Классики социальной мысли 19века - начала 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:22, реферат

Краткое описание

Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения.
Таким образом, позитивное знание и "положительная наука" противопоставляются в позитивизме традиционной философии как "метафизике". Ставится задача развить философию нового типа - позитивную философию.
Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ.

Оглавление

1.Принципы соц позитивизма О.Канта
2.Соц.органицизм Герберта Спенсера
3.Социологизм Э.Дюркгема
4.Понимающая соц.М.Вебера
5. Историко-материал.теория К.Маркса

Файлы: 1 файл

Семинар 1.docx

— 23.83 Кб (Скачать)

Тема 1.Классики соц.мысли.19 -нач 20в.

1.Принципы соц позитивизма О.Канта 
2.Соц.органицизм Герберта Спенсера 
3.Социологизм Э.Дюркгема 
4.Понимающая соц.М.Вебера  
5. Историко-материал.теория К.Маркса

1. Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения.

Таким образом, позитивное знание и "положительная  наука" противопоставляются в  позитивизме традиционной философии  как "метафизике". Ставится задача развить философию нового типа - позитивную философию.

Основателем позитивизма был французский  мыслитель Огюст КОНТ.

С его именем связано развитие первого  этапа позитивизма - "первого позитивизма".  
Главное произведение О. Конта "Курс позитивной философии" в шести томах издавалось в 1830-1846г.г., а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.  
Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

"Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

На третьей стадии, по Конту, полностью  вступает в силу закон постоянного  подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается  Контом как универсальный метод  приобретения знаний.

Т.к. в основе науки, по Конту, лежит  наблюдение, а наблюдать мы можем  только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное  знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам  Конт говорит так: "Истинный позитивный дух состоит преимущественно  в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как".

Феноменализм - философский принцип, согласно которому в сознании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию действительностью. Вся концепция научного познания Конта тяготеет к феноменализму, потому что познание, по Конту, не идет далее того, что чувственно воспринимается.

Итак, научное знание, по Конту, имеет  преимущественно описательный характер.  
В отношении гносеологической функции науки необходимо отметить, что описание, по Конту, составляет важную функцию науки, но не главную. Объяснению как функции науки Конт придает минимальное значение. Главную функцию науки Конт видит в предвидении. "Таким образом, - говорит он, - истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти, согласно общему положению о неизменности естественных законов." Именно в предвидении будущего Конт усматривает и социальную функцию науки, особенно поскольку она изучает общественные явления.

 

2. Огюст Конт не поддерживает ни социалистического, ни либерального толкования индустриального общества на основании того, что рост производства отвечает интересам всех социальных групп. Он строит собственную концепцию, делая при этом пруду на эффективную организацию производства. Главную роль он отдает управленцам, инженерам, организаторам, руководителям. Производственные отношения, за Контом, должны быть устроенные не на основе гнетущего антагонизма, а соответственно моральным законам общей гармонии. Иначе говоря, О.Конт — не реформатор, а организатор, который верит в добропорядочность частной собственности и в тех, у кого сконцентрированные богатства. В любом обществе “командует лишь небольшое количество людей и хорошо, если те, кто командует, имеют необходимую экономическую и общественную власть”.

Дополняя картину социального  устройства индустриального общества, О.Конт отмечает, что, кроме мирского порядка, где “властвует принцип  силы и могущества”, существует еще  и другой, духовный порядок —  порядок моральных ценностей. Его  О.Конт рассматривает не как трансцендентный  порядок, а как порядок на земле, которые заменит светскую иерархию силы и материального богатства  духовным богатством морального сорта. Социальные преобразования должны были стать делом ученых и философов, которые заняли в индустриальном обществе место жрецов. Сила духа (мораль) была призвана управлять эмоциями людей, объединять их ради общей работы, освящать права тех, кто при власти, ограничивать своеволие тех, в чьих руках сила, т.е. выполнять фактически ту роль, которую  в теологическую эпоху выполняли  священники и церковь.

,Оценивая значение взглядов Огюста Конта в истории мировой социологии, следует отметить, что его теоретическое наследство стало предметом пылких дискуссий. Современные социологи стараются определить, в чем они “вместе с Контом”, а в чем — вопреки нему. Именно такое название дала своей статье Р.П. Шпакова, перефразировав известный афоризм П.Бурдьє*. По ее мнению, создав проект будущей науки об обществе, французский социолог так и не смог его реализовать. Его взгляды довольно противоречивые, хотя и не лишенные эвристического потенциала. Так, Н.Луман утверждает, что “свою научную плодовитость сохраняют методологические подходы в духе контивськои контроверзы социологической статики и социальной динамики, даже если они трансформировались у отношение “структура-процесс”. В исторической социологии, которая энергично формируется, категории “статика” и “динамика” релевантные категориям “синхрония” и “диахрония”. Принимая во внимание прочность и значимость заложенных Контом основ социальной на уки и сравнивая с ними отечественные разработки, много из которых мертвые уже в эмбриональном состоянии, можно сказать, что мы не вместе с Контом, а намного позади”.

 

 

 

 

33

333.3.33333В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие "социологизм", хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает всего многообразия идей Дюркгейма.

В чем же суть этого  понятия, подводящего под общий  знаменатель концепции данного  автора? С целью понимания дюркгеймовского "социологизма" в этом понятии следует различать два аспекта: во-первых, онтологический, во-вторых, методологический. Касаясь первого, онтологического аспекта "социологизма" можно выделить несколько исходных теоретических позиций или постулатов.10

1. По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а главное "реальна", как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому, как и последние, развивается в соответствии с определенными законами.

2. Общество - реальность  особого рода, которая не сводится  к другим ее видам. И здесь  следует подчеркнуть одну основополагающую  идею, которая пронизывает все  научное творчество Дюркгейма.

Речь в данном случае идет о безусловном признании  автономии социальной реальности, и, прежде всего, по отношению к индивидуальной, биопсихической реальности, которая  воплощена в отдельных индивидах. Различия индивида и общества выступают  у него в форме дихотомических пар, в которых так или иначе  воплощается (выражается) разнородность  этих реальностей. Например, "индивидуальные факты", "индивидуальные представления - коллективные представления", "индивидуальное сознание - коллективное сознание" и др.

Во всякой теории общества, теории социологии явно или  не явно присутствует теория человека, она (теория социологии) так или иначе базируется на философской антропологии. И в этом Плане человек для Дюркгейма - это двойственная реальность, .в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная. Эти два начала человеческой природы также выступают у Дюркгейма в разнообразных дихотомиях, в частности:

а) факторы, специфичные  для общества, и выделяемые и постулируемые  характеристики человеческой природы;

б) факторы, общие  для данного общества или группы, и характерные для одного или  нескольких индивидов;

в) сознание и поведение  ассоциированных индивидов, с одной  стороны, и изолированных индивидов - с другой и т. д.

Эта дихотомичность имела глубокие методологические и теоретические следствия и причины. Следует особо отметить, что "социологизм" Дюркгейма (в онтологическом плане) не сводился только к утверждению наличности и автономии социальной реальности. Он утверждал и обосновывал приоритет социальной реальности по отношению к индивидуальной, а также ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения.

Поэтому в указанных  выше дихотомических парах те стороны, которые воплощают социальную реальность, превалируют, господствую над единичными, индивидуальными. Так, коллективное сознание - над индивидуальным, священное - над светским и т. д. То есть с полным правом можно заключить, что по Дюркгейму, общество представляет собой более богатую и более "реальную" реальность, чем сам индивид. Общество у Дюркгейма доминирует над индивидом, создает его и является источником всех высших ценностей.

 

.44.4. Макса Вебера, немецкого социального философа, экономиста и историка, часто называют одним из основателей современной социологии. Аргументы в пользу этого утверждения таковы: (1) он дал систематическое изложение концептуальных основ социологической перспективы; (2) он разработал последовательную философию социальной науки, которая осмыслила сущностные основы социального действия; (3) в ряде самостоятельных областей он уловил основные характеристики современной индустриальной цивилизации; (4) через эмпирические исследования современного общества он идентифицировал ряд ключевых вопросов, которые стали средоточием дальнейших принципиальных дискуссий в рамках данной дисциплины; (5) его собственная жизнь представляет собой убедительный пример социологии как призвания.

Биографические вехи. Макс Вебер родился в 1864 году в г. Эрфурте в семье юриста. Оно получил воспитание, которое характеризовалось семейным богатством, политическим либерализмом и протестантским духом. Учился в Гейдельбергском, Геттингенском и Берлинском университетах. Темой его ранних научных исследований была хозяйственная жизнь античных и средневековых обществ. С 1891 по 1897 г. он - профессор права и политической экономии в ряде университетов Германии. Одновременно ведет активную научно-исследовательскую и публицистическую деятельность. Однако его преподавательская и исследовательская работа была прервана болезнью, сопровождавшейся в 1897 году нервно-психическим расстройством. Невзирая на это, его академическая продуктивность продолжала оставаться огромной. С 1907 года, получив наследство, полностью посвящает себя науке. В течение ряда лет активно сотрудничает с Немецкой ассоциацией социологов, занимая там весьма заметные позиции. С началом Первой мировой войны поступает на государственную службу (к чему он всегда относился с большим уважением). Скончался в 1920 г. в Мюнхене.

Творческое  наследие Вебера весьма обширно и  разнообразно. Мы затронем здесь лишь некоторые из наиболее весомых социологических  воззрений великого немецкого социолога; в других наших методических пособиях мы также затрагиваем некоторые  его идеи. 

 

 

 

55. Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция  включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукта той непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как  будет показано ниже, оба ее направления  правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда*.

 

 


Информация о работе Классики социальной мысли 19века - начала 20 века