В связи с
этим согласно стандартам типовой программы
можно утверждать, что дидактическую
основу изучения данной дисциплины составляют
лабораторные занятия, т.к. именно на этих
занятиях школьники закрепляют полученные
на лекциях знания, что и обусловило создание
нами в ходе данного исследования профессионально
ориентированного лабораторного практикума
для студентов педагогических специальностей.
При построении
профессионально ориентированного
лабораторного практикума в качестве
принципов, составляющих основу при подходе к отбору содержания
дисциплины:
- из триединства целей при организации обучения компьютерным технологиям: обучения, воспитания и развития студентов на материале учебного предмета и с учетом его специфики;
- из организации процесса обучения, обеспечивающего мотивацию и познавательный интерес в учении, активизацию познавательной деятельности студентов, стимулирование самостоятельной и творческой деятельности студентов, ориентацию на конечный результат;
- из принципа целенаправленности, которым является профессиональная ориентация построения спецкурса и обучения студентов, обеспечивающего их самостоятельное использование информационных технологий по возникающим профессиональным потребностям;
- из организации деятельного процесса обучения, обеспечивающего усвоение знаний и умений в форме активной и продуктивной деятельности на ЭВМ.
Учитывая, что
основные понятия информатики, алгоритмизацию
процессов обработки информации,
программирование несложных задач,
основные приемы работы с современными
программными средствами информационных технологий
школьники осваивают в школьном курсе
информатики, а также в Вузе, при формировании
содержания лабораторного практикума
имеются следующие цели:
- изучение основных компонентов новых информационных технологий и их современную роль в экономических и управленческих отношениях;
- усиление профессиональной направленности освоения информационных технологий, обеспечивающей подготовку педагогов в области информационных технологий на уровне, позволяющем специалисту самостоятельно проектировать и реализовывать обработку информации по профессиональным потребностям;
- обеспечение профессиональной дифференциации освоения информационных технологий.
Обозначенные
цели требуют решения следующих
задач:
- осуществить обоснованный выбор средств современных информационных технологий для реализации целей профессионально ориентированного практикума;
- осуществить отбор и формализацию задач профессионального содержания, используемых при построении лабораторного практикума по информационным технологиям в экономике;
- определить методические подходы, способствующие реализации целей лабораторного практикума.
2 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Перечень компетенций
учителя – предметника в сфере ИКТ
В современном
образовании являются очень высокими
требования к специалистам педагогического
профиля в сфере ИКТ, что является
понятным, так как компьютерная техника
прочно вошла во все сферы деятельности
человека. Поэтому являются актуальными
следующие требования к умениям и навыкам
учителей:
- наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ;
- наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, создание видео роликов в компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе;
- наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ;
- Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс;
- Владение приемами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приемами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приемами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов;
- Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (видео ролики, презентаций и др.):
- вводом текста с клавиатуры и приемами его форматирования и изменением видов шрифтов;
- подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приемами работы с инструментами векторной графики;
- приемами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, простыми расчетами);
- приемами построения графиков и диаграмм;
- методикой создания педагогически эффективных презентаций и видео уроков (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.).
- Владение простейшими приемами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики:
- приемами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах;
- приемами вывода изображений и видео роликов на печать, записи на CD.
- Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:
- приемами навигации и поиска образовательной информации в WWW, ее получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
- приемами работы с электронной почтой и телеконференциями и использование видеороликов;
- приемами работы с файловыми архивами видео роликов;
- приемами работы с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.) и другими коммуникационными технологиями.
- Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность;
- Владение технологическими основами создания видео роликов, в учебной деятельности:
- наличием представлений о назначении, структуре, инструментах и дизайне видео роликов в учебной деятельности;
- наличие представлений о структуре видео роликов;
- владение простейшими приемами создания видео, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме видео роликов.
Учитывая все
это, исследователь предлагает создание
профессионально ориентированного
курса.
2.2 Методика освоения
учащимися лабораторного практикума
Перед исследователем,
создающим лабораторный практикум,
стоит "сверхзадача": научить не
только выполнять необходимый набор
операций в конкретных программных
приложениях, но и умению самостоятельно
отыскать и освоить незнакомую
операцию, которая ему потребуется при
решении конкретной задачи. Более того,
курс необходимо построить таким образом,
чтобы студент, став самостоятельным специалистом
в своей области, умел ориентироваться
в новых программных продуктах и самостоятельно
их осваивать, то есть научить учиться.
При определении принципов,
используемых в качестве ориентиров
отбора содержания дисциплины и обеспечивающих
научную обоснованность содержания,
принципами, выступающими в форме общих
требований [11]:
- соответствие объема содержания потребности общества;
- требования структурного единства содержания на всех уровнях его формирования;
- требования единства содержательной и процессуальной сторон обучения, а также основными группами дидактических принципов [12];
- принципы обеспечения мировоззренческой направленности обучения;
- принципы научности обучения;
- принципы доступности обучения;
- принципы профессиональной направленности обучения.
Одной из сторон
системности образования и профессиональной
направленности является усиление междисциплинарных
связей. Включение информационных технологий
в высшее образование направлено на обучение
специалиста нового типа, способного к
решению поли дисциплинарных, часто нестандартных
задач.
Для реализации
обозначенных целей и задач разработана программа профессионально
ориентированного лабораторного практикума
для студентов педагогических специальностей.
- Программа курса:
Новые возможности графического редактора. Приемы
подготовки дидактических материалов
с помощью графического редактора.
Создание векторных и растровых
изображений.
Новые возможности фрактальной графики. Приемы
подготовки дидактических материалов
с помощью фрактальной графики.
Использование фрактальной графики для создания
изображений для учащихся.
Создание необычных эффектов, так называемых
торсионных текстур.
Новые возможности символьной графики. Приемы
создания дидактических материалов с
помощью символьной графики.
Улучшать и
редактировать фото, просматривать
слайд-шоу, добавлять сотни спецэффектов,
создавать коллажи, открытки и календари.
Для создания и презентации в
высоком качестве в режиме реального времени.
Требования
к уровню подготовки.
В задачу курса входит подготовка школьников
к будущей профессиональной деятельности,
в ходе которой будут использоваться элементы
педагогической информатики.
Курс рассчитан
таким образом, чтобы студент,
став самостоятельным специалистом
в своей области, умел ориентироваться
в новых программных продуктах
и самостоятельно их осваивать,
то есть научить учиться.
Школьники должны знать и уметь:
- знать способы представления, преобразования и измерения информации;
- иметь представление об информационных процессах и технологиях;
- иметь навыки работы с информационными моделями;
- уметь оценивать сложность и эффективность алгоритмов;
- знать классификацию методов и подходов к проектированию программ;
- знать принцип функционирования типовой системы программирования;
- иметь навыки работы в инструментальных средах базовых языков программирования;
- уметь разработать в программных приложениях для практической реализации поставленных задач [12].
2.3 Тематическое планирование
курса
Для реализации
обозначенных выше целей и задач
разработана программа профессионально
ориентированного элективного курса
для студентов педагогических специальностей.
В таблице 2.1 приведено тематическое
планирование по курсу.
Таблица 2.1
Тематическое
планирование элективного курса
Содержание лабораторных занятий |
Кол-во часов |
Использование
ТСО |
Модуль 1. |
|
Компьютерный
класс |
ЛЗ1.Компьютерная
графика. |
1 |
ЛЗ2. Символьная графика. |
1 |
ЛЗ3. Графический редактор. Назначение
и основные возможности. |
2
|
ЛЗ4. Растровая графика.
Векторная графика. |
2
|
ЛЗ5. Трехмерная графика. Фрактальная
графика. |
2 |
ЛЗ6. Новые возможности графического
редактора CorelDRAW |
2 |
ЛЗ7. Создание векторных и растровых
изображений |
3
|
ЛЗ8. Новые возможности Redfield ATX
1.01. |
1 |
ЛЗ9. Создание необычных эффектов,
торсионных текстур |
2
|
ЛЗ10. Новые возможности домашней
фотостудии 3.81 |
3
|
Продолжение таблицы
2.1
Содержание
лабораторных занятий |
Кол-во часов |
Использование
ТСО |
ЛЗ11. Улучшать и редактировать
фото. |
1 |
Компьютерный
класс |
Модуль 2. |
|
ЛЗ12 Интегрирование информационных
программ 3PointStudios 3PointShader Pro v1.02.03 For 3DsMAX |
2
|
ЛЗ13. Создание презентаций в высоком
качестве в режиме реального времени. |
2
|
Модуль 3. |
|
ЛЗ14. Изучение новшеств Tintii Photo
Filter v2.5.3 for Adobe Photoshop |
3
|
ЛЗ15. Новые возможности Forest Pack
Pro 3.6.2 For 3DsMAX |
2
|
ЛЗ16. Принцип построения объемных
деталей деревьев. |
3 |
Итого: |
32 |
|