Тебризские ковры 19-20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

В истории культуры каждого народа имеется область искусства , где отражен его богатый духовный мир , в котором воплощены , присущие ему черты характера , интеллекта , мировоззрения и эстетики . Для азербайджанского народа таким видом искусства является искусство ковроделия . На протяжении многих веков ковровые изделия были неизменным атрибутом быта .

Оглавление

1.Введение
2.Ворсовые и Безворсовые ковры
3.Азербайджанские школы ковроткачества
4.Тебризские ковры
5.Дизайн Тебризских ковров
6.Виды Тебризских ковров
7.Заключение

Файлы: 1 файл

Ковер.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Ковры «Лячактурундж» ткутся средних и больших размеров.

      Ковер Афшан

Название ковра связано с широко распространённой в орнаментально-декоративном искусстве Ближнего Востока композицией «Афшан» (означающая - распыляющий, распространяющий, разбрасывающий и т. д. ) 
Композиция «Афшан» относится не только к ковроткацкой школе Тебриза, но и широко распространена в искусстве ковроделия всего Ирана и Афганистана.

Центральное поле густо покрыто спиралевидными ветками (народные мастера называют их «пича», или «пичек»). Спирали обогащаются  мелкими и средней величины элементами, присущими композиции «Афшан». Спирали как простого, так и сложного строе¬ния обычно заканчиваются элементами «сонлуг» различной формы. Эти «сонлуги» имеют форму стилизованного листка или цветка. При всей густоте рисунка композиция имеет смысловой центр составленный из розеток растительной формы . Плотность узлов ковров «Афшан» простой композиции невелика, а ковры сложной композиции бывают плотнее.

      Ковер Ахаджлы

Ковры получили название не по месту их производства, а в соответствии с композицией.

    Центр ковров, известных под названием «Агаджлы», главным образом, состоит из одного или нескольких деревьев и кус¬тов и в редких случаях- из группы деревьев. Деревья имеют различный вид. Обычно деревья бывают в цвету или с плодами (гранатами, яблоками), а иногда это кипарис, ива, плакучая ива и др. 
В древние времена сюжетом этих композиций выступали какие-либо мифологические темы, сакральные и обрядовые действия. На коврах сады и леса даны в плоскостном виде, в то же время сам пейзаж - объемный. Этот эффект достигается путем исполнения однотонных цветочных узоров большим и мелким размером. Это создает впечатление многоплановости, картинности изображения. Иногда встречаются ковры «Агаджлы», в верхней части серединного поля которых имеется лячак. Народные мастера при создании композиции «Агаджлы» иногда изображают даже корни деревьев.     Ковры «Агаджлы» простой композиции имеют небольшие размеры, плотность их узлов невелика, а ковры сложной композиции больше по размеру и плотнее.

      Ковер Овчулуг 

Название связано  не с производственным центром, а с художественной композицией ковра и её сюжетом. На ковре изображена сцена охоты, где вместе с орнаментом даны изображения животных и людей. Обычно ковры «Овчулуг» изготовляются по особым заказам. Величина ковра влияет на его композицию. В зависимости от того, большой ковёр или маленький, композиция становится компактной или просторной и подробной. 
Плотность узлов ковра «Овчулуг» тоже зависит от его размера.

      Ковер Дордфасил

Основным центром  производства ковров «Дордфасил» был  Тебриз. Композиция серединного поля данных ковров, которые ткались по особым заказам делится на 4 части. Каждая из них отображает сцену быта соответствующего времени года. 
Для убедительности в эти сценки вплетаются виды известных архитектурных памятников, портретов, знаменитых мыслителей и поэтов.  На Ближнем Востоке, в том числе в Азербайджане и Иране, на некоторых халы и коврах имеются широкие, взаимно перпендикулярные полосы. Они изображают текущую воду и делят серединное поле на четыре части. В Европе эти ковры называются «Багчалы».

 Традиции XVI века неоднократно творчески  использовались и в последующие  периоды развития сюжетного коврового  искусства Азербайджана. Несколько  вариантов композиции «Четыре  времени года», принадлежащих  ко второй четверти XX века, хранятся  в Музее азербайджанской литературы им. Низами и в Азербайджанском музее искусств им. Р. Мустафаева в Баку. 
В Музее им. Низами хранится также сравнительно небольшой по размерам сюжетный ковер на тему поэмы Физули «Лейли и Меджнун», иллюстрирующий сцену встречи Лейли с Меджнуном в пустыне. Ковер этот, датированный 1810 г., является великолепным образцом сюжетных ковров начала XIX века.

      Ковер Шейх Сефи

Одним из самых  известных ковров Тебризской школы  ковроткачества является ковер Шейх Сефи. Это величайшее произведения искусства относится к 16 веку и хранится в музее Виктория и Альберт . Этот ковер соткан по заказу Тахмасиба I для Ардебильской мечети .В том же году сотканный этот ковер в 1893 году англичани откупив этот ковер взяли в Лондон , где и хранится  до сегодняшнего . Ширина этого ковра составляет  5,34 , а длина - 10,51 метра .

 Этот халы получил своё название от мавзолея Шейх Сафи, находящегося в городе Ардебиле. Мавзолей Шейха Сафи для азербайджанских и иранских шиитов, был одным из основных мест паломничества. Паломники приносили в храм богатые дары. Халы «Шейх Сафи» был одним из произведений искусства, завещанным храму с благотворительной целью. Первоначально халы назывался «Ардебиль». Художественное оформление халы основывается на композиции «Лячактурундж», но отличается сложностью построения, оригинальностью ком-позиционных элементов, художественной законченностью шестнадцатиконечного турунджа (медальона), находящегося в центре, а также стилистическим и образным единством бордюрных полос и серединного поля.  Орнаментальная композиция этого единственного в своём роде халы, завоевавшего всемирную известность, состоит из таких основных элементов, как гель, губпа, кетебе, гандиль, булут, ислими и спиралевидных веток, названных мастерами «эркек- диши».

 Эти элементы  уравновешивают друг с друга  и обладают завершенной высокохудожественной  формой. Сделанные специально для  этого халы и выполненные профессионально  рисунки определяют его художественную  ценность.  

Производство  ковра «Шейх Сафи» по традиции продолжается по сегодняшний день. Но ни один из последующих халы не достиг того художественного совершенства, какое присуще халы, находящемуся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Этот ковер считается одним из самых уникальных  примеров в мире народного искусства.

В заключении хочу добавить , что настоящий путь ковра  – это из жизни в музей , а  не из музея в жизнь . Еще много  лет назад русский советский  поэт С. Городецкий писал « Азербайджан  еще знает старинные формы  искусства , уже забытые Западом. Здесь поют ашуги , живут музыкальная импровизация, не ушел из быта орнамент , все , чем любуется Запад в музеях ,здесь сохранилось в жизни » . К этим словам видного русского поэта , сказанным полвека назад , остается добавить , что Азербайджан и ныне сохраняет этот драгоценный дар  непосредственного воспроизведения  и восприятия искусства . По-прежнему поют ашуги на свадьбах , звучат мугамы на лесной опушке , юные девушки учатся у своих бабушек тайнам коврового ремесла . В этом истинно народные корни нашего искусства .

Информация о работе Тебризские ковры 19-20 века