Автомобильные перевозки в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель реферата состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, сложившиеся в теоретической литературе воззрения провести комплексный анализ правового регулирования автотранспортных перевозок.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………….-3.
I ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ…………………………………-5.
1.1 Международное правовое регулирование………….………….-5.
1.2 Национальное правовое регулирование………………………-10.
II ДОГОВОР АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА……….-14.
III ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ …………-28.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...-34.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..-35.

Файлы: 1 файл

ПЛАН22.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, основными источниками  правового регулирования международных автомобильных перевозок грузов являются:

     а) международные соглашения (конвенции), включая двусторонние межправительственные соглашения о международном автомобильном  сообщении;

     б) нормы национального законодательства.

     Кроме КДПГ в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН была разработана Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14.11.1975 (далее - Конвенция МДП), которая предусматривает использование для транзита таможенного документа, называемого книжка МДП (CARNET TIR). На сегодняшний день 52 государства, включая страны ЕС, применяют процедуру Конвенции МДП. Для Республики Беларусь Конвенция МДП вступила в силу 5 октября 1993 г. Действующая система МДП позволяет уменьшить трудности, с которыми сталкиваются перевозчики при осуществлении транзита через территорию иностранных государств, и дает таможенным органам международную систему контроля и гарантий[1, 2].

     Основные  положения Конвенции МДП сводятся к следующему: грузы, перевозимые  с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях; к перевозке грузов с применением книжки МДП допускаются грузовые автотранспортные средства и контейнеры, отвечающие техническим требованиям Конвенции МДП и имеющие соответствующие свидетельства, выданные компетентными органами страны, в которой проживает или имеет постоянное место пребывания перевозчик или их владелец; уплата таможенных пошлин и налогов, в отношении которых существует риск неуплаты, должна быть обеспечена международной гарантией.

     Следует отметить, что в отношении отдельных  видов грузов действуют и применяются  специальные международные договоры. Так, основным документом, регламентирующим условия международных автомобильных  перевозок скоропортящихся пищевых  продуктов, является разработанное в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС) от 01.09.1970, которое вступило в силу 21 ноября 1976 г. Для Республики Беларусь оно вступило в силу 3 августа 2002 г. Соглашением определены типы и нормы специальных транспортных средств, предназначенных для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов; методика, порядок проведения и оформления результатов измерения и контроля соответствия установленным нормам специальных транспортных средств, температурных режимов, которые должны соблюдаться при погрузке и перевозке скоропортящихся пищевых продуктов, и т.д.[3].

     В структуре международных автомобильных  перевозок грузов особое место занимают перевозки промышленной продукции  и сырья, обладающих опасными свойствами. Разработкой документов, направленных на регулирование международных автомобильных перевозок опасных грузов, занимается Комитет экспертов по перевозке опасных грузов при ООН. В соответствии с рекомендациями Комитета экспертов было разработано Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ, в латинской аббревиатуре - ADR) от 30.09.1957, которое вступило в силу в 1971 г. В настоящее время данное Соглашение действует на территории 38 государств, в т.ч. и на территории Республики Беларусь (вступило в силу 5 мая 1993 г.). Соглашение разработано с целью создания унифицированных правил международных автомобильных перевозок опасных грузов и содержит предписания, касающиеся опасных веществ и предметов, тары и упаковки, а также положения, разработанные в отношении транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов[4].

     В нем также приведены условия  и требования, при соблюдении которых  допускается международная автомобильная перевозка опасных грузов.

     Двусторонние  соглашения о международном автомобильном  сообщении регулируют различные  аспекты международных перевозок. В частности, они определяют: порядок  пересечения границы; разрешительную систему для международных перевозок; порядок осуществления перевозок грузов; взаимное освобождение от дорожных налогов и сборов, а также от налогов на перевозки и владение автотранспортными средствами; вопросы транзита и перевозок в третьи страны и из этих стран; страхование гражданской ответственности; положения, касающиеся таможенных, пограничных, санитарных и других правил; порядок перевозок опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; обязанности перевозчиков по соблюдению внутреннего законодательства стран - участниц Соглашения по вопросам, не регулируемым двусторонним соглашением, и другие аспекты. В настоящий момент такие соглашения заключены Республикой Беларусь с Республикой Хорватия, Ливаном, Бельгией, Болгарией, Румынией и другими странами. 
 

1.2 Национальное правовое регулирование 
 

     Внутреннее  законодательство представляет собой  обширную и сложную систему нормативных  правовых актов различного правового  уровня. Условно их можно разделить  на несколько групп.

     Первая  группа. К данной группе относятся  акты общего законодательства, которые охватывают нормы гражданского и таможенного права. Институт перевозки относится к гражданскому законодательству. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (далее - ГК) дает определение договора перевозки, указывая на то, что перевозка грузов производится по договору перевозки (п.1 ст.738 ГК). Общие условия перевозки помимо ГК определяются транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства и издаваемыми в соответствии с ними актами республиканских органов государственного управления. Условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства, а также соглашением сторон[5].

     Таможенный кодекс РБ от 04.01.2007 № 204-З определяет общие принципы таможенного оформления грузов, ввозимых на территорию Республики Беларусь, перемещаемых транзитом, вывозимых с территории Республики Беларусь[6].

     Вторая  группа. К данной группе относятся  акты транспортного законодательства, в частности:

     Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 № 140-З «Об основах транспортной деятельности». Закон определяет правовые, экономические и организационные основы транспортной деятельности и принципы ее осуществления, устанавливает основные права, обязанности и ответственность субъектов транспортной деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности[9].

     Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта, устанавливает порядок и условия выполнения автомобильных перевозок грузов, определяет права, обязанности и ответственность автомобильных перевозчиков, заказчиков автомобильных перевозок, грузоотправителей, грузополучателей и операторов автомобильных перевозок[8].

     Закон РБ от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов». Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений в области перевозки опасных грузов в Республике Беларусь, требования, предъявляемые к оформлению перевозочных и сопроводительных документов, права и обязанности производителей услуг в области перевозки опасных грузов, а также права и обязанности потребителей данных услуг, определяет порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов, локализации и ликвидации их последствий[10].

     Третья  группа. Специальные акты, изданные для регулирования международного сообщения (правила и др.). Постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 утверждены Правила автомобильных перевозок грузов, которые устанавливают общие условия выполнения автомобильных перевозок грузов, порядок приема груза к перевозке, маркировки, пломбирования груза, порядок погрузки и разгрузки, выдачи и реализации груза, порядок оплаты автомобильной перевозки груза, предъявления претензий и исков и др[11].

     Перевозка опасных грузов регулируется Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, 8 декабря 2010 г. № 61. Правила определяют общие требования и основные условия обеспечения безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов[12].

     Четвертая группа. В эту группу включаются нормативные правовые акты, регулирующие порядок заполнения документов, используемых при автомобильных перевозках грузов. Так, постановлением Минфина РБ от 18 декабря 2008 г. № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная»» соответственно утверждены бланки товарно-транспортных накладных и инструкции по их заполнению. Товарно-транспортная накладная является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товарно-материальные ценности, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, приходуются на основании документов, выписанных грузоотправителем[13].

     При отправлении груза с территории иных государств может применяться  международная товарно-транспортная накладная «CMR» (далее - CMR-накладная), утвержденная постановлением Минтранса РБ от 24.06.2004 № 23 «Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной «CMR» и инструкции по ее заполнению», или CMR-накладная страны отправителя. CMR-накладная является бланком строгой отчетности и применяется всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь. CMR-накладная может заполняться как в соответствии с указанной Инструкцией, так и в соответствии с национальным законодательством страны отправителя[14].

     Таким образом, источники правового регулирования  перевозок грузов автомобильным  транспортом весьма обширны: это  как источники международного права (конвенции, соглашения), так и нормативные правовые акты национального законодательства Республики Беларусь, регулирующие различные аспекты отношений, возникающих в области осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом.   
 
 
 
 
 
 

II ДОГОВОР  АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА 
 

     Перевозки грузов автомобильным транспортом  в зависимости от расположения места  погрузки и места выгрузки подразделяются на внутриреспубликанские и международные. К внутриреспубликанским перевозкам относятся: городские, пригородные, междугородные внутриобластные и междугородные межобластные автомобильные перевозки.

     По  договору автомобильной перевозки  груза автомобильный перевозчик обязуется доставить вверенный  ему грузоотправителем груз в  пункт назначения и выдать его  лицу, уполномоченному на получение груза, а заказчик автомобильной перевозки груза обязуется уплатить за автомобильную перевозку груза установленную плату (ст.37 Закона РБ от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее - Закон об автомобильных перевозках)) [8].

     Сторонами договора перевозки груза являются:

     - автомобильный перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие в соответствии с законодательством право на выполнение автомобильных перевозок и выполняющие такие перевозки;

     - заказчик автомобильной перевозки  груза, им могут быть грузоотправитель, грузополучатель или экспедитор (ст.37 Закона об автомобильных  перевозках) [8].

     Договор перевозки груза заключается  в письменной форме. Транспортировке  грузов всегда предшествует согласование основных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а  также объемов и характера  перевозимых грузов) в виде транспортного заказа, оформленного как приложение к основному (рамочному) договору перевозки груза. Во избежание спорных вопросов заказ должен быть надлежащим образом оформлен: подписан уполномоченным лицом, иметь ссылку на рамочный договор.

     Основными документами, подтверждающими заключение договора, являются: при внутриреспубликанских  перевозках - товарно-транспортная накладная (ТТН); при международных перевозках - CMR-накладная (транспортная накладная международного образца). Хотя международные (ст.4 КДПГ) и национальные (п.8 Правил) нормы права сходятся в том, что утрата, отсутствие или неправильное заполнение накладной не влияют на существование или действительность договора перевозки, составление накладной все-таки желательно по следующим причинам[1, 12].

Информация о работе Автомобильные перевозки в РБ