Военные реформы Петра I . Их оценка в исторической литературе.

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:02, реферат

Краткое описание

Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Военные реформы Петра I. ……………………………………………..4
2. Административные преобразования. …………………………………...6

3. Церковная реформа. …………………………………………………….10

4. Экономические преобразования………………………………………...11

5. Изменения в области науки, культуры и быта………………………....14

6. Оценка историками реформ Петра I………………………………….....15

7. Заключение………………………………………………………………..19

Список использованной литературы……………………………………....21

Файлы: 1 файл

История.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание 

                        Введение……………………………………………………………………..3

  1. Военные реформы Петра I. ……………………………………………..4

     2. Административные преобразования. …………………………………...6

    3. Церковная реформа. …………………………………………………….10

   4. Экономические преобразования………………………………………...11

     5. Изменения в области науки, культуры и быта………………………....14

     6. Оценка историками реформ Петра I………………………………….....15

     7. Заключение………………………………………………………………..19

   Список  использованной литературы……………………………………....21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    В царствование  Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны.  Многие из этих преобразований уходят  корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием  которых  было  формирование дворянско-чиновничьего аппарата. Обостряющиеся классовые  противоречия  привели  к  необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления,  построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата,  строго  контролируемого  высшими  органами власти.  Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ  в  различных  сферах деятельности государства.

     Два с половиной столетия историки,  философы и писатели спорят о значении  Петровских  преобразований,  но  вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это  был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.  В российской  истории трудно найти деятеля,  равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой  проблеме.  Конкретной оценки - положительной или отрицательной действиям Петра I нет, но проводимые им реформы в различных областях имели безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725  г.  Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки   ограниченными,  она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира.  Петр превратил Россию в подлинно  европейскую страну  (во всяком случае,  как он это понимал) - недаром выражение  "прорубил окно в Европу" стало настолько часто употребляемым. Вехами  на  этом пути стали завоевание выхода к Балтике,  строительство  новой столицы - Санкт-Петербурга,  активное вмешательство  в  европейскую политику.

    Деятельность Петра создала все условия для более  широкого  знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса  ломки норм и представлений Московской Руси.

    Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества,  в отличие от предыдущих попыток российских правителей.  Строительство флота,  Северная война, создание  новой столицы - все это становилось делом всей страны. 
 

  1. Военные реформы Петра I.
 

    Военные реформы  занимают особое место среди  Петровских преобразований.  Они  имели наиболее ярко  выраженный  классовый  характер.

    Сущность  военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений  и организации  постоянной боеспособной армии с единообразной  структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

      Задачи создания современной  боеспособной армии и флота   занимали  юного царя еще до  того,  как он стал полновластным  государем. Можно  насчитать  лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень  большое,  часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства.  Ход же самой военной реформы определялся войной. Василий Осипович Ключевский писал: "Война указала порядок реформы, сообщила ей  темп и самые приемы". «Игра в солдатики",  которой отдавал все свое время юный Петр, с конца 1680-х гг.  становится все более и более серьезной. В 1689 г.  Петр строит на Плещеевом озере,  около Переславля-Залесского,  несколько  небольших  кораблей  под руководством голландских мастеров.  Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" -  Семеновский и Преображенский.  Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".

      Семеновский и  Преображенский  полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во  время  Азовских  походов  1695-1696 гг.  Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое  крещение которого также приходится на это время.  В казне  не  было  необходимых средств,  и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям  светских  и  духовных  землевладельцев.  С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику,  а с основанием Санкт-Петербурга строительство  кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра,  Россия стала одной из сильнейших морских держав мира,  имея 48  линейных и 788 галерных и прочих судов.

    Начало  Северной войны стало толчком  к  окончательному  созданию регулярной армии.  До Петра армия состояла из двух главных частей  дворянского ополчения и  различных  полурегулярных   формирований  (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то,  что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические  созывы  ополчения  были заменены систематическими рекрутскими наборами.  В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический  принцип.  Рекрутские наборы распространялись на население,  платившее подати и несшее государственные повинности. В  1699 г.  был произведен первый рекрутский набор,  с 1705 г.  наборы  узаконены соответствующим указом и стали ежегодными.  С  20  дворов  брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет. Более всего от рекрутских наборов пострадала  русская деревня.  Срок службы рекрута практически не был ограничен.  Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян,  обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская,  артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский,  а в 1720 г.  - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии.  К концу Северной войны Петр имел  огромную  сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной,  растянувшейся почти  на четверть века войне.

    Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

     - создание боеспособной регулярной  армии,  одной из сильнейших  в  мире,  которая дала России  возможность воевать со своими  основными  противниками и побеждать их;      - появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

     - создание мощного военного флота;

     - гигантский  рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Административные преобразования. 

    В.О.Ключевский писал:  "Преобразование управления - едва  ли  не самая  показная,  фасадная  сторона преобразовательной деятельности Петра;  по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность". Ключевский,  вообще относившийся к деятельности Петра весьма критически, считал, что реформы управления проводились наспех, беспрограммно. Те или иные изменения в государственном управлении, административно-территориальном делении России диктовались военной  необходимостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все растущих военных  рас  ходов (сам Петр называл деньги "артериею войны").  Для Петра-реформатора было также характерно стремление перенести военные  принципы на  сферу гражданской жизни и государственного управления.  Весьма  показателен в этом плане Указ от 10 апреля 1716г.,  присланный императором в Сенат: "Господа Сенат!  Посылаю вам книгу Воинский устаф (которой зачат  в Петербурхе и ныне совершен)...  И понеже оной хотя основанией воинских людей,  аднакож касается и до всех правителей земских". Петр  относился к государственному учреждению как к воинскому подразделению,  к регламенту - как к военному уставу,  а к чиновнику - как к военнослужащему.  Американский  исследователь  Д. Крайкрафт отмечал:  "Петр не только одевался как солдат,  но и действовал и  думал  как солдат".

    Бессистемность  и спешка часто приводили к  путанице: установления, приказы сменялись одно другим,  часто  прямо  противоположным,  или сводились на «нет» бесконечными переменами в государственных учреждениях, иногда учреждения дублировали друг друга по  своим функциям. Многие должности, военные и гражданские, поменявшие лишь старорусские  названия на европейские, по сути своей оставшись прежними.

      Уже впервые  годы царствования Петра изменились стиль и методы  управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на  физическое вымирание,  своим  указом прекратив пополнение думы новыми членами) решения стала принимать своеобразная "команда", составленная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным советником Петра был князь Федор Ромодановский,  по словам современника, "злой тиран, пьяный по вся дни".

    Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов.  Указами вводилось самоуправление для городского купечества,  а также для населения поморских городов.  Отменялась власть  воевод,  отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская  ратуша, выбираемая купцами Москвы.  В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями   органов   самоуправления.  Во  главе  Ратуши  стоял обер-инспектор ратушного правления.  Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.

Но с  ростом государственных расходов Петр постепенно  утрачивает доверие  к  финансовым возможностям Ратуши.  Царь приходит к решению перенести основную массу управления на  места,  так  как  "человеку трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых  нужд  государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск.  В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при  губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган,  приводящий в исполнения распоряжения и приказы;  с 1710 г. воеводы  стали называться уездными комендантами.  В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель),  ландрихтер, ведавший судом,  провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом,  губернская реформа фактически упразднила преобразования  1699  г.,  а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское  учреждение.

    В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была установлена особая платежная единица в 5536  дворов,  которая  должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать определенное количество полков.

    Однако  и  эта реформа не дала желаемого  эффекта,  Северная война затянулась, и разместить в губерниях приписанные  к  ним  полки  не удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных махинаций.  Так, губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ведомости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.

Информация о работе Военные реформы Петра I . Их оценка в исторической литературе.