Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:49, реферат
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов.
Введение
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов. Информация – являются решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность. Как показывает практика промышленно развитых стран (США, Англии, Японии), решение проблемы информационной индустрии, а следовательно, информатизации общества является глобальной целью развития и связывается с выходом страны в следующем тысячелетии на новый уровень цивилизации. В основе такой целенаправленной деятельности лежит долговременная программа создания системы информационного обеспечения всех потребителей информации в стране, которая предоставляет им возможность использования новых информационных технологий на базе широкого применения информационно-вычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи. В нашей стране эту основу составляют сетевые технологии – область достаточно новая и очень быстро развивающаяся. Ведется широкомасштабное оснащение вычислительной техникой самых разных предприятий и организаций. Создаются условия для свободного доступа потребителей к хранимой в системах информации благодаря организации специализированных рабочих мест локальных вычислительных систем.
1 Понятие информационные ресурсы
Изменение человеком окружающего мира влечет развитие информационного пространства. На каждом этапе этого развития неизбежно накапливается информация первого порядка - опыт деятельности человека и информация второго порядка - сведения об опыте обработки и переработки информации. Накапливающийся опыт деятельности человека, фиксируется в виде информации - это сначала служит основной предпосылкой возникновения информационной деятельности и информационных технологий.
Итак, Информация – это сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом в форме знаний.
Информационная система – это организационно упорядоченная совокупность документов (информационных продуктов) и информационной инфраструктуры. (Примеры информационных систем - библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.)
Информационные ресурсы – это отдельные документы, массивы документов, которые входят в состав информационных систем.
1.1 Возникновение информационных ресурсов
В процессе жизни и деятельности человека его опыт как накапливающаяся в огромном количестве субъективная и объективная информация может быть зафиксирован, сохранен и передан другим людям. Исторический аспект рассмотрения проблемы накопления информации позволяет вскрыть наиболее значимые для человечества аспекты, проследить динамику информационного развития. Сначала человек учится на своих ошибках, на своем опыте, затем наиболее значимая информация, которая содержит знания о природе, о деятельности, о людях, о событиях фиксируется и передается другим людям в процессе коммуникации. Однако не меньшей ценностью для общества обладают определенные методы и информационные механизмы фиксации и передачи информации. Так потребность индивидуума в информации не только о своем опыте, но и об опыте других стимулировала развитие речи. Речь явилась тем революционным информационным механизмом, который позволил животному поднять свой разум и образ жизни на новую высоту и таким образом стать человеком разумным. Зарождение информационных технологий в развивающемся информационном пространстве показано на рисунке 1.
Рисунок 1 − Возникновение информационных технологий
Информация первого
порядка, фиксирующая опыт деятельности
человека неизбежно накапливается в таких
количествах, что приходится решать вопрос,
как лучше фиксировать, упорядочивать
и передавать необходимую информацию.
Решение подобных вопросов является для
человечества неоценимым достоянием.
Сведения об опыте обработки и переработки
информации и составляют информацию второго
порядка.
Таким образом, формируется и фиксируется в виде информации опыт деятельности человека, что и служит основной предпосылкой зарождения информационных технологий.
Получив в виде готовой
информации знания других людей, человек
смог смелее, быстрее достигать своих целей, стремится ставить новые цели
и узнавать о новых способах их достижения.
То есть информация раскрывает новые возможности,
пробуждает дополнительные информационные
потребности. Как говорится, "чем больше
знаешь, тем больше хочешь знать".
Постепенно потребность в информации
вышла за границы личного общения - обобщенный
опыт начал накапливаться и фиксироваться
при помощи все более совершенных средств.
Как речь, так и письменность - это весьма
значимые для развития человеческого
общества информационные технологии.
Все новые технологии поддерживают производство
и передачу информации, обеспечивая развитие
информационных потребностей и множество
информационных ресурсов.
Далее объем общественно значимой информации превысил информационные возможности одного отдельного человека, таким образом, информационная технология стала нуждаться в изобретении все новых и новых средств обеспечения информационной деятельности - так на основе письменности возникло книгопечатание. В результате каждого революционного изобретения с новой силой развивается процесс информатизации.
Такие информационные технологии, как письменная речь и книгопечатание позволили человеку подняться на соответствующий культурный уровень.
1.2 Возникновение компьютерных средств
Возможность обладать информационными ресурсами, стимулировала развитие новых и новых информационных средств. Новые средства, в свою очередь раскрывали более широкие горизонты информационных потребностей. В отличие от истории развития техники, новый информационный ресурс, или новое информационное средство не вытесняет и заменяет старое, а дополняет собой существующую систему информационного общения. Наконец, объем информационного пространства вновь достиг критического объема, и это явилось закономерной предпосылкой поиска и открытия современных компьютерных средств фиксации и передачи информации. Зарождение информационных технологий и возникновение компьютерных средств стимулируют скачкообразное информационное развитие. В информационном плане это равносильно новой информационной революции.
На рисунке 2 схематически
показано, что развивающееся информационн
Рисунок 2 − Возникновение компьютерных средств
И, наконец, развитие информационных ресурсов и информационных технологий и средств передачи информации повлекло возникновение усовершенствование средств ее обработки и фиксации - зародились и начали активно развиваться компьютерные средства.
Такие средства меняют структурную основу системы общения. Новые функциональные возможности компьютерной техники, которые с каждым годом наращиваются, воспринимаются сегодня в качестве мощного усилителя информационной деятельности человека и прогрессивного информационного развития общества.
1.3 Скачкообразное информационное развитие
Оба процесса зарождения информационных технологий и возникновения компьютерных средств, можно представить в виде графиков. Приведем два графика функции, соответствующей уровню развития информационных ресурсов Р(t) во времени, для двух исторических периодов. Первый период (I) характеризуется возникновением речи. Второй период (II) характеризуется развитием письменности. Для каждого из этих периодов может быть легко показан скачкообразный рост. Каждый скачек знаменуется введением определенных информационных инноваций (в данном случае речи и письменности) и легко просматривается на рисунке 3.
Рисунок 3 − Динамика становления информационных ресурсов
Как говорилось выше, новые информационные ресурсы не перечеркивают, а существенно дополняют предыдущие. Поэтому приведенные функции не заменяют друг друга, а суммируются. Таким образом, на примере новой функции (III) можно наблюдать последовательное, все более прогрессивное становление информационных ресурсов.
Приведенные выше и подобные выкладки, изложенные в трудах исследователей, позволяют судить об ускорении информационного развития. Однако в настоящее время нет единого мнения о достоверности того или иного прогноза дальнейшего информационного развития.
Общую тенденцию динамики доступных информационных ресурсов и активных информационных потребностей за период развития человечества до 2000 года можно проследить на графике двух функций: функции развития информационных ресурсов и функции информационных потребностей. Функция развития информационных ресурсов после сглаживания становится близка по виду к экспоненте. На современном этапе для функции развития информационных ресурсов характерен стремительный рост – этот этап является периодом информационного «взрыва».
Общественное развитие средств передачи информации связано с уровнем информационных потребностей общества и личности. Эта связь, начиная еще с далекого прошлого человечества, отражалась достаточно стабильными закономерностями. Однако со временем стало все более ясно, что наращивание потенциала системы общения опережает организацию управления этой системой.
Такое нарастание информации затрудняет процедуру принятия решения, осложняет выбор, который рано или поздно приходится делать. Затягивание выбора ведет к ситуации истощения, когда на фоне внешнего (объективного) избытка информации усугубляется внутренний (субъективный) недостаток необходимой информации.
Потребности личности не безграничны.
Это относится и к
Человеку, не адаптированному к избытку информации, грозит стресс. Механизмами защиты от стресса являются своевременный выбор необходимой информации и защита от информационного шума, то есть от лишней, ненужной информации.
Другими словами, современный человек в информационном плане обладает многими излишествами, но часто лишен жизненно необходимого. Отсюда основная проблема информационного века - стресс. Стресс в информационном обществе связан с активным приспособлением человека к большому количеству постоянно меняющейся информации, соответственно условиям окружающей среды. Стресс сопровождается мобилизацией всех средств защиты. Он включает механизмы, как полезного, так и вредного для организма характера.
Сегодня информатизация охватывает все
аспекты социальной сферы. Однако, пока
действие внешних регуляторов
Рассмотренные зависимости, отображающие соотношение информационных потребностей личности и информационных ресурсов общества изображены на рисунке 4.
Рисунок 4 − Соотношение информационных потребностей личности и информационных ресурсов общества
Функция информационных
ресурсов И Р (t) со временем скачкообразно
продолжает расти.
Замедление роста функции
Двигающей силой развития информационных ресурсов И Р (t) всегда являлось стремление этой функции приблизиться к уровню постоянно растущих информационных потребностей личности.
На этапе развития общества, связанном с появлением телефона, телевизора и компьютера разрыв между И Р (t) и И П (t) сократился. Усилилось взаимовлияние функций, и последовал небывалый скачок роста функции общественных информационных ресурсов И Р (t) .
К настоящему времени общественное развитие информационной сферы находится в области равновесия потребностей и ресурсов, то есть
, где d(t) − близко к нулю.
Анализ скоростей роста
обеих функций и их (предельных)
максимальных значений позволяет прогнозировать
смену приоритетов дальнейшего
1.5 Смена приоритета информационного развития
Для того чтобы эффективно
отслеживать необходимую