Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:44, курсовая работа
Целью нашей работы является исследование особенностей методов обучения сайтостроению в рамках элективного курса.
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать необходимость изучения в системе школьного образования информатике вопросов применения технологии сайтостроения для работы в разнообразных сферах человеческой деятельности.
2. Определить роль и место элективных курсов по информатике, связанных с изучением сайтостроения в системе профильного обучения.
3. Разработать методику обучения элективному курсу (на примере курса «Технология сайтостроения») на основе применения системы практических заданий, обеспечивающей получение и закрепление теоретических основ курса, а также формирование основных компонентов умственного опыта учащихся.
Введение 3
ГЛАВА 1. Элективные курсы в системе профильного обучения информатики и ИКТ 9
1.1. Принципы построения элективных курсов 9
1.2. Элективные курсы как способы организации профильного обучения 14
ГЛАВА 2. Обучение сайтостроению в рамках элективного курса 18
2.1. Концепция элективного курса 18
2.2. Форма и методы организации обучения сайтостроению в рамках элективного курса 22
ГЛАВА 3. Разработка элективного курса «Технология сайтостроения» для профильной школы 35
3.1. Структура и содержание элективного курса 35
3.2. Календарно-тематическое планирование элективного курса «Технология сайтостроения» 45
3.3. Методические рекомендации по изучению разделов курса 48
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение 72
Способы и приёмы учебной деятельности: использование шаблонов страниц, структурная организация программного кода.
Межпредметные связи: информатика, география.
Требования к подготовке учащихся:
знать назначение и основные характеристики языка HTML;
знать типы и назначение основных тегов;
знать основные приемы работы по созданию элементов веб-страниц;
уметь создавать простую веб-страницу в основных текстовых редакторах;
уметь работать с файлами (создавать, копировать, удалять, переименовывать, осуществлять поиск, архивировать, описывать путь к файлу);
уметь работать с носителями информации;
уметь перечислять состав и назначение основных тегов веб-страницы.
Глава IV. Виды сайтов (4 часа)
Учитель:
В данном разделе вы познакомитесь
с различными видами сайтов, рассмотрите
случаи, когда выбирается тот или
иной вид сайта. Узнаете, как привлечь
внимание посетителей, оптимально организовать
информацию, обеспечить интерактивное
взаимодействие с посетителями. Познакомитесь
с некоторыми критериями оценки сайтов.
Освоите такие понятия, как: Виды сайтов, критерии
оценки, дизайн, навигация, эргономика,
юзабилити, скорость загрузки, интерактивность,
чат, форум, гостевая книга.
Цели темы: Выбор критериев оценки сайтов. Анализ структуры и назначения разных видов сайтов. Комфортность работы с сайтом для пользователей.
Практические и контрольные работы: Выбор критериев оценки.
Разработка и заполнение оценочной таблицы.
Основные формы и методы обучения:
Семинар, поисковые задания, коллективная и индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах.
Способы и приёмы учебной деятельности:
Бальная система. Рейтинговая система. Определение типов сайтов и способов их наполнения информацией.
Межпредметные связи: Информатика, ИЗО, психология.
Требования к подготовке учащихся:
знать существующие критерии оценки сайтов;
знать некоторые оценочные системы;
знать основные понятия дизайна;
уметь разрабатывать оценочную таблицу;
уметь определять скорость загрузки веб-страницы и ее элементов.
Глава V. Основы HTML (8 часов)
Учитель: В данном разделе вы научитесь располагать информацию в необходимом месте на веб-странице; делить экран на отдельные окна с самостоятельной информацией и возможностью управления их содержанием; создавать различные интерактивные элементы и получать сообщение, как с ними работал пользователь; давать указания поисковым системам о самом важном на ваших веб-страницах. Выполните ряд индивидуальных творческих работ по разработке элементов сайта. Обеспечите интерактивное взаимодействие с посетителями веб-страниц. Освоите такие понятия, как: списки, таблицы, фреймы, формы, метатеги, интерактивность.
Цели темы: Изучить язык гипертекстовой разметки HTML. Рассмотреть основные конструкции языка, приемы создания страниц.
Практические и контрольные работы: Создание в приложении "Блокнот" веб-страницы по каждому подразделу темы, используя географическую информацию. Начало коллективного проекта "Сайт нашего класса".
Основные формы и методы обучения: урок-практикум, коллективная и групповая самостоятельная работа, взаимопроверка и самопроверка, уроки коррекции, уроки обобщения и систематизации знаний, дифференцированная работа; работа в парах, уроки-зачеты.
Способы и приёмы учебной деятельности: использование шаблонов страниц, структурная организация программного кода.
Межпредметные связи: информатика, география.
Требования к подготовке учащихся:
знать назначение и основные характеристики языка HTML;
знать типы и назначение основных тегов;
знать основные приемы работы по созданию элементов веб-страниц;
уметь создавать простую веб-страницу в основных текстовых редакторах;
уметь работать с файлами (создавать, копировать, удалять, переименовывать, осуществлять поиск, архивировать, описывать путь к файлу);
уметь работать с носителями информации;
уметь перечислять состав и назначение основных тегов веб-страницы.
Глава VI. Редакторы сайтов (8 часов)
Изучив эту главу, вы узнаете, зачем необходимо приложение Dreamweaver и другие редакторы сайтов; каковы возможности Dreamweaver при создании и редактировании сайтов в отличие от редакторов HTML-кодов; как настроить параметры Dreamweaver; как создавать с его помощью различные информационные ресурсы и связывать их друг с другом и с внешними ресурсами. Освоите такие понятия, как: Редактор веб-страниц, активные элементы, динамический язык, сценарий, баннер, сервер, администрирование.
Цели темы: Научить учеников создавать информационные ресурсы для сети Интернет с помощью вспомогательных программ – редакторов веб-страниц. Создать условия для развития творческого и эвристического мышления.
Практические и контрольные работы: Создание Web-страницы редакторами. Выполнение группового проекта.
Основные формы и методы обучения: Практикум, самостоятельная работа, работа в группе, урок-зачет, телекоммуникации, обучающие компьютерные программы.
Способы и приёмы учебной деятельности: Обучение созданию сайтов, знакомство с современными технологиями, помощь учащимся в создании целостного представления об изученном материале, развитие коммуникативных навыков.
Межпредметные связи: Информатика, логика.
Требования к подготовке учащихся:
уметь пользоваться основными видами информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями (электронная почта, телеконференции, файловые архивы);
уметь создавать Web-страницы и сайты в редакторах.
Образовательная продукция учеников:
Создание персональной страницы;
Создание страницы класса.
Глава VII. Дополнительные возможности создания веб-страниц (6 часов)
Учитель: В данном разделе вы узнаете, как быстро и эффективно изменять вид сразу всех веб-страниц сайта, оформлять их в одном стиле. Познакомитесь с основами создания каскадных таблиц стилей – CSS. Сделаете простую Flash-анимацию. Научитесь создавать динамические и интерактивные веб-страницы. Освоите такие понятия, как: каскадные таблицы стилей, CSS, селектор, Flash, символ, клип, кнопка, анимация движения, анимация формы, Dynamic HTML, интерактивность, сценарии, статические и динамические страницы, активные элементы.
Цели темы: Научить учащихся создавать динамические и интерактивные веб-страницы. Ознакомить с основными возможностями современных интернет-технологий.
Практические и контрольные работы: На основе статической веб-страницы создать динамическую страницу с использованием каскадных таблиц стилей. Создать элементы разных типов анимации во Flash и поместить их на веб-страницу с помощью программы Dreamweaver. Модернизация сайта класса с помощью новых знаний.
Основные формы и методы обучения: Семинар, практикум, индивидуальная и групповая самостоятельная работа, урок-зачет, обучающие компьютерные программы. Языки программирования. Браузеры.
Способы и приёмы учебной деятельности: обучение созданию сайтов, знакомство с современными технологиями, помощь учащимся в создании целостного представления об изученном материале, развитие коммуникативных навыков.
Межпредметные связи: Технологии, ИЗО, социология, программирование.
Требования к подготовке учащихся:
знать о каскадных таблицах стилей и разных способах их связи с веб-страницами;
знать о сценариях;
знать об основах технологий Flash, DHTML;
уметь назначать действия элементам, созданным в Flash;
уметь вручную изменять код страницы;
уметь выполнить групповой HTML-проект.
Глава VIII. Основы веб-дизайна (8 часов)
В данной
главе вы увидите, что проектирование
содержимого сайта – один из самых
ответственных моментов при создании
любого веб-ресурса. Посетителей привлекает
в первую очередь актуальная для
них информация, заставляющая их вновь
и вновь возвращаться на сайт. Дизайн
лишь подчеркивает содержание сайта, облегчает
его восприятие, помогает ориентироваться
в нем. Здесь же вы познакомитесь,
как с помощью веб-дизайна
Освоите такие понятия, как: Дизайн, векторная и растровая
графика, графический редактор, инструменты,
фильтры, графические примитивы, палитра
цветов, формат графического файла,
заголовки, текст, разделы, ссылки,
термины, эффективность рекламы.
Цели темы: Развитие у школьников творческого и критического мышления. Разработка дизайна, графических элементов, обработка графики. Расположение типовых элементов на сайте. Сформировать у учащихся понимание того, что проектирование содержимого сайта – один из самых ответственных моментов при создании любого веб-ресурса. Посетителей привлекает в первую очередь актуальная для них информация, заставляющая их вновь и вновь возвращаться на сайт. Именно подготовке содержимого сайта уделяется особое внимание. Дизайн лишь подчеркивает содержание сайта, облегчает его восприятие помогает ориентироваться в нем.
Практические и контрольные работы: Создать набросок сайта на бумаге или в приложении Paint. Создать графический шаблон главной страницы и страниц основных разделов. Создать кнопки, логотип и заголовки в редакторе Photoshop. Создать и отредактировать заданное изображение с использованием различных инструментов и операций. Преобразовать формат графического файла и его палитры цветов. Деление содержания на разделы, подготовка заголовков.
Основные формы и методы обучения: урок-практикум, индивидуальная и групповая самостоятельная работа, дифференцированная работа, проблемные задания, проектная деятельность, обучающие компьютерные программы, лекция, беседа, практикум.
Способы и приёмы учебной деятельности: рисование шаблона страниц с помощью графических примитивов, обсуждение индивидуальных способов работы, формирование способности понимать указания и следовать им; использование буферной памяти, горячих клавиш и меню, работа с мышкой. Помощь учащимся в создании целостного представления об изученном материале. Структурирование текста. Проверка орфографии и пунктуации текстов в текстовом редакторе Word.
Межпредметные связи: Информатика, ИЗО, литература, русский язык.
Требования к подготовке учащихся:
знать основные правила и законы дизайна;
знать основные возможности графических редакторов;
знать различные форматы графических файлов;
знать различия растрового и векторного способа представления графической информации;
уметь в
графическом редакторе
знать принципы написания заголовков;
уметь структурировать информацию;
уметь сокращать информацию, выделять главное;
знать основные термины, используемые при создании и использовании веб-страниц;
уметь проверять орфографию и пунктуацию текстов перед помещением их на сайт.
Глава IX. Размещение, "раскрутка" и поддержка сайта в сети (4 часа)
Учитель: В данном разделе вы научитесь размещать подготовленные вами сайты в сети Интернет. Оценивать предлагаемые провайдерами условия размещения и выбирать оптимальные. Загружать на сервер свои файлы разными способами и тестировать веб-страницы. Научитесь делать свой сайт заметным среди многих. Освоите такие понятия, как: Интернет, IР-адрес, домен, провайдер, хостинг, трафик, доступ по коммутируемым каналам, выделенная линия, модем, скорость передачи информации, администрирование сайта, протоколы FTP, ТСР/IР, HTTP, релевантность запросов, скорость загрузки, критичность размеров файлов изображений и веб-страниц, электронная почта, реклама, спам, статистика, посещаемость страниц сайта, счетчик, поисковые системы, поисковые роботы, рейтинг ресурса, баннер, метатеги, ключевые слова, содержание, заголовки страниц, эффекты дизайна, интерактивность, баннерный обмен, обмен страницами.
Цели
темы: Научить учащихся размещать
информацию в виде веб-страниц в
сети Интернет. Научить оценивать
достоинства и недостатки различных
провайдеров и типов хостинга.
Научить учащихся контролировать код
страниц и соответствие страниц
требуемым критериям
Практические и контрольные работы: Разместить созданный сайт на сервере с общедоступным хостингом. Изменить на сервере отдельные страницы сайта. Ознакомиться с правилами размещения сайта на коммерческих серверах. Проверка кода веб-страницы на предмет корректности ссылок. Проверка скорости загрузки страниц. Проверка размеров графических файлов и способа их представления на странице. Помещение на веб-страницу баннера и счетчика посещений. Регистрация сайта в конкретной поисковой системе. Наполнение метатегов. Установка на сайте интерактивных элементов: чата, форума, гостевой книги – с серверов бесплатного хостинга.
Основные формы и методы обучения: Пересылка файлов по различным протоколам, Internet Explorer, E-mail, практикум, самостоятельная работа, индивидуальная и групповая самостоятельная работа, исследовательская работа, поисковые работы, использование программных продуктов. Организация интерактивного обсуждения вопросов, актуальных для целей функционирования сайта. Сервис сети Интернет. Средства Dreamweaver для обновления сайта.
Способы и приёмы учебной деятельности: Практикум, урок-зачет, самостоятельная работа, проблемные задания, телекоммуникации, применение программных средств. Знакомство с современными технологиями, визуальный контроль, контроль с помощью средств Dreamweaver. Знакомство с современными технологиями. Исследование поисковых систем. Способы повышения посещаемости страниц. Приемы рекламы.