Информационные ресурсы для университетов и учреждений образования в Internet

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение информационных ресурсов через призму основополагающих составных частей рассматриваемой темы. К таковым относятся: образовательные услуги в Internet, технологические основы дистанционного обучения, интерактивное взаимодействие преподавателя и учащихся, виртуальные университеты, электронный учебник как средство дистанционного обучения и др.

Оглавление

Введение.......................................................................................................3-4
1. Образовательные услуги в Internet ...........................................................5-7
2.Технологические основы дистанционного обучения...............................7-8
3. Дистанционное обучение в мире..........8-9
4. Интерактивное взаимодействие преподавателя и учащихся.................9-10
5. Виртуальные университеты.........................................................................10
6. Обучение в Internet....................................................................................10-11 7. Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии......................11-12
8.Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа...........12-17
9. Электронный учебник как средство дистанционного обучения...........17-20 Заключение.................................................................................................20-21
Список использованных источников............................................................22

Файлы: 1 файл

Информационные ресурсы для университетов и учреждений образования в Internet.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

5. Виртуальные  университеты.

Созданные университетами учебные  сервера - это, в некотором роде, расширение стен самого университета. В его  виртуальных аудиториях так же, как  и в основных, можно будет со временем и лекцию послушать, и лабораторную на виртуальном стенде выполнить, и найти средства для проектирования, выполнения расчетов, моделирования спроектированного устройства и т. д. Но возможно, что все вышеперечисленное станет прерогативой специализированных виртуальных университетов - электронных открытых университетов без стен. Тем более что ВУЗам, подключаемым к Internet на средства из фонда Сороса, не разрешено коммерческое использование доступа к Сети, поэтому средства для оплаты онлайновых услуг (и не только на подписку на энциклопедии) придется изыскивать дополнительно. Есть и много других проблем, препятствующих созданию виртуальных университетов в традиционных университетах со стенами. Сведения о проектах и первых попытках создания виртуальных университетов можно найти в сети Internet.

6. Обучение  в  Internet

Эксперты считают, что телекоммуникационное интерактивное преподавание обходится  на 20-25% дешевле традиционного. Microsoft считает, что стоимость сетевого обучения может снизиться как  минимум вдвое против традиционного, поскольку преподаватель в состоянии давать уроки, находясь в любой точке земного шара; да и особого компьютерного оборудования при этом не требуется. Экономия может быть достигнута и за счет других факторов. Взяв на вооружение СДО, учебный отдел может быть уверен, что все учащиеся пользуются одними и теми же и, кроме того, самыми свежими учебно-методическими материалами. Ведь обновлять учебные пособия с помощью Internet гораздо легче. Интересное наблюдение, но оказалось, что при обучении в СДО проще производить отсев малоспособных учеников. Пассивно вести себя на обычных семинарах - легко, а на электронных - невозможно. В результате на СДО-курсах отсеивается большее число учеников, чем на традиционных. Разберем более подробно.

7.  Дистанционное  обучение в ВУЗе: модели и технологии.

Термин "дистанционное обучение" означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель  разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем, что учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.                                                                                                                          С середины 70-х годов во многих странах стали появляться учебные заведения нового типа, называемые "открытый", "дистанционный" университет; "электронный", "виртуальный" колледж. Они имеют оригинальную организационную структуру, используют своеобразный набор педагогических приемов, экономических механизмов функционирования.                                                                                                                            На данном этапе исследования представляется целесообразным рассмотреть три интегрированных фактора: технологический, педагогический и организационный.                                                                                                                      Характер первого из них определяется информационными технологиями, используемыми для разработки, доставки, поддержки учебных курсов и учебного процесса в целом.                                                                                                                                                   Значение второго фактора определяется набором методов и приемов, применяемых в ходе учебного процесса.                                                                                                                   Третий фактор, организационный, характеризует специфику организационной структуры образовательного учреждения дистанционного обучения.                                                                                                          "Идеальная модель" дистанционного обучения включает в себя интегрированную учебную среду, с вариантным определением роли различных компонент - технологических, педагогических, организационно-методических.5

8.Основные  типы технологий, применяемых в                                                      учебных заведениях нового типа.

В качестве первого фактора (интегрированной  характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта.                                                                                          Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает присвоение наивысшего приоритета технологии в организации учебного процесса. Как бы мощны и совершенны ни были технологические применения, они должны служить образовательным (педагогическим) целям, а не наоборот. Но с другой стороны, нельзя и недооценивать роль новых информационных технологий, которые зачастую предлагают качественно новые возможности реализации образовательного процесса.                                                                    Во-вторых, приведенный ниже перечень основных технологий, применяемых в университетах дистанционного обучения, конечно же не означает, что какая-то конкретная модель должна характеризоваться применением лишь одной из них. Мультимедиа-подход, основанный на использовании нескольких взаимодополняющих информационных технологий, представляется наиболее эффективным в области образования.                       Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории:                                                                                                                          1. Инеинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители);                                2. Средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);                                                                                                                 3. Видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.                                                                                          Средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям придали качественно новые возможности дистанционному обучению. В российских ВУЗах они активно развиваются в виде применения электронных учебников и технологии обмена текстовой информацией с помощью асинхронной электронной почты.                                                                         Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям только совсем недавно стали применяться в практике дистанционного образования. Это связано с отсутствием развитой инфраструктуры связи, высокой стоимостью каналов связи и используемого оборудования.                                                                                                                             Видеокассеты и DVD - это уникальное средство для дистанционного обучения практически по любой дисциплине. Не требуя больших расходов на тиражирование учебных видеоматериалов, видеомагнитофон получил широкое распространение во всех странах. Видеокассеты используются обычно как компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционные лекции.6                                                                                                           Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи студента с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации "диалога" между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Однако, если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.                                                  Оперативный доступ к разделяемым информационным ресурсам позволяет получить интерактивный доступ к удаленным базам данных, информационно-справочным системам, библиотекам при изучении конкретной дисциплины. Данный режим доступа ON-LINE позволяет в течение секунд осуществить передачу необходимого учебного материала, компьютерных программ при помощи таких компьютерных систем как GOPHER, WWW, VERONICA из крупных научно-педагогических центров, и из локальных узлов сети Internet,                                                                                                                                                                              общее количество которых в мире превышает 1.25 миллиона.                                  Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляют возможность организации самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.                                                                                                     Видеоконференции по цифровому спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии совмещают высокое качество передаваемого видеоизображения и низкую стоимость проведения видеоконференции (более чем на два порядка меньше, чем при использовании обычного аналогового телевизионного сигнала). Эта технология может оказаться эффективными при относительно небольшом объеме лекций (100-300 часов в год) и большом числе обучаемых (1000-5000 студентов) для проведения обзорных лекций, коллективных обсуждений итогов курсов и образовательных программ. В конце 80-х гг. в России технологии необходимые для дистанционного обучения были либо не развиты, либо отсутствовали вообще. Преподавание в ВУЗах основывалось на печатных изданиях, для развития тематики использовались заранее записанные программы, реже, телевизионные передачи в прямом эфире. Сегодня некоторые из новых информационных технологий становятся доступны для налаживания дистанционного обучения. Практически все они основаны на цифровых методах обработки информации и охватывают спектр от программ гипермедиа, которые позволяют студенту самому управлять используемой информацией, до разнообразных систем баз данных доступных через глобальные компьютерные сети.                                                        Основным фактором при выборе информационных технологий как средств обучения должен быть их образовательный потенциал. Однако проведенные исследования показывают, что это не так даже в наиболее технологически развитых странах (США, Канада, Великобритания, Германия и Япония). В России экономическая и технологическая ситуация такова, что выбор средств зависит не от их педагогического потенциала и даже не от их стоимости, а от их распространенности.                                                    Телекоммуникации добавляют новую размерность к дистанционному обучению и очень быстро развиваются в России в виде применения асинхронной электронной почты. Проведенный анализ позволил выделить базовые параметры, которые являются существенными при выборе информационных технологий для применения в программах дистанционного обучения в российских ВУЗах (Таблица 1).7                                                                               

Технология

Характеристики

Аудио-визуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты).

Низкая коммуникационная интерактивность; 

Стоимость производства линейно зависит  от числа обучаемых;

Хорошо  известны методики разработки учебных  материалов;

Высокая долговечность.

Компьютерное обучение, асинхронная электронная почта.

Средняя степень интерактивности;

Наиболее развитая инфраструктура в России;

Низкая стоимость.

Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени.

Высокая степень интерактивности;  

Наиболее развитая в мире инфраструктура сети;  

Использование широко распространенных платформ компьютеров;

Низкая стоимость.

Видеоконференции по цифровому выделенному спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии.

Высокая степень интерактивности  Хорошее качество передачи изображения;  

Снижение более чем на два  порядка, требований к пропускной способности  канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом;  

Высокая стоимость.

Видеоконференции по аналоговому  спутниковому каналу.

Высокая степень интерактивности;  

Максимально возможное качество передачи изображения с минимальной технологической  задержкой передачи изображения  и звука;  

Высокая стоимость.


Таблица 1. Сравнительные характеристики информационных технологий

9. Электронный  учебник как средство дистанционного  обучения.

  Электронный учебник, наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала. Кроме этого ЭУ может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно – это и ПО по предоставлению знаний и по их контролю.                                                                                                                                      Основные принципы дистанционного обучения (ДО): установление интерактивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их непосредственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информационной технологии.                                                                        Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения.                                                                                                                             На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения — учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности — сотрудничество.8                                                                                                         В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Я считаю ошибочным мнение многих российских педагогов-практиков, развивающих технологии дистанционного образования, что дистанционный учебный курс можно получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения.                                                            Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности.                                                                                                                                             Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали определить, что ожидается от учащихся после изучения этого курса. Конкретизация целей позволяет дать представление о том, что учащийся в состоянии будет сделать в конце каждого урока. Фактически необходима постановка целей для каждого урока курса.                                         Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельности учащихся и определить, на какой стадии он находится.                                                            Правильно сформулированные цели позволят учащимся:

• настроить мышление на тему обучения;

• сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах;

• тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам оценивания.                                                                                                                                                                                                                  Деятельность должна быть спроектирована в соответствии со сформулированными целями. При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах ДО.                                                                                                                                Разработанный и реализованный подход к дистанционному обучению заключается в следующем:                                                                                                                                            1) перед началом дистанционного обучения производится психологическое тестирование учащегося с целью разработки индивидуального подхода к обучению;                                                                                       2)учебный материал представлен в структурированном виде, что позволяет учащемуся получить систематизированные знания по каждой теме;                                                          3)содержание предлагаемого к освоению курса дистанционного обучение педагогически отработано и систематизировано и состоит из комплекса психологических тестов, программы обучения и электронного учебника, который удовлетворяет определенным   принципам.                                                                                                                                 Первоначально обучающемуся высылаются комплекс психологических тестов и пробный урок. Полученные результаты психологического тестирование обрабатываются и на основе этого строится психологический портрет учащегося, с помощью которого выбираются методы и индивидуальная стратегия обучения.                                                                                   Программа обучения — один из наиболее важных видов раздаточных материалов для учащихся, обучающихся дистанционно. Учащиеся обращаются к ней для получения точной и ясной информации. Такое руководство включает в себя:

информацию о системе  дистанционного обучения, методах ДО;

биографическую информацию о преподавателе;

технологию построения учебного курса;

цели курса;

критерии окончания  обучения;

часы телефонных консультаций;

описание экзаменов, проектов письменных работ;

другие инструкции.

Электронный учебник, содержит собственно учебные материалы для  дистанционного обучения, разделен на не зависимые темы-модули, каждая из которых дает целостное представление об определенной тематической области, и способствует индивидуализации процесса обучения, т.е. обучающийся может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем.9                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Заключение                                                                                                                                                            Следует отметить, что в настоящее время продолжаются активные исследования по разработке и проектированию самых разнообразных компьютерных образовательных систем, включая и традиционные системы, такие как:

  • системы компьютерной поддержки кооперативного обучения (Computer – Supported Cooperative Learning);
  • интеллектуальные системы обучения (Intelligent Tutoring Systems);
  • интерактивные среды обучения (Interactive Learning Environments).                                                                                                                                                                                                             Сегодня эти системы способны:
  • конфигурировать и динамически генерировать содержание оффлайн учебных компьютерных курсов в соответствии с запросами пользователей;
  • предложить удаленный доступ к учебным курсам и лекциям как в синхронном, так и асинхронном режимах;
  • сгенерировать оффлайн образовательную компьютерную среду, которая использует опыт других студентов, различные стратегии обучения и экспертизу группы, зарегистрированные в базе знаний среды.                                                                   

Информация о работе Информационные ресурсы для университетов и учреждений образования в Internet