Методы обучения сайтостроению

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является исследование особенностей методов обучения сайтостроению в рамках элективного курса.

Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать необходимость изучения в системе школьного образования информатике вопросов применения технологии сайтостроения для работы в разнообразных сферах человеческой деятельности.
2. Определить роль и место элективных курсов по информатике, связанных с изучением сайтостроения в системе профильного обучения.
3. Разработать методику обучения элективному курсу (на примере курса «Технология сайтостроения») на основе применения системы практических заданий, обеспечивающей получение и закрепление теоретических основ курса, а также формирование основных компонентов умственного опыта учащихся.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Элективные курсы в системе профильного обучения информатики и ИКТ 9
1.1. Принципы построения элективных курсов 9
1.2. Элективные курсы как способы организации профильного обучения 14
ГЛАВА 2. Обучение сайтостроению в рамках элективного курса 18
2.1. Концепция элективного курса 18
2.2. Форма и методы организации обучения сайтостроению в рамках элективного курса 22
ГЛАВА 3. Разработка элективного курса «Технология сайтостроения» для профильной школы 35
3.1. Структура и содержание элективного курса 35
3.2. Календарно-тематическое планирование элективного курса «Технология сайтостроения» 45
3.3. Методические рекомендации по изучению разделов курса 48
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение 72

Файлы: 1 файл

Методы обучения сайтостроению.docx

— 389.20 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение 3

ГЛАВА 1. Элективные курсы в системе профильного обучения информатики и ИКТ 9

1.1. Принципы построения элективных курсов 9

1.2. Элективные курсы как способы организации профильного обучения 14

ГЛАВА 2. Обучение сайтостроению в рамках элективного курса 18

2.1. Концепция элективного курса 18

2.2. Форма и методы организации обучения сайтостроению в рамках элективного курса 22

ГЛАВА 3. Разработка элективного курса «Технология сайтостроения» для профильной школы 35

3.1. Структура и содержание элективного курса 35

3.2. Календарно-тематическое планирование элективного курса «Технология сайтостроения» 45

3.3.  Методические рекомендации по изучению разделов курса 48

Заключение 65

Список литературы 67

Приложение  72

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема модернизации образования  в настоящее время широко обсуждается в теории и практике, особенно с позиции активизации творческой познавательной деятельности учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся – один из дидактических принципов, роль которого существенно возросла в условиях развивающего обучения. В настоящее время под влиянием процесса информатизации происходит процесс развитие информационного общества, которое существенным образом влияет на цели и содержание образования. В современных условиях общество ставит перед образованием новые задачи и выдвигает новые требования к подготовке выпускников школы. Способность ориентироваться в огромном потоке информации, осуществлять поиск и оперативно получать необходимые данные, с максимальным эффектом использовать сведения, полученные из различных источников, – именно такие требования к подготовке подрастающего поколения предъявляет сегодня формирующееся информационное общество.

Современное общество живет в период, характеризующийся  небывалым ростом объема информационных потоков. Как отмечает А. И. Ракитов, конец XX века ознаменовался началом  третьей социо-технологической революции – информационной [39, с. 104]. Результатом этой революции явился переход к информационному обществу, означающий, что важнейшим продуктом социальной деятельности становится производство, эксплуатация и использование услуг и знаний, причем удельный вес знаний непрерывно возрастает. К известным видам ресурсов – материальным, трудовым, энергетическим, финансовым – прибавился новый, ранее не учитываемый – информационный. Только на основе своевременного пополнения, накопления, переработки этого ресурса возможно рациональное управление в любой сфере человеческой деятельности, принятие правильных решений. По утверждению В. А. Звягинцева, информация становится «стратегическим ресурсом общества, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию» [21, с. 91].

Многие  исследователи (С. А. Бешенков, С. Г. Григорьев, С. А. Жданов, А. А. Кузнецов, И. В. Роберт и др.) [1, 3, 13, 28, 40 ] отмечают, что составной частью и необходимым условием информатизации общества является информатизация образования. Современное образование должно вооружать знаниями, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, развивать умения и навыки самообразования. Ведущим становится принцип: «образование через всю жизнь». Основным элементом учебного процесса становится создание знаний и извлечение их из получаемой информации. Данные тенденции приводят к следующему выводу: знания, умения и навыки в работе с информацией следует формировать и развивать целенаправленно.

На старшей  ступени школьного образования  должна быть усилена профессиональная направленность информационной подготовки учащихся в области сайтостроения, в содержание обучения информатики и информационно-коммуникационным технологиям должно быть введено освоение умений и видов деятельности, характерных для избранной старшеклассниками будущей профессиональной деятельности.

Одним из возможных путей решения поставленной задачи может стать изучение аспектов сайтостроения в рамках одного из элективных курсов по информатике, которые связаны с профессиональными интересами и намерениями школьников и введение которых предусматривается при организации профильного обучения учащихся на старшей ступени школы.

Переход к профильному обучению продиктован  необходимостью создания условий для  реализации обучающимися своих познавательных интересов, склонностей, способностей, для подготовки старшеклассников к  продолжению образования и будущей  профессиональной деятельности. Различные  аспекты содержания обучения информатике  в условиях профильной дифференциации исследовались в работах С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, Т. Б. Захаровой, К. К. Колина, А. А. Кузнецова, Е. А. Ракитиной, А. Л. Семенова, А. Ю. Уварова, Н. Д. Угриновича и др [1, 2, 11, 19, 24, 38, 44, 45].

Согласно  одобренной Министерством образования  РФ «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в  старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач  профильного обучения. Так, базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию [26].

Особое место отводится элективным курсам, которые связаны с удовлетворением  индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого  школьника. Их введение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором существенно  расширяются возможности построения учащимися индивидуальных образовательных  программ, поскольку элективные курсы  в наибольшей степени связаны  с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Как известно, успешное освоение курса во многом зависит от методов и форм его организации.

Анализ существующих методов обучения школьников показывает, что традиционные методики не могут быть с достаточной  степенью эффективности перенесены на элективные курсы в силу особенностей целей и задач последних. Следовательно, одной из актуальных задач методики обучения сайтостроению  в элективном курсе информатики становится задача ее модернизации в соответствии со спецификой профильного обучения.

Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между целями, задачами элективных курсов информатики, направленных на формирование умений использования технологий сайтостроения при решении практических задач из различных сфер человеческой деятельности, и существующей методикой обучения строению сайтов, во многом неадекватной назначению элективных курсов информатики.

Необходимость разрешения противоречий обусловила проблематику проекта, которая состоит в определении методов формирования у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному и инициативному решению проблем, умения интерактивно использовать типовые инструментально-технологические средства и эффективно работать в неоднородных командах для личностного развития и профессионального самоопределения.

Объект исследования – процесс профильного обучения информатике на старшей ступени школы.

Предмет исследования – обучение школьников сайтостроению в рамках элективного курса.

Целью нашей работы является исследование особенностей методов обучения сайтостроению в рамках элективного курса.

Гипотеза исследования состоит в том, что элективный курс по технологии сайтостроения будет наиболее полно отвечать целям и задачам профильного обучения информатике, в частности способствовать развитию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, если содержание и методы обучения в рамках данного курса будут определяться специально разработанной системой занятий, обеспечивающей формирование интеллектуальной и практической деятельности учащихся.

Исходя  из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать  необходимость изучения в системе  школьного образования информатике  вопросов применения технологии сайтостроения для работы в разнообразных сферах человеческой деятельности.

2. Определить  роль и место элективных курсов  по информатике, связанных с  изучением сайтостроения в системе профильного обучения.

3. Разработать методику обучения элективному курсу (на примере курса «Технология сайтостроения») на основе применения системы практических заданий, обеспечивающей получение и закрепление теоретических основ курса, а также формирование основных компонентов умственного опыта учащихся.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы были использованы методы теоретического анализа (изучение и систематизация философской, психолого-педагогической, методической и научно-технической  литературы по проблеме исследования; анализ школьных образовательных стандартов, учебных программ, учебных пособий, задачников и методических материалов по курсу школьной информатики; изучение и обобщение педагогического опыта), методы эмпирического исследования (наблюдение за процессом обучения, тестирование, анкетирование, обобщение педагогического опыта в области школьной информатики).

Методологической  и теоретической основой исследования являются исследования, посвященные  проблемам информатизации образования  и развития профильного обучения информатике (В. К. Белошапка, С. А. Бешенков, С. Г. Григорьев, А. П. Ершов, Т. Б. Захарова, О. А. Козлов, К. К. Колин, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, В. С. Леднев, Е. А. Ракитина, И. В. Роберт, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров, Н. Д. Угринович, А. П. Шестаков и др.), теории интеллектуального развития учащихся в процессе обучения (Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, М. К. Мамардашвили, С. М. Окулов, С. Пейперт, Ж. Пиаже и др.), системный и личностно-деятельностный подходы в обучении (Ю. К. Бабанский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

База исследования: ГОУ ВПО «ВГСПУ», МОУ СОШ № 97 Дзержинского района г. Волгограда.

Этапы исследования:

Предварительный этап (осень 2011 г.)  - носил теоретико-поисковый характер, его основная задача заключалась в анализе состояния рассматриваемой проблемы.

Второй этап исследования (зима - осень 2012 г.)  - теоретико-экспериментальная работа. На основании результатов, полученных в ходе исследования, было определено содержание элективного курса по сайтостроению, разработана методика его изучения, сформулированы выводы и оформлены результаты проекта.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

ГЛАВА 1. Элективные курсы в системе профильного обучения информатики и ИКТ

    1. Принципы построения элективных курсов

 

Элективные  курсы лежит в основе реализации профильного образования в большинстве  российских школ. Это, прежде всего, связанно с тем, что школа может не придерживаться ни одного профильного направления, а, организовав различные элективные курсы, таким образом предоставлять  школьникам возможность осуществлять индивидуальные программы.

Составляя учебный план и выбирая программу  элективных курсов, необходимо учитывать основные мотивы выбора элективных курсов в старшей школе, к которым в большинстве случаев относятся подготовка к ЕГЭ, приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма», возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда, любопытство, поддержка изучения базовых курсов школы, профессиональная ориентация, интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

На данный момент существует определенный перечень официальных программ элективных курсов. Но динамичное развитие информационного  общества выявляет необходимость в  создании новых программ, позволяющих  учащимся осваивать новые информационные технологии и шире раскрывать профессиональный потенциал.

Существуют  несколько подходов к составлению  элективных курсов [50, с. 38]:

1. Фундаментальный  подход, материал в котором преподносится  от фундаментальных законов и  теорий к частным закономерностям.  Курс, составленный по данному  подходу, направлен на углубленное  изучение предмета, который ориентирован  в большей степени на одаренных  детей и непосредственно связан с профильными предметами старшей школы.

2. Методологический  подход, предполагает знакомство  с методом научного познания  овладение некоторыми исследовательскими  умениями. В основе данного подхода  лежит метод проектной деятельности, лабораторно-практические занятия,  занятия практикумы.

3. Универсальный  подход, основная цель которого, рассмотреть одну проблему, явление,  понятие с точки зрения разных  наук, предпочтителен для межпредметных курсов. В основе универсального подхода лежит использование технологий рефлексивного обучения, критического мышления, кейс- метода.

Информация о работе Методы обучения сайтостроению