Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:34, реферат
В истории культуры каждого народа имеется область искусства , где отражен его богатый духовный мир , в котором воплощены , присущие ему черты характера , интеллекта , мировоззрения и эстетики . Для азербайджанского народа таким видом искусства является искусство ковроделия . На протяжении многих веков ковровые изделия были неизменным атрибутом быта .
1.Введение
2.Ворсовые и Безворсовые ковры
3.Азербайджанские школы ковроткачества
4.Тебризские ковры
5.Дизайн Тебризских ковров
6.Виды Тебризских ковров
7.Заключение
По теме : Тебризские ковры 19-20 века
Факультета :
Международные отношения
и регионоведение
Оглавление
1.Введение
2.Ворсовые и Безворсовые
ковры
3.Азербайджанские
школы ковроткачества
4.Тебризские ковры
5.Дизайн Тебризских
ковров
6.Виды Тебризских
ковров
7.Заключение
“ Культура обогащает народы самым
В истории культуры каждого народа имеется область искусства , где отражен его богатый духовный мир , в котором воплощены , присущие ему черты характера , интеллекта , мировоззрения и эстетики . Для азербайджанского народа таким видом искусства является искусство ковроделия . На протяжении многих веков ковровые изделия были неизменным атрибутом быта .
Ковроткачество известно с древнейших времен и относится к высокоразвитым видам ремесла. Археологические памятники рассказывают о том, что на территории Азербайджана искусство ковроткачества было известно еще в IX веке до нашей эры. О древности ковроткачества свидетельствуют и более поздние письменные источники, например, труды таких древнегреческих, римских и арабских авторов, как Геродот, Ксенофонт, Аль-Мугаддаси. Азербайджан является одним из уникальных ковровых регионов мира, где в течение веков вырабатывалось и достигло совершенства искусство мастеров, создавших лучшие образцы ковров и ковровых изделий, начиная с простейшего - паласа, и кончая наивысшим по сложности ворсовым ковром - халча.
Разнообразие
формы, техники ткачества , сюжетов
, орнаментов, цвета и композиции
этих ковров открывали широкий простор
для исследования . В исторических
источниках сохранились многочисленные
сведения о высокоразвитом производстве
ковров в Азербайджане и вывозе их в другие
страны.
Ковровые искусства гуманно по своей сути и многофункционально по применению в быту . Ковер создает человеку удобства , его согревает , обеспечивает уют и оживляет интерьер помещений , а также прекрасные ковры и ковровые изделия, созданные руками азербайджанских мастериц, украшают такие крупнейшие музеи мира, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Топкапы в Стамбуле, музей Виктории и Алберта в Лондоне, музей текстиля в Вашингтоне, музей Азербайджанского ковра и музей истории Азербайджана в Баку.
По технологии изготовления ковры Азербайджана делятся на ворсовые и безворсовые :
Безворсовые ковры приходятся на ранний период искусства ковроткачества. Эти ковры по методу ткачества, строения композиции, богатству орнамента и цвету колорита делятся на : палас, лады, килим, шадда, варни, зили, сумах. Эти ковры именуются еще "коврами быта" .
Другим видом ковров являются ворсовые ковры которые отражают наивысший этап развития искусства ковроделия . Они создаются с помощью узловязания способом "тюркбаф" . Здесь можно выделить такие разновидности напольных и настенных ковров , как халча, гяба , даст халы-гяба , пушту , намазлыг и ковры различного назначения в быту, среди которых можно отметить "парда" , используемая , как занавес ‟тахт-усту” , используемая как покрытие для ложа и другие . Здесь видна древняя традиция использования ткацкого полотна в бытовых сферах .
Азербайджанские
ковры и ковровые изделия по принятой
классификации подразделяются на группы
по территориальному признаку:
1. Губа-Ширванская
группа (ковровые регионы - Губа,
Ширван и Баку).
2. Гянджа – Казахская группа (регионы
- Гянджа и Казах).
3. Карабахская группа (регионы - Карабах,
Шуша и Джебраил).
4. Тебризская группа (регионы - Тебриз
и Ардебиль).
В основу классификации взяты, главным образом, три основных отличительных фактора: орнамент, техника исполнения и вид коврового изделия.
Давайте расширенно осмотрим Тебризскую школу ковроткачетсва . Табриз– административный центр провинции Восточный Азербайджан на северо-западе Ирана. Табриз многие столетия является одним из важнейших центров персидского ковроткачества. Благодаря тончайшему плетению и цветовой гамме, тебризские ковры ручной работы относятся к наиболее качественным и дорогим персидским коврам и стоят в одном ряду с коврами как Исфахан, Наин и даже Кум.
Отличительной чертой тебризских ковров является симметричный, т.н. тюркский, двойной узел. Однако в Тебризе также изготавливают ковры, связанные асимметричным, т.н. персидским, одинарным узлом. Из классических ковров Тебриза стоит упомянуть ковер "Шейх Сефи" (известный также как Ардебильский ковер), сотканный в 1539 г., находящийся в лондонском Музее Виктории и Альберта, и "Охотничий" ковер XVI века в Музее Польди Пеццоли в Милане.
Ковры Тебризской школы отличаются многообразием орнаментальных и сюжетных композиций, богатством утонченных растительных мотивов. Как мы знаем , что ковры по художественному оформлению бывают орнаментальные , сюжетные и др. Самым распространенным в Тебризе являются сюжетные ковры .
Сюжетно-тематические
ворсовые ковры, характерные для тебризской
школы считаются наиболее сложными по
происхождению мотивов и образов. Темы
на этих коврах часто навеяны творениями
великих поэтов Востока, на них можно встретить
изображения соколиной охоты или грозного
льва.
Основа тебризских
ковров бывает в основном из хлопка,
реже— из шёлка, уток — из шерсти и шёлка.
В Тебризе для изготовления ковров в основном
используют овечью шерсть. Шерсть, поставляемая
с пастбищ района Маку провинции Восточный
Азербайджан (северо-запад Ирана), отличается
высоким качеством. Реже в тебризских
коврах используется шёлк, который поставляется
из провинций Хорасан (восток Ирана) и
Тегеран (центральный Иран). поднимаются
к поверхности воды, чтобы полюбоваться
отражением луны.
Дизайн тебризских ковров относится к «городскому» типу, отличающемуся характерным классическим рисунком и растительным орнаментом. К наиболее распространенным дизайнам персидских ковров из Табриза относятся:
Афшан (перс. - россыпь) — орнамент из крупных и ярких цветков Шаха-Аббаса, листьев и бутонов, равномерно расположенных по основному полю ковра.
Дерахти хейвандар — сюжетный ковер с изображением Древа жизни, птиц, диких зверей и парнокопытных в лесу. Этот дизайн также известен под названием джангали.
Гульфаранг (перс.— гобелен) — рисунок тебризского гобелена представляет собой сочетание традиционного иранского орнамента с натуралистичным изображением цветов, особенно красных роз. В расцветке ковра преобладают яркие и светлые тона, главным образом красный.
Гульдани (перс.- вазочный) — рисунках ковров данного дизайна на первом плане дается изображение цветочных ваз различного размера. Иногда все поле ковра занимает большая ваза, наполненная цветами. В других коврах несколько маленьких ваз располагаются по обеим сторонам ковра симметрично по отношению друг к другу или же, следуя одна за другой, заполняют весь ковер.
Торандж (перс.—медальон) — круглый, ромбовидный, овальный или многогранный медальон в центре ковра — символизируетпруд, павильон, беседку или ротонду в парке.
Красители, используемые в персидских коврах ручной работы из Табриза
В тебризских коврах чаще всего используются синтетические анилиновые красители.Они значительно дешевле натуральных и не «текут», но имеют существенный эстетический недостаток — краски рисунка получаются слишком яркие. Поэтому, почти всегда ковры из Исфагана или Наина превосходят по качеству и эстетической ценности ковры из Табриза.
Плотность тебризских ковров ручной работы
в Табризе производятся ковры в поразительно высоком качестве. Плотность персидских ковров из Табриза, также как и исфаханских, измеряется в раджах: от 27 радж до 110 радж. Где меньшее значение радж соответствует меньшей плотности.
Радж — показатель плотности ковра, отражающий количество узелков на единице площади изделия. Чем больше узелков завязано на квадратном метре ковра, тем они мельче, и тем тоньше и четче рисунок и плотнее ковер.
Подавляющее число табризсских ковров выполняется в средней плотности от 40 до 60 радж. Если плотность превыешает данные значения, значит, то ковер стоит значительно дороже. Если перевести значения радж в узелки на квадратный метр, то основная часть ковров имеет плотность в диапазоне примерно от 180 тыс. узлов до 1 млн узлов на квадратный метр
Основа тебризских ковров обычно бывает из прочных хлопковых нитей, уток из хлопка или шерсти. .
По формату встречаются не только прямоугольные, квадратные и круглые ковры, но также и восьмиугольники.
Важнейшими центрами
изготовления тебризских ковров являются
города Херис, Гураван, Бахшаеш, Сараб,
Карача, Ахар, Маранд, Мехрабан и Шарабиян.
В эту школу входят следующие известные ковры: «Тебриз», «Бахшайыш», «Гараджа», «Гераван», «Херис», «Лячактурунч», «Дорд фесл» (времена года), «Афшан», «Шах Аббасы», «Агаджлы», «Овчулуг», «Ардебиль», «Шейх Сефи», «Шахаббаси», «Сараби», «Зенджан», «Мир» и «Ачма- юмма».
Ковер “Гераван”
Название этого ковра, относящегося к Тебризскому типу ковров Южного Азербайджана, связано с названием села Гёраван, находящегося вблизи Гериса. По техническим свойствам и художественным особенностям он сходен с коврами «Герис» (совпадают даже зоны их распространения).
Ковер Герис
Название этих ковров, относящихся к Тебризскому типу связано с названием посёлка Герис, или Герез, находящегося в 65 км северо-восточнее Тебриза. Этот ковёр производится также в селе Ахар.
Общей декор
центральной части создан на основе
композиции «лячактурундж». Но со временем
узоры этой композиции стали контурными
и образовали самостоятельный ковровый
рисунок.
Ковроткачи Гериса и расположенных неподалёку
сёл обычно ткали этот ковёр по памяти,
без эскиза. Приблизительно с XVI века по
настоящее время в Герисе по традиции
производятся только эти ковры, поэтому
ковроткачи прекрасно знают его рисунок.
Халы «Герис» ткутся больших размеров,
что связано с их композицией. Высота ворса
10- 15 мм.
Ковер Бахшайыш
Ковёр получил
своё название от посёлка Бахшайыш,
находящегося в 70 км северо-восточнее
Тебриза. До недавнего прошлого этот
посёлок был центром
Серединное поле ковров «Бахшайыш» обычно бывает с однотонным фоном. В прошлом фон ткался из верблюжьей шерсти. Цвет фона бывает темно синего или бордового цвета. Общее поле ковра и гёль, находящийся в центре серединного поля, строго пропорциональны, четко оконтурены и это придаёт композиции уравновешенность и статику. Углы серединного поля и серединная кайма, составляющая центр бордюрной полосы, украшены узкими диагональными полосками. Эти полоски на Абшеронском полуострове называются «Шарлама» или «Шалнума». Ковёр «Бахшайыш» в художественном отношении сходен с коврами «Хиля» и «Сураханы», входящими в Бакинскую группу.
Ковры «Бахшайыш» имеют различный формат и размеры. Наиболее популярны ковры «беш черек-едди черек» .Плотность узлов такая же, как у карабахских ковров. Иногда по осо¬бому заказу производятся ковры тонкого тканья.
Ковер Лячактурунч
Ковёр получил название от композиции «Лячактурундж», созданной в тебризской художественной школе. Композиция «Лячак¬турундж» широко использовалась в орнаментально-декоративном искусстве не только в Тебризе, но и на всём Ближнем Востоке и в Средней Азии.
Композиция
«Лячактурундж» имеет два