Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:44, курсовая работа
Целью нашей работы является исследование особенностей методов обучения сайтостроению в рамках элективного курса.
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать необходимость изучения в системе школьного образования информатике вопросов применения технологии сайтостроения для работы в разнообразных сферах человеческой деятельности.
2. Определить роль и место элективных курсов по информатике, связанных с изучением сайтостроения в системе профильного обучения.
3. Разработать методику обучения элективному курсу (на примере курса «Технология сайтостроения») на основе применения системы практических заданий, обеспечивающей получение и закрепление теоретических основ курса, а также формирование основных компонентов умственного опыта учащихся.
Введение 3
ГЛАВА 1. Элективные курсы в системе профильного обучения информатики и ИКТ 9
1.1. Принципы построения элективных курсов 9
1.2. Элективные курсы как способы организации профильного обучения 14
ГЛАВА 2. Обучение сайтостроению в рамках элективного курса 18
2.1. Концепция элективного курса 18
2.2. Форма и методы организации обучения сайтостроению в рамках элективного курса 22
ГЛАВА 3. Разработка элективного курса «Технология сайтостроения» для профильной школы 35
3.1. Структура и содержание элективного курса 35
3.2. Календарно-тематическое планирование элективного курса «Технология сайтостроения» 45
3.3. Методические рекомендации по изучению разделов курса 48
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение 72
4. Прагматичный
подход основан на обеспечении
учащихся определенными
5. Деятельностно-ценностный подход основан на знакомстве со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения определенного профиля.
6. Компетентностный подход является одним из наиболее используемых подходов. При создании элективного курса, основанного на компетентностном подходе, сначала определяются значимые для учащихся проблемы. Далее выявляются необходимых умения для их разрешения и определяются компетентностей, т.е способности применения имеющихся знаний и опыта для решения задачи. Только после этого происходит подбор материала, разработка методов обучения и системы оценивания.
Составляя любой элективный курс необходимо помнить, что основными принципами обучения должны являться:
Разрабатывая
программу элективного курса
необходимо учитывать ее соответствие
концепции профильного
Исходя из принципов обучения, выделим этапы построения программ элективного курса. В связи с тем, что программа элективного курса является авторской, она должна содержать пояснительную записку, где указываются цели, задачи, ожидаемый результат и формы контроля; тематическое содержание; формы реализации программы и используемые технологии, перечень используемой литературы и библиографию; краткую аннотацию для учащихся и их родителей.
Аннотация элективного курса должна давать полное представление о курсе, в чем его актуальность для учащихся, какое место занимает курс в образовательном процессе, в частности в соотношении с общеобразовательными и с базовыми профильными предметами. Так же в данном разделе должны быть указанны межпредметные связи, умения и навыки, приобретаемые при изучении элективного курса.
В целях и задачах курса необходимо указать для чего он изучается, какие потребности образовательного процесса удовлетворяет. В соответствии с целями формулируются задачи изучения курса, т.е. указываются с каким материалом и как необходимо работать, чтобы достичь поставленных целей. Примерами целей курсов могут быть:
Основные темы, умения и навыки, методы и виды деятельности отражаются в разделе основных компонентов содержания курса. В данном разделе так же можно указать разделы из школьных курсов, которые должны быть предварительно освоены. Следует указать, как это содержание способствует внутрипрофильной специализации обучения и формирования профильных умений, для каких профессий полезны формируемые умения и навыки. Желательно указать и в каких материалах реализуется содержание курса.
Методы и формы обучения определяются особенностями профилизации обучения и учета личностных особенностей учащихся. К основным приоритетам методики изучения элективных курсов можно отнести междисциплинарную интеграцию, обучение, построенное на основе опыта и сотрудничества, учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, интерактивность (работа в группах, метод проектов и экспресс проектов, тренинги, ролевые игры, решение проблемных ситуаций, имитационное моделирование, кейс-метод, практикумы, лабораторные), личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (большее внимание к личности учащихся) [49, с. 58].
Определение формы организации учебных занятий необходимо исходить из целей курса. Важно подобрать такие методы и формы обучения, с помощью которых учащиеся смогут максимально погрузиться в условия выбранного ими профессионального направления.
При составлении
программы курса важно
Итоговую
аттестацию можно так же организовать
в форме зачетной работы в виде
проекта, экзамена, теста или с
учетом совокупности самостоятельно выполненных
работ и промежуточных тестов
по курсу. Итоговая оценка может считаться
по накопительной системе, т.е. за выполнение
определенного задания
Когда основные моменты планирования курса продуманны, составляется тематический план, в котором содержится перечень разделов и тем курса с указанием количества часов на изучение, а так же указывается вид занятия.
В завершении программы необходимо указать источники информации для учителя и учащихся по представленному в элективном курсе материалу.
Как и любая авторская программа, программа элективного курса должна пройти рецензирование, которое в основном организуется в два этапа: внутренний и внешний.
Внутренний
этап рецензирования предполагает рассмотрение
программы элективного курса
в методическом объединение учителей-
Внешний
этап проходит на уровне городского или
районного комитета по образования
с привлечением независимых рецензентов,
которые на основе результатов апробации
выносит решение о
Таким образом, при составлении программы элективных курсов необходимо учитывать большой спектр общеметодических и дидактических аспектов, которые конкретизируются зависимости от специфики направления и предмета.
Рассмотренные
принципы профильной дифференциации содержания
образования могут быть реализованы
на практике по-разному, с помощью
различных средств, этому свидетельствует
возникновение в последние
В концепции профильного обучения предусмотрены две модели организации профильного обучения: модель внутришкольной и модель сетевой организации [17].
Модель внутришкольной профилизации предполагает, что общеобразовательное учреждение может быть как однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) так и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения). К тому же общеобразовательное учреждение может быть в целом вообще не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа курсов элективных предоставлять школьникам возможность в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.
Элективные
курсы – это курсы по выбору
учащихся, обязательные для посещения,
входящие в состав профиля
обучения на старшей ступени
школы. Элективные курсы
Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся, при этом в «Концепции профильного обучения» было заложено примерное соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50%: 30%: 20%.
В целом элективные курсы в 10—11-х классах согласно нормативным и информационным документам, «должны выполнять следующие основные функции:
В соответствии с функциями элективных курсов в рамках профильного и непрофильного обучения выделяются следующие группы [26, с. 13]:
1. Курсы,
выступающие в роли «
2. Курсы межпредметного характера, ориентированные на интеграцию знаний учащихся о человеке, обществе, природе. Эти курсы призваны, во-первых, компенсировать недостаточность знаний учащихся в определенных сферах, связанных с выбранным профилем, что позволяет заинтересованным учащимся получить дополнительную подготовку и удовлетворить свои познавательные потребности. Во-вторых, способствовать синтезу знаний по ряду предметов и способах их применения в различных профессиональных сферах.
3. Курсы,
содержание которых выходит за
рамки программы, но которые
способствуют выпускникам в
Единый государственный экзамен по элективным курсам не проводится.
Модель сетевой организации, описанная в «Концепция профильного обучения» предполагает, что обучение школьников может осуществляться за счет привлечения ресурсов других образовательных учреждений, и ее развитие возможно по одному из двух вариантов.
Первый вариант основан на объединении нескольких общеобразовательных учреждений вокруг так называемого «ресурсного центра», который обладает необходимым для профильного изучения предметов материальным и кадровым потенциалом. В этом случае изучение базовых общеобразовательных предметов и часть профильных обеспечивает каждое общеобразовательное учреждение самостоятельно, а та часть профобучения, которую школа не в осуществляется «ресурсным центром»
В основе
второго варианта сетевой организации
лежит сотрудничество общеобразовательного
учреждения с учреждениями дополнительного,
высшего, среднего и начального профессионального
образования и привлечении
Таким образом, разработанный подход организации профобучения на старшей ступени обучения допускает возможность существования различных специализированных общеобразовательных учреждений, таких как, художественные, музыкальные, хореографические, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах, и дальнейшего развития непрофильных школ и классов, в которых профильное обучение основано на посещении учащимися элективных курсов.
Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий, каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является веб-сайт.