Государство и право РБ в конце 20 – начале 21 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:23, реферат

Краткое описание

закрепление реального суверенитета РБ
конституция РБ. Изменения, дополнения 1996г. Референдумы
изменения в системе органов власти в 1996г.
концепция реформирования судебной системы
тенденции в развитии права
независимая Беларусь на международной арене. Этапы строительства союзного государства

Файлы: 1 файл

26.Государство и право РБ в конце 20.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

     Государство и право РБ в конце 20 – начале 21 века 

     
  1. закрепление реального суверенитета РБ
  2. конституция РБ. Изменения, дополнения 1996г. Референдумы
  3. изменения в системе органов власти в 1996г.
  4. концепция реформирования судебной системы
  5. тенденции в развитии права
  6. независимая Беларусь на международной арене. Этапы строительства союзного государства
 

     1.Процесс  становления был ускорен августовскими  событиями. Функции, который раньше  принадлежали ЦК  КПСС перешли  ВС РСФСР, в БССР – ВС  БССР. Деятельность компартии была запрещена. Все предприятия были объявлены собственностью БССР, создаются новые органы и атрибуты новой государственности. В августе 1991г. союзное республиканское МВД стало республиканским МВД, то же самое произошло с КГБ, которое перешло в подчинение ВС БССР. В начале 1992г. начало свою деятельность главное управление пограничных войск при Совмине РБ. Созданы пограничные отряды на границе с Литвой и Латвией. В сентябре 1992г. ВС принимает закон о таможенной службе РБ. 20 сентября 1992г. ВС принимает решение о создании вооруженных сил РБ. В 1992г. начинает действовать министерство обороны, разрабатывается военная доктрина, Беларусь – безъядерное государство. Сокращение армии в 2 раза. Новое важное значение принимает министерство иностранных дел. Оно начинает действовать в отношении дипломатических отношений. Начинается формирование собственной денежной системы. С 1995г. белорусские рубли стали единым платежным средством в РБ. До мая 1992г. ВС принял 153 новых закона, в том числе о государственном суверенитете, о собственности, о национальном банке, о земле, и приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и АПК, и ряд законов о общественной безопасности. На протяжении 1992-1994гг. ВС стал ареной борьбы по вопросам экономической жизни, политической строя государства, будущего договора с Россией. Новый статус государства нашел закрепление в конституции. 

     2.15 марта 1994г. принята новая конституция. Беларусь – унитарное демократическое социально-правовое государство. Вводилась президентская форма управления. На парламент ни президент не получили преимущества во властных полномочиях. Выборы президента были назначены на 10 июня 1994г. Победу одержал А.Г. Лукашенко.

     В начале 1995г. создана структура, подчиненная  президенту. Начинается противостояние между парламентом и президентом. 20 ноября ВС пытается провести импичмент президенту. 24 ноября 1996г. состоялся республиканский референдум, на который были вынесены 2 дополнения в конституцию: президентское и парламентское. Побеждает президентский вариант (70,45%). Полномочия президента расширяются, он стал гарантом конституции. Расширенные права и полномочия Совмина, вместо однопалатного ВС (260 депутатов) сформирован двухпалатный парламент – национальное собрание, которое состоит из палаты представителей и совета республики.

     Важный  принцип – принцип разделения властей, важный шаг на пути формирования правового государства. Закреплен  принцип верховенства права. Наиболее существенные изменения в организации  деятельности высших органов власти: произошло перераспределение полномочий. 

     3.Президент – глава государства, гарант конституции, гарант прав и свобод. Функции: реализация направлений внутренней и внешней политики, меры по охране суверенитета, национальной безопасности, территориальной целостности, обеспечение стабильности, посредничество между органами власти. Новым являлось то, что президент получает право издавать декреты и указы.

     Национальное  собрание – высший законодательный  представительный орган РБ. Рассматривает  по предложению президента или не менее 150 тыс. граждан проекты законов о внесении изменений в конституцию. Назначает выборы президента, дает согласие на назначение министров, заслушивает доклады премьер-министра о деятельности правительства. Совет республики принимает или отклоняет принятые палатой представителей законы, дает согласие на назначение председателя верховного суда, председателя верховной избирательной комиссии, генерального прокурора, председателя и членов руководства нацбанка, выбирает 6 судей конституционного суда, рассматривает обвинения против президента, выдвинутое палатой представителей, при наличии оснований большинством голосов, но не менее чем 2/3 от состава, принимает решение об освобождении президента от должности. Законопроекты становятся законами только после принятия палатой представителей и одобрения совета республики большинством голосов.

     Конституционный суд осуществляет контроль за конституционностью принятых НПА.

     Значительно вырос объем полномочий правительства. Более четко сформулирован механизм функционирования.

     Конституция стала основой для дальнейшего  развития законодательства РБ. 

     4.23 апреля 1992г. ВС принимает закон о судебно-правовой системе РБ. Цель: создание самостоятельной независимой власти как основы гаранта обеспечения прав и свобод. 

     5.На  первом этапе развития законодательства РБ после провозглашения независимости. Основные направления в праве – активное обновление законодательства с целью демократизации и приспособления его в новым условиям социально-политического и экономического развития страны, приведение национального права в соответствие с нормами международного права. Активная кодификация права. Существует дополнение в действующие акты. 1997г. – законы о дополнении государственных законов. Обновление законодательства на современном этапе путем создания сводов законов РБ. Переход от формально-декларативного участия РБ во внешней политике к реальной начиная с декабря 1991г. Контуры внешней политики определены в заявлении ВС о принципах внешнеполитической деятельности РБ. Основа внешней политики – обеспечение жизненных интересов белорусского народа. Изначально в качестве базовых принципов РБ выбрала безъядерность и нейтралитет. РБ подтвердила те договоры, которые она подписала.

     В 1994г. 123 страны признали РБ. Посольства и консульства были установлены в 97 странах мира. Негативно повлияли расхождение во взглядах некоторых стран на конституцию.

     Партнерство с Россией: февраль 1995г. – договор о дружбе (взаимные политико-экономические интересы двух государств). 2 апреля 1996г. – договор о создании содружества.                              

Информация о работе Государство и право РБ в конце 20 – начале 21 века