Тебризские ковры 19-20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

В истории культуры каждого народа имеется область искусства , где отражен его богатый духовный мир , в котором воплощены , присущие ему черты характера , интеллекта , мировоззрения и эстетики . Для азербайджанского народа таким видом искусства является искусство ковроделия . На протяжении многих веков ковровые изделия были неизменным атрибутом быта .

Оглавление

1.Введение
2.Ворсовые и Безворсовые ковры
3.Азербайджанские школы ковроткачества
4.Тебризские ковры
5.Дизайн Тебризских ковров
6.Виды Тебризских ковров
7.Заключение

Файлы: 1 файл

Ковер.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

     По теме : Тебризские ковры 19-20 века

                          

                                                                                                                                                      С                                 тудента группы 256 R 

Факультета : Международные отношения  и регионоведение  
 

                                                                Адыгезалова Алима 
 
 
 
 
 

                                             Баку 2011 

                                                   
 
 

                          Оглавление   

1.Введение  

2.Ворсовые и Безворсовые ковры  

3.Азербайджанские школы ковроткачества  

4.Тебризские ковры  

5.Дизайн Тебризских ковров  

6.Виды Тебризских ковров  

7.Заключение 
 

                                                     “ Культура    обогащает народы самым                        

                                                лучшим, что накопило человечество.” 

                                                                           Гейдар Алиев                                                                                                                             
 

В истории культуры каждого народа имеется область  искусства , где отражен его богатый  духовный мир , в котором воплощены , присущие ему черты характера , интеллекта , мировоззрения и эстетики . Для азербайджанского народа таким видом искусства является искусство ковроделия  . На протяжении многих веков ковровые изделия были неизменным атрибутом быта .

  Ковроткачество известно с древнейших времен и относится к высокоразвитым видам ремесла. Археологические памятники рассказывают о том, что на территории Азербайджана искусство ковроткачества было известно еще в IX веке до нашей эры. О древности ковроткачества свидетельствуют и более поздние письменные источники, например, труды таких древнегреческих, римских и арабских авторов, как Геродот, Ксенофонт, Аль-Мугаддаси. Азербайджан является одним из уникальных ковровых регионов мира, где в течение веков вырабатывалось и достигло совершенства искусство мастеров, создавших лучшие образцы ковров и ковровых изделий, начиная с простейшего - паласа, и кончая наивысшим по сложности ворсовым ковром - халча.

Разнообразие  формы, техники ткачества , сюжетов , орнаментов, цвета и композиции этих ковров открывали широкий простор для  исследования . В исторических источниках сохранились многочисленные сведения о высокоразвитом производстве ковров в Азербайджане и вывозе их в другие страны. 

Ковровые искусства  гуманно по своей сути и многофункционально по применению  в быту . Ковер создает человеку удобства , его согревает , обеспечивает уют и оживляет интерьер помещений , а также прекрасные ковры и ковровые изделия, созданные руками азербайджанских мастериц, украшают такие крупнейшие музеи мира, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Топкапы в Стамбуле, музей Виктории и Алберта в Лондоне, музей текстиля в Вашингтоне, музей Азербайджанского ковра и музей истории Азербайджана в Баку.

По технологии изготовления ковры Азербайджана делятся на ворсовые и безворсовые :

Безворсовые ковры  приходятся на ранний период искусства  ковроткачества. Эти ковры по методу ткачества, строения композиции, богатству орнамента и цвету колорита делятся на : палас, лады, килим, шадда, варни,  зили, сумах. Эти ковры  именуются  еще "коврами быта" .

Другим видом  ковров являются ворсовые ковры которые  отражают наивысший этап развития искусства  ковроделия . Они создаются с помощью узловязания способом "тюркбаф" . Здесь можно выделить такие разновидности напольных и настенных ковров , как халча, гяба , даст халы-гяба , пушту , намазлыг и ковры различного назначения в быту, среди которых можно отметить  "парда" , используемая  , как занавес ‟тахт-усту” , используемая как покрытие для ложа и другие . Здесь видна древняя традиция использования ткацкого полотна в бытовых сферах .

Азербайджанские ковры и ковровые изделия по принятой классификации подразделяются на группы по территориальному признаку: 

1. Губа-Ширванская  группа (ковровые регионы - Губа, Ширван и Баку). 
2. Гянджа – Казахская группа (регионы - Гянджа и Казах). 
3. Карабахская группа (регионы - Карабах, Шуша и Джебраил). 
4. Тебризская группа (регионы - Тебриз и Ардебиль).

В основу классификации  взяты, главным образом, три основных отличительных фактора: орнамент, техника исполнения и вид коврового изделия.

   Давайте расширенно осмотрим Тебризскую школу ковроткачетсва . Табриз– административный центр провинции Восточный Азербайджан на северо-западе Ирана. Табриз многие столетия является одним из важнейших центров персидского ковроткачества. Благодаря тончайшему плетению и цветовой гамме, тебризские ковры ручной работы относятся к наиболее качественным и дорогим персидским коврам и стоят в одном ряду с коврами как Исфахан, Наин и даже Кум.

Отличительной чертой тебризских ковров является симметричный, т.н. тюркский, двойной узел. Однако в Тебризе также изготавливают ковры, связанные асимметричным, т.н. персидским, одинарным узлом. Из классических ковров Тебриза стоит упомянуть ковер "Шейх Сефи" (известный также как Ардебильский ковер), сотканный в 1539 г., находящийся в лондонском Музее Виктории и Альберта, и "Охотничий" ковер XVI века в Музее Польди Пеццоли в Милане.

  Ковры Тебризской школы отличаются многообразием орнаментальных и сюжетных композиций, богатством утонченных растительных мотивов. Как мы знаем , что ковры по художественному оформлению  бывают орнаментальные , сюжетные и др. Самым распространенным в Тебризе являются сюжетные ковры .

 Сюжетно-тематические ворсовые ковры, характерные для тебризской школы считаются наиболее сложными по происхождению мотивов и образов. Темы на этих коврах часто навеяны творениями великих поэтов Востока, на них можно встретить изображения соколиной охоты или грозного льва.  

Основа тебризских ковров бывает в основном из хлопка, реже— из шёлка, уток — из шерсти и шёлка. В Тебризе для изготовления ковров в основном используют овечью шерсть. Шерсть, поставляемая с пастбищ района Маку провинции Восточный Азербайджан (северо-запад Ирана), отличается высоким качеством. Реже в тебризских коврах используется шёлк, который поставляется из провинций Хорасан (восток Ирана) и Тегеран (центральный Иран). поднимаются к поверхности воды, чтобы полюбоваться отражением луны. 

Дизайн тебризских ковров относится к «городскому» типу, отличающемуся характерным классическим рисунком и растительным орнаментом. К наиболее распространенным дизайнам персидских ковров из Табриза относятся:

Афшан (перс. - россыпь) — орнамент из крупных и ярких  цветков Шаха-Аббаса, листьев и  бутонов, равномерно расположенных по основному полю ковра.

Дерахти хейвандар — сюжетный ковер с изображением Древа жизни, птиц, диких зверей и парнокопытных в лесу. Этот дизайн также известен под названием джангали.

Гульфаранг  (перс.— гобелен) — рисунок тебризского гобелена представляет собой сочетание традиционного иранского орнамента с натуралистичным изображением цветов, особенно красных роз. В расцветке ковра преобладают яркие и светлые тона, главным образом красный.

Гульдани  (перс.- вазочный) — рисунках ковров данного дизайна на первом плане дается изображение цветочных ваз различного размера. Иногда все поле ковра занимает большая ваза, наполненная цветами. В других коврах несколько маленьких ваз располагаются по обеим сторонам ковра симметрично по отношению друг к другу или же, следуя одна за другой, заполняют весь ковер.

Торандж (перс.—медальон) — круглый, ромбовидный, овальный или  многогранный медальон в центре ковра  — символизируетпруд, павильон, беседку  или ротонду в парке.

Красители, используемые в персидских коврах ручной работы из Табриза

В тебризских коврах чаще всего используются синтетические  анилиновые красители.Они значительно  дешевле натуральных и не «текут», но имеют существенный эстетический недостаток — краски рисунка получаются слишком яркие. Поэтому, почти всегда ковры из Исфагана или Наина превосходят по качеству и эстетической ценности ковры из Табриза.

Плотность тебризских ковров ручной работы

в Табризе производятся ковры в поразительно высоком  качестве. Плотность персидских ковров из Табриза, также как и исфаханских, измеряется в раджах: от 27 радж до 110 радж. Где меньшее значение радж соответствует меньшей плотности.

Радж — показатель плотности ковра, отражающий количество узелков на единице площади изделия. Чем больше узелков завязано на квадратном метре ковра, тем они мельче, и тем тоньше и четче рисунок и плотнее ковер.

Подавляющее число  табризсских ковров выполняется  в средней плотности от 40 до 60 радж. Если плотность превыешает данные значения, значит, то ковер стоит  значительно дороже. Если перевести значения радж в узелки на квадратный метр, то основная часть ковров имеет плотность в диапазоне примерно от 180 тыс. узлов до 1 млн узлов на квадратный метр

Основа тебризских ковров обычно бывает из прочных хлопковых  нитей, уток из хлопка или шерсти. .

По формату  встречаются не только прямоугольные, квадратные и круглые ковры, но также  и восьмиугольники.

Важнейшими центрами изготовления тебризских ковров являются города Херис, Гураван, Бахшаеш, Сараб, Карача, Ахар, Маранд, Мехрабан и Шарабиян. 
 
 

В эту школу входят следующие известные ковры: «Тебриз», «Бахшайыш», «Гараджа», «Гераван», «Херис», «Лячактурунч», «Дорд фесл» (времена года), «Афшан», «Шах Аббасы», «Агаджлы», «Овчулуг», «Ардебиль», «Шейх Сефи», «Шахаббаси», «Сараби», «Зенджан», «Мир» и «Ачма- юмма».

      Ковер “Гераван”

Название этого  ковра, относящегося к Тебризскому  типу ковров Южного Азербайджана, связано  с названием села Гёраван, находящегося вблизи Гериса. По техническим свойствам  и художественным особенностям он сходен с коврами «Герис» (совпадают даже зоны их распространения).

      Ковер Герис 

Название этих ковров, относящихся к Тебризскому  типу связано с названием посёлка  Герис, или Герез, находящегося в 65 км северо-восточнее Тебриза. Этот ковёр  производится также в селе Ахар.

Общей декор  центральной части создан на основе композиции «лячактурундж». Но со временем узоры этой композиции стали контурными и образовали самостоятельный ковровый рисунок. 
Ковроткачи Гериса и расположенных неподалёку сёл обычно ткали этот ковёр по памяти, без эскиза. Приблизительно с XVI века по настоящее время в Герисе по традиции производятся только эти ковры, поэтому ковроткачи прекрасно знают его рисунок. Халы «Герис» ткутся больших размеров, что связано с их композицией. Высота ворса 10- 15 мм.

      Ковер Бахшайыш

Ковёр получил  своё название от посёлка Бахшайыш, находящегося в 70 км северо-восточнее  Тебриза. До недавнего прошлого этот посёлок был центром производства чувалов, попон, чулов, джорабов, а также  безворсовых ковров килима и паласа.

Серединное поле ковров «Бахшайыш» обычно бывает с однотонным фоном. В прошлом фон ткался из верблюжьей шерсти. Цвет фона бывает темно синего или бордового цвета. Общее поле ковра и гёль, находящийся в центре серединного поля, строго пропорциональны, четко оконтурены и это придаёт композиции уравновешенность и статику. Углы серединного поля и серединная кайма, составляющая центр бордюрной полосы, украшены узкими диагональными полосками. Эти полоски на Абшеронском полуострове называются «Шарлама» или «Шалнума». Ковёр «Бахшайыш» в художественном отношении сходен с коврами «Хиля» и «Сураханы», входящими в Бакинскую группу.

Ковры «Бахшайыш» имеют различный формат и размеры. Наиболее популярны ковры «беш черек-едди черек» .Плотность узлов такая же, как у карабахских ковров. Иногда по осо¬бому заказу производятся ковры тонкого тканья.

      Ковер Лячактурунч 

Ковёр получил  название от композиции «Лячактурундж», созданной в тебризской художественной школе. Композиция «Лячак¬турундж»  широко использовалась в орнаментально-декоративном искусстве не только в Тебризе, но и на всём Ближнем Востоке и в Средней Азии.

  Композиция  «Лячактурундж» имеет два основных  элемента боль¬шого размера, то  есть состоит из турунджа (медальона)  и четырёх лячаков (розеток). Турундж  располагается в центре серединного поля, лячаки - симметрично по его четырём углам. Пространство между турунджем и лячаками в коврах простого построения бывает однотонным без какого-либо узора, а в коврах со сложной композицией украшается спиралевидными ветками со стилизованными цветочками и листьями. Форма турунджев и лячаков зависит от размера ковра: если длина ковра больше, чем шири¬на, расположенный в центре серединного поля турундж приобретает продолговатую форму, а если окружающее турундж поле вытягивается в ши¬рину, то и сам турундж обретает более овальные очертания. Круглые медальоны иногда бывают восьмиконечными, двенадцатиконечными, а в редких случаях даже состоят из шестнадцати углов. Лячаки тоже имеют различную форму. Они размещаются в углах серединного поля в виде треугольников. Симметричные лячаки чаще всего имеют форму пря¬моугольного треугольника, а асимметричные- остроугольного. Последние получили у народных мастеров название «этекли лячак».

Информация о работе Тебризские ковры 19-20 века