Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать роль информации в экономике и состояние рынка информационных услуг в России.
Для реализации цели поставлены задачи:
рассмотреть понятие и виды информации и информационных услуг;
дать понятие рынка информационных услуг и определить его структуру;
проанализировать состояние рынка информационных услуг.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Информация и информационные услуги 5
1.1. Понятие и виды информации 5
1.2. Понятие информационной услуги 9
Глава 2. Рынок информационных услуг 11
2.1. Понятие и структура рынка информационных услуг 11
2.2. Участники рынка информационных услуг 19
2.3. Анализ состояния отдельных сегментов рынка информационных услуг в России 21
2.3.1. Рынок информационных технологий 21
2.3.2. Рынок образовательных услуг 25
2.3.3. Состояние рынка информационных услуг для мониторинга 31
товарных рынков 31
2.3.4. Рынок правовой информации 38
Заключение 40
Список используемой литературы: 42

Файлы: 1 файл

Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

Наиболее полно  требованиям формирования открытой политематической информационной среды  как рыночной инфраструктуры, призванной решать задачи:

  • обеспечения органов исполнительной и законодательной власти наиболее полной, систематизированной и актуальной информацией для оперативного экономического мониторинга региона с целью принятия обоснованных управленческих решений,
  • создания региональных банков производственных и товарных ресурсов, спроса и предложения о продукции и услугах с возможностью динамичного, оперативного и достоверного обновления и корректировки информации,
  • создания условий объективной оценки конъюнктуры на межрегиональных рынках для выработки оптимальных решений управления производством,
  • возможность разработки оптимальных и эффективных схем комплексных (клиринговых) расчетов по встречным поставкам продукции и услуг

отвечает разработанная  для целей развития межрегионального сотрудничества региональная информационно-поисковая справочно-аналитическая система РИПСАС.

Ядро программного комплекса  РИПСАС представляет собой гибкую систему  формирования и поддержания взаимоувязанных  политематических баз данных, быстрого поиска и удаленного получения информации по различной тематике, необходимой  пользователю. Система аппаратно демократична и обеспечивает функционирование на компьютерах, начиная с уровня AT-286. Информация структурирована, снабжена справочником встроенных в систему классификаторов, рубрикаторов и ключевых слов. Информационно динамичные базы данных формируются и актуализируются самими участниками системы. К особенностям системы следует отнести открытость и доступность информационных ресурсов для любого заинтересованного пользователя, гибкость системы с возможностью ее настройки под задачи конкретного пользователя. Технология позволяет за один сеанс связи в течение одной минуты получить ответы на интересующие пользователя запросы.

Являясь по своим целям  чисто обслуживающей системой, РИПСАС по организационной структуре и направлениям деятельности отвечает актуальным потребностям формирующегося рынка информационных и консультационных услуг и обеспечит реальную информационную поддержку развитию реального сектора экономики.

Вся информация, содержащаяся в базах данных, доступна для поиска и анализа, по запросам пользователей возможно формирование самых произвольных выборок и отчетных аналитических форм. Концептуальной основой проекта РИПСАС является свободное информационное взаимодействие всех заинтересованных участников информационной среды, обеспечивающее создание единого структурированного информационного пространства и консолидацию интересов и потенциала властных структур, промышленности, бизнеса и средств массовой информации.

2.3.4. Рынок правовой информации

Правовая информация представляет собой сведения о принятых и действующих правовых актах, практике их применения, комментарии специалистов к действующим правовым актам.

С провозглашением  России правовым государством значение правовой информации все более возрастает.

Правовая информация представлена:

- в официальных источниках опубликования. К ним относят Российскую газету, Собрание законодательства РФ, Собрание актов федеральных министерств и ведомств, Сборник международных договоров РФ и ряд других.

- в различных  периодических изданиях, как правило,  по тематике данного издания.

- в различных  сборниках законов либо отдельных  изданиях законов, публикуемых  книгоиздателями.

- на официальных  сайтах органов государственной  и муниципальной власти.

- в справочно-правовых  системах.

С развитием  компьютерных технологий все большее распространение приобретают именно справочно-правовые системы, так как они обеспечивают удобство поиска и работы с правовой информацией. В таких системах собран воедино не только огромный массив законодательных актов, но и судебная практика, комментарии ведущих специалистов.

В настоящее  время на российском рынке наибольшее распространение получили справочно-правовые системы «Консультант плюс» и  «Гарант» (табл. 5).

Таблица 5

Доли  компаний на рынке правовой информации16

 

Доля на рынке (%)

Консультант плюс

72

Гарант

24,6

Иные компании

3,4


 

Своим развитием  компания консультант плюс также  во многом обязана государственным  заказам. Согласно информации о компании, опубликованной на официальном сайте, компанией «Консультант плюс» заключены договоры о сотрудничестве в области правовой информации с большим количеством органов федеральной власти, региональных государственных органов и муниципальных органов власти.

 

Заключение

Подведем основные итоги  работы.

С переходом к рыночной экономике и повышением роли прогнозирования экономического развития возросло значение информации. В общем, информация представляет собой совокупность любых данных и сведений. Однако в экономическом смысле под информацией понимаются данные, специально подготовленные и обобщенные для определенных людей, решения конкретных проблем и задач. Только такая информация представляет собой информационный продукт, представляет экономическую ценность и может быть реализована на рынке информационных услуг.  Стоимость информации включает в себя: время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор информации, а также фактические издержки, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и др.

Рынок информационных услуг  представляет собой сегмент рынка, в рамках которого осуществляется купля-продажа информационных продуктов и информационных услуг. Поскольку информационный рынок в России только формируется единого мнения относительно его структуры в экономической науке не сложилось. Рынок информационных услуг предполагает не только торговлю и посредничество, но и производство, в частности программных продуктов. В работе было выделено 5 сегментов информационного рынка:

- деловая информация,

- информация для специалистов,

- потребительская информация,

- услуги образования,

- информационные технологии.

Несмотря на значительное отставание от мирового уровня развития, рынок информационно-аналитических услуг в Российской Федерации является одним из наиболее динамично развивающихся в настоящее время.

Информационные продукты и услуги позволяют решить большинство вопросов, способных повлиять на развитие компании:

  • Основание и развитие бизнеса — куда выгоднее вложить средства и как это сделать,
  • Положение дел в отрасли,
  • Поиск собственного потребителя и/или подходящего сегмента,
  • Поиск региональных и/или зарубежных поставщиков,
  • Маркетинговая стратегия завоевания рынка,
  • Оценка конкурентной среды.

Анализ состояния отдельных  сегментов информационного рынка  привел к выводу о том, что во многом его развитие определяется государственным регулированием и стимулированием. Большинство компаний зависят от государственных заказов, которые составляют основную часть их выручки. Отсутсвие госзаказов или изменение их структуры сразу сказывается на результатах деятельности компании и на положении дел в отрасли в целом. Положительным аспектом является принятие  и реализация целевой программы «Электронная Россия», что приводит к увеличению объемов рынка информационных услуг.

 

Список используемой литературы:

  1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г., N 8, ст.609.
  2. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене"// Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. N 28, ст. 3347
  3. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. N 5 ст. 531.
  4. Кабалинский Д. Информационные технологии // Эксперт – 2005 - № 38 – с. 184 -185.
  5. Петрова Е.А. Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития. М.: Гелиос, 2004. 121 с.
  6. Прохоров А. рынок информационных технологий в 2000-2002гг. // Передовые технологии. Итоги и прогнозы.Компьютер-пресс.-Б.М.-2002.-№1-с.8-22.
  7. Российский статистический ежегодник 2005.
  8. Рынок информационных услуг и продуктов /И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев. - М: МК-Периодика, 2002. - 549 с.
  9. Толковый словарь Бизнес и право. М., 2005. 986 с.
  10. www.gks.ru
  11. www.consultant.ru
  12. http://erussia.minsvyaz.ru/

1 Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Статья 2 // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г., N 8, ст.609.

2 Толковый словарь Бизнес и право. М., 2005. с. 186.

3 Там же. С. 187.

4 Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Статья 2 // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г., N 8, ст.609.

5 Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", Глава I, Статья 2 // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. N 28, ст. 3347

6 Там же.

7 Толковый словарь бизнес и право. М., 2005. с. 263.

8 Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. N 5 ст. 531.

9 http://erussia.minsvyaz.ru/

10 См. Толковый словарь Бизнес и право. М., 2005. с. 263-264.

11 Петрова Е.А. Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития. М.: Гелиос, 2004. С. 14-26.

12 Эксперт. 2005. № 38. С. 184.

13 Источник: «Эксперт РА»

14 Официальный сайт Росстата www.gks.ru

15 Источник: данные Российского статистического ежегодника 2005. с. 277-278.

16 Источник www.consultant.ru




Информация о работе Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг