ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Информатики»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Компьютерные технологии
в документационном обеспечении управления»
Тема: «Информационные ресурсы для университетов
и учреждений образования в Internet»
Выполнил: студент гр. ГДУ-42
С.С. Хлестов
Проверил: доцент, к.т.н.
А.Б. Суворов
Ростов-на-Дону
2008
Содержание
Введение.......................................................................................................3-4
1. Образовательные услуги в Internet ...........................................................5-7 2.Технологические основы дистанционного
обучения...............................7-8
3. Дистанционное обучение в мире...............................................................8-9
4. Интерактивное взаимодействие преподавателя
и учащихся.................9-10
5. Виртуальные университеты.........................................................................10
6. Обучение в Internet....................................................................................10-11
7. Дистанционное обучение в ВУЗе: модели
и технологии......................11-12
8.Основные типы технологий, применяемых
в учебных заведениях
нового типа.................................................................................................12-17
9. Электронный учебник как средство дистанционного
обучения...........17-20 Заключение.................................................................................................20-21
Список использованных источников............................................................22
Введение
Одним из важнейших условий совершенствования
современных образовательных технологий
является широкое развитие электронных
коммуникаций, открывающих субъекту
доступ к разнообразным банкам учебной
информации.
Интернет – одно из значительных
демократических достижений технологического
прогресса – представляет собой механизм
распространения информации, объединяющий
людей вне зависимости от географического
положения, временных, государственных
и многих других границ. Возможности, которые
несет Интернет в сфере образования, значительно
превосходят тот “негатив”, который в
нем есть. Интернет способен и должен изменить
образование в русле информационной и
виртуальной парадигм.
В настоящее время стремительно развивается
рынок образовательных услуг на основе
всемирной компьютерной сети Интернет
и новейших компьютерных систем виртуального
обучения. Мировая тенденция перехода
к нетрадиционным формам образования
прослеживается в росте числа вузов, ведущих
подготовку по новым информационным технологиям.
Также по сообщениям на Международной
конференции по World Wide Web рынок образовательных
услуг на основе Интернета по прогнозам
к 2009г. достигнет объема в 98,7 триллионов
долларов США, причем доля США составит
около 23,7 триллионов .
Количество информационных материалов,
опубликованных в Internet и адресованных
студентам, неуклонно растет, и все более
актуальной становится задача отбора
наиболее эффективных образовательных
электронных ресурсов сети и знакомство
преподавателей с ними. Специалисты делают
многое для решения этой задачи. Большая
работа проведена в направлении совершенствования
содержания образования и предметного
наполнения электронных изданий и ресурсов:
создана система образовательных порталов,
разработаны профессиональные комплекты
электронных образовательных ресурсов,
развиваются сайты, предоставляющие доступ
к информационным ресурсам по многим университетским
дисциплинам. За последнее время проведены
сбор и систематизация образовательных
ресурсов на федеральных образовательных
порталах, основным из которых является
«Российское образование» (www.edu.ru).
Для многих студентов и преподавателей
он является основной «точкой входа»
в образовательный сегмент Интернета.
Однако даже эти меры оставляют многих
преподавателей, студентов и общественность
в неведении относительно многих полезных
и эффективных в обучении Интернет-ресурсов.
Это свидетельствует о необходимости
продолжения работы по систематизации
Интернет-ресурсов, ориентированных на
систему общего пользования. Уже издан
массовым тиражом (65 тыс. экз.) каталог
образовательных ресурсов сети Интернет.
В нем собрано и классифицировано более
650 образовательных Интернет-ресурсов.
Каталог наверняка поможет студентам
и преподавателям в поиске информационных
ресурсов, позволяющих повысить эффективность
и качество учебного процесса, он может
оказаться полезным для руководителей
образовательных учреждений при поиске
необходимой информации, а также при принятии
эффективных управленческих решений.
Электронная версия каталога размещена
по адресу: http://catalog.iot.ru.1
Целью курсовой работы является изучение
информационных ресурсов через призму
основополагающих составных частей рассматриваемой
темы. К таковым относятся: образовательные
услуги в Internet, технологические основы
дистанционного обучения, интерактивное
взаимодействие преподавателя и учащихся,
виртуальные университеты, электронный
учебник как средство дистанционного
обучения и др.
1. Образовательные услуги
в Internet
Информационно – образовательная среда
дистанционного обучения представляет
собой системно организованную совокупность
средств передачи данных, информационных
ресурсов, протоколов взаимодействия,
аппаратно – программного и организационно
– методического обеспечения и ориентируется
на удовлетворение образовательных потребностей
пользователей.
В современном Интернет мире однозначная
ситуация сложилась с сетевыми аналогами
образовательных учреждений и сетевыми
услугами традиционных учреждений. Отсутствие
единых стандартов и какого–либо контроля
над качеством услуг уже привело к девальвации
идеи как чисто сетевого, так и дистанционного
обучения.
Огромное значение для организации сетевого
образования имела книга “Общество без
школ” Ивана Иллича, которого интересовали
не столько цели образования, сколько
содержание учебной среды: ресурсы и службы,
необходимые для успешного функционирования
учебного сетевого сообщества.
Для получения знаний путем самообразования
можно пользоваться такими ресурсами
Интернета, как виртуальные библиотеки,
on – line учебники, тесты и научные разработки.
В общем виде образовательные ресурсы
можно разделить на следующие группы:
программы для школьников; вузовские разработки,
научные работы. Все эти информационные
продукты разработчики и составители
сайтов представляют в разных формах:
- библиотеки и тематические подборки материалов. Они содержат учебники, лекции, методические разработки, статьи и другие полезные труды;
- широко распространенные on–line”овые обучающие программы. Такие программы, как правило, существуют в виде тестов (по различным темам и уровням сложности;
программы, которые после
установки на ваш компьютер во
многом облегчают жизнь. Среди популярных
электронных библиотек можно назвать
“Библиотеку Машкова” (http://lib.ru), сетевую библиотеку “Сиди и читай”
(http://lib.km.ru), “Открытую русскую
электронную библиотеку (OREL)” (http://orel.rsl.ru), “Русский гуманитарный Интернет - Университет”
(www.i-u.ru). Из хранилищ студенческих работ
наиболее популярны следующие: “Банк
рефератов” (http://www.bankreferatov.ru); “Referat.ru – сервер для студентов и школьников”
(http://www.referat.ru); “Российская коллекция рефератов”
(http://www. students.ru/referats) и множество других.
Рассмотрим подробнее вторую категорию
информационных образовательных ресурсов
– on’line-овые образовательные программы.
Из профессиональных российских разработчиков
можно отметить компанию “ФИЗИКОН” (http://www.
pfysicon.ru), занятую разработкой учебных мультимедийных
компьютерных программ в области естественных
наук. Популярные системы тестирования
знаний в различных областях реализованы
на многих образовательных серверах. К
примеру, сайт “Тестирование. Профессиональная
оценка ваших знаний” (http://tests. specialist.ru) дает возможность оценки знаний
в области информационных технологий.
Из 33 предлагаемых тестов наибольший интерес
вызывают “Базовая компьютерная подготовка
(Windows ХР 2003, MS Offise 2003).
Другой популярный сайт “Экзамены Оnline”
(http://www.examen.ru) предлагает бесплатно пройти экзамены
и тесты по многим дисциплинам. Здесь же
немаленькая подборка рефератов, учебников,
справочных пособий, которые сформированы
в различные разделы.
Представленные на сервере экзамены могут
оказаться весьма полезными, например,
“Экзамен ГАИ”, “Международные экзамены
по английскому языку”, “Сертификационные
экзамены Microsoft”, “Школьные экзамены”.
Образовательный сайт “Anri education systems”
(http://www.anriintern.com) содержит огромное число курсов,
лекций и полезных материалов не только
для школьников и студентов. На сайте предлагается
протестировать имеющиеся знания, а также
приобрести дополнительные. Для этого
предназначены разные по тематике курсы,
например, курс
“Европейского страноведения”.
“Бизнес-курс” из 50 уроков начинается
с ответа на вопрос “Что необходимо для
начала собственного дела?” - “Посмотрите
на себя”. Курс содержит информацию о
практических шагах, которые следует предпринять,
начиная собственное дело, и требованиях, которыми следует руководствоваться.
Курсы “По программированию, разработке
и эксплуатации компьютеров и микроэлектронике”
разбиты на несколько тематических разделов.
Учебник дает возможность самостоятельного
написания программ и ознакомления с основными
алгоритмами и приемами программирования.
На сайте “Anri education systems” большая подборка
курсов для самообразования. Например,
для изучающих английский язык разработано
25 проектов, в частности, “Английский
язык в пословицах и поговорках”, “Сленг,
афоризмы и разговорная речь в английском
языке”, “Английский язык через британские
легенды, мифы и сказки”, “Английский
язык через чтение классиков”, “Модальные
глаголы”, “Идиомы”, “Учим английский
язык шутя”. Открыты для изучения курсы
по немецкому, французскому, испанскому,
чешскому, китайскому и русскому языкам.
По другим дисциплинам разработаны курсы:
“Основы экологии”, “Исторические курсы”,
“Географические курсы”, “Маркетинг.
Бизнес в сетях”, “Экономика”, “Методика
заключения договоров”, “Слепой метод
печати на клавиатуре”2.
2.Технологические основы дистанционного
обучения.
Дистанционное обучение в виде заочного
обучения зародилось еще в начале XX века.
Сегодня заочно можно получить не только
высшее образование, но и изучить иностранный
язык, подготовиться к поступлению в ВУЗ
и т.д. Однако в связи с плохо налаженным
взаимодействием между преподавателями
и студентами и отсутствием контроля над
учебной деятельностью студентов-заочников
в периоды между экзаменационными сессиями
качество подобного обучения оказывается
хуже того, что можно получить при очном
обучении.
Современные компьютерные телекоммуникации
способны обеспечить передачу знаний
и доступ к разнообразной учебной информации
наравне, а иногда и гораздо эффективнее,
чем традиционные средства обучения. Эксперименты
подтвердили, что качество и структура
учебных курсов, равно как и качество преподавания
при дистанционном обучении, зачастую
намного лучше, чем при традиционных формах
обучения. Новые электронные технологии,
такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные
доски объявлений, мультимедийный гипертекст,
доступные через глобальную сеть Интернет
с помощью интерфейсов Mosaic и WWW могут не
только обеспечить активное вовлечение
учащихся в учебный процесс, но и позволяют
управлять этим процессом в отличие от
большинства традиционных учебных сред.
Интеграция звука, движения, образа и текста
создает новую необыкновенно богатую
по своим возможностям учебную среду,
с развитием которой увеличится и степень
вовлечения учащихся в процесс обучения.
Интерактивные возможности, используемых
в системе дистанционного обучения (СДО)
программ и систем доставки информации,
позволяют наладить и даже стимулировать
обратную связь, обеспечить диалог и постоянную
поддержку, которые невозможны в большинстве
традиционных систем обучения.
3. Дистанционное обучение
в мире.
По данным зарубежных экспертов
уже к 2000 году минимальным уровнем
образования, необходимым для выживания
человечества, стало высшее образование.
Обучение такой массы студентов по очной
(дневной) форме вряд ли выдержат бюджеты
даже самых благополучных стран. Поэтому
не случайно за последние десятилетия
численность обучающихся по нетрадиционным
технологиям растет быстрее числа студентов
дневных отделений. Мировая тенденция
перехода к нетрадиционным формам образования
прослеживается и в росте числа ВУЗов,
ведущих подготовку по этим технологиям.
За период 1900-1960 гг. их было создано 79, за
1960-1970 гг. - 70, а только за 1970-1980 гг. - 87. Долговременная
цель развития СДО в мире – дать возможность
каждому обучающемуся, живущему в любом
месте, пройти курс обучения любого колледжа
или университета. Это предполагает переход
от концепции физического перемещения
студентов из страны в страну к концепции
мобильных идей, знаний и обучения с целью
распределения знаний посредством обмена
образовательными ресурсами3.
4. Интерактивное взаимодействие преподавателя
и учащихся.
Термин "интерактивное взаимодействие"
широко используется как в отечественной,
так и в зарубежной педагогической
литературе. В узком смысле слова
(применительно к работе пользователя
с программным обеспечением вообще)
интерактивное взаимодействие - это диалог
пользователя с программой, т.е. обмен
текстовыми командами (запросами) и ответами
(приглашениями). При более развитых средствах
ведения диалога (например, при наличии
возможности задавать вопросы в произвольной
форме, с использованием "ключевого"
слова, в форме с ограниченным набором
символов) обеспечивается возможность
выбора вариантов содержания учебного
материала и режима работы. Чем больше
существует возможностей управлять программой,
чем активнее пользователь участвует
в диалоге, тем выше интерактивность. В
широком смысле интерактивное взаимодействие
предполагает диалог любых субъектов
друг с другом с использованием доступных
им средств и методов. При этом предполагается
активное участие в диалоге обеих сторон
- обмен вопросами и ответами, управление
ходом диалога, контроль за выполнением
принятых решений и т.п. Телекоммуникационная
среда, предназначенная для общения миллионов
людей друг с другом, является априори
интерактивной средой. При дистанционном
обучении субъектами в интерактивном
взаимодействии будут выступать преподаватели
и студенты, а средствами осуществления
подобного взаимодействия – электронная
почта, телеконференции, диалоги в режиме
реального времени и т.д.4