Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:31, курсовая работа
Цель реферата состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, сложившиеся в теоретической литературе воззрения провести комплексный анализ правового регулирования автотранспортных перевозок.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………….-3.
     I ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК  ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ…………………………………-5.
     1.1 Международное правовое регулирование………….………….-5.
     1.2 Национальное правовое регулирование………………………-10.
     II ДОГОВОР АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ  ГРУЗА……….-14.
     III ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ  ПРАКТИКИ  РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ  ИЗ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ …………-28.
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...-34.
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..-35.
В то же время ответственность за исполнение обязательств по перевозке имеет определенную специфику.
Во-первых, это всегда ограниченная ответственность, сужающая право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонне-нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны. Таким образом, ответственности за нарушение обязательств по перевозке свойственны:
     - 
ограничение права на 
     - 
запрет на уменьшение или 
     - 
возможность определения ее 
Во-вторых, особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок (например, ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и ответственность отправителя за их неиспользование).
     В 
связи с тем что для 
Перевозчик теряет право на ограничение ответственности, если ущерб явился результатом умышленных или небрежных (совершенных с осознанием того, что такой ущерб может наступить) действий самого перевозчика или его служащих. Если реальная стоимость перевозимого груза выше предела ответственности перевозчика, отправитель может в соответствии со ст.24 КДПГ при условии уплаты обоснованной надбавки к провозным платежам объявить и указать в накладной стоимость груза. В таком случае объявленная сумма заменяет этот предел [1].
В соответствии со ст.26 КДПГ отправитель при сдаче груза перевозчику вправе объявить специальный интерес в доставке. Перевозка со специальным интересом во многом сходна с перевозкой с объявленной стоимостью. Основным отличием данного вида перевозки от перевозки с объявленной стоимостью является то, что при перевозке со специальным интересом суммой этого интереса ограничивается ответственность перевозчика не только при полной или частичной утрате груза и его повреждении, но и при просрочке в доставке [1].
При международных перевозках размер возмещения регламентируется ст.25 КДПГ, в национальном законодательстве ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза определена в ст.750 ГК[1,5]. И национальные, и международные нормы права указывают на то, что размер возмещения не может превышать реальной стоимости груза в момент его принятия к перевозке и ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта часть ущерба может возмещаться перевозчиком в следующих размерах:
- в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
- в случае повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости;
     - 
в случае утраты груза, 
Стоимость груза рассчитывается из стоимости, установленной на основании биржевой котировки, или при отсутствии таковой - на основании текущей рыночной цены, или же при отсутствии и той и другой - на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. При международных перевозках возмещению подлежат провозные платежи, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза: полностью - в случае утраты всего груза; в пропорции, соответствующей размеру ущерба, - при частичной утрате. Иной ущерб возмещению не подлежит.
Перевозчик несет ответственность:
- за утрату или неправильное использование ТТН или приложенных к ней документов;
     - 
за полную или частичную 
     - 
за невывоз груза в количестве, 
предусмотренном в 
     - 
за несвоевременную подачу 
     - 
за непредоставление 
Заказчик несет ответственность:
- за непредъявление к перевозке грузов в установленных договором объеме, номенклатуре или в установленные сроки;
     - 
за убытки перевозчика, 
     - 
за ущерб, причиненный 
     - 
за отказ полностью или 
     - 
за простой автотранспортного 
средства под погрузкой или 
разгрузкой сверх 
     - 
за задержку автотранспортных 
средств и контейнеров, 
     - 
за убытки, возникшие по его 
вине при погрузке или 
     - 
за отказ от оформления или 
за неправильное оформление 
Если грузоотправителем предъявлен к перевозке груз, не предусмотренный заявкой или принятым к исполнению разовым заказом или с назначением в другой пункт, перевозчик может отказаться от перевозки, взыскав стоимость использования автотранспортных средств.
Основания освобождения сторон от ответственности
Доставка груза - основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза.
Ответственность перевозчика наступает, если ущерб грузу был причинен в то время, когда груз находился в ведении перевозчика. В соответствии с действующим законодательством груз считается находящимся в ведении перевозчика с момента принятия его к перевозке и до момента сдачи получателю.
И при международных, и при внутриреспубликанских перевозках перевозчик освобождается от ответственности, если:
- ущерб был причинен по вине заявителя требования, или из-за дефекта, свойственного грузу, или по вине обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и предвидеть (обстоятельства непреодолимой силы). Учитывая, что детальная регламентация того, какие обстоятельства можно считать обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажорными обстоятельствами), отсутствует, на практике нередко возникают спорные вопросы, касающиеся отнесения тех или иных обстоятельств к форс-мажорным. Особенно часто такие споры вызывает принятие органами государственной власти актов, препятствующих выполнению договора. Большинство авторитетных ученых-юристов и судебных практиков считают, что акты органов государственной власти можно отнести к форс-мажорным обстоятельствам только в том случае, когда в договоре содержится прямое указание на это.
- ущерб был связан:
а) с использованием при перевозке груза бестентовых транспортных средств (при условии, что перевозка таким образом была согласована);
б) с отсутствием или дефектом упаковки (в случаях, когда грузы без упаковки подвержены порче или повреждению);
в) с обработкой, погрузкой, укладкой и выгрузкой груза (в случае, когда эти операции осуществлялись отправителем или получателем);
г) с естественными свойствами груза;
д) с недостаточностью или неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест;
е) с перевозкой живых животных.
     Бремя 
доказывания наличия 
Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится примерный перечень наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. К ним, в частности, относятся:
     - 
прибытие груза в исправном 
транспортном средстве с 
     - 
прибытие груза в 
     - 
недостоверность, неточность 
     - 
естественные причины, 
- естественная убыль груза в пределах нормы.
Арбитражная оговорка
По всем спорам, возникающим в связи с перевозками, производимыми с применением КДПГ, истец может обратиться не только в указанные сторонами компетентные суды участвующих в Конвенции стран, но и в суд страны, на территории которой находится:
     а) 
обычное местожительство 
б) место принятия груза к перевозке или место, указанное для его сдачи[1].
Обращение в государственные суды может не решить всех проблем истца. Получение положительного решения такого суда не гарантирует того, что оно будет исполнено, если проигравший спор ответчик является иностранным юридическим лицом и исполнять решение суда следует на территории другого государства.
     При 
заключении внешнеэкономических контрактов 
целесообразно в арбитражной оговорке 
предусматривать компетенцию коммерческого 
арбитража и указывать, что арбитраж обязан 
применять постановления КДПГ. Споры могут 
передаваться на рассмотрение коммерческого 
арбитража только в том случае, если участники 
договорных отношений прямо договорились 
об этом в письменной форме. Такая договоренность 
может быть оформлена различными способами, 
самым распространенным из которых является 
включение арбитражной оговорки в основной 
договор. Преимущества арбитражного разбирательства 
заключаются в его конфиденциальности, 
назначении сторонами лиц, которые будут 
рассматривать спор, менее формализованной 
процедуре рассмотрения спора, более простой 
процедуре исполнения решения арбитража 
на территории иного государства, отличного 
от государства рассмотрения спора. К 
тому же решение коммерческого арбитража 
носит окончательный характер.