Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:31, курсовая работа
Цель реферата состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, сложившиеся в теоретической литературе воззрения провести комплексный анализ правового регулирования автотранспортных перевозок.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………….-3.
I ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ…………………………………-5.
1.1 Международное правовое регулирование………….………….-5.
1.2 Национальное правовое регулирование………………………-10.
II ДОГОВОР АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА……….-14.
III ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ …………-28.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...-34.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..-35.
В то же время ответственность за исполнение обязательств по перевозке имеет определенную специфику.
Во-первых, это всегда ограниченная ответственность, сужающая право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонне-нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны. Таким образом, ответственности за нарушение обязательств по перевозке свойственны:
-
ограничение права на
-
запрет на уменьшение или
-
возможность определения ее
Во-вторых, особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок (например, ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и ответственность отправителя за их неиспользование).
В
связи с тем что для
Перевозчик теряет право на ограничение ответственности, если ущерб явился результатом умышленных или небрежных (совершенных с осознанием того, что такой ущерб может наступить) действий самого перевозчика или его служащих. Если реальная стоимость перевозимого груза выше предела ответственности перевозчика, отправитель может в соответствии со ст.24 КДПГ при условии уплаты обоснованной надбавки к провозным платежам объявить и указать в накладной стоимость груза. В таком случае объявленная сумма заменяет этот предел [1].
В соответствии со ст.26 КДПГ отправитель при сдаче груза перевозчику вправе объявить специальный интерес в доставке. Перевозка со специальным интересом во многом сходна с перевозкой с объявленной стоимостью. Основным отличием данного вида перевозки от перевозки с объявленной стоимостью является то, что при перевозке со специальным интересом суммой этого интереса ограничивается ответственность перевозчика не только при полной или частичной утрате груза и его повреждении, но и при просрочке в доставке [1].
При международных перевозках размер возмещения регламентируется ст.25 КДПГ, в национальном законодательстве ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза определена в ст.750 ГК[1,5]. И национальные, и международные нормы права указывают на то, что размер возмещения не может превышать реальной стоимости груза в момент его принятия к перевозке и ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта часть ущерба может возмещаться перевозчиком в следующих размерах:
- в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
- в случае повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости;
-
в случае утраты груза,
Стоимость груза рассчитывается из стоимости, установленной на основании биржевой котировки, или при отсутствии таковой - на основании текущей рыночной цены, или же при отсутствии и той и другой - на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. При международных перевозках возмещению подлежат провозные платежи, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза: полностью - в случае утраты всего груза; в пропорции, соответствующей размеру ущерба, - при частичной утрате. Иной ущерб возмещению не подлежит.
Перевозчик несет ответственность:
- за утрату или неправильное использование ТТН или приложенных к ней документов;
-
за полную или частичную
-
за невывоз груза в количестве,
предусмотренном в
-
за несвоевременную подачу
-
за непредоставление
Заказчик несет ответственность:
- за непредъявление к перевозке грузов в установленных договором объеме, номенклатуре или в установленные сроки;
-
за убытки перевозчика,
-
за ущерб, причиненный
-
за отказ полностью или
-
за простой автотранспортного
средства под погрузкой или
разгрузкой сверх
-
за задержку автотранспортных
средств и контейнеров,
-
за убытки, возникшие по его
вине при погрузке или
-
за отказ от оформления или
за неправильное оформление
Если грузоотправителем предъявлен к перевозке груз, не предусмотренный заявкой или принятым к исполнению разовым заказом или с назначением в другой пункт, перевозчик может отказаться от перевозки, взыскав стоимость использования автотранспортных средств.
Основания освобождения сторон от ответственности
Доставка груза - основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза.
Ответственность перевозчика наступает, если ущерб грузу был причинен в то время, когда груз находился в ведении перевозчика. В соответствии с действующим законодательством груз считается находящимся в ведении перевозчика с момента принятия его к перевозке и до момента сдачи получателю.
И при международных, и при внутриреспубликанских перевозках перевозчик освобождается от ответственности, если:
- ущерб был причинен по вине заявителя требования, или из-за дефекта, свойственного грузу, или по вине обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и предвидеть (обстоятельства непреодолимой силы). Учитывая, что детальная регламентация того, какие обстоятельства можно считать обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажорными обстоятельствами), отсутствует, на практике нередко возникают спорные вопросы, касающиеся отнесения тех или иных обстоятельств к форс-мажорным. Особенно часто такие споры вызывает принятие органами государственной власти актов, препятствующих выполнению договора. Большинство авторитетных ученых-юристов и судебных практиков считают, что акты органов государственной власти можно отнести к форс-мажорным обстоятельствам только в том случае, когда в договоре содержится прямое указание на это.
- ущерб был связан:
а) с использованием при перевозке груза бестентовых транспортных средств (при условии, что перевозка таким образом была согласована);
б) с отсутствием или дефектом упаковки (в случаях, когда грузы без упаковки подвержены порче или повреждению);
в) с обработкой, погрузкой, укладкой и выгрузкой груза (в случае, когда эти операции осуществлялись отправителем или получателем);
г) с естественными свойствами груза;
д) с недостаточностью или неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест;
е) с перевозкой живых животных.
Бремя
доказывания наличия
Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится примерный перечень наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. К ним, в частности, относятся:
-
прибытие груза в исправном
транспортном средстве с
-
прибытие груза в
-
недостоверность, неточность
-
естественные причины,
- естественная убыль груза в пределах нормы.
Арбитражная оговорка
По всем спорам, возникающим в связи с перевозками, производимыми с применением КДПГ, истец может обратиться не только в указанные сторонами компетентные суды участвующих в Конвенции стран, но и в суд страны, на территории которой находится:
а)
обычное местожительство
б) место принятия груза к перевозке или место, указанное для его сдачи[1].
Обращение в государственные суды может не решить всех проблем истца. Получение положительного решения такого суда не гарантирует того, что оно будет исполнено, если проигравший спор ответчик является иностранным юридическим лицом и исполнять решение суда следует на территории другого государства.
При
заключении внешнеэкономических контрактов
целесообразно в арбитражной оговорке
предусматривать компетенцию коммерческого
арбитража и указывать, что арбитраж обязан
применять постановления КДПГ. Споры могут
передаваться на рассмотрение коммерческого
арбитража только в том случае, если участники
договорных отношений прямо договорились
об этом в письменной форме. Такая договоренность
может быть оформлена различными способами,
самым распространенным из которых является
включение арбитражной оговорки в основной
договор. Преимущества арбитражного разбирательства
заключаются в его конфиденциальности,
назначении сторонами лиц, которые будут
рассматривать спор, менее формализованной
процедуре рассмотрения спора, более простой
процедуре исполнения решения арбитража
на территории иного государства, отличного
от государства рассмотрения спора. К
тому же решение коммерческого арбитража
носит окончательный характер.