Женская благотворительность и милосердие в конце 19 начале 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование женской благотворительности и милосердия XIX – начала XX вв. Исходя из цели мы должны решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность понятий благотворительность и милосердие;
2. указать причины способствующие проявлению благотворительности и милосердию;
3. дать анализ женской благотворительности и милосердию;
4. показать персональный вклад в дело благотворительности
и милосердия Дарьи Севастопольской, Юлии Вревской, Риммы Ивановой.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Женская благотворительность_______________________________10
Глава 2 Женский лик милосердия___________________________________16
Глава 3. Милосердие в именах______________________________________28
3.1. Дарья Севастопольская__________________________________ 28
3.2. Юлия Вревская_________________________________________ 34
3.3. Римма Иванова_________________________________________ 43
Заключение_____________________________________________________48
Список литературы______________________________________________50

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     В создании массового института светских общин ведущую роль играла Россия, тогда как в государствах Западной Европы преимущество было за религиозными общинами. Основное отличие уставов последних, по крайней мере в России, заключалось в приоритете духовного состояния, а не профессиональных навыков; причем «специальное приготовление сестер милосердия» не было единственной целью общин, находящихся в ведении Святейшего Синода, и даже далеко не первой в их уставном перечне. Светские же общины как бы и возникли с одной целью - лишь для обучения медицинского сестринского персонала, подготовки его для работы в условиях войны. Поэтому светские общины в России – «это не те закрытые общежития, которые выработались на Западе, где девушки отказываются от света, посвящая себя делу милосердия. У нас поступление в общины Красного Креста не налагает никакого обета, не закрывает возможность жить мирской жизнью. Строгая дисциплина, строгое исполнение обязанностей, заботливое отношение к больному - таковы единственные требования, предъявляемые к сестре милосердия», - подытоживает в 1914 году историк краснокрестного движения. [33, с.12]

     Если  попытаться провести аналогии с современностью, то по уровню специальных знаний и  навыков сестру милосердия светской общины следовало бы поместить, скорее всего, между сиделкой и медицинской  сестрой. Следующей ступенью в иерархии медицинского персонала были так называемые сестры-фельдшерицы, которых тоже готовил РОКК. Первое Училище для лекарских помощниц и фельдшериц было основано в 1879 году Петербургским Дамским лазаретным комитетом. Именно оно и положило начало женским медицинским курсам. В этом училище обучение продолжалось четыре года, а слушательницам преподавали уже вполне научные дисциплины: физику, химию органическую и неорганическую, анатомию, гистологию, эмбриологию, токсикологию, общую патологию, латинский язык и т. п. [29, с. 47-54]

     Для проведения практических занятий с  сестрами милосердия общины имели свои больницы, амбулатории и аптеки. В мирное время все эти учреждения оказывали квалифицированную помощь населению, а в военное, согласно параграфу 131 устава РОКК, вместе с «наличным и изъявившим на то согласие запасным персоналом» поступают в распоряжение Главного Управления Красного Креста. Затем, исходя из создавшегося положения, община приступала к подготовке новых сестер в ускоренном режиме. Учитывая столь серьезное предназначение будущих выпускниц, правила приема в светские общины были достаточно жесткими. Желающие поступить туда в возрасте от 18 до 40 лет должны были представить необходимые документы: метрическое свидетельство, вид на жительство, свидетельство об образовании; а несовершеннолетним также полагалось заручиться разрешением родителей.[33, с. 12]

     Самой ранней по времени основания общиной  сестер милосердия в России стала  Свято-Троицкая, учрежденная в 1844 году по инициативе великой княгини Александры Николаевны в Санкт-Петербурге.[24, с. 120-138]

       Здесь же через пятнадцать  лет великая княгиня Александра  Петровна основала Покровскую  общину. Уже в пореформенное время  Московский Дамский комитет усилил  общественный характер этого явления, «приняв на свое иждивение в четырех монастырях Москвы сестер милосердия, которым для приучения к своим обязанностям дозволено было постоянное дежурство в чернорабочей и тюремной больницах». Вскоре москвичек поддержал Петербургский Дамский комитет, открыв в 1870 году общину Святого Георгия. Примерно в то же время родилась община с сугубо мирным названием «Утоли моя печали», что никак не меняло ее «воинского» предназначения.[8, с. 203]

       Создавалась община не в одночасье,  а долго, целенаправленно, подчиняясь естественному ходу событий и упорству своей основательницы - вдовы коллежского советника княгини Шаховской. Она начала с того, что сама в качестве сестры милосердия ухаживала за больными и помогала при хирургических операциях в московской Полицейской больнице. Через десять с небольшим лет такой деятельности решила основать общину под названием «Утоли моя печали». С этой целью она купила в Лефортово участок земли; находившиеся там фабричные здания перестроила и оборудовала под лечебницу. Согласно утвержденному уставу, община была причислена к Обществу попечения о раненых и больных воинах (впоследствии РОКК).     [33, с.12]

       В 1877 году во время войны  на Балканах княгиня Шаховская  передала здания общинной больницы  под городской госпиталь, а  сама в скором времени уехала на Дунай в действующую армию. Туда же, в так называемый Ясско-Кишиневский округ, направились графиня Толстая (вдова Алексея Толстого) и баронесса Вревская. Обе почти сразу заболели сыпным тифом, а «баронесса Ю. П. Вревская поплатилась жизнью за свой истинно христианский подвиг», - как сообщалось в отчете Красного Креста. Опять, как и четверть века назад, русскому солдату помогали и титулованные дамы, и те, чьи негромкие имена не оставили следа в документах прошлого. [29, с. 47-54]

     Для воссоздания истинной картины женского участия в судьбах Родины представляется чрезвычайно важным и естественным обращение к свидетельствам непосредственных участников событий, доносящих до нас отношение к происходящему и, следовательно, моральные ценности, характерные для того времени. Сегодня публикации на историческую тему пестрят восторженными сентенциями, часто мало или совсем не мотивированными, продиктованными лишь авторскими симпатиями. Возникает некое смещение акцентов, а то и просто преподносятся нелепости. Мыслящая публика чутко реагирует на подобный перекос и не всегда доверяет авторской трактовке. Поэтому - слово известному деятелю движения по фамилии Абаза, представлявшему Красный Крест России на Балканах в 1877-1878 годах: «Кроме общинских сестер, в отрядах находилось несколько представительниц высшего общества, которые присоединились на время войны. Несмотря на непривычку к непрерывному и тяжелому физическому труду, они не пользовались своим привилегированным положением, но, напротив, всегда старались брать на свою долю самую трудную и самую неприятную работу... Не было тех обязанностей по уходу за ранеными и больными, от которых отказались бы сестры. Никогда не сознаваясь в усталости, эти самоотверженные труженицы работали без отдыха по целым суткам, превозмогая все - и непривлекательную сторону работы, и природное отвращение, чуть не падая в обморок от вредного и нестерпимого запаха, который им нередко приходилось переносить во время перевязок и ухода за пребывавшими в ужасном виде пленными турками». [29, с. 47 - 54]

     В Русско-Японскую войну с наступлением военных действий на Дальний Восток отправились и опытные сестры, и только что сдавшие экзамены выпускницы. Первыми были сформированы санитарные отряды Александринской, Иверской, Евгеньевской общин. Менялась география, но не менялась обстановка. Сестра милосердия Евгеньевской общины княжна Оболенская скончалась от воспаления легких в Мукдене. Не досчиталась сестер Мариинская община, потому что они оставались с ранеными до самого конца эвакуации из Порт-Артура. В Мукдене персонал госпиталей Красного Креста остался с ранеными и после занятия его японцами.

     Во  время кампании 1904-1905 годов эффективная  работа Красного Креста не могла строиться  исключительно на энтузиазме. Потребовались  очень большие средства, причем в короткий срок. Положение осложнялось непопулярностью в обществе этой войны. Руководство страны вынуждено было вмешаться. По уставу РОККа, его финансирование осуществлялось из трех источников. Во-первых, налоги на транспортные услуги «выше определенного уровня комфортности» и на получение иностранного паспорта. Иными словами, платил тот, кто мог путешествовать не отказывая себе ни в чем. В военное время проводились общегосударственные кампании по сбору средств. И третий источник - это различного рода пожертвования. Государство могло повлиять только на первую статью дохода, что оно и сделало.[6, с. 76-77] В феврале 1905 года последовал именной высочайший указ Правительствующему Сенату. В нем особо подчеркивалось, что деятельность Красного Креста «приняла размеры, доселе не имевшие места; в соответствии с этим значительно возросли и расходы Общества». Во избежание расходования средств казначейства предписывалось увеличить финансирование РОККа за счет дополнительного повышения сбора с заграничных паспортов. [29, с. 47-54]

     В мирное для России время русские  сестры милосердия работали в других горячих точках. Вспыхнул конфликт на Балканах и в Греции, и в 1913 году в Белград была направлена община Святой Евгении, а в Грецию - Крестовоздвиженская. Не всегда работа сестринских групп укладывалась в четкие рамки скрупулезно расписанных положений. Нередко приходилось поступать по обстановке. Так, в городе Скопье отряд Российского Общества Красного Креста вынужден был ввести своеобразное новшество - открыть при больнице отделение для женщин-мусульманок, к которым имели доступ только сестры милосердия и врач. Ситуация почти столетней давности, но уж очень напоминает недавние сюжеты о российском госпитале в Афганистане. Те же проблемы и те же решения.

     Через год разразилась Первая мировая война, и снова женщины оказались на передовой, не разбирая сословных различий. Сестры милосердия, прошедшие подготовку в Старо-Екатерининской больнице Москвы, отбыли в действующую армию. Дочь товарища морского министра работала в Николаевском морском госпитале в Петрограде, а дочь председателя Совета министров оправилась на фронт сестрой милосердия. В этом же звании состояла Александра Львовна Толстая. В первые месяцы войны на театр военных действий отбыл писатель Куприн со своей супругой - сестрой милосердия. Очень скоро стали приходить сообщения о героическом поведении сестер на фронте. Уже на третий месяц войны Елизавета Александровна Гиренкова была награждена орденом Святого Георгия I степени «за выдающуюся храбрость, проявленную под огнем неприятеля при оказании помощи раненым». Баронесса Евгения Петровна Толль к концу второго года войны была трижды ранена, награждена крестом Святого Георгия IV степени и представлена к третьей и второй степеням.

     Но  далеко не всегда судьба благоволила тем, кто, почти не задумываясь, бросал ей вызов. Во время боя, исполняя свой долг, получила ранение и скончалась Ольга Шишмарева, сестра Елисаветинской общины. Девятнадцатилетняя Вера Семенова была убита осколком бомбы, брошенной с вражеского аэроплана. При варварском потоплении в Черном море госпитального судна погибла сестра милосердия баронесса Арпс-Гофен (урожденная Романенко). Да, подобные деяния квалифицировались как варварство, поскольку уже пятьдесят лет как действовала международная Женевская конвенция, гласившая, что весь санитарный персонал и все перевязочные и прочие средства должны считаться нейтральными. Однако правила цивилизованного ведения войны (если такие вообще возможны) приживались медленно. А потому сестры милосердия не могли рассчитывать на послабления во фронтовой обстановке. [29, с. 47-54]

     Почти девочка, восемнадцатилетняя Любовь Васильева  была убита во время боя на Австрийском  фронте. Дочь генерал-майора Панаева  умерла на передовых позициях Прусского  фронта. На служебном посту в санитарном поезде умерла удивительная женщина графиня Екатерина Николаевна Игнатьева, сестра министра народного просвещения. В качестве сестры милосердия она участвовала, как об этом писали, «почти во всех войнах последних лет и имела все боевые отличия до первых степеней включительно».[29, с. 47-54]

     Героем, но посмертно, стала знаменитая Римма Иванова, о которой писали все газеты того времени. На ее родине в городе Ставрополе решили даже установить памятник и издать биографию сестры милосердия, которая не растерялась и подняла в атаку полк, заменив собой убитых офицеров. Так ярко вспыхнуть, прежде чем погаснуть, довелось не всем.  Скончалась от будничного заражения крови, полученного при перевязке гнойной раны, сестра милосердия Антонова; ей не исполнилось и тридцати. Будучи матерью двоих детей, она работала при лазарете городской больницы Саратова. Тоже в больнице, но пермской, умерла от тифа, заразившись от пленных турок, бывшая учительница двадцатидвухлетняя Зинаида Баранова. Стремясь на фронт, она „окончила курсы сестер милосердия и с нетерпением ждала распоряжения на театр военных действий". Женское милосердие попало под перекрестный огонь. Его косили не только пули и снаряды, но и сыпняк, этот бич солдатских окопов. [29, с. 47-54]

       Имена и факты сами собой  выстроились в скорбную и, тем  не менее, славную повесть женского  героизма самоотвержения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Милосердие в именах

     3.1 Дарья Севастопольская

      В предисловии к удивительной книге "Ангел-хранитель", посвященной российским сестрам милосердия, есть такие строки: "Милосердие в войну как общественное движение родилось в Крымскую кампанию 1854-1856 годов, когда две выдающиеся женщины противоборствующих стран - англичанка Флоренс Найтингейл и Великая княгиня Елена Павловна - одновременно протянули руку помощи воинам, проливающим кровь на поле брани".

    Во  время Крымской кампании они были во враждующих армиях: российские сестры милосердия в осажденном городе под  пулями противника возвращали к жизни  героических защитников Севастополя; британские сестры, находясь на противоположном берегу Черного моря в тылу противника, в турецком городе Скутари, выхаживали раненых и больных воинов Союзной армии. Первой фронтовой сестрой стала матросская сирота, девица Дарья, о которой, по застенчивому свидетельству современника, иные говорили «нехорошо». Она продала весь свой скарб, оделась матросом, раздобыла лошаденку и двинулась к месту боев. В день битвы на Альме Дарья устроила собственный перевязочный пункт. Дарья Севастопольская, как ее торжественно нарекли, была благородна, решительна, но неизбежна.[30, с. 16-21]

         Возможно, сегодня она смогла  бы занять «вакантное» место  Марии Терезы… Правда «матерью»  бойцы Крымской войны ее не  могли назвать Даше было тогда  18 лет. Кто – то кликал ее  «дочкой», а чаще – «сестренкой» или «сестрой». Истекающие кровью солдаты верили в чудотворную силу этих девичьих рук, по наитию врачующих их раны.[36, с. 31-37] Даша спасала людей не по долгу медика, а по велению сердца, движимая светилом милосердия. Именно отсюда и появилось в русской речи устойчивое словосочетание «сестра милосердия», наполненное нравственным и философским смыслом, воплотившее в себе образ возвышенной жертвенной души.

       Многие годы исследователи пытались узнать подлинное имя первой сестры милосердия. И только в 1984 году поиск увенчался успехом. В Центральном государственном военно-историческом архиве СССР (ныне – РГВИА) были найдены справки, письма, финансовые отчеты тех лет, подшитые в синюю папку за 1854 год с надписью на обложке: «О Всемилостивейшем пожаловании девице Дарье золотой медали с надписью: «За усердие» на Владимирской ленте и 500 р. Сереб. За оказываемое ею примерное старание в ухаживании за больными и ранеными в Севастополе».[36. с. 31-37]

Информация о работе Женская благотворительность и милосердие в конце 19 начале 20 века