Женская благотворительность и милосердие в конце 19 начале 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование женской благотворительности и милосердия XIX – начала XX вв. Исходя из цели мы должны решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность понятий благотворительность и милосердие;
2. указать причины способствующие проявлению благотворительности и милосердию;
3. дать анализ женской благотворительности и милосердию;
4. показать персональный вклад в дело благотворительности
и милосердия Дарьи Севастопольской, Юлии Вревской, Риммы Ивановой.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Женская благотворительность_______________________________10
Глава 2 Женский лик милосердия___________________________________16
Глава 3. Милосердие в именах______________________________________28
3.1. Дарья Севастопольская__________________________________ 28
3.2. Юлия Вревская_________________________________________ 34
3.3. Римма Иванова_________________________________________ 43
Заключение_____________________________________________________48
Список литературы______________________________________________50

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение_________________________________________________________3

Глава 1 Женская благотворительность_______________________________10

Глава 2 Женский лик милосердия___________________________________16

Глава 3. Милосердие в именах______________________________________28

       3.1. Дарья Севастопольская__________________________________  28

       3.2. Юлия Вревская_________________________________________ 34

       3.3. Римма Иванова_________________________________________ 43

Заключение_____________________________________________________48

Список  литературы______________________________________________50 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы

     В наши дни благотворительности и  милосердию уделяется не очень много  внимания, хотя стало открываться  много благотворительных фондов, но литературы посвященной этой теме не достаточно.

     Просмотрев  толковые словари, мы увидим, что авторы дают похожее толкование этим словам.

     Благотворительность и милосердие – это помощь нуждающимся со стороны общественных организаций, государственных учреждений, церкви и частных лиц. Благотворительность и милосердие вызывается различными мотивами: состраданием, желанием получить благодарность со стороны правительства, религиозными воззрениями. Государство к тому же  всегда стремилось устранить социальную опасность, источником которой  было нуждающиеся население.

     Творить благо, делать добро привыкли на Руси издревле. Помочь слабому, накормить  голодного, подать просящему эти  неписаные правила знали еще  восточные славяне. По свидетельству современников-чужеземцев, славяне своей нравственностью производили на них выгодное впечатление. Два качества русского человека находят свои корни в далекой древности. Это гостеприимство и гуманное отношение к пленникам.

     Благотворительности на Руси берет свое начало с устава киевского князя Владимир от 996 г., в соответствии с которым духовенству было официально вменено в обязанность заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. Кстати сказать, сейчас таких указов и уставов, к сожалению, нет и, о благотворительности церкви нам все чаще приходится слышать лишь из уроков истории. А ведь в течение многих веков монастыри и прочие «богоугодные заведения» участвовали в социальной благотворительности церкви и детской благотворительности церкви (церковь оказывала помощь сиротам). 
          Благотворительность – традиционная этическая и социальная норма. Каноны мировых религий включают ее в число основных заповедей. В России благотворительность и милосердие широко распространилась в 19 – начале 20 вв. О ее масштабах свидетельствовал в свое время историк М. Погодин. «Наши купцы не охотники еще до истории. Они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если счесть все их пожертвования за нынешнее столетие, то они составили бы такую цифру, какой должна бы поклониться Европа». 
          Экономическое развитие России, ускоренное либерально-демократическими реформами 60-70 гг. 19 века, привело к росту предпринимательства, накоплению капиталов. Это создавало материальную основу для ускоренного развития общественной и частной благотворительности.  
          Развитию благотворительности и милосердия способствовало и поощрительное законодательство. В 1862 г. был отменен прежний порядок открытия благотворительных обществ, требовавший императорского Высочайшего соизволения. Теперь разрешение на их открытие было достаточно получить в Министерстве внутренних дел, что упрощало процедуру необходимых юридических формальностей. Кроме того государство устанавливало налоговые льготы для предпринимателей-благотворителей. Так, исследователь   Ощепков Б. отмечает, что в царской России за благотворительные деяния налоги снижались с 18 – 25 процентов до 12 – 15 процентов. А на религиозном уровне нередко практиковалось освобождение от уплаты всех местных налогов. Третьим фактором роста благотворительности в России явилось осознание многими предпринимателями своей личной ответственности перед обществом. В основе этого осознания была мысль о том, что Господь бог дает богатство в пользование и обязательно потребует по нему отчета. А значит, богатый человек несет моральную ответственность за использование своего богатства и должен употреблять часть средств на помощь бедствующим, нуждающимся, на поддержку науки, народного образования, здравоохранения. Известный предприниматель-меценат П. М. Третьяков в письме к своей дочери в марте 1893 г. писал:  «Моя  идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу  в  каких-либо  полезных  учреждениях: мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь».  
          Система благотворительности и милосердия в России во второй половине XIX в. – начале ХХ в. представляла собой разветвленную сеть. По источникам финансирования благотворительность и милосердие можно подразделить на общественную, общественно-государственную и частную.  
          Субъектами общественной были общества, финансовые средства которых составлялись из взносов их членов, единовременных частных пожертвований и процентов с ценных бумаг. К этому типу относятся такие, как Общество поощрения трудолюбия или помощи женщинам, оставшимся без средств к существованию (основано в 1863 г.), Общество для помощи больным и обездоленным детям «Синий Крест» (основано в 1896 г.). Крестовоздвиженская община сестер милосердия. 
К общественно-государственной благотворительности можно отнести деятельность учреждений, которые финансировались не только за счет членских взносов, но и за счет государственных средств. Это Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство учреждений Императрицы Марии. Кроме того, существовали заведения, которые не имели специального благотворительного назначения, но благотворительностью занимались.  
Вторая половина XIX – начало ХХ вв. были для России периодом взлета благотворительности. За последние 40 лет 19 века в стране было основано 82% всех благотворительных заведений и 95% благотворительных обществ. Только в течение одного 1898 г. возможностями благотворительности воспользовались более 7 млн. человек. В благотворительных заведениях на постоянной основе получало помощь почти 500 тыс. нуждающихся.  
          Однако не следует и преувеличивать роль благотворительности в решении социальных проблем в России того времени. Наша страна в начале XX в. относилась к государствам мира, имевшим самую высокую смертность населения. В 1913 г. смертность в России была в 2 раза выше, чем в США и развитых европейских странах. Эпидемии и голод уносили миллионы жизней россиян. Средняя продолжительность жизни в стране тогда составляла всего лишь 32 года. Высоким был процент детской смертности. 
          И все же общественная, общественно-государственная и частная благотворительность помогали сотням и сотням тысяч людей в их бедах и страданиях.
 

     Объект  исследования

     Объектом исследования является история Российского общества XIX – начала ХХ в.  

     Предмет исследования

       Предметом исследования женская благотворительность и милосердие в России в XIX – начале ХХ века. 

     Цели  и задачи исследования

     Целью курсовой работы является исследование женской благотворительности и милосердия XIX – начала XX вв. Исходя из цели мы должны решить следующие задачи:

     1. раскрыть сущность понятий благотворительность и милосердие;

     2. указать причины способствующие  проявлению благотворительности  и милосердию;

     3. дать анализ женской благотворительности  и милосердию;

     4. показать персональный вклад  в дело благотворительности 

     и милосердия Дарьи Севастопольской, Юлии Вревской, Риммы Ивановой.

     Источниковая  база исследования

     Источниковую  базу моего исследования составляли опубликованные источники: письма, воспоминания.

     В своем исследовании я использовала «Севастопольские письма и воспоминания» Пирогова Н.И. В своих воспоминаниях он подробно рассказывает об условиях, в которых находились и раненные, и сестры милосердия, о том, какой вклад внесли в спасение многих жизней общины сестер1. Пирогов в своих воспоминаниях так же дает нам исторический обзор действий Крымской войны 1853-1856 гг.

     В «Воспоминаниях сестры милосердия Крестовоздвиженской общины» Бакуниной Е.М даны яркие, впечатляющие описания положения, в котором оказались раненные и больные солдаты, и офицеры русской армии, самоотверженной работы врачей и сестер милосердия, состояния организации медицинской помощи2.

       Письма опубликованные Тургеневым И.С. весьма характерно отразили в себе происходившие в этот период изменения в отношениях русского общества3.  

     Степень изученности

     Изучение  историками данной темы можно разделить на 3 этапа:

  1. В XIX – начало ХХ века проблеме благотворительности и милосердия уделяли определенное внимание. Было опубликовано ряд статей посвященных этой теме: «Из истории государственного призрения в России»4, « Императорское женское патриотическое общество»5 «О проекте реформы общественного призрения в России»6. Ряд этих статей знакомит читателя с практически неизвестными страницами истории нашего Отечества и показывает, как на протяжении веков государственная, производственная, духовная деятельность наших соотечественников была неразрывно связана с благотворительностью, попечительством, заботой о бедных и убогих. Темы эти актуальны и для нашего времени, когда появление класса новых русских капиталистов, увы, не сопровождается соответствующим ростом их духовной зрелости и способностью к благотворительности и милосердию.
  2. В советский период этой теме уделяли очень мало внимания, так как благотворительность и милосердие считалось государственным делом. Примером такой литературы и  статей  могут быть: «Подвиг сестры милосердия»7, «На Старой Планине»8.
  3. В современный период благотворительности и милосердию опять стали уделять внимание. Авторы начали писать книги, посвященные этой теме, в журналах стали публиковать биографии первых сестер милосердия. Ульяновой Г.Н. была опубликовано ряд книг о благотворительности. Одна из них монография «Благотворительность московских предпринимателей 1860 – 1914 гг.»9. Эта монография посвящена изучению благотворительности московских предпринимателей на протяжении широкого исторического периода, (с введения городского самоуправления в 1860-х годах до начала Первой мировой войны). Ульяновой Показана доминирующая роль московских предпринимателей в российской благотворительности в целом. Биографический словарь монографии включает в себя 225 персон пожертвовавших от 10 тысяч рублей.

         Но  все же не так много публикаций освящающих деятельность людей сделавших вклад в развитие благотворительности и милосердия. 

     Методологическая  основа

     При написании курсовой работы применялись  общенаучные (историко-логический, системно-аналитический, социологический), а также специальные  методы: исторический, структурно-функциональный, сравнительный, диалектические, аналитические, хронологические и информационные.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 Женская благотворительность

     В словаре Брокгауза и Ефрона благотворительность  так прямо и трактуется как  «нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему».

      Что бы там ни говорили об отсталости вообще, о якобы традиционном отсутствии у нас гражданского самосознания в частности и, наконец, о бесправии и забитости русской женщины – все эти расхожие утверждения не выдерживают проверки фактами, по крайней мере, вековой давности. История рисует совсем другую картину социальной жизни и совсем иной образ женщины в Российской империи: экономически самостоятельная, социально активная, достаточно образованная и духовно развитая. Таковы представительницы дворянства и купечества, чиновничьей среды и мещанства.

     В милосердии все равны. Каждый волен  отдать многое из того, что имеет, руководствуясь в жизни принципом разумной достаточности. Каждый волен отдать с умом, присовокупив к дару серьезный финансовый расчет, а то и собственные усилия, тоже немалые. И тогда память сохранит каждого: Захарьину, завещавшую все свое состояние на сооружение больницы в селе Куркино; Барышникову, основавшую приют для хронических больных в селе Николо-Погорелом Дорогобужского уезда Смоленской губернии, Яковлеву (урожденную Склифасовскую), открывшую на свои средства училище в поселке Голицынский городок; Полуденскую, пожертвовавшую 80 тысяч рублей на больницу; Пасхалову за крупный дар в пользу университетских клиник; Великолепову за более чем полумиллионное пожертвование городу Москве на благотворительные цели… [ 28, с. 29-34]

     Благотворительная деятельность и роль в ней обеспеченных российских женщин от императриц до провинциальных помещиц трудно переоценить. Благодаря усердию жен российских правителей (Марии Федоровны, Елизаветы Алексеевны, Александры Федоровны, а позже и Марии Александровны) в стране существовало немало женских рукоделен, воспитательных домов и «училищ для дочерей всякого звания», а к 40-ым годам возникли и первые коммерческие школы для женщин в Петербурге и Москве. [35, с.30-38]

     Много славных женских имен и много  славных дел, а в ответ –  почет и благодарность современников, иногда этот почет столь велик, что  может вызвать недоумение в наши дни. Действительно, сейчас кажется удивительным, что портрет купчихи с абсолютно не известной фамилией Гурьева помещен на первых страницах юбилейного издания Истории Московского Купеческого Общества, следом за официальными фотографиями императорской семьи.

     Будучи  женщиной не слишком бойкой, Татьяна  Гурьева тем не менее смогла заявить  о себе достаточно громко даже для  предпринимательского сообщества, за что и удостоилась «фототипии на отдельном листе» в историческом фолианте. Задумав совершить благое дело – помочь неизлечимо больным достойно и с меньшими мучениями прожить оставшиеся им время – Татьяна Гурьевна вынуждена сама была обратиться за помощью к деловому и надежному человеку. Выбор ее пал на купца первой гильдии Ивана Григорьевича Простякова, известного своей активной деятельностью в благотворительных заведениях московского купечества.[28, с. 29-34]

     О желании Татьяны Гурьевой  пожертвовать 300 тысяч рублей на богадельню он сообщил  в заявлении, поданном 16 июля 1893 года в Купеческую Управу. Кроме того, потомственный почетный гражданин И.Г.. Простяков принимал «на себя труд постройки и обзаведения сего дома». Через неделю Гурьева уточнила: «построить богадельню на земле Московского Купеческого Общества, ранее принадлежавшей А.Г. Солодовникову, что на Щипке». Решение это возникло не случайно, оно результат рачительного и экономного подхода к делу. На улице Щипок, что за Серпуховской заставой, к тому времени составился целый комплекс из Солодовниковских богадельни, училища и больницы; они были объединены территориально, имели общие хозяйственные и вспомогательные постройки. Налицо была финансовая выгода от размещения нового заведения поблизости; да и расположение удачное: вдали от шумного центра, но в городской черте (позднее сюда по тем же соображениям добавят пятое учреждение – богадельню им. П.М. Третьякова). Выслушав заключение двух комиссий, Собрание Выборных на своем заседании 6 октября постановило: « капитал принять на изложенных условиях и за означенное пожертвование выразить Татьяне Гурьевой от имени Московского Купеческого Общества благодарность». Три года спустя Дом призрения бедных им. Т.Г. Гурьевой принимал первых подопечных на полное и бесплатное содержание, больным пациентам предоставлялось соответствующее лечение. Обязательства Простякова на этом не закончилось, так как по воле жертвовательницы он стал пожизненным почетным попечителем Дома.[18, с. 56]

       Из той же купеческой среды и Варвара Яковлевна Лепешкина (урожд. Прохорова). Фамилия Лепешкиных звучала по Москве. Первое студенческое общежитие при университете называли по имени основателя Лепешкинским; в Екатерининском богаделенном доме и Демидовской богадельне было более двадцати коек, которые содержались на средства семьи Лепешкиных.

     К созданию профессионального училища  для девочек Варвара Лепешкина подошла основательно. На отведенном участке земли было построено здание, оборудованы учебные помещения и мастерские для машинно-вязального отделения. Задача была поставлена масштабно - содействовать распространению профессионального и общего среднего образования. Поступающие ученицы могли выбирать одно из двух направлений. На общеобразовательном отделении срок обучения составлял шесть лет, и воспитанниц готовили для преподавания в начальных школах грамоты и рукоделия. На профессиональном отделении девочек учили домоводству, портновскому делу, мастерству белошвеек; все специальности включали курс так называемого изящного рукоделия. [15, с. 64]

     В статусе частного заведения училище  просуществовало шестнадцать лет. В 1903 году по духовному завещанию жертвовательницы оно переходит в ведение города, причем В. Я. Лепешкина поручила своим душеприказчикам „вместе с училищем передать городу капитал в 500 тыс. руб., процентами с которого должно содержаться училище". Таким образом, она дарила городу не просто материальные ценности, а готовое заведение с хорошо отлаженным механизмом функционирования, обеспечив его к тому же средствами для дальнейшего содержания.[28, с.29-34]

     Ее  дар по достоинству оценили городские  власти. „Известия Московской Городской Думы" особо отмечали, что это училище „не потребовало от города ни одной копейки расхода и не только покрывает все ежегодные расходы по содержанию, но дает даже некоторый излишек". В глазах современников, бережливо относившихся к общественному добру, дар Лепешкиной выгодно отличался, например, от подобного заведения для мальчиков, переданного Москве В. А. Морозовой. Принимая пожертвование известной миллионерши стоимостью в 150 тыс. руб., одновременно „Дума ассигновала на содержание училища 21 тыс. руб. ежегодно".[15, с. 65]

     В истории благотворительности есть поступки женщин вполне объяснимые; например, продиктованные желанием поддержать общественный статус семьи. Но женская душа загадочна, а тем более по прошествии стольких лет. Утеряны многие документы, не найти печатных свидетельств. И тогда становится трудно объяснить, что могло заставить вдову, за которой не стояло баснословное наследство или громкая известность мужа, так много сделать для самых беззащитных - для стариков и детей. Фамилия Геер представлена в истории российской благотворительности двумя учреждениями, созданными на пожертвования Натальи Петровны Геер.

Информация о работе Женская благотворительность и милосердие в конце 19 начале 20 века