Женская благотворительность и милосердие в конце 19 начале 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование женской благотворительности и милосердия XIX – начала XX вв. Исходя из цели мы должны решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность понятий благотворительность и милосердие;
2. указать причины способствующие проявлению благотворительности и милосердию;
3. дать анализ женской благотворительности и милосердию;
4. показать персональный вклад в дело благотворительности
и милосердия Дарьи Севастопольской, Юлии Вревской, Риммы Ивановой.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Женская благотворительность_______________________________10
Глава 2 Женский лик милосердия___________________________________16
Глава 3. Милосердие в именах______________________________________28
3.1. Дарья Севастопольская__________________________________ 28
3.2. Юлия Вревская_________________________________________ 34
3.3. Римма Иванова_________________________________________ 43
Заключение_____________________________________________________48
Список литературы______________________________________________50

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     Отважная  девушка, находясь на поле боя, бросалась  туда, где ее ждали раненые. «Ее  помощь там, где льется кровь, была так  нужна», – говорили сослуживцы. А  домой она с гордостью писала: «На меня не смотрят здесь как  на женщину, а видят сестру милосердия, заслуживающую большого уважения».

     Родители  в письмах все настойчивей  просили ее передохнуть от ужасов войны. Пробыв полгода в полку, Римма, наконец, берет отпуск и 9 июля приезжает  в Ставрополь. К этому времени  она уже имела два «солдатских Георгия» – 3-й и 4-й степени.[38] А дороже всех наград была братская нежная любовь благодарных солдат и офицеров.

     В родной дом девушка вернулась  уже не той веселой и беззаботной  «Риммочкой», какой отправилась  на войну. Мать с отцом надеялись, что после пережитого дочь останется дома. Римма же мыслями была с теми, кто писал ей: «Вы своей самоотверженностью и ласкою вселяете веру в тяжело раненных…».[38] Читая такие письма, она не могла оставаться равнодушной. 19 августа 1915 года Р. Иванова снова отправилась на фронт. По пути к месту службы заехала к брату, состоявшему врачом в 105-м Оренбургском пехотном полку. Владимир уговорил сестру остаться с ним, хотя она, как и на прежнем месте службы, не желала находиться в тылу: пошла фельдшером в 10-ю роту.

     Девятого  сентября на их участке начались ожесточенные атаки неприятеля. Девушка не успевала перевязывать раны. Враг почти вплотную подошел к русским окопам. Некоторые  из солдат в панике стали выскакивать  из траншей, чтобы спастись в тылу. Римма не допускала мысли, что рота может отступить и бросить раненых. Но командовать уже было некому – все офицеры убиты или тяжело ранены. Девушка не колебалась. Выскочив из окопа, с криком «Солдаты, за мной!» бросилась вперед. За сестричкой ринулись все способные держать оружие. Тут уже поднялись и другие подразделения, отбросив противника, ворвались во вражеские окопы. Но радость успешной контратаки была омрачена: смертельно раненная, Римма умерла на руках у солдат. [38]

     По  инициативе личного состава полка  на имя императора направляется ходатайство о награждении сестры милосердия Р. Ивановой орденом Св. Георгия 4-й степени. Царь оказался в затруднительном положении: это был сугубо военный орден, которым награждались только офицеры, причем имевшие уже немалый чин. До этого им не награждалась ни одна женщина. Правда, такую награду имела знаменитая «кавалерист-девица» Н. А. Дурова. Но она была удостоена ордена как мужчина, скрываясь под именем корнета Александрова… После долгих раздумий император подписал именной указ о награждении. [38]

     По  просьбе родителей и общественности города гроб с телом Р. Ивановой был  доставлен в Ставрополь по железной дороге. Сопровождал его брат Владимир. 25 сентября 1915 года на улицы Ставрополя вышло почти все население. Не было в городе человека, который не помянул бы имени героини. Римму похоронили со всеми военными почестями.

     В сохранившейся метрической книге  Казанского кафедрального собора читаем запись: «Девица сестра милосердия 105-го Оренбургского пехотного полка  Римма Михайловна Иванова, 21 года 4 месяцев убита в бою под деревней Мокрой Дубровой 9 сентября 1915 года. Церковное чинопоследование отпевания совершил священник 105-го Оренбургского пехотного полка в селе Доброславки Гродненской губернии. Предание же земле на кладбище Андреевской церкви г. Ставрополя совершено ставропольским епархиальным миссионером протоиереем проповедником Симеоном Никольским…».

    В советские времена имя национальной героини было почти забыто. Место  ее захоронения сровняли с землей, когда кладбище на территории Андреевской церкви было уничтожено. Отрадно, что в настоящее время память о Римме Ивановой возрождена. В ограде храма Андрея Первозванного установлено скромное надгробие на предполагаемом месте ее захоронения. На здании бывшей Ольгинской гимназии (ныне школа-интернат для глухонемых детей) появилась мемориальная доска. Может быть, властям города следовало подумать о памятнике, который собирались установить на Крепостной горе 94 года назад. Ведь не в каждом городе жила женщина – кавалер офицерского ордена Св. Георгия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Благотворительная деятельность является древнейшей нравственной и гуманистической традицией  российского народа. Милосердие и  благотворительность всегда были неотъемлемой чертой, особенностью деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, — это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчета. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители делового отечественного мира, и благотворительность стала в определенном смысле исторической традицией российских предпринимателей. В условиях крайней поляризации богатства и бедности в России филантропическое предпринимательство становилось своего рода «регулятором» социального равновесия, определенным средством устранения общественной несправедливости. Конечно, нищету и отсталость благотворительностью ликвидировать было невозможно, и это прекрасно сознавали предприниматели, но они стремились хоть как-то помочь «ближнему своему» и таким образом «облегчить душу себе»… Самый щедрый российский благотворитель, крупный предприниматель конца XIX века Гаврила Гаврилович Солодовников, который из общей суммы наследства в 21 млн. руб. свыше 20 млн. руб. завещал на общественные нужды (для сравнения: пожертвования всего дворянства, включая царскую семью, за 20 лет не достигли 100 тыс. руб.). Широко известны примеры благотворительности в медицине. Так, открытый в 1903 г. по инициативе профессора Н.Л. Левшина Раковый институт при Московском Университете был создан на пожертвования фабриканта С. Морозова. Еленинская больница для бедных женщин, страдающих онкологическими заболеваниями, была построена в Санкт-Петербурге в 1911 г. на средства купцов Елисеевых. 
С давних времен в России у  народа была прекрасная традиция — вкладывать деньги в дела, приносящие людям радость, оставляющие след в жизни, дающие право детям, внукам, правнукам гордиться своими предками. Вот почему в России помнят имена Морозовых, Алексеевых, Мамонтова, братьев Вавиловых, Третьякова. Они были не только фабрикантами и предпринимателями. Это были люди огромного интеллектуального потенциала, любившие землю, на которой они родились, которая их вырастила и выучила. И они делали все, чтобы их родина была лучше, богаче, чтобы ею могли гордиться потомки. Богатая, умная интеллигенция давала деньги на строительство и содержание библиотек, университетов, больниц для бедных, приютов, школ для крестьянских детей. С их помощью развивалась российская культура, наука, образование и медицина.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  источников и литературы

I Источники

Опубликованные

1.Бакунина  Е.М. Воспоминания сестры милосердия  Крестовоздвиженской общины (1854-1860). Вестник Европы №6, 1898

2.Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. М., АН СССР, 1950

3.Тургенев И.С. Письма т.12 кн.1  М., Наука, 1965.

4.Тургенев И.С Письма т.10  М., Наука, 1965.

5.Уставы и правила общин сестер милосердия в Екатеринославской, Ионно – Ильинской, Крестовоздвиженской. СПб., 1879 

II Литература

6.Брайнина Б. На Старой Планине. М., Советский писатель, 1975.

7.Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России. М., Статус, 2001.

8.Горюнов А.Г. Благотворительность и ее роль в современном мире. СПб., 1996 г.

9.Зиссерман А.Л. 25 лет на Кавказе СПб., 1879

10.Кочнева Т.П. Малинники. Усадьба Вульфов. Неизвестное об известном/ я ехал к вам. Старица, 2006

11.Кретова М.  Баронесса Вревская. М., Армада, 1998.

12.Немирович – Данченко В.И. Год войны т.1.  СПб., 1879

13.Пастернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., Литература, 2001.

14.Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей 1860-1914гг. М., Мосгорархив, 1999

15.Фирсов М.В. История социальной работы. М., Академический проект, 2004

16.Шитков А. Сестра милосердия Юлия Вревская. Герои земли тверской. Тверь, 2009

17.История Российского меценатства под ред. Памбухчиянца О.В. М., 2000

18.История социальной работы под ред. Артемьева О.П. М., 2002

19.Не смолкнет эхо над Балканами. М. – София, 1988

20.Сестры милосердия России под общ. ред. Белякова Н.А. СПб., 2005 

   С двумя и более  авторами

21.Сорвина А.С. Холостова Е.И Социальная работа: теория и практика. М., Инфра – М, 2003

22.Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., Маркетинг, 2001. 

   Статьи  из сборника

23.Карпычева Л.А. Общины сестер милосердия и православная церковь/ Благотворительность в России. Исторические и социально – экономические исследования. СПб., 2005

24.Пастернак А.В. История общин сестер милосердия/Благотворительность в России. Исторические и социально – экономические исследования. СПб., 2003 

     Статьи из журналов

25.Афонин Л. Подвиг Юлии Петровны Вревской. Орловский Вестник №3,2002

26.Будко Д.А. За истинное милосердие и заботу о людях. Военно-исторический журнал №3, 2006

27.Исторический  Вестник 1886 т.26 №12

28.Ковалева  Н.М. Женский лик милосердия. Женщина Плюс 12.05.2002

29.Ковалева  Н.М. Сестры милосердия. Женщина Плюс 31.08.2002

30.Крымская война 1853-1856 гг. Родина № 3-4, 1995

31.Максимов  Е.Д. Из истории государственного  призрения в России. Трудовая помощь №2, 1901

32.Назарова Л.Н. Подвиг сестры милосердия. Звезда №3, 1978

33.Ободовский К.П. Рассказы об И.С. Тургенева. Исторический Вестник №2, 1893

34.Очерк возникновения и деятельности Российского общества Красного Креста. Вестник Красного Креста. СПб., №5 1913  приложение

35.Проскуровская Ю.И. Сестра милосердия Юлия Вревская. Вопросы Истории № 11-12, 1992

36.Пушкарева Н. Женщины в исторических судьбах России X – XIX вв. Женщина Плюс 06.08.2003

37. Селиванов А. Императорское женское патриотическое общество. Вестник благотворительности №10,1898

38. Сперанский С.В. О проекте реформы общественного призрения в России. Трудовая помощь №7,1898.

39.Тернова Н. Дарья Севастопольская. Достоинство №1, 2008 

   Статьи  из газет

40.Громова Е. Римма Иванова. Ставропольская правда 1.07. 2009

41.Людмила Сыпина Роза милосердия.  Открытая №31, 2005 

Информация о работе Женская благотворительность и милосердие в конце 19 начале 20 века