Договор автомобильной перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 06:14, реферат

Краткое описание

Транспорт является важнейшей Введение отраслью экономики России, которая обеспечивает производственные связи, обмен продукцией между различными районами страны и её внешней торговлей. На современном этапе развития отечественной экономики ведущим видом транспорта в транспортной системе является автомобильный транспорт, играющий ключевую роль в обеспечении экономического роста и социального развития страны за счет опережающего развития по отношению к другим видам транспорта.

Файлы: 1 файл

Тр-о право.docx

— 22.76 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тихоокеанский  государственный университет» 

Кафедра «Экономика и управление на транспорте» 

Реферат по дисциплине «Транспортное право»

Договор автомобильной перевозки  груза 
 
 
 
 
 

  

                                                                
 

                                                                 Выполнил студент:  Тарасов В.С. 

                                                                  Проверил :           Моргунова  Н.В. 
 

Хабаровск – 2011 г.

Введение

Транспорт является важнейшей Введение отраслью экономики  России, которая обеспечивает производственные связи, обмен продукцией между различными районами страны и её внешней торговлей. На современном этапе развития отечественной  экономики ведущим видом транспорта в транспортной системе является автомобильный транспорт, играющий ключевую роль в обеспечении экономического роста и социального развития страны за счет опережающего развития по отношению к другим видам транспорта.

Ускоренное развитие автомобильного транспорта, в современной  России обусловлено следующими основными  факторами:

- около 80% производственных  и транспортно-распределительных  структур, а также большинство  населенных пунктов страны не  имеют других подъездных путей,  кроме автомобильных, что предопределяет  в этих условиях безальтернативное  использование автомобильного транспорта; известные объективные преимущества- автомобильного транспорта обеспечение доставки грузов партиями, возможность организации работы «с колес», доставка «от двери до двери», скорость, • гибкость, мобильность, надежность) позволяет рассматривать его как наиболее рыночно ориентированный вид транспорта.

За последние  годы автомобильный транспорт выполняет  свыше 55% объемов внутренних грузовых перевозок страны, с тенденцией увеличения этой доли, являясь, таким образом, «главным перевозчиком» для растущих секторов экономики России.

Автомобильному  транспорту нет адекватной альтернативы при перевозках дорогостоящих грузов на небольшие и средние расстояния, в транспортном обеспечении розничной  торговли, производственной логистики, строительной индустрии, агрокомплекса, а также малого бизнеса, что подтверждается соответствующими объемами перевозок грузов и значительной автотранспортной составляющей в стоимости продукции отдельных секторов экономики: в промышленности доля автотранспортных издержек составляет не менее 15%, в 3 строительстве — до 30%, в сельском хозяйстве и торговле — до 40% и более. Суммарно эти издержки, с учетом выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ, составляют не менее 400 млрд. руб. в год или около 6% от ВВП страны.

С учетом ускорения-экономических процессов, характерными тенденциями в сфере автомобильных перевозок последних лет становятся: широкое привлечение транспортно-экспедиционных, страховых и логистических компаний для организации и осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом; изменение роли перевозчика, который выступает на рынке транспортных услуг не только как перевозчик, но и как организатор всего процесса; частое использование мультимодальных (смешанных) перевозок с участием нескольких видов транспорта.  
 
 
 
 
 
 
 

Договор автомобильной перевозки грузов является одной из разновидностей транспортных договоров РФ, среди которых ведущее место занимает договор перевозки грузов. 
 
В Гражданском кодексе РФ  не содержится специальных положений, касающихся перевозки грузов автомобильным транспортом, следовательно, рассмотрим данный договор изначально  с позиции общих положений, свойственных любому договору, относящемуся к числу перевозочных. 
 
В  ст. 785 ГК РФ, приводится законодательное определение договора перевозки,  следует отметить, что в соответствии с данным договором перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). 
 
Из выше изложенного можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, т.к. за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз, и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату, и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза.  
 
Важной правовой особенностью договора перевозки груза обычно является наличие в договоре третьего лица - получателя груза (грузополучателя), который в заключение договора не участвует, однако наделяется в силу норм транспортного законодательства правом требовать от перевозчика выдачи груза. Также особенностью договора перевозки грузов является ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств носит ограниченный характер и  претензионный порядок урегулирования споров, и сокращенные сроки исковой давности. 
 
Рассмотрев общие особенности гражданско-правового договора перевозки грузов, перейдем к раскрытию особенностей договора перевозки грузов автомобильным транспортом, которому присущи все из рассмотренных выше признаков договора перевозки.  
 
При рассмотрении договора автомобильной перевозки грузов, необходимо отметить, что  в науке гражданского права возникают споры по поводу признания его заключенным, а именно с момента передачи груза перевозчику или с момента подписания договора с двух сторон. 
 
Отношения складывающихся по поводу предъявления груза к перевозке и подачи автомобилей под погрузку, то они действительно являются договорными, так как регулируются годовым договором на перевозку грузом автомобильным транспортом. Однако последний договор по своей сути является договором об организации перевозок, предусмотренный ст.798 ГК РФ. 
 
Таким образом, в договорах автомобильной перевозки грузов выделяются две основные разновидности исходя из того, на какой основе строятся отношения между отправителями и перевозчиками, - либо по схеме единовременной перевозки определенного груза, либо как долгосрочное сотрудничество. Названным схемам соответствуют два вида договора перевозки. 
 
Это "разовые" договоры о доставке конкретного груза и договоры о долгосрочной организации перевозок, согласно которым перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ). Последние договоры принято именовать "годовыми". 
 
Характеризуя правовую природу годового договора автомобильной перевозки грузов и его отличие от разового договора перевозки, квалификация годового договора как договора перевозки ошибочна и ввиду несовпадения экономической природы отношений, регулируемых рассматриваемыми договорами. А именно квалифицирующим признаком договора перевозки является перемещение груза в пространстве, то аналогичным признаком годового договора это  совокупность действий, охватываемых понятием организации перевозок грузов.  
 
Исходя из выше изложенного, нам представляется справедливым положение, согласно которому договор автомобильной перевозки конкретных грузов следует признать скорее реальным (т.е. договор, для признания которого заключенным необходимо передача груза), что же касается годовых договоров, то они являются организационными, т.е. к договору перевозки не относятся.  
 
Договор автомобильной перевозки грузов выступает разновидностью договора перевозки груза, поэтому обладает такими основными юридическими характеристиками, присущими последнему, как возмездность, взаимность, публичность (при соблюдении определенных условий), заключение в пользу третьего лица, реальность. 
 
Таким образом, получается, что разовый договор на перевозку груза автотранспортным средством является реальным, а если требуется организации систематическое перевозка грузов на долгосрочной основе, то в этом случае заключается договор об организации перевозок, который в свою очередь, считается заключенным с момента подписания его с двух сторон т.е. консенсуальным.  
 
Также обращаем, ваше внимание при заключении договора на перевозку груза автотранспортным средством, в договоре следует предусмотреть следующие моменты: 
 
-сроки предоставления транспортных средств; 
-сроки погрузки грузов в транспортные средства, и  выгрузка грузов; 
-сроки доставки груза до грузополучателя; 
-ответственность перевозчика, за невывоз груза, предусмотренного договором; 
-ответственность за несвоевременное предоставление транспортного средства; 
-ответственность грузоотправителя, за непредставление для перевозки груза. 
 
Необходимо, знать, что согласно транспортному законодательству, что бы предъявить иск перевозчику необходимо пройти досудебный порядок, а именно предъявление перевозчику претензии. Перевозчики,  обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии (ст.39, ст.40 Устава Автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 г. №259).  
 
Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок  грузов или предоставлением транспортных средств для перевозок  грузов, могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа перевозчиков, удовлетворить претензии либо в случаях неполучения от перевозчиков,  ответов на претензии в течение тридцати дней со дня получения ими соответствующих претензий. ( ст.41 Устава Автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 г. №259). 
 
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, один год.  
Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении: 
 
1) возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей), груза, со дня выдачи  груза; 
2) возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным; 
4) просрочки доставки, груза со дня выдачи, груза.

 
Товарно-транспортная накладная 
 
Согласно ст. 8 Устава Автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 г. №259, и ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной.  
 
Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем. Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается. Также в целях беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 
  
Товарно-транспортная накладная - форма N 1-Т (утв. Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78). Грузоотправитель (продавец) заполняет накладную на каждую поездку автомобиля для каждого покупателя в отдельности (п. 10 Инструкции). Если на одной машине одновременно перевозят несколько грузов разным клиентам, то документ оформляют для каждого получателя. 
 
Товарно-транспортная накладная  выписывается в четырех экземплярах: 
 
- первый остается у грузоотправителя; 
- второй предназначен для грузополучателя; 
- третий и четвертый передают автотранспортной организации. 
  
Один из этих экземпляров прилагается к счету за перевозку и представляется заказчику автотранспорта, а другой остается в транспортной компании для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю - это также установлено в Постановлении Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.
 
 
 
 

Важность наличия и правильности заполнения товарно-транспортной накладной

Важность наличия  товарно-транспортной накладной обуславливаются  на основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете", что  все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Указанные документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Требования о документальном подтверждении доходов (ст. 248 НК РФ) и расходов (ст. 252 НК РФ) предъявляет гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ. Помимо учетных требований, указанные документы необходимы для подтверждения исполнения договорных отношений между контрагентами-участниками. 
 
В защиту того, что транспортные расходы можно учесть при налогообложении прибыли лишь при наличии ТТН, выступают арбитры (Постановления ФАС ВСО от 09.12.2009 N А33-15933/2008, ФАС ПО от 14.02.2008 N А65-9200/2007). Но существует и диаметрально противоположная точка зрения: отсутствие ТТН, если есть иные подтверждающие документы, препятствием для признания расходов на транспортные услуги сторонних организаций не является (см., например, Постановления ФАС ЗСО от 11.03.2010 N А27-9842/2009, ФАС ПО от 26.01.2010 N А65-3382/2009). 
 
Количество противоречивых судебных решений относительно применения товарно-транспортной накладной поражает; причем налоговые органы "придираются" не только к отсутствию у организаций ТТН, но и к их оформлению. 
 
Например, арбитры ФАС ЗСО в Постановлении от 22.05.2008 N Ф04-3090/2008(5234-А03-23) пришли к выводу о недостоверности, видимости реальных хозяйственных операций и отсутствии оснований для предоставления вычета по НДС из-за отсутствия подписей бухгалтера, лиц, ответственных за отпуск и принятие груза, в ТТН. 
 
Там же рассматривалось еще одно интересное, на наш взгляд, судебное дело. Поводом для этого также послужило оформление товарно-транспортной накладной. Суд на основании ТТН установил, что грузоподъемность автомобиля, на котором доставлялся товар налогоплательщику, значительно меньше массы груза, перевезенного за один раз. Отсутствие доказательств наличия связи между расходами, на сумму которых уменьшены доходы налогоплательщика при исчислении налогооблагаемой прибыли и применении вычета по НДС, и реальными хозяйственными операциями является основанием для привлечения лица к ответственности за неуплату названных налогов. (Постановление ФАС ЗСО от 22.10.2008 N Ф04-6520/2008(14714-А46-40)). 
 
Отсутствие, а также несоблюдение установленной формы ТТН грозят  организации отказом в признании расходов в целях налогообложения прибыли и в вычетах по НДС. На наш взгляд, во избежание претензий проверяющих стоит придерживаться правил заполнения ТТН.
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Договор автомобильной перевозки