Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:31, курсовая работа
Цель реферата состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, сложившиеся в теоретической литературе воззрения провести комплексный анализ правового регулирования автотранспортных перевозок.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………….-3.
I ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ…………………………………-5.
1.1 Международное правовое регулирование………….………….-5.
1.2 Национальное правовое регулирование………………………-10.
II ДОГОВОР АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА……….-14.
III ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ …………-28.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...-34.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..-35.
III ОТДЕЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ
При рассмотрении дел по спорам, возникающим из перевозки грузов, необходимо руководствоваться нормами международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь, главами 40 и 41 ГК, Законом Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности», Законом Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов», Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон), Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов» (далее – Правила), Правилами транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь и другими актами законодательства[5, 8,12].
В частности, в пункте 7 Правил под термином «заказчик» понимается грузоотправитель, грузополучатель, оператор автомобильной перевозки (далее – экспедитор) [12].
Понятие
«оператор автомобильной
В пункте 3 Правил установлены виды перевозок, на которые не распространяется действие Правил.
К
числу таких перевозок
- перевозки автотранспортными средствами специального назначения;
- автомобильные перевозки грузов, выполняемые в целях обеспечения обороноспособности правопорядка и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- автомобильные технологические внутрихозяйственные перевозки, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд;
- автомобильные перевозки, выполняемые гражданами для личных нужд, с применением автотранспортных средств, принадлежащих им на праве частной собственности.
Также следует обратить внимание на то, что если грузоотправитель или грузополучатель одновременно является и перевозчиком, то отсутствует договор перевозки (статья 739 ГК). В таких случаях приемка груза по количеству и качеству производится в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1290 «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству» [5, 15].
При разрешении вопроса о принятии искового заявления к рассмотрению хозяйственные суды должны исходить из требований, содержащихся в пункте 1 статьи 751 ГК, в силу которых до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. Поэтому если к материалам искового заявления не приложены доказательства направления претензии перевозчику, то исковое заявление в соответствии со статьей 162 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) оставляется без движения[5,7].
Также необходимо учитывать, что КДПГ не предусмотрен обязательный порядок предъявления претензии перевозчику. Такие иски должны приниматься к рассмотрению без соблюдения досудебного претензионного порядка урегулирования спора.
Статьей 6 ХПК право на обращение в хозяйственный суд в целях защиты государственных и общественных интересов, интересов лиц, указанных в части первой данной статьи, имеют прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами, без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора[7].
Необходимо также иметь в виду, что пункт 1 статьи 751 ГК содержит отсылочную норму только к порядку предъявления претензии к перевозчику, предусмотренному законодательством, а не к срокам ее предъявления [5].
Таким образом, предъявление претензии по истечении срока, установленного Правилами, не является препятствием к принятию хозяйственным судом искового заявления к рассмотрению по существу.
Порядок предъявления и сроки рассмотрения претензий к перевозчику урегулированы соответственно пунктами 122–130 Правил.
По
договорам международной
Если недостача, порча или повреждение груза имели незаметные внешне потери или повреждения и были обнаружены грузополучателем после принятия груза от перевозчика, то получатель вправе не позднее 7 дней со дня принятия груза, исключая выходные и праздничные дни, предъявить письменную претензию перевозчику. В таком случае считается, что грузополучатель получил груз не в таком состоянии, в котором он был описан в товарно-транспортной накладной.
Пунктом 3 статьи 751 ГК срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с законодательством. Этот срок исковой давности применяется как по искам к перевозчику, так и по искам перевозчика по правоотношениям, вытекающим из договора перевозки грузов. При автомобильных перевозках грузов согласно пункту 133 Правил срок исковой давности устанавливается в один год с момента получения ответа на предъявленную претензию либо неполучения от перевозчика ответа в течение тридцати дней, как это установлено пунктом 132 Правил[5,12].
При исчислении срока исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки, на которые распространяется действие КДПГ, хозяйственные суды должны руководствоваться пунктом 1 статьи 32 КДПГ, которым установлен годичный срок исковой давности. Однако в случае умышленных неправомерных действий или такого ненадлежащего исполнения обязательств, которое согласно закону, применяемому хозяйственным судом, рассматривающим дело, приравнивается к умышленным неправомерным действиям, – устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается:
- в случае частичной утраты груза, повреждения его или просрочки в доставке – со дня сдачи груза;
- в случае утраты всего груза – с тридцатого дня по истечении согласованного срока доставки или, если таковой не был согласован, с шестидесятого дня после принятия груза перевозчиком к перевозке;
- во всех прочих случаях – по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки.
Наличие
или отсутствие умышленных неправомерных
действий в таких случаях
Также необходимо иметь в виду, что пунктом 2 статьи 32 КДПГ факт предъявления рекламации (претензии) в письменной форме приостанавливает течение срока исковой давности до того дня, когда перевозчик в письменной форме отклонил претензию и вернул приложенные к ней документы[1].
Однако, учитывая, что Конвенцией КДПГ срок рассмотрения претензии перевозчиком не установлен, то при его исчислении и соответственно продлении срока исковой давности необходимо руководствоваться законодательством Республики Беларусь, регулирующим данные вопросы, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 32 КДПГ.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки грузоотправители, грузополучатели и перевозчик несут ответственность в соответствии с действующим законодательством или договором.
Соглашения
сторон по договору перевозки об ограничении
или устранении установленной
Возможность установления сторонами договорной ответственности предусмотрена статьями 747, 748 ГК и главами 46–48 Правил[5,12].
Размер
провозной платы и
Пунктом 2 статьи 27 КДПГ установлено, что когда данные, служащие для начисления подлежащей возмещению суммы, не выражены в валюте государства, в котором предъявлено требование о возмещении, перерасчет в эту валюту производится по текущему курсу дня и месяца выплаты возмещения. Таким образом, при международных перевозках грузов стороны в договоре перевозки вправе устанавливать ответственность в виде неустойки (штрафов, пени) в иностранной валюте, как это предусмотрено пунктом 26 постановления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 года № 72 «Об утверждении Правил проведения валютных операций» (в редакции постановления от 27 декабря 2004 года № 190) [16].
Сдача груза получателю в пункте назначения производится в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя, – по количеству мест, весу или объему.
При обнаружении повреждения тары или упаковки, а также при других обстоятельствах, влияющих на сохранность груза, получатель вправе потребовать от водителя вскрытия тары или упаковки при сдаче груза.
Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности при автомобильных перевозках грузов, устанавливаются записями (отметками) в товарно-транспортных накладных, а при возникновении разногласий между сторонами договора – актами установленной формы согласно приложениям 5 и 8 к Правилам[12].
Как правило, бланки актов должны быть у водителя. Однако если водитель отказывается выдать заказчику чистый бланк акта, то это не лишает его права составить акт произвольной формы, но с указанием необходимых данных, предусмотренных в утвержденной форме бланка акта.
При рассмотрении споров об ответственности транспортных организаций за невыполнение или ненадлежащее выполнение договоров на перевозку грузов, в том числе в случае утраты, недостачи или повреждения груза, хозяйственные суды должны проанализировать и дать надлежащую оценку соблюдения сторонами в договоре перевозки груза действующих на транспорте правил приемки груза от грузоотправителя, правил выдачи груза получателю. Правилами перевозок грузов установлены особенности как перевозки отдельных видов грузов, так и их подготовки к перевозке, взвешиванию, затариванию, маркировке и выдаче грузополучателю.
Следует учитывать, что порядок определения и применения тарифов на перевозку грузов установлен статьей 18 Закона[17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Договор перевозки груза – это договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного ГК (ст. 739 ГК);
Обязательным
при осуществлении
За последние годы смешанные перевозки получили ускоренное, но неравномерное развитие в разных регионах мира, главным препятствием в развитии смешанных перевозок является отсутствие действенных унифицированных законодательных норм в международном регулировании смешанного сообщения, недостаток капиталовложений, а также отсутствие адекватной транспортной инфраструктуры;
Ответственность стороны по сделке определяется в пределах тех обязательств, которые она берет на себя в соответствии с заключенным договором. Зачастую стороны недооценивают важность содержания договора, который они заключают, а также соблюдения порядка его исполнения. Поиск правых и виноватых в случае разногласий заканчивается в суде, причем далеко не всегда в пользу того, кто считает себя категорически правым.