Разработка методических приемов и проведение курса по компьютерной графике с использованием видео-роликов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель разработать методику проведения уроков по компьютерной графики с использованием видео-роликов.
Задачи исследования:
проанализировать традиционную систему и инновационный опыт компьютерной подготовки учащихся в школе;
разработать содержание и дидактические условия подготовки учащихся к применению компьютерной графики и видеороликов в учебном процессе;
разработка лабораторного практикума по информатике

Файлы: 1 файл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.doc

— 876.00 Кб (Скачать)

 

Факультет информационных технологий

Кафедра «Информационные  системы»

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовому  проекту

 

«РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И ПРОВЕДЕНИЕ КУРСА ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕО-РОЛИКОВ»

 

по дисциплине

 

«МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ»

 

 

 

 

 

 

АВТОР:      ___________

(фамилия,  инициалы)    (подпись, дата)    

 

РУКОВОДИТЕЛЬ: ст. преподаватель  ___________     (степень, звание)    (подпись, дата) 

 

(фамилия,  инициалы)

 

 

 

Петропавловск, 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

              СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

В курсовом проекте используются следующий список используемых сокращений и обозначений:

  • ВУЗ – высшее учебное заведение;
  • ВТ – вычислительная техника;
  • ГОСО – государственный образовательный стандарт образования;
  • ИКТ – информационно-коммуникационные технологии;
  • ИТ – информационные технологии;
  • КТ – компьютерная техника;
  • ПК – Персональный компьютер;
  • СКГУ – Северо-Казахстанский государственный университет;
  • ЭВМ – электронно-вычислительная машина.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изменение ориентации общественных отношений, произошедших в нашей стране, возникновение  новых задач, которые жизнью выдвигаются перед обществом, приводят к переосмыслению целей и задач содержания и организации современного обучения на всех его ступенях, в том числе и в высшей школе, призванной готовить специалистов высокой квалификации. Прогресс в науке и технике заставляет пересматривать преподавателей методику подготовки специалистов, способных к активной профессиональной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни, в сфере науки и культуры. Внедрение электронной вычислительной техники (ЭВТ) во все сферы деятельности человека позволило прийти к выводу о том, что дальнейшее развитие системы образования только традиционными путями невозможно, необходимы новые подходы использования электронной вычислительной техники, которая позволит развить и усилить потенциальные возможности личности.

Эту задачу необходимо решать как в целом построении системы образования, так и при  построении содержания каждой дисциплины в отдельности.

В связи с  этим формирование содержания и разработка методических приемов и проведение курса по компьютерной графики с использованием видео роликов  представляет собой, на наш взгляд, актуальную проблему.

Актуальность обусловлена современными требованиями предъявляемыми к содержанию и качеству подготовки учащихся в области информационных технологий.

Цель разработать методику проведения уроков по компьютерной графики с использованием видео-роликов.

Задачи исследования:

  1. проанализировать традиционную систему и инновационный опыт компьютерной подготовки учащихся в школе;
  2. разработать содержание и дидактические условия подготовки учащихся к применению компьютерной графики и видеороликов в учебном процессе;
  3. разработка лабораторного практикума по информатике
  4. .

Для обучения учащихся работе с компьютерной графикой с  использованием видеороликов:

  • метод теоретического анализа литературы по педагогике, психологии, методологии педагогических исследований;
  • теоретический анализ и синтез;
  • педагогический эксперимент.

Объектом  исследования является система информационной подготовки учащихся в области работы с графикой и видео роликами.

Оценка  современного состояния решаемой научной проблемы.

 В течение всего периода преподавания информатики школьники педагогических специальностей не физико-математического профиля относятся к изучению информатики скептически, так как они не видят в этом смысла, что характеризуется низкой заинтересованностью во время обучения и большими трудностями, а также тем, что выпускаясь из стен ВУЗа многие школьники использует далеко не все возможности ПК, а лишь их малую часть. В связи с этим мы считаем необходимым разработку данного элективного курса с усиленной профессиональной направленностью на проведение данного курса.

Научная новизна – теоретическое обоснование необходимости внедрения элективного курса с компьютерной графикой.

Практическая значимость: использование компьютерной графики может принести пользу не только ученикам и учителям общеобразовательных школ.

Теоретическая значимость: методически обоснованное использование видео-роликов на уроках для организации учебного процесса.

Структура работы.

Работа состоит  из введения, теоретической части, проектной  части, заключения.

В аналитической части исследования содержится общая характеристика состояния применения видео-роликов в образовательном процессе.

В проектной части содержится разработанная методика применения компьютерной графики.

Общий объем  составляет 43 страниц. Список литературы включает 30 наименований.

В процессе работы и оформления пояснительной записки  были использованы: Государственный  общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан [1], методическое пособие по оформлению дипломных проектов и работ [2, 3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

 

    1. Содержание профессионального образования и система требований к подготовке специалиста

 

Благодаря стремительному развитию средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий возрастает роль информационных процессов. При этом возникает новая среда обитания и жизнедеятельности людей, развитие общества выходит на новый уровень. Эту среду и общество все чаще называют информационными. Глобальная информатизация общества является сегодня не только объективной реальностью, но также и одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в XXI веке. Перед системой образования встает проблема - своевременно подготовить людей к условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде.

В этой связи  чрезвычайную важность приобретают  проблемы обучения в области информационных технологий. Развитие этой области человеческих знаний и деятельности протекает столь стремительно, что требует постоянных усилий и совершенствования всех потребителей этих знаний.

Целью обучения является то, к чему стремится обучение, на что направлены его усилия.

В процессе обучения обучаемые должны овладеть системой научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и  мышления, которые составляют содержание обучения.

Система приобретенных  в процессе обучения знаний, умений навыков, способов мышления составляет образование учащегося.

Таким образом, содержание образования является средством  воплощения в жизнь целей обучения, определяемых текущими и перспективными потребностями общества, то есть социальным заказом.

В настоящее  время произошло известное изменение  потребностей общества в квалифицированных  кадрах. Необходимым атрибутом профессиональной пригодности в обществе является обладание не только профессиональными знаниями, но и знаниями в области информатики и связанных с ней информационных технологий, позволяющих наиболее полно реализовывать профессиональные качества.

Содержание  высшего образования представляет собой педагогическую интерпретацию  социального заказа и в идеале должно являться эквивалентом модели будущей профессиональной деятельности. Требования к содержанию обучения в высшей школе определяются государственной стратегией развития высшего образования и отражены в ГОСО РК 2.3.4.01-2010.

Среди общих  требований ГОСО РК 2.3.4.01-2010к уровню подготовки специалистов педагогического профиля можно назвать следующие: подготовке специалиста педагогического профиля [4].

Специалист должен иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе, владеть культурой мышления, владеть профессиональными знаниями, регулярно повышать свою квалификацию, как с помощью дальнейшего обучения, так и самостоятельного овладения новыми знаниями:

  1. уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, использовать современные информационные образовательные технологии;
  2. при реализации знаний специалист должен уметь ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
  3. находить решения типовых задач, в том числе в нестандартных ситуациях, и решать нестандартные задачи;
  4. самостоятельно работать на должностях, требующих аналитического подхода;
  5. уметь использовать знания, обладать способностью переоценивать накопленный опыт, приобретать новые знания в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики, приобретать новые знания, используя современные информационные технологии.

Подготовка специалистов педагогического профиля в вузе осуществляется по Государственному общеобязательному стандарту образования. Структура учебного плана предусматривает деление изучения учебных предметов на циклы. В каждый из циклов дисциплин входят как обязательные предметы, составляющие государственный компонент содержания, так и предметы по выбору студентов, определяемые учебным заведением, то есть региональный компонент. Общий объем часов, количество учебных часов по циклам и предметам определяются требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности.

Все требования к качеству профессиональной подготовки могут быть объединены одним универсальным  понятием - профессиональная компетентность выпускника вуза. Но это очень емкое  и понятное всем требование для своей реализации требует детальнейшей проработки в рамках каждой дисциплины.

ГОСО РК 2.3.4.01-2010 содержит высокие требования к качеству знаний специалистов педагогического профиля в области информатики и информационных технологий, содержит обширный круг вопросов и тем для освоения, но определяет лишь направления к содержанию.

В ходе нашего исследования мы разработаем и рассмотрим требования, предъявляемые для студентов  педагогических специальностей. Приведем требования государственного образовательного стандарта к содержанию дисциплины «Компьютерная графика».

В процессе определения  содержания дисциплины «Информатика»  необходимо определить значение термина "технология". В переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение. Семантика этого слова означала и означает некий процесс, направленный на достижение поставленной цели, но в большей степени использовалось при описании материальных, чаще всего производственных процессов.

Любая научно и  практически обоснованная технология (технологический процесс) характеризуется тремя признаками:

    1. разделение процесса на взаимосвязанные этапы;
    2. поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);
    3. однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, являющаяся непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.

Применительно к информации, как к ценнейшему общественному ресурсу, технология означает процесс ее переработки (преобразования, отвечающего признакам, характеризующим технологию) для получения информации, обладающей новыми качествами (например, достаточной для аналитических выводов, принятия управленческих решений, получения обобщающих показателей и т.п.).

Определения информационной технологии в современных литературных источниках различны, например:

"Информационная  технология (ИТ) - это совокупность  методов, производственных процессов  и программно - технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение (транспортировку) и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности" [5].

Государственная Программа информатизации Казахстана предусматривает массовое использование информационных технологий во всех сферах деятельности человека, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование любой экономической, организационной и социальной структуры.

Информация о работе Разработка методических приемов и проведение курса по компьютерной графике с использованием видео-роликов