Методы обучения сайтостроению

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является исследование особенностей методов обучения сайтостроению в рамках элективного курса.

Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать необходимость изучения в системе школьного образования информатике вопросов применения технологии сайтостроения для работы в разнообразных сферах человеческой деятельности.
2. Определить роль и место элективных курсов по информатике, связанных с изучением сайтостроения в системе профильного обучения.
3. Разработать методику обучения элективному курсу (на примере курса «Технология сайтостроения») на основе применения системы практических заданий, обеспечивающей получение и закрепление теоретических основ курса, а также формирование основных компонентов умственного опыта учащихся.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Элективные курсы в системе профильного обучения информатики и ИКТ 9
1.1. Принципы построения элективных курсов 9
1.2. Элективные курсы как способы организации профильного обучения 14
ГЛАВА 2. Обучение сайтостроению в рамках элективного курса 18
2.1. Концепция элективного курса 18
2.2. Форма и методы организации обучения сайтостроению в рамках элективного курса 22
ГЛАВА 3. Разработка элективного курса «Технология сайтостроения» для профильной школы 35
3.1. Структура и содержание элективного курса 35
3.2. Календарно-тематическое планирование элективного курса «Технология сайтостроения» 45
3.3. Методические рекомендации по изучению разделов курса 48
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение 72

Файлы: 1 файл

Методы обучения сайтостроению.docx

— 389.20 Кб (Скачать)

Каждый  учащийся создаёт личностно значимую для него образовательную продукцию  – сначала простейшие веб-страницы, затем их отдельные элементы и  целостные веб-сайты. Освоение знаний и способов веб-конструирования  происходит в ходе разработки учениками  сайтов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание  и присвоение учащимися достигаемых  результатов происходит с помощью  рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию  и результативность обучения.

Основные цели курса по отношению к деятельности учащихся:

  • освоить элементарные способы проектирования, конструирования, размещения и сопровождения веб-сайта в сети Интернет;
  • приобрести первичные навыки программирования на языках HTML, Dynamic HTML, CSS; познакомиться с HTML-редакторами;
  • познакомиться с основами веб-дизайна и научиться применять их при разработке веб-страниц;
  • создать и разместить в сети Интернет собственный веб-сайт (веб-страницы) по выбранной тематике.

 

Задачи курса:

  • Познакомиться с видами веб-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями.
  • Научиться ориентироваться и продуктивно действовать в информационном Интернет-пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые веб-ресурсы.
  • Сформировать целостное представление об информационной картине мира средствами "Всемирной паутины". Научиться способам представления информации в сети Интернет.
  • Научиться основам работы с программами Dreamweaver и Flash (или аналогичными).
  • Изучить способы научно-технического мышления и деятельности, направленные на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части сетевого пространства.
  • Реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности в ходе проектирования и конструирования сайтов.
  • Овладеть элементами информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования веб-сайтов.
  • Овладеть навыками работы в коллективе с комплексными веб-проектами.

Успех реализации указанных целей и задач определяется подходом, который берётся за основу обучения. В настоящее время есть два принципиально отличных подхода  к изучении курса информатики и связанных с нею элективных курсов [51, с. 62].

Первый подход рассчитан на то, что информатика изучается как теоретическая самодостаточная дисциплина Учащиеся осваивают ряд фундаментальных понятий, лежащих в основе информационной культуры учатся программированию, изучают формальную логику, языки программирования, развивают алгоритмическое мышление. Основанием данного подхода выступает теоретическая информатика, адаптированная для школьников. Достоинством данного подхода является его фундаментальность, общепредметная ориентация. Недостатком, причем существенным, – отсутствие продуктивного и личностно-деятельностного компонента, связанного с практическим освоением навыков использования информационных устройств и технологий. То есть в данном подходе информационная компетентность ученика не получает своего развития.

Второй подход, называемый личностно-ориентированным, направлен на формирование у школьников информационной и коммуникативной компетенций. С точки зрения личностного подхода доминирующей основой курса является не логика науки, а деятельность ученика, точнее, система его действий и деятельностей, развивающихся сообразно природе ребёнка и его поэтапному освоению мира информации.

В данной системе деятельности ведущей и  ключевой выступает личностно значимая, мотивированная и продуктивная деятельность ученика. То есть при выполнении учебных  заданий ребенок должен ощущать  личную потребность в них. Не логика науки, но интересы и жизнь школьника  являются отправными точками его  обучения. Именно этот подход положен  нами в основу данного курса.

Желание деятельности есть условие её продуктивности. Продуктивная ориентация курса означает, что результатом любой деятельности ученика становится его личный образовательный  продукт: идея, гипотеза, рисунок, текст  и т.п. По качеству продукта можно  судить о сформированности у ученика соответствующих способов действий и внутренних образовательных приращениях.

Общепедагогическая  направленность занятий - сопряжение социализации и индивидуализации обучения по отношению к сетевым информационным технологиям. Знания, умения, и способы конструирования веб-сайтов являются элементами информационной компетенции - одной из ключевых компетенций старшей профильной школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию в html-формате и других Интернет-совместимых форматах, необходимое условие подготовки выпускников технологического профиля. Таким образом, освоенный инструментарий - способы веб-конструирования, выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с разработанными ими сайтами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходит с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий.

Перспективы для выпускника курса 

Для учеников профильной школы, выбирающих тот или  иной элективный курс, немаловажна  конкретная польза, практическая выгода данного курса. Поэтому задача учителя, презентующего данный курс, раскрыть ученикам перспективные моменты  данного курса. 
Ученик, окончивший данный курс, сможет в будущем:

  • Участвовать в российских и международных олимпиадах, конкурсах и телекоммуникационных проектах, где результаты обычно представляются в виде веб-страниц.
  • Неограниченно публиковать в сети Интернет свои творческие работы, получая отклики самой широкой аудитории.
  • Создавать современные сайты по требуемой тематике для себя, для родных, знакомых, на заказ.
  • Изготавливать сайты на коммерческих условиях.
  • Приобрести современную, престижную и высокооплачиваемую профессию.
  • Найти дистанционную работу в любом регионе страны и мира.
  • Установить дружеские и деловые связи по всему миру.
  • Выгодно представить себя, свои возможности, увлечения всему миру.
  • Завоевать уважение коллег и руководства организации, в которой будет работать, оказывая помощь по представительству организации в Интернет, по рекламе ее продукции и по налаживанию деловых контактов с партнерами.

2.2. Форма и методы организации обучения сайтостроению в рамках элективного курса

 

Форма организации обучения – это  ограниченная рамками времени конструкция  отдельного звена процесса обучения. Формы организации обучения обозначают определенный вид занятия – урок, лекцию, семинар, экскурсию, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д. Такие формы обучения называют внешними [49, с. 37 ].

Существуют внутренние формы организации  обучения, в качестве основания для классификации выбирая структурное взаимодействие элементов с точки зрения доминирующей цели обучения. К внутренним формам организации обучения относятся: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, знание по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Основной тип занятий в данном курсе – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в Интернет желателен, но не обязателен. Многие работы ученики могут выполнять без подключения к сети.

Единицей учебного процесса является блок уроков (глава). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением  основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного  повторения ранее изученных тем, темп изучения отдельных разделов блока  определяется субъективными и объективными факторами.

Каждая тема курса начинается с  постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который  предстоит создать ученикам. С  этой целью учитель проводит веб-экскурсию, мультимедийную презентацию, комментированный обзор сайтов или демонстрацию слайдов.

Изучение нового материала носит  сопровождающий характер. Ученики изучают  его с целью создания запланированного продукта – графического файла, эскиза веб-страницы, элемента сайта и т.п.

Далее проводится тренинг по отработке  умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную  творческую работу по созданию учениками  определенного образовательного продукта, например, веб-сайта.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) контрольные  работы на проверку освоении изученных  способов действий. Проводятся краткие  срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным  темам и использование их при  изучении новых тем способствует устранению весьма распространенного  недостатка – формализма в знаниях  учащихся, так как формирует научное  мировоззрение учеников.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами  работы по созданию сайта. Выполнение проектов завершается их защитой  и рефлексивной оценкой.

В форме практикума учащиеся самостоятельно выполняют многие задания курса. Учитель делит учащихся класса на небольшие группы по два-три ученика или более. Каждая группа учащихся выполняет отличающуюся от других практическую работу. Чтобы создать благоприятные условия внутригрупповой дифференциации деятельности учащихся, важно внимательно отнестись к составу групп и распределению обязанностей их членов.

Проведению практикума предшествуют вступительные лекции (например, веб-презентации) и инструктивные занятия. В процессе проведения практикума применяются  приемы актуализации опорных знаний учащихся.

Средством управления деятельностью  школьников во время практикума служат инструкции, в которых излагаются правила и последовательность действий школьников, дается информация о повторении необходимого материала, приводятся описания и изображения лабораторного  оборудования, принципов его действия и способов использования, указывается  порядок выполнения заданий, контрольные  вопросы по теме и дополнительная литература.

Алгоритмическое выполнение работ  не исключает их творческого и  исследовательского уровня: проверку научной достоверности определенных закономерностей, теоретических положений, измерение постоянных величин и  т.п. В ходе практикума ученики решают задачи творческого характера: ставят опыты, проводят исследования.

Возможная структура начальных  занятий практикума:

  • сообщение учителем темы и целей практикума;
  • актуализация опорных знаний учащихся;
  • мотивация их учебной деятельности; ознакомление с инструкцией;
  • подбор необходимого оборудования и материалов;
  • выполнение работы учащимися;
  • составление отчета;
  • обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов;
  • защита результатов;
  • рефлексия деятельности.

Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию сайтов.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических  предписаний, изложенных в учебном  пособии для школьников. Большинство  заданий выполняется с помощью  персонального компьютера и необходимых  программных средств.

Кроме индивидуальной применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

Информация о работе Методы обучения сайтостроению