Методы обучения сайтостроению

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является исследование особенностей методов обучения сайтостроению в рамках элективного курса.

Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать необходимость изучения в системе школьного образования информатике вопросов применения технологии сайтостроения для работы в разнообразных сферах человеческой деятельности.
2. Определить роль и место элективных курсов по информатике, связанных с изучением сайтостроения в системе профильного обучения.
3. Разработать методику обучения элективному курсу (на примере курса «Технология сайтостроения») на основе применения системы практических заданий, обеспечивающей получение и закрепление теоретических основ курса, а также формирование основных компонентов умственного опыта учащихся.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Элективные курсы в системе профильного обучения информатики и ИКТ 9
1.1. Принципы построения элективных курсов 9
1.2. Элективные курсы как способы организации профильного обучения 14
ГЛАВА 2. Обучение сайтостроению в рамках элективного курса 18
2.1. Концепция элективного курса 18
2.2. Форма и методы организации обучения сайтостроению в рамках элективного курса 22
ГЛАВА 3. Разработка элективного курса «Технология сайтостроения» для профильной школы 35
3.1. Структура и содержание элективного курса 35
3.2. Календарно-тематическое планирование элективного курса «Технология сайтостроения» 45
3.3. Методические рекомендации по изучению разделов курса 48
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение 72

Файлы: 1 файл

Методы обучения сайтостроению.docx

— 389.20 Кб (Скачать)

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей  старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе  курса следующих элементов данных компетенций:

  • социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать, размещать и поддерживать сайты);
  • личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области сайтостроительства);
  • перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (веб-страница, сайт, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);
  • знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
  • способы деятельности по отношению данным объектам;
  • минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
  • индикаторы - учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.

Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий  и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии  для школьников. Методические рекомендации по организации индивидуальных и  групповых форм занятий, использованию  тех или иных методов обучения содержатся в пособии для учителя  по данному курсу.

Групповая форма занятий

Для разработки комплексных веб-сайтов и развития коммуникативных качеств  учащихся применяются следующие способы образования групп:

1. Группы создаются на основе  уже существующего размещения  учеников в классе. Например, группу  образуют 4 ученика, сидящие за  двумя соседними партами, либо  ученики сидящие в одном ряду. Данный способ имеет формальную основу, но требует меньше всего времени на его осуществление.

2. Состав ученических групп определяет  учитель. Способ эффективен для  оперативного решения задач учителя  при условии его авторитета среди учеников.

3. Ученики самостоятельно разбиваются  на группы по 4-6 человек еще  до занятия или в самом его  начале. Наиболее естественный самоорганизующий способ, но требующий дополнительных затрат времени.

4. Класс (или учитель) вначале  по определённым критериям выбирает  лидеров будущих групп, которые  затем набирают себе в группы  остальных учеников. Например, каждый  из лидеров называет ученика,  которого приглашает в свою  группу; если тот согласен, то  он подходит к лидеру. Затем  право выбора переходит по  очереди к другому лидеру и  т.д. Группы заполняются постепенно  и равномерно.

5. Учитель назначает учеников, которые  осуществляют набор ребят в  свои группы, затем в созданных  группах выбираются новые групповоды. Данный способ помогает развитию  коммуникативных навыков учеников, даёт им шанс активного взаимодействия.

6. Учитель или ученики определяют  и записывают на доске перечень  главных тем для групповой  работы. Каждый учащийся выбирает  для себя тему и входит в  соответствующую группу. Если группы  оказываются слишком большими, они  разбиваются на подгруппы. В  созданных группах выбираются лидеры.

7. Сначала выбираются лидеры  групп, которые определяют проблему  для занятия в группе, затем  остальные ученики расходятся  к лидерам по известным темам.  Способ эффективен при наличии  авторитетных учеников-специалистов.

8. По одной и той же теме  задается несколько аспектов  ее изучения с разными видами  деятельности (например, заказчик, арт-директор, веб-мастер, кодер, программист, верстальщик,  менеджер). Ученикам предлагается  выбрать группу с приоритетными  для них видами деятельности, при этом происходит выбор  ими индивидуальной траектории  изучения темы.

9. Самоорганизация групповой работы. Ученикам предлагается самим  определить тему для групповых  занятий и виды деятельности  своих групп. Учителем задаются  временные рамки деятельности  групп и формы предоставления  образовательного продукта. Группы  запрашивают необходимое оборудование, идут в библиотеку, на экскурсию  и т.д. Такая форма применяется  в подготовленном для групповой  работы классе.

Особого внимания заслуживает технология организации работы в группах. Так как группы занимаются в основном самостоятельно, их необходимо этому учить. Проводится общий инструктаж, раздаются специальные памятки, заранее готовятся задания, предварительно проводятся консультации групповодов, учитель участвует в работе отдельных групп. Перечислим виды деятельности групп, которым обучаются ученики:

  • Подготовка выступления перед классом, демонстрация веб-сайта, поиск информации в сети.
  • Коллективное обсуждение и решение поставленной проблемы методом "мозговой атаки".
  • Выступления учащихся внутри групп по заранее подготовленным ими материалам, например, веб-страницам. Группа отбирает лучшие материалы для выступления перед классом.
  • Подготовка учеников к взаимодействию с другими группами - придумывание вопросов для них, подготовка конкурсов и соревнований, участие групп в решении общей для всего класса задачи.
  • Выполнение длительного творческого задания, например, разработка проекта.
  • Подготовка группы учеников к проведению занятия со всем классом, например, веб-экскурсии.

В работе групп преобладают оргдеятельностные виды деятельности: учащиеся ставят цели, планируют свою работу, обсуждают возникающие проблемы, распределяют работу внутри группы, контролируют, анализируют и оценивают свою деятельность, проводят рефлексию. Способы обсуждения в группе могут быть различны. Наиболее эффективно на первом этапе излагать свое мнение всем членам группы "по солнышку", то есть по часовой стрелке, не перебивая друг друга. Это дисциплинирует ребят, приучает следить за своей речью, дает возможность высказать свое мнение каждому ученику. В группах, где работа "не идёт", учитель применяет различные методы активизации, координирует работу сам. В конце каждого занятия в группах подводится рефлексивный итог: что сделано, как работали, каковы задачи на будущее. Следит за этапами работы внутри группы её лидер-групповод.

Уровень овладения учениками оргдеятельностными формами работы определяет успех групп в других видах деятельности – познавательной, творческой. На первых этапах группового обучения в этих видах деятельности результаты обычно скромные. По мере освоения оргдеятельностного компонента учащиеся создают более качественную образовательную продукцию когнитивного и креативного уровня.

Групповая форма обучения обеспечивает достаточно высокие результаты образовательной  деятельности учащихся. Это способствует формированию у школьников оргдеятельностных личностных качеств и последовательному овладению ими соответствующими способами деятельности.

Выполнение и защита творческих проектов

Образовательный проект - это форма  организации занятий, предусматривающая  комплексный характер учебной деятельности всех его участников по достижению конкретного образовательного результата в заданный промежуток времени.

Ученикам обычно нравится разрабатывать, демонстрировать и обсуждать  свои творческие достижения среди сверстников. Чтобы реализовать проект по созданию веб-сайта, необходимо определить: общую тему, в рамках которой будет проводиться проект; актуальность проекта, то есть, зачем он нужен; название проекта как предмет ученического исследования или другой их деятельности; сроки реализации проекта; состав участников; цели проекта, основные задачи, направления, из которых складывается проект; этапы реализации проекта с конкретными предполагаемыми результатами, например, в форме таблицы:

Сроки

Название этапа

Участники

Виды деятельности

Координатор этапа

Ожидаемый результат

           

 

Затем необходимо подробно обсудить и описать ключевые элементы проекта (цели и план проведения вводного занятия  с участниками проекта, структуру  и форму диагностики их подготовки и мотивации, содержание анкет, структуру  стартового занятия, сроки и задачи локальных проектов внутри общего проекта); ожидаемые трудности и проблемы, способы их решения; перечень основных образовательных продуктов, ожидаемых на отдельных этапах и в итоге проекта; критерии оценки результатов проекта по каждому его направлению и в целом.

На этапе планирования проекта  определяется состав его непосредственных организаторов, не обязательно связанных  между собой очно. Образовательное  взаимодействие учащихся организуется для решения творческих задач, например, для создания и описания своего виртуального жилища ("Мой виртуальный дом"), составления гипертекстового генеалогического древа своего рода ("Моя родословная"), исследования необычных явлений  природы, общества, человека ("Феномен").

Предварительное работа по конструированию  проекта формулируется в виде его положения, которое служит затем  ориентиром деятельности всех его участников и организаторов.

Перечислим основные элементы положения  о проекте.

  • Название проекта.
  • Цитата, лозунг, воззвание или иная форма представления проекта.
  • Характеристика проекта.
  • Идея проекта.
  • Цели и задачи проекта.
  • Участники проекта.
  • Условия регистрации в проекте.
  • Сроки и этапы реализации проекта.
  • Условия и средства, необходимые для участия в проекте (организационные, технические, другие).
  • Особенности проведения проекта, виды деятельности его участников.
  • Формы взаимодействия участников.
  • Критерии оценки работ.
  • Жюри или другая диагностическая и оценочная группа.
  • Призы и награды.
  • Возможное продолжение и развитие проекта.
  • Авторы, координаторы, администраторы проекта.

Для творческой продуктивности проекта  важно сформулировать такие задания  для участников разрабатываемого проекта, которые не имели бы единых, заранее  известных решений. Необходимо также  определить, каким образом будут  оцениваться разноплановые творческие продукты участников проекта.

В рамках разрабатываемого проекта  необходимо сформулировать самостоятельно или подобрать готовые задания  для участников проекта, которые  предполагали бы различные траектории их выполнения. Разработчики сначала  сами выполняют данные задания, производят первичную диагностику возможности  разных путей решения одного и  того же задания. Только затем разрабатывается  такой набор критериев оценки творческих результатов участников проекта, который позволял бы проверить  уровень достижения целей проекта. Основной критерий успешности открытого  задания: его решение должно быть неизвестно и интересно самому разработчику. Он как бы готов решать это задание  на равных со всеми остальными участниками  проекта, и ему интересно узнать, "что же из этого может получиться".

Система и форма оценивания также  нуждается в разработке. После  чего разработанные критерии применяются  для оценки собственных результатов  выполнения разработчиками составленных ими открытых заданий. Столь детальное  предварительное моделирование  проекта во многом определяет его  успех.

Конечно, предполагаемый образовательный  продукт в общих чертах может  быть известен разработчику при формулировании им открытого задания. Но конкретное решение всякий раз должно быть различно и определяться, в основном, личностными  особенностями школьников, выбранными ими способами познания, созидания  или иной деятельности.

Например, в ходе обучения ученикам предлагается выбрать и выполнить  сайт по предложенным ниже темам, исходя из интересов или уже имеющегося опыта.

- Работа с Adobe Flash. 
- Работа с JavaScript. 
- Основы веб-дизайна, современные подходы. 
- Создание веб-страницы в MS Word. 
- Создание сайта в MS Publisher. 
- Создание сайта в MS SharePoint.

Критерии оценки образовательных  результатов проекта - это те параметры, которые вытекают из поставленных смыслов  и целей проекта. Именно с помощью  составленных критериев можно оценить  степень достижения поставленных целей. После формулирования системы критериев  оценки результатов возможно изменение  или уточнение ранее поставленных целей.

Проведение  олимпиады по веб-дизайну

Олимпиады являются интенсивной формой реализации творческого потенциала учащихся. Эвристические олимпиады  включают в себя задания, на которые, как правило, нет готовых ответов. В отличие от обычных олимпиад, на эвристических олимпиадах ученики  соревнуются не в умении решать трудные  задачи, а в способности сочинять, изобретать, открывать новое, предлагать собственные версии, конструировать модели, создавать закономерности. Интерактивность, оригинальность и  оперативность таких олимпиад делают их популярными среди учеников и  учителей.

Информация о работе Методы обучения сайтостроению