Автомобильные перевозки в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель реферата состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, сложившиеся в теоретической литературе воззрения провести комплексный анализ правового регулирования автотранспортных перевозок.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………….-3.
I ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ…………………………………-5.
1.1 Международное правовое регулирование………….………….-5.
1.2 Национальное правовое регулирование………………………-10.
II ДОГОВОР АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА……….-14.
III ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ …………-28.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...-34.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..-35.

Файлы: 1 файл

ПЛАН22.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     В то же время ответственность за исполнение обязательств по перевозке имеет  определенную специфику.

     Во-первых, это всегда ограниченная ответственность, сужающая право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонне-нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны. Таким образом, ответственности за нарушение обязательств по перевозке свойственны:

     - ограничение права на взыскание  части убытков;

     - запрет на уменьшение или исключение  нормативной ответственности перевозчика;

     - возможность определения ее размера  и пределов по соглашению сторон  в установленных случаях.

     Во-вторых, особенностью ответственности за нарушение  обязательств по перевозке грузов является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок (например, ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и ответственность отправителя за их неиспользование).

     В связи с тем что для Республики Беларусь КДПГ действует в редакции от 05.07.1978, максимальный предел возмещения перевозчиком составляет 8,33 СДР (единица «специального права заимствования», валютная единица Международного валютного фонда) за килограмм недостающего веса брутто[1].

     Перевозчик  теряет право на ограничение ответственности, если ущерб явился результатом умышленных или небрежных (совершенных с осознанием того, что такой ущерб может наступить) действий самого перевозчика или его служащих. Если реальная стоимость перевозимого груза выше предела ответственности перевозчика, отправитель может в соответствии со ст.24 КДПГ при условии уплаты обоснованной надбавки к провозным платежам объявить и указать в накладной стоимость груза. В таком случае объявленная сумма заменяет этот предел [1].

     В соответствии со ст.26 КДПГ отправитель при сдаче груза перевозчику вправе объявить специальный интерес в доставке. Перевозка со специальным интересом во многом сходна с перевозкой с объявленной стоимостью. Основным отличием данного вида перевозки от перевозки с объявленной стоимостью является то, что при перевозке со специальным интересом суммой этого интереса ограничивается ответственность перевозчика не только при полной или частичной утрате груза и его повреждении, но и при просрочке в доставке [1].

     При международных перевозках размер возмещения регламентируется ст.25 КДПГ, в национальном законодательстве ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза определена в ст.750 ГК[1,5]. И национальные, и международные нормы права указывают на то, что размер возмещения не может превышать реальной стоимости груза в момент его принятия к перевозке и ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта часть ущерба может возмещаться перевозчиком в следующих размерах:

     - в случае утраты или недостачи  груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

     - в случае повреждения (порчи)  груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости;

     - в случае утраты груза, сданного  к перевозке с объявлением  его ценности, - в размере объявленной стоимости груза.

     Стоимость груза рассчитывается из стоимости, установленной на основании биржевой котировки, или при отсутствии таковой - на основании текущей рыночной цены, или же при отсутствии и той и другой - на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. При международных перевозках возмещению подлежат провозные платежи, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза: полностью - в случае утраты всего груза; в пропорции, соответствующей размеру ущерба, - при частичной утрате. Иной ущерб возмещению не подлежит.

     Перевозчик  несет ответственность:

     - за утрату или неправильное  использование ТТН или приложенных к ней документов;

     - за полную или частичную утрату  груза, а также за его повреждение  или просрочку в его доставке;

     - за невывоз груза в количестве, предусмотренном в согласованной  заявке на перевозку или в  принятом к исполнению разовом заказе;

     - за несвоевременную подачу автотранспортного  средства в пункт погрузки;

     - за непредоставление перевозчиком  автотранспортных средств, работа  которых оплачивается по повременному  тарифу, в количестве, предусмотренном  в заявке или в принятом  к исполнению разовом заказе, за опоздание подачи этих автотранспортных средств (перевозчик уплачивает заказчику штраф по повременному тарифу за все время опоздания, если иное не предусмотрено договором).

     Заказчик  несет ответственность:

     - за непредъявление к перевозке грузов в установленных договором объеме, номенклатуре или в установленные сроки;

     - за убытки перевозчика, возникшие  вследствие неправильности заполнения  ТТН, отсутствия или неправильности  заполнения документов и сведений, необходимых для оформления таможенных и иных документов, которые должны быть оформлены до выдачи груза грузополучателю, за исключением случаев вины перевозчика;

     - за ущерб, причиненный перевозчику  из-за дефектов упаковки груза,  за исключением случаев, когда  дефект был очевидным или известным перевозчику в момент прибытия груза, а перевозчик не сделал относительно этого надлежащих записей в товарно-транспортной накладной;

     - за отказ полностью или частично  использовать автотранспортные  средства, работа которых оплачивается  по повременному тарифу, в количестве, указанном в заявке или в принятом к исполнению разовом заказе;

     - за простой автотранспортного  средства под погрузкой или  разгрузкой сверх установленных  договором норм времени, а также  за простои автотранспортного  средства в месте стоянки или пути следования, возникшие по вине грузоотправителя (грузополучателя);

     - за задержку автотранспортных  средств и контейнеров, возникшую  вследствие того, что к ТТН  не были приложены документы,  необходимые для исполнения таможенных, санитарных или других правил;

     - за убытки, возникшие по его  вине при погрузке или разгрузке;

     - за отказ от оформления или  за неправильное оформление ТТН,  а также путевого листа грузоотправителем  (грузополучателем).

     Если  грузоотправителем предъявлен к  перевозке груз, не предусмотренный заявкой или принятым к исполнению разовым заказом или с назначением в другой пункт, перевозчик может отказаться от перевозки, взыскав стоимость использования автотранспортных средств.

     Основания освобождения сторон от ответственности

     Доставка груза - основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза.

     Ответственность перевозчика наступает, если ущерб  грузу был причинен в то время, когда груз находился в ведении  перевозчика. В соответствии с действующим  законодательством груз считается находящимся в ведении перевозчика с момента принятия его к перевозке и до момента сдачи получателю.

     И при международных, и при внутриреспубликанских  перевозках перевозчик освобождается  от ответственности, если:

    - ущерб был причинен по вине заявителя требования, или из-за дефекта, свойственного грузу, или по вине обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и предвидеть (обстоятельства непреодолимой силы). Учитывая, что детальная регламентация того, какие обстоятельства можно считать обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажорными обстоятельствами), отсутствует, на практике нередко возникают спорные вопросы, касающиеся отнесения тех или иных обстоятельств к форс-мажорным. Особенно часто такие споры вызывает принятие органами государственной власти актов, препятствующих выполнению договора. Большинство авторитетных ученых-юристов и судебных практиков считают, что акты органов государственной власти можно отнести к форс-мажорным обстоятельствам только в том случае, когда в договоре содержится прямое указание на это.

     - ущерб был связан:

     а) с использованием при перевозке  груза бестентовых транспортных средств (при условии, что перевозка  таким образом была согласована);

     б) с отсутствием или дефектом упаковки (в случаях, когда грузы без упаковки подвержены порче или повреждению);

     в) с обработкой, погрузкой, укладкой и  выгрузкой груза (в случае, когда  эти операции осуществлялись отправителем или получателем);

     г) с естественными свойствами груза;

     д) с недостаточностью или неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест;

     е) с перевозкой живых животных.

     Бремя доказывания наличия обстоятельств, исключающих ответственность, возлагается  на перевозчика. Другими словами, презюмируется, что, пока перевозчик не докажет обратного, основания освобождения его от ответственности отсутствуют.

     Установление  презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится примерный  перечень наиболее типичных случаев, когда  перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. К ним, в частности, относятся:

     - прибытие груза в исправном  транспортном средстве с исправными  запорно-пломбировочными устройствами  отправителя или иными средствами  фиксации сохранности груза, установленными отправителем;

     - прибытие груза в сопровождении  представителя (охранника, экспедитора)  отправителя или получателя;

     - недостоверность, неточность или  неполнота сведений, указанных в  перевозочном документе;

     - естественные причины, связанные  с перевозкой груза в открытом месте (например, в открытом составе);

     - естественная убыль груза в  пределах нормы.

     Арбитражная оговорка

     По  всем спорам, возникающим в связи  с перевозками, производимыми с  применением КДПГ, истец может обратиться не только в указанные сторонами компетентные суды участвующих в Конвенции стран, но и в суд страны, на территории которой находится:

     а) обычное местожительство ответчика, его главная контора, или отделение, или агентство, при посредстве которых был заключен договор перевозки;

     б) место принятия груза к перевозке  или место, указанное для его  сдачи[1].

     Обращение в государственные суды может  не решить всех проблем истца. Получение  положительного решения такого суда не гарантирует того, что оно будет исполнено, если проигравший спор ответчик является иностранным юридическим лицом и исполнять решение суда следует на территории другого государства.

     При заключении внешнеэкономических контрактов целесообразно в арбитражной оговорке предусматривать компетенцию коммерческого арбитража и указывать, что арбитраж обязан применять постановления КДПГ. Споры могут передаваться на рассмотрение коммерческого арбитража только в том случае, если участники договорных отношений прямо договорились об этом в письменной форме. Такая договоренность может быть оформлена различными способами, самым распространенным из которых является включение арбитражной оговорки в основной договор. Преимущества арбитражного разбирательства заключаются в его конфиденциальности, назначении сторонами лиц, которые будут рассматривать спор, менее формализованной процедуре рассмотрения спора, более простой процедуре исполнения решения арбитража на территории иного государства, отличного от государства рассмотрения спора. К тому же решение коммерческого арбитража носит окончательный характер. 

Информация о работе Автомобильные перевозки в РБ