Разработка методических приемов и проведение курса по компьютерной графике с использованием видео-роликов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель разработать методику проведения уроков по компьютерной графики с использованием видео-роликов.
Задачи исследования:
проанализировать традиционную систему и инновационный опыт компьютерной подготовки учащихся в школе;
разработать содержание и дидактические условия подготовки учащихся к применению компьютерной графики и видеороликов в учебном процессе;
разработка лабораторного практикума по информатике

Файлы: 1 файл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.doc

— 876.00 Кб (Скачать)

 

 

    1. Место проведения элективного курса по компьютерной графики в системе профильного образования

 

Как известно система  профильного обучения предусматривает  кроме освоения базовых, профильных общеобразовательных курсов освоение элективных курсов.

Элективные  курсы - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы студентов. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее. Существуют элективные курсы по разным дисциплинам: элективные курсы информатики, элективные курсы математики, элективные курсы физики и элективные курсы русского языка.

Можно, хотя и  весьма условно, выделить следующие типы элективных курсов.

Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный план.

В свою очередь  предметные элективные курсы также  можно разделить на несколько групп:

    1. элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета и имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебные предметом. Выбор такого курса позволяет изучить выбранный предмет на углубленном уровне, а все разделы курса изучаются более или менее равномерно;
    2. элективные спецкурсы, на которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу;
    3. элективные спецкурсы, в которых изучаются разделы, не входящие в обязательную программу основного курса;
    4. прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса студентов к современной технике и производству;
    5. элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы;
    6. элективные курсы, посвященные изучению истории предмета (например, «История развития вычислительной техники»);
    7. элективные курсы, посвященные изучению методов составления и решения задач на основе научного эксперимента.

Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Эти курсы посвящены  изучению психологических, социальных, культурологических, искусствоведческих и других проблем (например, «Эффективное поведение в конфликте», «Основы дизайна»).

Элективные  курсы дают возможность преодолеть одну из самых главных трудностей, возникающих при изучении нормативных предметов требование обязательной успеваемости, то есть того, чтобы разные обучающиеся с разными стартовыми возможностями, уровнем обученности и способностями за одно и то же время достигли одинаковых образовательных результатов. В рамках элективных курсов требование обязательной успеваемости не является приоритетным, курсы не связаны никакими экзаменационными требованиями, а также нормами стандартов, а потому обучаемые могут осваивать материал разными темпами.

Преподавателю, разрабатывающему элективные курсы, необходимо строго придерживаться определенных правил. Так, например, при всем многообразии возможных вариантов организации элективных курсов, следующие условия должны оставаться неизменными:

      1. курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем обучаемому сделать реальный выбор;
      2. курсы должны помогать адекватно оценивать свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
      3. курсы должны формировать положительную мотивацию к обучению (помочь проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я и хочу ли я обучаться именно по этому профилю?»), из этих же соображений не следует чрезмерно загружать курс новым содержанием, чтобы обучаемые имели возможность разобраться в своих приоритетах, отбирая содержания для элективного курса автор программы должен в первую очередь задаться вопросом: «Чем данный курс будет полезен  для совершения осознанного выбора профиля обучения?» [6];
      4. элективные курсы не должны дублировать базовый курс.

Прежде чем  приступить к составлению программы  элективного курса, преподавателю – автору курса необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. на каком содержательном материале, и через какие формы работы можно более полно реализовать задачи пред профильной и профильной подготовки? Как представлены характерные для данного профиля виды деятельности? Предоставляется ли обучающимся возможность проявить себя и добиться успеха?
  2. чем содержание курса будет качественно отличаться от содержания базового курса? (материал вообще не представлен в базовых курсах, представлен «вскользь», представлен односторонне, о нем лишь упоминается, не отражены разные точки зрения);
  3. какими учебными и дидактическими материалами обеспечен данный курс? (книги, хрестоматии, сборники, Интернет-ресурсы, мультимедийные электронные ресурсы и прочее);
  4. какие виды деятельности (профильно-ориентированные и профессионально ориентированные) возможны в процессе реализации данного курса?
  5. какие виды работы обучающихся могут присутствовать при изучении данного курса?
  6. какова доля самостоятельности в работе по данному курсу?
  7. руководствуясь какими критериями, можно оценить успехи обучающихся в процессе изучения данного курса?
  8. каким образом можно фиксировать динамику интереса к курсу?
  9. какую форму отчетности можно принять [7]?

Немаловажной  проблемой является оформление элективного  курса. Так, весьма жесткие требования предъявляются к пояснительной записке. Важно, чтобы пояснительная записка была по возможности краткой, но в то же время давала достаточно полное представление о курсе. В обязательном порядке пояснительная записка к программе элективного курса должна содержать:

  1. название, основное содержание, сведения о контингенте обучающихся, для которых данный курс предназначен;
  2. место курса в образовательном процессе – важно показать, каково место курса в соотношении, как с общеобразовательными, так и с профильными предметами, какие меж предметные связи используются при изучении данного элективного курса;
  3. цели и задачи курса, их желательно сформулировать в терминах, понятных и преподавателям и студенту;
  4. основные компоненты содержания курса, данный раздел программы должен отражать суть содержания теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся;
  5. формы контроля уровня достижений и критерии оценки;
  6. текущий контроль. Необходимо помнить, что основной задачей элективных курсов является развитие творческого потенциала студентов, их интеллектуальной активности;
  7. перечень рекомендуемой литературы.

Приемлемыми формами  итогового контроля для данного  курса можно считать:

  • выступление на научно-практической конференции обучающихся;
  • участие в выставке работ обучающихся;
  • портфолио обучающихся;
  • творческий отчет обучающихся [8].

 

 

1.3 Сравнительный анализ изменения объемов на изучение дисциплины «Компьютерная графика»

 

В поисках новых  форм обучения одной из основных проблем  теории и практики обучения была и остается проблема отбора содержания обучения, представляющая собой сложную и, несомненно, актуальную проблему. Для осмысления подходов к отбору содержания лабораторного практикума по «Информатике», полезно проанализировать те изменения, которые претерпевала дисциплина «Информатика» в вузовской практике, причины этих изменений, а также уровень использования информационных технологий в практической деятельности специалистов педагогического профиля.

С целью анализа  изменений, сопровождающих вузовскую практику преподавания дисциплин по информационным технологиям, нами выбран метод сравнительного анализа, который применен как для анализа изменения планируемых объемов на изучение дисциплин за выбранный период, так и для анализа изменений содержания дисциплин.

Изменение содержания дисциплин, тесно, а порой и напрямую, связано с имеющимся в вузе парком технических средств. В этом аспекте анализируемый период ознаменован  многократным изменением учебных программ, вызванным бурным развитием как технических, так и программных средств.

Изменение содержания по «Информатике» трудно выразить в  числовом эквиваленте, подобно объемам  учебной нагрузки, что дало бы объективную  оценку динамики этого изменения. Анализ вариантов программ показывает, что  в указанные периоды произошли значительные изменения содержания дисциплины. В большой мере на эти изменения влияет возможность вузов приобретать современную вычислительную технику, позволяющую использовать соответствующее программное обеспечение и удовлетворять через выпускаемого специалиста общественный социальный заказ.

Объективно  изменение в содержании компьютерной графики происходит ежегодно в той или иной мере за счет:

  1. установки новых средств ВТ и программного обеспечения;
  2. появления новых подходов к обработке информации;
  3. появления новых информационных технологий;
  4. поисков и применения новых методов и приемов в обучении;
  5. включения в содержание лабораторного практикума новых задач по дисциплинам специальности.

Как показал  анализ динамики изменений, происходящих в учебных предметах по информационным технологиям, объем знаний и информации, которые должны школьники в настоящее время усваивать, достаточно велики и с каждым годом возрастают, объем же аудиторной учебной нагрузки остается практически неизменным. На это обращают внимание многие исследователи, в частности, И.Е. Вострокнутов видит два пути выхода из этого противоречия "Первый - изменение содержания обучения и перестройка структуры учебных программ в сторону уменьшения учебного материала. Второй - рационализация методов обучения, повышение производительности учебного труда путем внедрения в учебный процесс новых информационных технологий обучения".

В последнее  время второй подход к обучению стимулирует  творческую активность многих педагогов, исследования которых явили новые подходы к процессам обучения и его осмысления как относительно отдельных дисциплин, так и в вопросах общих проблем подготовки специалистов.

 

 

1.4 Роль вариативного компонента содержания обучения в совершенствовании информационного образования специалиста-педагога

 

Лабораторный практикум по информатике базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных школьниками в школьном курсе, а также в базовом курсе информатики в университете. Основы наук, составляющих объект изучения информатики должны быть ориентированы на дальнейшее развитие системы знаний в других дисциплинах, изучающих информационные технологии и их приложения, тем самым обеспечивать преемственности в обучении.

В качестве методологической основы для построения спецкурса  выбран системный подход (как общенаучный и органично неотъемлемый от самих названий объектов приложения педагогических исследований: "педагогическая система", "система обучения", "дидактическая система" и т.п.), а также производные от него методики, связанные с:

  1. анализом и синтезом;
  2. рассмотрением сложных объектов в виде набора простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом;
  3. планированием последовательности действий;
  4. построением логических умозаключений и выводов путем применения к известным утверждениям логических операций;

Реализуя задачи исследования, многие из которых должны привести к определенным выводам, как  результату проведенного анализа, а  также способствовать оптимизации  профессиональной подготовки студентов, системный подход применяется в сочетании с методом теоретических обобщений [9].

Для формирования содержания лабораторного практикума для студентов педагогических специальностей мы предприняли подход от анализа  проблем и задач специальных  дисциплин и дисциплин специализации, дающих базовую подготовку специалистов к обоснованному выбору средств информационных технологий. Системный подход в настоящее время становится одним из основных подходов не только познания явлений, но и методологической основой для разработки теорий, в том числе и педагогических.

Особенностью  современных педагогических исследований, с целью построения оптимальных  педагогических систем, построения методик  изучения информационных дисциплин, является то, что системный подход используется как для построения самой педагогической системы или методики по изучению специализированных курсов и отдельных тем, так и для изучения конкретных знаний внутри информационных дисциплин и организации подходов к решению задач с помощью информационных технологий.

 

 

1.5 Цели, задачи и принципы формирования содержания лабораторного практикума

 

ГОСО РК 2.3.4.01-2010 содержит высокие требования к качеству знаний специалистов педагогического  профиля в области информационных технологий, содержит обширный круг вопросов и тем для освоения.

Общепризнано, что содержание образования должно рассматриваться в единстве трех аспектов:

  1. социальной сущности образования;
  2. педагогической принадлежности образования;
  3. системно-деятельного способа рассмотрения этого содержания.

Информация о работе Разработка методических приемов и проведение курса по компьютерной графике с использованием видео-роликов