Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа
Цель разработать методику проведения уроков по компьютерной графики с использованием видео-роликов.
Задачи исследования:
проанализировать традиционную систему и инновационный опыт компьютерной подготовки учащихся в школе;
разработать содержание и дидактические условия подготовки учащихся к применению компьютерной графики и видеороликов в учебном процессе;
разработка лабораторного практикума по информатике
Как известно система профильного обучения предусматривает кроме освоения базовых, профильных общеобразовательных курсов освоение элективных курсов.
Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы студентов. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее. Существуют элективные курсы по разным дисциплинам: элективные курсы информатики, элективные курсы математики, элективные курсы физики и элективные курсы русского языка.
Можно, хотя и весьма условно, выделить следующие типы элективных курсов.
Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный план.
В свою очередь предметные элективные курсы также можно разделить на несколько групп:
Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Эти курсы посвящены изучению психологических, социальных, культурологических, искусствоведческих и других проблем (например, «Эффективное поведение в конфликте», «Основы дизайна»).
Элективные курсы дают возможность преодолеть одну из самых главных трудностей, возникающих при изучении нормативных предметов требование обязательной успеваемости, то есть того, чтобы разные обучающиеся с разными стартовыми возможностями, уровнем обученности и способностями за одно и то же время достигли одинаковых образовательных результатов. В рамках элективных курсов требование обязательной успеваемости не является приоритетным, курсы не связаны никакими экзаменационными требованиями, а также нормами стандартов, а потому обучаемые могут осваивать материал разными темпами.
Преподавателю, разрабатывающему элективные курсы, необходимо строго придерживаться определенных правил. Так, например, при всем многообразии возможных вариантов организации элективных курсов, следующие условия должны оставаться неизменными:
Прежде чем приступить к составлению программы элективного курса, преподавателю – автору курса необходимо ответить на следующие вопросы:
Немаловажной проблемой является оформление элективного курса. Так, весьма жесткие требования предъявляются к пояснительной записке. Важно, чтобы пояснительная записка была по возможности краткой, но в то же время давала достаточно полное представление о курсе. В обязательном порядке пояснительная записка к программе элективного курса должна содержать:
Приемлемыми формами итогового контроля для данного курса можно считать:
1.3 Сравнительный анализ изменения объемов на изучение дисциплины «Компьютерная графика»
В поисках новых форм обучения одной из основных проблем теории и практики обучения была и остается проблема отбора содержания обучения, представляющая собой сложную и, несомненно, актуальную проблему. Для осмысления подходов к отбору содержания лабораторного практикума по «Информатике», полезно проанализировать те изменения, которые претерпевала дисциплина «Информатика» в вузовской практике, причины этих изменений, а также уровень использования информационных технологий в практической деятельности специалистов педагогического профиля.
С целью анализа изменений, сопровождающих вузовскую практику преподавания дисциплин по информационным технологиям, нами выбран метод сравнительного анализа, который применен как для анализа изменения планируемых объемов на изучение дисциплин за выбранный период, так и для анализа изменений содержания дисциплин.
Изменение содержания дисциплин, тесно, а порой и напрямую, связано с имеющимся в вузе парком технических средств. В этом аспекте анализируемый период ознаменован многократным изменением учебных программ, вызванным бурным развитием как технических, так и программных средств.
Изменение содержания по «Информатике» трудно выразить в числовом эквиваленте, подобно объемам учебной нагрузки, что дало бы объективную оценку динамики этого изменения. Анализ вариантов программ показывает, что в указанные периоды произошли значительные изменения содержания дисциплины. В большой мере на эти изменения влияет возможность вузов приобретать современную вычислительную технику, позволяющую использовать соответствующее программное обеспечение и удовлетворять через выпускаемого специалиста общественный социальный заказ.
Объективно изменение в содержании компьютерной графики происходит ежегодно в той или иной мере за счет:
Как показал анализ динамики изменений, происходящих в учебных предметах по информационным технологиям, объем знаний и информации, которые должны школьники в настоящее время усваивать, достаточно велики и с каждым годом возрастают, объем же аудиторной учебной нагрузки остается практически неизменным. На это обращают внимание многие исследователи, в частности, И.Е. Вострокнутов видит два пути выхода из этого противоречия "Первый - изменение содержания обучения и перестройка структуры учебных программ в сторону уменьшения учебного материала. Второй - рационализация методов обучения, повышение производительности учебного труда путем внедрения в учебный процесс новых информационных технологий обучения".
В последнее время второй подход к обучению стимулирует творческую активность многих педагогов, исследования которых явили новые подходы к процессам обучения и его осмысления как относительно отдельных дисциплин, так и в вопросах общих проблем подготовки специалистов.
1.4 Роль вариативного компонента содержания обучения в совершенствовании информационного образования специалиста-педагога
Лабораторный практикум по информатике базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных школьниками в школьном курсе, а также в базовом курсе информатики в университете. Основы наук, составляющих объект изучения информатики должны быть ориентированы на дальнейшее развитие системы знаний в других дисциплинах, изучающих информационные технологии и их приложения, тем самым обеспечивать преемственности в обучении.
В качестве методологической основы для построения спецкурса выбран системный подход (как общенаучный и органично неотъемлемый от самих названий объектов приложения педагогических исследований: "педагогическая система", "система обучения", "дидактическая система" и т.п.), а также производные от него методики, связанные с:
Реализуя задачи исследования, многие из которых должны привести к определенным выводам, как результату проведенного анализа, а также способствовать оптимизации профессиональной подготовки студентов, системный подход применяется в сочетании с методом теоретических обобщений [9].
Для формирования содержания лабораторного практикума для студентов педагогических специальностей мы предприняли подход от анализа проблем и задач специальных дисциплин и дисциплин специализации, дающих базовую подготовку специалистов к обоснованному выбору средств информационных технологий. Системный подход в настоящее время становится одним из основных подходов не только познания явлений, но и методологической основой для разработки теорий, в том числе и педагогических.
Особенностью современных педагогических исследований, с целью построения оптимальных педагогических систем, построения методик изучения информационных дисциплин, является то, что системный подход используется как для построения самой педагогической системы или методики по изучению специализированных курсов и отдельных тем, так и для изучения конкретных знаний внутри информационных дисциплин и организации подходов к решению задач с помощью информационных технологий.
1.5 Цели, задачи и принципы формирования содержания лабораторного практикума
ГОСО РК 2.3.4.01-2010
содержит высокие требования к качеству
знаний специалистов педагогического
профиля в области
Общепризнано, что содержание образования должно рассматриваться в единстве трех аспектов: