Методы обучения сайтостроению

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является исследование особенностей методов обучения сайтостроению в рамках элективного курса.

Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать необходимость изучения в системе школьного образования информатике вопросов применения технологии сайтостроения для работы в разнообразных сферах человеческой деятельности.
2. Определить роль и место элективных курсов по информатике, связанных с изучением сайтостроения в системе профильного обучения.
3. Разработать методику обучения элективному курсу (на примере курса «Технология сайтостроения») на основе применения системы практических заданий, обеспечивающей получение и закрепление теоретических основ курса, а также формирование основных компонентов умственного опыта учащихся.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Элективные курсы в системе профильного обучения информатики и ИКТ 9
1.1. Принципы построения элективных курсов 9
1.2. Элективные курсы как способы организации профильного обучения 14
ГЛАВА 2. Обучение сайтостроению в рамках элективного курса 18
2.1. Концепция элективного курса 18
2.2. Форма и методы организации обучения сайтостроению в рамках элективного курса 22
ГЛАВА 3. Разработка элективного курса «Технология сайтостроения» для профильной школы 35
3.1. Структура и содержание элективного курса 35
3.2. Календарно-тематическое планирование элективного курса «Технология сайтостроения» 45
3.3. Методические рекомендации по изучению разделов курса 48
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение 72

Файлы: 1 файл

Методы обучения сайтостроению.docx

— 389.20 Кб (Скачать)

Межпредметные связи: Дистанционное образование, информатика, системный анализ, математика, социология.

Требования к подготовке учащихся:

знать назначение и основные характеристики различных протоколов передачи данных;

знать основные типы провайдеров и хостинга;

уметь работать с файлами (копировать, удалять, переименовывать, осуществлять поиск, описывать путь к файлу);

знать основные приемы пересылки файлов в сети Интернет;

знать назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;

уметь использовать различные информационные технологии для решения задач;

уметь обобщать, анализировать, контролировать информацию;

уметь корректировать страницы в блокноте;

уметь участвовать в дискуссиях.

знать назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;

знать об основных типах линий связи и  скорости передачи информации по ним;

знать основные виды информационных услуг, предоставляемых  компьютерными сетями (электронная  почта, телеконференции, файловые архивы);

знать основные принципы технологии World Wide Web;

знать о  технологии поиска информации в Интернет;

знать основные принципы работы электронной почты и уметь ею пользоваться;

знать назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;

знать об FTP, Chat, News, Forum,WWW;

уметь пользоваться основными видами информационных услуг, предоставляемых компьютерными  сетями (чат, форум, гостевая книга);

уметь “путешествовать” по Всемирной паутине;

знать основы технологии поиска информации в Интернет;

уметь пользоваться электронной почтой;

уметь создавать  веб-страницы в редакторах.

Глава Х. Проектирование сайта (4 часа)

Учитель: В данном разделе вы узнаете, что  если просто сразу сделать сайт, то маловероятно, что он будет интересен  большинству посетителей. Чтобы  ваш сайт удовлетворял общепринятым критериям, вы научитесь разрабатывать  концепцию, цели и структуру сайта, продумывать его внутренние и  внешние связи, назначение каждой страницы и элемента на ней. Эти задачи необходимо решить прежде, чем приступить к построению самого сайта. Освоите такие понятия, как: Концепция сайта, цели сайта, структура сайта, карта сайта, пользователи, навигация.

Цели  темы: создать условия для развития целостного информационного миропонимания, аналитического и логического мышления, умения преобразовывать информацию для ее рационального использования; освоить способы информационного проектирования сайта.

Практические  и контрольные работы: Разработать  концепцию, цели и структуру сайта всего класса.

Основные  формы и методы обучения: Эвристическая беседа, урок-практикум, урок-семинар, индивидуальная и групповая самостоятельная работа, дифференцированная работа, урок обобщения и систематизации знаний, проектная деятельность,

Способы и приёмы учебной деятельности: Разработка проекта сайта класса. Формирование способности разрабатывать алгоритм и следовать ему;

Межпредметные связи: Информатика, логика.

Требования к подготовке учащихся:

знать и  адекватно применять понятия: концепция, цель, задача;

знать типы структур сайтов;

уметь разрабатывать  структуру сайта, выделять отдельные разделы;

уметь организовать связь разделов сайта между собой.

Во время  проектирования сайта отдельное  внимание отводится информационному проектированию - разработке внутренней организации содержимого сайта для того, чтобы его посетители могли легко найти нужную им информацию. Основные параметры здесь - ясность и функциональность сайта.  В первую очередь посетители приходят в Интернет за информацией. Правильно спроектированный сайт дает посетителю возможность оценить, какая информация здесь находится, как и насколько быстро можно ее найти. На любой странице посетители должны представлять свое местоположение, куда и как могут пойти дальше.  
Начинается работа над сайтом не с создания графической или программной части. Дизайн лишь помогает им ориентироваться по сайту, воздействуя на эстетическое восприятие содержимого. Заранее продуманная структура сайта позволяет наметить действия, необходимые для создания всего ресурса. 
Информационное проектирование включает в себя три части: концептуальное, логическое и физическое проектирование.  
Концептуальное проектирование - это определение целевой аудитории, анализ и сбор требований пользователей, выработка способов их реализаций. Сайт должен быть ориентирован на конкретных пользователей и отвечать их ожиданиям.  
Логическое проектирование - это описание страниц сайта и их взаимосвязи между собой. На данном этапе создается описание всего содержимого сайта, не только текста, но и графики, звукового и иного содержания.  
Физическое проектирование включает выбор программы, с помощью которых будет разрабатываться сайт, определение интерфейса страниц.  
Все типы проектирования представляют разные точки зрения на один и тот же сайт. Концептуальный проект - мнение пользователей, логический - проектной группы, а физический – разработчиков сайта. Все три типа проектирования происходят не строго последовательно. Концептуальный проект может быть завершен после создания логического проекта. Проекты взаимозависимы, то есть при изменении логического проекта, придется заново пересмотреть и концептуальный. Информационное проектирование необходимо и для планирования развития сайта. Необходимый параметр сайта – масштабируемость. Структура сайта должна быть такова, чтобы она могла поддерживать увеличение его объема, включение дополнительных видов информации и ее детализацию. Другой критерий - преемственность структуры и навигации сайта. После того, как посетители изучили систему построения и навигации сайта, они будут опираться на это знание в поисках информации на сайте. Если преемственность отсутствует, посетители станут терять ориентацию и в результате, покидать сайт, не достигая своих задач. 
Таким образом, качества проектирования сайта определяет успешность его последующего использования.

При подготовке содержания сайта используются следующие критерии:

- Наличие  информационной системы понятий,  законов, теорий и других образовательных  элементов по изучаемому курсу.  Развитая система поиска. Функции  контроля, рефлексии и оценки учебной деятельности.

- Удовлетворение  гигиеническим требованиям, направленным  на сохранение зрения, предупреждение  переутомления школьников. Учет  возрастных особенностей, познавательных  возможностей, различной интеллектуальной подготовки учеников.

- Соответствие  материала стандартам соответствующей  образовательной области, возможность  сочетания с "бумажными"  учебниками и другими средствами обучения.

- Интерактивность  и личностная ориентация материала.  Возможность индивидуальной траектории  его изучения. Разделение учебной  информации по уровням сложности  и способам восприятия (логического, эмоционально-образного).

- Наличие  учебно-познавательных и творческих  заданий, связанных с изучаемым  материалом и способствующих  развитию критического мышления, аналитического отношения к рассматриваемым  объектам и проблемам. Возможность  создания учениками образовательной  продукции при работе с материалом  и ее сохранения на жестком диске компьютера.

- Живая  эмоциональная форма преподнесения  информации, связанной с изучаемой  темой. Преобладание зрительного  ряда над речевым и музыкальным, наличие взаимосвязанного потока информации, подаваемого порциями в понятной и логической последовательности, в доступном для учеников темпе. Возможность выбора учеником темпа и ритма деятельности, объема изучаемого материала.

- Дружественный  и интуитивно понятный интерфейс  программы. Применение стандартных  меню и кнопок на панелях  инструментов. Использование возможностей  современной компьютерной техники  для организации интерактивной  работы обучающегося с пособием, возможность связи с обновляемыми Интернет-ресурсами и удаленными педагогами.

Глава XI. Зачетная работа (14 часов).

Учитель: Пришло время выполнения вашего итогового  проекта. Вы уже имеете опыт создания различных элементов сайта. Теперь все ваши знания и умения и предыдущие разработки необходимо применить для  создания комплексного проекта –  веб-сайта на выбранную вами тему. Сайт разрабатывается в группе или  индивидуально. В любом случае от вас потребуется спроектировать, изготовить и разместить свой сайт в сети. Выполненный проект вам необходимо защитить перед своими одноклассниками и учителем. Возможна и дистанционная форма защиты с привлечением удаленных специалистов. Освоите такие понятия, как: Тема и структура веб-сайта. Техническое задание. Проектирование, изготовление, размещение, тестирование сайта. Разделение труда. Экспертная оценка.

Цели  темы: Обучить учащихся навыкам коллективного  сотрудничества в ходе комплексного совместного проектирования и создания сайта.

Практические  и контрольные работы: создание сайта, его публичное обсуждение, рефлексия, индивидуальная и групповая самооценка.

Способы и приёмы учебной деятельности: обучение навыкам коллективного (распределенного) создания сайта, анализ достижений и  проблем, формулирование вопросов коллегам, аргументированные ответы на вопросы, техника осознания коллективной деятельности, способы самооценки.

Межпредметные связи: Учебные предметы, по тематике которых разрабатываются сайты.

Требования к подготовке учащихся:

знать особенности  распределенной работы над сайтом

знать основные функции руководителя проекта, менеджера, арт-директора, веб-мастера, программиста, кодера, верстальщика, постматера.

уметь выполнять  функции одного-двух специалистов; 
уметь применить свой индивидуальный опыт для решения коллективных задач.

Заключение

 

Информатика играет особую роль в  старшей профильной школе как  фундаментальная наука о способах обработки и использования знаний в общественной практике. Техническими и программно-методическими средствами информационных технологий учащиеся пользуются каждодневно соответственно своему возрасту и имеющимся условиям. Повседневно  пользуясь современным инструментарием  интеллектуального труда, учащийся не только конструирует свое видение  мира, но и учится эффективному использования информационных услуг в собственной жизни и учебной деятельности.

Элективный курс "Технология сайтостроения" вносит свою лепту в общеобразовательную подготовку учащихся. Универсальность большинства изучаемых в данном курсе знаний и способов деятельности превращает его в дисциплину, интегрирующую различные предметы школьного курса, поскольку помогает ученикам справляться с обработкой и представлением многопредметного информационного потока.

Успех данного курса в профильной школе обусловлен его продуктивной личностной ориентацией, высокой социальной значимостью, деятельностным подходом.

Предложенная методика обучения сайтостроению в рамках элективного курса будет способствовать:

- повышению уровня информационной  подготовки учащихся в области  технологий обработки информации, в частности овладению фундаментальными знаниями принципов сайтостроения, создающими основу для освоения новых технологий, а также умениями пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации;

- положительным изменениям особенностей  организации ментального опыта  учащихся, а, следовательно, повышению уровня интеллектуального развития учащихся;

- удовлетворению индивидуальных  образовательных потребностей и  интересов школьников;

- усилению межпредметных связей изучаемого курса с другими науками и высокой прикладной направленности;

- приобретению учащимися опыта  творческой деятельности в процессе  работы.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бешенков, С. А. Дидактические основы профильного обучения информатике: автореф. дис. д-ра пед. наук / С. А. Бешенков - М, 1993.
  2. Бешенков, С. А. Информатика. Систематический курс: учебник для 11 класса гуманитарного профиля / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. - М.: Бином, 2003.
  3. Бешенков, С. А. Проблема профильного обучения информатике/А. Бешенков. - М.: ИОШ РАО, 1993.- 90 с.
  4. Брунер, Дж. Исследование развития познавательной деятельности / Дж. Брунер, Р. Олвер, П. Гринфилд. - М.: Педагогика, 1971.
  5. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. - М. : Прогресс, 1977.
  6. Бутова, Н. В. Содержание профильного курса информатики для средних профессиональных учебных заведений: дис. ...канд. пед. наук / Н. В. Бутова. - Курск, 2002.
  7. Веккер, Л. М. Психические процессы. Мышление и интеллект: т.2 / Л. М. Веккер. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.
  8. Выготский, Л. С. О психологических системах: собр. соч., т.1 / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.
  9. Галыгина, Л. В. Изучение информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики: дисс. ...канд. пед. наук / Л. В. Галыгина. - М., 2001.
  10. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин - М. : Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. - 400с.
  11. Гейн, А. Г. Изучение информационного моделирования как средство реализации межпредметных связей информатики с дисциплинами естественнонаучного цикла: автореф. дис. ...д-ра пед. наук / А. Г. Гейн. - М., 2000.
  12. Горлицкая, С. И. Метод проектов в развивающем обучении информатике: дисс. канд. пед. наук / С. И. Горлицкая. — М., 1995.
  13. Григорьев, С.Г. Интернет-технологии в профильном обучении школьников/С.Г Григорьев, В.В. Гриншкун, В.П. Кулагин // Вестник Моск. гос. пед. ун-та им. М. Шолохова,.– 2006.– № 1.– С. 55-61.
  14. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов/ В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1986 .- 240 с.
  15. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования/ В.В.Давыдов. - М., 1986. -239 с
  16. Давыдова, Н. А. Технология формирования содержания образования по информатике в профильных классах общеобразовательных школ: дис.... канд. пед. наук / Н. А. Давыдова. - Челябинск, 2002.
  17. Ермаков, Д.С. Элективные курсы для профильного обучения. [Электронный документ] / Д. С.Ермаков.

Информация о работе Методы обучения сайтостроению