11 млн. штук), а используемых бизнесом – в 6 раз, количество пользователей Интернета вырастет к 2006 г. по сравнеию с 2000 г. более чем в 8 раз. Следует отметить, что развитие российского рынка информационных услуг во многом предопределяется государственным регулированием. Как будет в дальнейшем показано многие организации в сфере информационных услуг существует и динамично развиваются именно благодаря государственным заказам.
В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Рассмотрим некоторые из них.
Так отдельные специалисты различают три взаимодействующие области современного информационного рынка: рынок собственно информации; рынок электронных сделок; рынок электронной коммуникации10.
Наиболее разветвленной частью информационного рынка во всем мире (в частности, в России) следует признать "область информации". В нее входит ряд крупных, активно развивающихся секторов, главным из которых: сектор экономической информации, охватывающий биржевую и финансовую информацию, статистическую и коммерческую информацию, деловые новости в сфере экономики и бизнеса и т.п.; сектор научно-профессиональной информации, включающий научно-технической, юридической, производственной и другой информацию; сектор массовой, потребительской информации - новости о различных фактах, событиях жизни общества, ориентированные на "домашнее", а не служебное использование, такие, в частности, как сведения о погоде, расписании транспорта, покупках и продажах товаров и услуг и т.п.; сектор социально-политической информации, специально предназначенной для обеспечения органов власти и управления разных уровней.
Мировая практика развития информационного рынка свидетельствует, что предпринимательская и управленческая деятельность более всего нуждается в оперативно поставляемой информации об общей экономической конъюнктуре; статистической информации экономического и социального характера, необходимой для анализа и прогноза среднесрочных и долгосрочных тенденций; деловых новостях о событиях, происходящих на рынках; правовой информации, регламентирующей хозяйственную деятельность; коммерческой информации об участниках рынка - предприятиях-поставщиках и покупателях, о продукции.
Существенная доля названной информации может быть представлена на информационном рынке только при помощи электронных коммуникаций, а ее эффективное использование возможно при совершении сделок в электронной форме. Рынок электронной сделок включает: системы электронной банковских операций; электронные биржи; системы заказа билетов и резервирования мест в гостиницах, заказа товаров и услуг.
В России электронные банковские операции внедряются при помощи западных технологий. Одним из примеров может служить система SWIFT, позволяющая коммерческим банкам сразу по подключении к ней принимать участие в электронных международных расчетах. Кроме того, формируется система электронных банковских операций между ЦБ России, его территориальными отделениями, центральными банками стран СНГ и ведущими коммерческими банками. Некоторые коммерческие банки используют западные системы осуществления операций по кредитным карточкам международных и американских фирм, таких, как VISA, Mastercard, American Express.
На рынке электронных коммуникаций выделяют различные системы средств связи и общения людей. Сюда входят сети передачи данных, электронная почта (E-mail), системы, объединяющие владельцев микро-ЭВМ, электронная "доска объявлений", телеконференции и т.п. Кроме того, информационный рынок включает такие специальные виды продуктов и услуг, как сбор, подготовка и обработка информации, услуги библиотек и архивов, данные метеорологической, космической, геоинформации, поставляемые соответствующими службами, разработки информационных систем, программного и лингвистического обеспечения.
В работе Петровой Е.А. рассмотрены несколько подходов к определению структуры информационного рынка.11
Так, например, предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами:
• научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;
• объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;
• услуги образования — все виды обучения;
• управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;
• бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.
В этой инфраструктуре, как отмечено в указанной работе Петровой Е.А. отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:
• технический — вся аппаратно-техническая база информатики;
• программный — все программные продукты информатики;
• коммуникационный — все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче
информации, все виды телефонной и факсимильной связи.
Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:
- высокомонополизированный
профессиональный рынок,
- услуги для обеспечения
- домашний рынок,
Существует также подход к определению инфраструктуры информационного рынка следующим образом (см. рис. 1.)
Рисунок 1
Инфраструктура рынка информационных услуг
1-й сектор—деловая информация, состоит из следующих частей:
• биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
• статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
• коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
2-й сектор —информация для специалистов, содержит следующие части:
• профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
• научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
• доступ к первоисточникам
— организация доступа к
3-й сектор—потребительская информация, состоит из следующих частей:
• новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
• потребительская информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
• развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.
4-й сектор—услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
5-й сектор —обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
• программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
• технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
• разработка и
сопровождение информационных систем
и технологий — обследование организации
в целях выявления
• консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
• подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
Основными поставщиками информационных услуг на мировом информационном рынке являются центры - генераторы баз данных (ЦГБД), центры-распределители информации на основе баз данных (ЦОБД), шлюзовые информационные службы, службы передачи данных и телекоммуникаций, информационные брокеры, а также другие структуры, обслуживающие конечных потребителей. Большинство ЦГБД на Западе действуют в сфере деловой (коммерческой) информации, в России - в сфере научно-технической информации. ЦОБД на Западе, как правило, специализированы; они осуществляют обработку баз данных и оказывают платные услуги: предоставление доступа к большим базам данных в режиме диалога, т.н. пакетный поиск информации для весьма широких кругов пользователей, распространение баз данных на компакт-дисках и др. В России аналогичные задачи традиционно решаются крупными ЦГБД, такими, как ВИНИТИ, ВНТИЦ, ИНИОН и т.д. Доступ российских потребителей к зарубежным ЦОБД сегодня может быть осуществлен по многим каналам (в первую очередь через компьютерную сеть Интернет).
Информация о работе Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг