Ресурсы информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:59, реферат

Краткое описание

Целями информатизации являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, содействие стабилизации социально-политических отношений в государстве на основе внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникации.

Оглавление

Введение 2
1.Сущность и понятие информации 3
2.Ресурсы информационных систем 5
3.Особенности информационных ресурсов информационных систем 9
4.Ресурсы информационных систем, необходимые для обеспечения их технологической безопасности 12
Заключение 16
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

 
 

       В последние десятилетия для значительной части трудящихся самых различных  отраслей народного хозяйства основным предметом труда стала информация. Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику и политику. От этого уровня в значительной степени зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность.

       Целями  информатизации являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, содействие стабилизации социально-политических отношений в государстве на основе внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникации.

       В процессе информатизации общества возникли такие понятия как информационная система, информационные ресурсы. Информационные системы функционируют, в основном в интересах коммерческой деятельности. Ресурсы информационных систем представляют собой совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

       Таким образом, ресурсы информационных систем являются одними из наиболее важных национальных ресурсов, а эффективность и особенности их использования неотъемлемая часть современного информационного общества. 
 
 
 
 

1. Сущность и понятие информации

 

       Под информацией понимается совокупность различных сообщений о событиях, происходящих в какой-либо системе  и в окружающей ее среде. Иначе  говоря, любые сведения, дающие представление о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессах называется информацией. Информация неотделима от материального мира, который развивается по объективным законам.

       По  общему признанию, информацию рассматривают  как ресурс общественного развития. Информация как ресурс, с экономической точки зрения, обладает целым рядом уникальных свойств, которые в обобщенном виде могут быть сведены к следующим:

    • информацией можно делиться; отдавая информацию, ее не теряешь;
    • информация при употреблении, в отличие от физических ресурсов, не убывает, а имеет тенденцию к возрастанию;
    • свободный поток информации максимизирует ее использование;
    • информация не изнашивается от употребления;
    • информация легко транспортируется, особенно с помощью новых информационных технологий;
    • информация может увеличивать стоимость материалов, объектов, процессов и свою собственную [4, c. 28].

       Приведенные особенности информации как ресурса  способствуют повышению эффективности  производства на базе информации, однако осложняют включение ее в товарно-денежные отношения.

       При рассмотрении информации как товара обнаруживается ряд особенностей, затрудняющих определение ее стоимости традиционными  методами.

       Материальные  продукты, становясь товарами, отделяются от производителя. Знания от производителя не отчуждаются. При автоматизированной передаче информации возникает еще одна особенность: информационный продукт в вещественной форме появляется не у производителя, а у потребителя, хотя и производитель не лишается своего продукта. Производство и потребление для информационных продуктов неразделимо. Знание нельзя истребить, оно принципиально неуничтожимо. Природа знания такова, что долго держать его в секрете нельзя, оно «вытекает» из индивидуального владения в общественное. В отличие от материальных товаров производство знания требует значительных затрат один раз. Размножение и распространение стоят намного дешевле, и один раз сделанное можно много раз использовать.

       Отличия интеллектуальных товаров и материальных создают объективные трудности в определении их цены и стоимости. Торговля интеллектуальными товарами упирается в проблему оценки стоимости знаний. Однако есть и другой аспект у этой проблемы – информация традиционно воспринимается как бесплатное и общедоступное благо. И это объясняется одной из основных особенностей информации как ресурса – использование информации одним потребителем не препятствует ее использованию другими. Информация – общественное достояние по своей природе. В то же время ограниченность сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов на фоне развития компьютеризации приводит к тому, что спектр бесплатной информации постоянно сужается, информацией начинают торговать.

       Информация  – потребляемый всеми отраслями народного хозяйства ресурс, имеющий для них такое же значение, как энергетические ресурсы или запасы полезных ископаемых. Причем с развитием общества организация использования информационных ресурсов, в которых обобщаются и концентрируются все имеющиеся сведения о различных вопросах экономики, науки, техники, культуры, и т. д., оказывает все большее влияние на интеллектуальную и экономическую жизнь. Информация пронизывает все сферы деятельности человека и общества. Этим объясняется интенсивное развитие информатики, изучающей свойства информационных ресурсов и разрабатывающей эффективные методы и средства их организации, пополнения, преобразования и использования. Этим же объясняется особое значение, которое сейчас придается отрасли народного хозяйства – индустрии обработки информации [7, c. 125-126].

       Информация, выдаваемая информационной системой потребителю, является одним из ресурсов, позволяющих повысить производительность труда и эффективность его деятельности. Поэтому важнейшим аспектом взаимоотношений потребителя и информационной системы является наиболее полное и рациональное удовлетворение информационной потребности пользователя, другими словами, обеспечение эффективного использования информационных ресурсов. Это предполагает доведение информации до потребителя в требуемом объеме, в заданные сроки и в удобной для восприятия форме. Именно использование информационных ресурсов, таким образом, позволяет минимизировать расход всех других видов ресурсов при информационном обеспечении потребителей.

       Таким образом, ресурсы информационных систем представляют собой один из обязательных элементов, необходимых для осуществления любого вида человеческой деятельности: производства, управления, научных исследований, проектирования новой техники и технологии, подготовки и переподготовки кадров.

2. Ресурсы информационных систем

 

       Информационные  системы используют ресурсы нескольких категорий – средства вычислительной техники, системное и прикладное программное обеспечение, информационные, лингвистические и человеческие ресурсы.

       Информационные  системы могут базироваться на различных аппаратных платформах. Они могут использовать отдельные компьютеры или вычислительные системы либо вычислительные сети различного масштаба – от локальной до глобальной сети.

       Коммуникационное  оборудование в информационных системах обеспечивает взаимодействие компонентов распределенных систем, например обмен данными между компьютерами сети, а также удаленный доступ пользователей к ресурсам системы. К числу коммуникационных ресурсов относятся выделенные или коммутируемые проводные и беспроводные каналы связи, различное сетевое оборудование, а также устройства приема-передачи информации, например телефонные или радиомодемы, антенные устройства.

       Системное программное обеспечение включает операционные системы для используемых аппаратных платформ, различные операционные оболочки, повышающие уровень пользовательского интерфейса, системы программирования, разнообразные системные тесты, служебные программы для поддержки деятельности системного администратора и для других целей, сетевое программное обеспечение [8, c. 265].

       Информационные  системы используют также разнообразное  прикладное программное обеспечение, типовое и специализированное. Типовое  прикладное программное обеспечение  ориентировано на классы задач. Оно  может настраиваться на конкретный случай использования. Чаще всего в качестве таких средств используются коммерческие программные продукты: СУБД общего назначения, Web-серверы, системы управления документами, программы распознавания текста и речи, системы электронных таблиц, генераторы отчетов для систем баз данных и др.

       Специализированное  прикладное программное обеспечение  создается для конкретной информационной системы или для класса систем, имеющих некоторое узкое назначение. Например, в корпоративной информационной системе это могут быть программы, предназначенные для поддержки каких-либо конкретных бизнес-процессов.

       Прикладное  программное обеспечение информационных систем может относиться к стадии разработки или к стадии исполнения. Оно может быть общего назначения или ориентированным на конкретную предметную область. Наконец, программное обеспечение может быть ориентированным на конкретную аппаратную платформу или мобильным.

       Лингвистические ресурсы информационных систем служат для:

    • представления информационных ресурсов в системе;
    • описания их свойств и свойств окружающей среды, позволяющего системе адекватно интерпретировать поддерживаемые информационные ресурсы;
    • обеспечения взаимодействия пользователей с системой [3, c. 184].

       В общем случае к числу лингвистических  ресурсов относятся те или иные естественные или искусственные языки, а также средства их лингвистической поддержки — словари лексики естественных языков, тезаурусы предметной области, переводные словари и др. Следует отметить, что тезаурусы играют в информационных системах двоякую роль. С одной стороны, это средство лингвистической поддержки используемого в системе естественного языка. Поэтому он должен быть отнесен к категориям лингвистических ресурсов. Вместе с тем тезаурус используется как контекст для интерпретации семантики поддерживаемых в системе документов, представленных на естественном языке. В связи с этим правомерно также считать тезаурус информационным ресурсом системы.

       Используемый  в конкретных случаях набор лингвистических  ресурсов системы зависит от требований, предъявляемых к ней.

       Информационные  ресурсы системы составляют главный  компонент модели предметной области, которую система поддерживает. Они  являются вместе с тем «сырьем» и  «конечным продуктом» работы информационной системы. Конкретный вид информационных ресурсов зависит от характера системы.

       Важно заметить, что в любой информационной системе поддерживается две категории  информационных ресурсов. Ресурсы первой категории непосредственно используются конечными пользователями системы. Ресурсы второй категории можно  было бы назвать метаресурсами. Описывая свойства ресурсов первой категории, они позволяют системе корректно оперировать ими. Как уже отмечалось, ресурсы первой категории часто называют данными независимо от среды их представления (изображения, текстовые документы, аудиозаписи и т.д.), а метаресурсы – метаданными [9, c. 315-317].

       Используя эту терминологию, можно сказать, что метаданные – это данные о данных. Однако фактически метаданные могут описывать свойства не только собственно данных, но и информационной системы в целом отдельных ее механизмов и их функций, других ее ресурсов, поддерживаемых технологий, пользователей и т.д. Конкретные функции метаданных и их состав в значительной мере зависят от специфики рассматриваемой темы и характера конкретных информационных ресурсов.

       Уместно вспомнить, что данные в информационной системе представляют собой некоторую  абстрактную модель реальности. Рассматривая соотношение между данными и  метаданными, можно сказать, что  метаданные – это данные более высокого уровня абстракции по отношению к описываемым ими данным.

       Необходимая степень формализованности представления  метаданных в информационной системе  зависит от характера их использования. Метаданные, предназначенные для  компьютерного использования, представляются в формализованном виде. Если же они предназначены для пользователей, то чаще всего представляются на естественном языке.

       Вернемся  теперь к информационным ресурсам информационных систем различных классов.

       В системах, основанных на технологиях  баз данных, поддерживаются структурированные данные, организованные в виде таблиц или каких-либо иных структур данных. К информационным ресурсам систем баз данных относятся также и схемы баз данных. В таких системах они относятся к категории метаданных.

Информация о работе Ресурсы информационных систем