Разработка методических приемов и проведение курса по компьютерной графике с использованием видео-роликов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель разработать методику проведения уроков по компьютерной графики с использованием видео-роликов.
Задачи исследования:
проанализировать традиционную систему и инновационный опыт компьютерной подготовки учащихся в школе;
разработать содержание и дидактические условия подготовки учащихся к применению компьютерной графики и видеороликов в учебном процессе;
разработка лабораторного практикума по информатике

Файлы: 1 файл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.doc

— 876.00 Кб (Скачать)

В связи с  этим согласно стандартам типовой программы  можно утверждать, что дидактическую  основу изучения данной дисциплины составляют лабораторные занятия, т.к. именно на этих занятиях школьники закрепляют полученные на лекциях знания, что и обусловило создание нами в ходе данного исследования профессионально ориентированного лабораторного практикума для студентов педагогических специальностей.

При построении профессионально ориентированного лабораторного практикума  в качестве принципов, составляющих основу при подходе к отбору содержания дисциплины:

  1. из триединства целей при организации обучения компьютерным технологиям: обучения, воспитания и развития студентов на материале учебного предмета и с учетом его специфики;
  2. из организации процесса обучения, обеспечивающего мотивацию и познавательный интерес в учении, активизацию познавательной деятельности студентов, стимулирование самостоятельной и творческой деятельности студентов, ориентацию на конечный результат;
  3. из принципа целенаправленности, которым является профессиональная ориентация построения спецкурса и обучения студентов, обеспечивающего их самостоятельное использование информационных технологий по возникающим профессиональным потребностям;
  4. из организации деятельного процесса обучения, обеспечивающего усвоение знаний и умений в форме активной и продуктивной деятельности на ЭВМ.

Учитывая, что  основные понятия информатики, алгоритмизацию процессов обработки информации, программирование несложных задач, основные приемы работы с современными программными средствами информационных технологий школьники осваивают в школьном курсе информатики, а также в Вузе, при формировании содержания лабораторного практикума имеются следующие цели:

  1. изучение основных компонентов новых информационных технологий и их современную роль в экономических и управленческих отношениях;
  2. усиление профессиональной направленности освоения информационных технологий, обеспечивающей подготовку педагогов в области информационных технологий на уровне, позволяющем специалисту самостоятельно проектировать и реализовывать обработку информации по профессиональным потребностям;
  3. обеспечение профессиональной дифференциации освоения информационных технологий.

Обозначенные  цели требуют решения следующих  задач:

  • осуществить обоснованный выбор средств современных информационных технологий для реализации целей профессионально ориентированного практикума;
  • осуществить отбор и формализацию задач профессионального содержания, используемых при построении лабораторного практикума по информационным технологиям в экономике;
  • определить методические подходы, способствующие реализации целей лабораторного практикума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

 

2.1 Перечень компетенций учителя – предметника в сфере ИКТ

 

В современном  образовании являются очень высокими требования к специалистам педагогического  профиля в сфере ИКТ, что является понятным, так как компьютерная техника  прочно вошла во все сферы деятельности человека. Поэтому являются актуальными следующие требования к умениям и навыкам учителей:

  1. наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ;
  2. наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, создание видео роликов в компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе;
  3. наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ;
  4. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс;
  5. Владение приемами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приемами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приемами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов;
  6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (видео ролики, презентаций и др.):
  • вводом текста с клавиатуры и приемами его форматирования и изменением видов шрифтов;
  • подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приемами работы с инструментами векторной графики;
  • приемами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, простыми расчетами);
  • приемами построения графиков и диаграмм;
  • методикой создания педагогически эффективных презентаций и видео уроков (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.).
  1. Владение простейшими приемами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики:
    • приемами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах;
    • приемами вывода изображений и видео роликов на печать, записи на CD.
  1. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:
    • приемами навигации и поиска образовательной информации в WWW, ее получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
    • приемами работы с электронной почтой и телеконференциями и использование видеороликов;
    • приемами работы с файловыми архивами видео роликов;
    • приемами работы с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.) и другими коммуникационными технологиями.
  1. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность;
  1. Владение технологическими основами создания видео роликов, в учебной деятельности:
    • наличием представлений о назначении, структуре, инструментах  и дизайне видео роликов в учебной деятельности;
    • наличие представлений о структуре видео роликов;
    • владение простейшими приемами создания видео, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме видео роликов.

Учитывая все  это, исследователь предлагает создание профессионально ориентированного курса.

 

 

2.2 Методика освоения учащимися лабораторного практикума

 

Перед исследователем, создающим лабораторный практикум, стоит "сверхзадача": научить не только выполнять необходимый набор  операций в конкретных программных  приложениях, но и умению самостоятельно отыскать и освоить незнакомую операцию, которая ему потребуется при решении конкретной задачи. Более того, курс необходимо построить таким образом, чтобы студент, став самостоятельным специалистом в своей области, умел ориентироваться в новых программных продуктах и самостоятельно их осваивать, то есть научить учиться.

При определении принципов, используемых в качестве ориентиров отбора содержания дисциплины и обеспечивающих научную обоснованность содержания, принципами, выступающими в форме общих требований [11]:

  1. соответствие объема содержания потребности общества;
  2. требования структурного единства содержания на всех уровнях его формирования;
  3. требования единства содержательной и процессуальной сторон обучения, а также основными группами дидактических принципов [12];
  4. принципы обеспечения мировоззренческой направленности обучения;
  5. принципы научности обучения;
  6. принципы доступности обучения;
  7. принципы профессиональной направленности обучения.

Одной из сторон системности образования и профессиональной направленности является усиление междисциплинарных связей. Включение информационных технологий в высшее образование направлено на обучение специалиста нового типа, способного к решению поли дисциплинарных, часто нестандартных задач.

Для реализации обозначенных целей и задач разработана программа профессионально ориентированного лабораторного практикума для студентов педагогических специальностей.

    1. Программа курса:

Новые возможности графического редактора. Приемы подготовки дидактических материалов с помощью графического редактора.

Создание векторных и растровых изображений.

Новые возможности фрактальной графики. Приемы подготовки дидактических материалов с помощью фрактальной графики.

Использование фрактальной графики для создания изображений для учащихся.

Создание необычных эффектов, так называемых торсионных текстур.

Новые возможности символьной графики. Приемы создания дидактических материалов с помощью символьной графики.

Улучшать и  редактировать фото, просматривать  слайд-шоу, добавлять сотни спецэффектов, создавать коллажи, открытки и календари. 

Для создания и презентации в высоком качестве в режиме реального времени.

Требования  к уровню подготовки.

В задачу курса входит подготовка школьников к будущей профессиональной деятельности, в ходе которой будут использоваться элементы педагогической информатики.

 Курс рассчитан  таким образом, чтобы студент,  став самостоятельным специалистом  в своей области, умел ориентироваться  в новых программных продуктах  и самостоятельно их осваивать,  то есть научить учиться.

Школьники должны знать и уметь:

  1. знать способы представления, преобразования и измерения информации;
  2. иметь представление об информационных процессах и технологиях;
  3. иметь навыки работы с информационными моделями;
  4. уметь оценивать сложность и эффективность алгоритмов;
  5. знать классификацию методов и подходов к проектированию программ;
  6. знать принцип функционирования типовой системы программирования;
  7. иметь навыки работы в инструментальных средах базовых языков программирования;
  8. уметь разработать в программных приложениях для практической реализации поставленных задач [12].

 

 

2.3 Тематическое планирование курса

 

Для реализации обозначенных выше целей и задач  разработана программа профессионально  ориентированного элективного курса  для студентов педагогических специальностей.

В таблице 2.1 приведено тематическое планирование по курсу.

 

Таблица 2.1

Тематическое  планирование элективного курса

Содержание лабораторных занятий

Кол-во часов

Использование ТСО

Модуль 1.

 

Компьютерный  класс

ЛЗ1.Компьютерная графика.

1

ЛЗ2. Символьная графика.

1

ЛЗ3. Графический редактор. Назначение и основные возможности.

2

ЛЗ4. Растровая графика.  Векторная графика.

2

ЛЗ5. Трехмерная графика. Фрактальная графика.

2

ЛЗ6. Новые возможности графического редактора CorelDRAW

 

2

ЛЗ7. Создание векторных и растровых изображений

3

ЛЗ8. Новые возможности Redfield ATX 1.01.

1

ЛЗ9. Создание необычных эффектов, торсионных текстур

2

ЛЗ10. Новые возможности домашней фотостудии 3.81

3



 


 

Продолжение таблицы 2.1

Содержание  лабораторных занятий

Кол-во часов

Использование ТСО

ЛЗ11. Улучшать и редактировать фото.

1

Компьютерный  класс

Модуль 2.

 

ЛЗ12 Интегрирование информационных программ 3PointStudios 3PointShader Pro v1.02.03 For 3DsMAX 

2

 

ЛЗ13. Создание презентаций в высоком качестве в режиме реального времени.

2

Модуль 3.

 

ЛЗ14. Изучение новшеств Tintii Photo Filter v2.5.3 for Adobe Photoshop

3

ЛЗ15. Новые возможности Forest Pack Pro 3.6.2 For 3DsMAX

2

ЛЗ16. Принцип построения объемных деталей деревьев.

3

 Итого:

32

 

Информация о работе Разработка методических приемов и проведение курса по компьютерной графике с использованием видео-роликов