Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование женской благотворительности и милосердия XIX – начала XX вв. Исходя из цели мы должны решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность понятий благотворительность и милосердие;
2. указать причины способствующие проявлению благотворительности и милосердию;
3. дать анализ женской благотворительности и милосердию;
4. показать персональный вклад в дело благотворительности
и милосердия Дарьи Севастопольской, Юлии Вревской, Риммы Ивановой.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Женская благотворительность_______________________________10
Глава 2 Женский лик милосердия___________________________________16
Глава 3. Милосердие в именах______________________________________28
3.1. Дарья Севастопольская__________________________________ 28
3.2. Юлия Вревская_________________________________________ 34
3.3. Римма Иванова_________________________________________ 43
Заключение_____________________________________________________48
Список литературы______________________________________________50
Отважная девушка, находясь на поле боя, бросалась туда, где ее ждали раненые. «Ее помощь там, где льется кровь, была так нужна», – говорили сослуживцы. А домой она с гордостью писала: «На меня не смотрят здесь как на женщину, а видят сестру милосердия, заслуживающую большого уважения».
Родители в письмах все настойчивей просили ее передохнуть от ужасов войны. Пробыв полгода в полку, Римма, наконец, берет отпуск и 9 июля приезжает в Ставрополь. К этому времени она уже имела два «солдатских Георгия» – 3-й и 4-й степени.[38] А дороже всех наград была братская нежная любовь благодарных солдат и офицеров.
В родной дом девушка вернулась уже не той веселой и беззаботной «Риммочкой», какой отправилась на войну. Мать с отцом надеялись, что после пережитого дочь останется дома. Римма же мыслями была с теми, кто писал ей: «Вы своей самоотверженностью и ласкою вселяете веру в тяжело раненных…».[38] Читая такие письма, она не могла оставаться равнодушной. 19 августа 1915 года Р. Иванова снова отправилась на фронт. По пути к месту службы заехала к брату, состоявшему врачом в 105-м Оренбургском пехотном полку. Владимир уговорил сестру остаться с ним, хотя она, как и на прежнем месте службы, не желала находиться в тылу: пошла фельдшером в 10-ю роту.
Девятого сентября на их участке начались ожесточенные атаки неприятеля. Девушка не успевала перевязывать раны. Враг почти вплотную подошел к русским окопам. Некоторые из солдат в панике стали выскакивать из траншей, чтобы спастись в тылу. Римма не допускала мысли, что рота может отступить и бросить раненых. Но командовать уже было некому – все офицеры убиты или тяжело ранены. Девушка не колебалась. Выскочив из окопа, с криком «Солдаты, за мной!» бросилась вперед. За сестричкой ринулись все способные держать оружие. Тут уже поднялись и другие подразделения, отбросив противника, ворвались во вражеские окопы. Но радость успешной контратаки была омрачена: смертельно раненная, Римма умерла на руках у солдат. [38]
По инициативе личного состава полка на имя императора направляется ходатайство о награждении сестры милосердия Р. Ивановой орденом Св. Георгия 4-й степени. Царь оказался в затруднительном положении: это был сугубо военный орден, которым награждались только офицеры, причем имевшие уже немалый чин. До этого им не награждалась ни одна женщина. Правда, такую награду имела знаменитая «кавалерист-девица» Н. А. Дурова. Но она была удостоена ордена как мужчина, скрываясь под именем корнета Александрова… После долгих раздумий император подписал именной указ о награждении. [38]
По
просьбе родителей и
В
сохранившейся метрической
В
советские времена имя
Заключение
Благотворительная
деятельность является древнейшей нравственной
и гуманистической традицией
российского народа. Милосердие и
благотворительность всегда были неотъемлемой
чертой, особенностью деловых людей. Во
многом это качество определялось отношением
предпринимателей к своему делу, которое
в России всегда было особенным. Для российского
предпринимателя быть благотворителем
значило нечто большее, чем быть просто
щедрым или иметь возможность получать
привилегии и выбиваться в высшие слои
общества, — это во многом было национальной
чертой россиян и имело религиозную основу.
В отличие от Запада, в России не существовало
культа богатых людей. Про богатство на
Руси говорили: Бог дал его человеку в
пользование и потребует по нему отчета.
Эту истину приняли и пронесли сквозь
века многие представители делового отечественного
мира, и благотворительность стала в определенном
смысле исторической традицией российских
предпринимателей. В условиях крайней
поляризации богатства и бедности в России
филантропическое предпринимательство
становилось своего рода «регулятором»
социального равновесия, определенным
средством устранения общественной несправедливости.
Конечно, нищету и отсталость благотворительностью
ликвидировать было невозможно, и это
прекрасно сознавали предприниматели,
но они стремились хоть как-то помочь «ближнему
своему» и таким образом «облегчить душу
себе»… Самый щедрый российский благотворитель,
крупный предприниматель конца XIX века
Гаврила Гаврилович Солодовников, который
из общей суммы наследства в 21 млн. руб.
свыше 20 млн. руб. завещал на общественные
нужды (для сравнения: пожертвования всего
дворянства, включая царскую семью, за
20 лет не достигли 100 тыс. руб.). Широко известны
примеры благотворительности в медицине.
Так, открытый в 1903 г. по инициативе профессора
Н.Л. Левшина Раковый институт при Московском
Университете был создан на пожертвования
фабриканта С. Морозова. Еленинская больница
для бедных женщин, страдающих онкологическими
заболеваниями, была построена в Санкт-Петербурге
в 1911 г. на средства купцов Елисеевых.
С давних времен в России у народа была
прекрасная традиция — вкладывать деньги
в дела, приносящие людям радость, оставляющие
след в жизни, дающие право детям, внукам,
правнукам гордиться своими предками.
Вот почему в России помнят имена Морозовых,
Алексеевых, Мамонтова, братьев Вавиловых,
Третьякова. Они были не только фабрикантами
и предпринимателями. Это были люди огромного
интеллектуального потенциала, любившие
землю, на которой они родились, которая
их вырастила и выучила. И они делали все,
чтобы их родина была лучше, богаче, чтобы
ею могли гордиться потомки. Богатая, умная
интеллигенция давала деньги на строительство
и содержание библиотек, университетов,
больниц для бедных, приютов, школ для
крестьянских детей. С их помощью развивалась
российская культура, наука, образование
и медицина.
Список источников и литературы
I Источники
Опубликованные
1.Бакунина
Е.М. Воспоминания сестры
2.Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. М., АН СССР, 1950
3.Тургенев И.С. Письма т.12 кн.1 М., Наука, 1965.
4.Тургенев И.С Письма т.10 М., Наука, 1965.
5.Уставы
и правила общин сестер милосердия в Екатеринославской,
Ионно – Ильинской, Крестовоздвиженской.
СПб., 1879
II Литература
6.Брайнина Б. На Старой Планине. М., Советский писатель, 1975.
7.Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России. М., Статус, 2001.
8.Горюнов А.Г. Благотворительность и ее роль в современном мире. СПб., 1996 г.
9.Зиссерман А.Л. 25 лет на Кавказе СПб., 1879
10.Кочнева Т.П. Малинники. Усадьба Вульфов. Неизвестное об известном/ я ехал к вам. Старица, 2006
11.Кретова М. Баронесса Вревская. М., Армада, 1998.
12.Немирович – Данченко В.И. Год войны т.1. СПб., 1879
13.Пастернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., Литература, 2001.
14.Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей 1860-1914гг. М., Мосгорархив, 1999
15.Фирсов М.В. История социальной работы. М., Академический проект, 2004
16.Шитков А. Сестра милосердия Юлия Вревская. Герои земли тверской. Тверь, 2009
17.История Российского меценатства под ред. Памбухчиянца О.В. М., 2000
18.История социальной работы под ред. Артемьева О.П. М., 2002
19.Не смолкнет эхо над Балканами. М. – София, 1988
20.Сестры
милосердия России под общ. ред. Белякова
Н.А. СПб., 2005
С двумя и более авторами
21.Сорвина А.С. Холостова Е.И Социальная работа: теория и практика. М., Инфра – М, 2003
22.Мельников
В.П., Холостова Е.И. История социальной
работы в России. М., Маркетинг, 2001.
Статьи из сборника
23.Карпычева Л.А. Общины сестер милосердия и православная церковь/ Благотворительность в России. Исторические и социально – экономические исследования. СПб., 2005
24.Пастернак
А.В. История общин сестер милосердия/Благотворительность
в России. Исторические и социально –
экономические исследования. СПб., 2003
Статьи из журналов
25.Афонин Л. Подвиг Юлии Петровны Вревской. Орловский Вестник №3,2002
26.Будко Д.А. За истинное милосердие и заботу о людях. Военно-исторический журнал №3, 2006
27.Исторический Вестник 1886 т.26 №12
28.Ковалева Н.М. Женский лик милосердия. Женщина Плюс 12.05.2002
29.Ковалева Н.М. Сестры милосердия. Женщина Плюс 31.08.2002
30.Крымская война 1853-1856 гг. Родина № 3-4, 1995
31.Максимов
Е.Д. Из истории
32.Назарова Л.Н. Подвиг сестры милосердия. Звезда №3, 1978
33.Ободовский К.П. Рассказы об И.С. Тургенева. Исторический Вестник №2, 1893
34.Очерк возникновения и деятельности Российского общества Красного Креста. Вестник Красного Креста. СПб., №5 1913 приложение
35.Проскуровская Ю.И. Сестра милосердия Юлия Вревская. Вопросы Истории № 11-12, 1992
36.Пушкарева Н. Женщины в исторических судьбах России X – XIX вв. Женщина Плюс 06.08.2003
37. Селиванов А. Императорское женское патриотическое общество. Вестник благотворительности №10,1898
38. Сперанский С.В. О проекте реформы общественного призрения в России. Трудовая помощь №7,1898.
39.Тернова
Н. Дарья Севастопольская. Достоинство
№1, 2008
Статьи из газет
40.Громова Е. Римма Иванова. Ставропольская правда 1.07. 2009
41.Людмила
Сыпина Роза милосердия. Открытая №31,
2005
Информация о работе Женская благотворительность и милосердие в конце 19 начале 20 века