Военные реформы Петра I . Их оценка в исторической литературе.

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:02, реферат

Краткое описание

Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Военные реформы Петра I. ……………………………………………..4
2. Административные преобразования. …………………………………...6

3. Церковная реформа. …………………………………………………….10

4. Экономические преобразования………………………………………...11

5. Изменения в области науки, культуры и быта………………………....14

6. Оценка историками реформ Петра I………………………………….....15

7. Заключение………………………………………………………………..19

Список использованной литературы……………………………………....21

Файлы: 1 файл

История.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

      Эти две реформы вызвали полное  расстройство государственного  управления. В результате губернской  реформы была уничтожена  система  приказов, в начале XVIII в. Россия  фактически осталась без столицы,  так как Москва перестала ею быть,  а Санкт-Петербург еще  не  стал. Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая называлась то "ближней канцелярией",  то "консилией министров".

Поворотным  моментом стал Указ от 2 марта 1711 г.,  провозгласивший создание  нового  органа государственной власти - Сената.  Формальной причиной послужил отъезд Петра на  войну  с  Турцией. 

    В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения должны повиноваться,  как самому царю.

    Для установления жесткого контроля за управлением  Петр в 1711 г. создает систему фискалов,  которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны,  но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного.  Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для  сведения  счетов. Однако на этом Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Гланая его роль заключалась в надзоре за Сенатом,  теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким  образом,  роль  Сената  как органа государственной  власти была резко снижена.

    Но  новый  централизованный  аппарат  власти с учреждением Сената  еще только начинал создаваться,  и образцом для дальнейшей  реформы  государственного правления  Петр  избрал  шведское государственное  устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им  западноевропейского опыта.

          Используя шведский опыт и  шведские образцы,  Петр,  как правило,  вносил обусловленные особенностями России изменения. 

    В 1712  г.  у Петра появляется идея создать по шведскому образцу  коллегии. Первая заметка царя о  количестве коллегий относится к  23  марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: Юстиции,  Иностранных дел,  Адмиралтейская, Воинская, Камер- и  Коммерц-коллегии. Реформа  началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом.  Указом от 15 декабря 1717 г. назначаются президенты и вице-президенты коллегий                               

    С появлением коллегий прекращали свое  существование  многие  из  сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых  учреждений, так, в Юстицколлегию вошли семь приказов. Особенностью коллегиальной системы  стало  более  четкое разграничение сфер деятельности и совещательный порядок ведения дел.  Сам Петр писал:  "В  коллегии предложенную  нужду разбирают умы многие,  и,  что один не  постигнет, то постигнет другий,  а чего не увидит сей, то оный увидит". Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при жизни Петра неоднократно изменялся.

         В 1721 г.  была образована Духовная коллегия, в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию,  была образована Малороссийская коллегия  для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-коллегии получила статус коллегии.

        В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определяющий штаты  коллегий,  окончательно  разграничивавший  их функции и  компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она  функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.

     После учреждения коллегий Петр  решил по шведскому образцу реформировать и местное управление.  Началась очередная реформа местного  административно-территориального устройства.  В 1719-1720  г.  были  отменены "доли" и должности ландратов,  губернии теперь делились на  провинции, а те,  в свою очередь,  на дистрикты,  во главе  которых  стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

    Городское управление было  передано  в  руки  городских  верхов.  Должность  бурмистров  отменялась.  Все посадское население делилось  на три части:  1-ю гильдию (богатые купцы и  владельцы  ремесленных  мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники)  и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского населения. Деятельность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720  г.  Главный магистрат.

    Наряду  с разделением городского населения, были проведены преобразования и  в отношении многочисленного класса некрепостного населения - оно объединялось в  сословие  государственных  крестьян  со  значительным сужением прав и возможностей.  Переписью 1719-1724 гг. было ликвидировано  холопство  путем  слияния  его  с   крепостными  крестьянами.

     Новая система органов управления создала мощный слой  чиновничьего дворянства в России,  сложился разветвленный дворянско-бюрократический аппарат.

     Своеобразным итогом административных преобразований Петра I стал принятый в 1722 г.  Табель о рангах - свод законов о порядке государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного  чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы  управления. По Табели все должности  делились на шесть частей -  военные (сухопутные,  гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов.

    Многие  историки считают административные преобразования наиболее слабым местом   Петровских  реформ.  Известный  российский  историк  В.Я.Уланов писал: "Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим...  не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени".

Критическое отношение В. О. Ключевского проявляется  в  следующем его высказывании:

      «В этой  отрасли  (реформы   в  управлении)  своей  деятельности  Петр потерпел больше всего неудач,  допустил  немало  ошибок…  Преобразовательные неудачи станут после Петра хроническим недугом нашей жизни…»

      

    3. Церковная реформа. 

      Важную роль  в  утверждении  абсолютизма играла церковная  реформа  Петра. Во второй  половине  XVII  в.  позиции   Русской  православной  церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние  патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили  политику, направленную на укрепление этих позиций.

 Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была напрвлена прежде всего на как можно более  эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы,  прежде всего на строительство флота.

      После путешествия Петра в  составе Великого посольства  его  занимает  еще и проблема  полного подчинения церкви своей  власти.

      Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома.  Воспользовавшись информацией о выявленных  злоупотреблениях, Петр  отменяет выборы нового патриарха,  поручая в то же  самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост  "местоблюстителя патриаршего  престола". В 1701 г. образуется Монастырский  приказ - светское  учреждение - для  управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства,  право распоряжаться своей собственностью.

      Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов  общества,  разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский  указ ограничивает число монахов:  за разрешением на постриг  теперь  нужно было  обращаться  в Монастырский приказ.  Впоследствии у царя  появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения  между церковью и властью требовали нового  юридического оформления.  В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент,  который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового  органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод",  официально уравненный в правах  с  Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, виц-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть,  в том числе и церковная,  была сосредоточена в руках Петра. 

     Принятие Духовного регламента  фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников,  тем  более  что  для  надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

     Реформа церкви осуществлялась  параллельно с  податной  реформой,  проводились учет и классификация  священников, а низшие их слои  были  переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Ниже-городской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года,  в котором  священнослужителям  вменялось в  обязанность  нарушать тайну исповеди,  если у них была  возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

     В результате  церковной  реформы  церковь потеряла огромную часть  своего влияния и превратилась в  часть  государственного  аппарата,  строго контролируемую и управляемую светской властью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Экономические преобразования. 

     В Петровскую эпоху российская экономика,  и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок.  В то же время развитие  хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом.  В Московском государстве XVI-XVII  в. существовали  крупные промышленные  предприятия  - Пушечный двор,  Печатный двор,  оружейные заводы в Туле,  верфь в Дединове и др.  Политика Петра в       отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью  применения командных и протекционистских методов.

    В сельском  хозяйстве возможности совершенствования черпались из  дальнейшего освоения плодородных земель,  возделывания  технических  культур, дававших  сырье для промышленности,  развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации  крестьян.  Возросшие  потребности  государства  в  сырье для российской промышленности привели к широкому  распространению таких культур,  как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли,  а также табака,  тутовых деревьев для шелкопрядов.

    Указ 1712 г.  предписывал создавать коневодческие  хозяйства в Казанской,  Азовской и Киевской губерниях,  поощрялось  также  овцеводство.

      В Петровскую эпоху происходит  резкое разграничение страны  на две  зоны ведения феодального  хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг,  где дворяне-землевладельцы  стремились  к расширению  барщины.

     Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами  строились города  (на  строительстве Петербурга  работали  40 тыс.  крестьян), мануфактуры,  мосты,  дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые.

    Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно  больше денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

    Были  проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718  г. единицей обложения  становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70  копеек в год.

    Это упорядочило податную политику и  резко подняло доходы  государства (примерно  в 4 раза;  к концу  правления Петра они составляли до  12 млн. руб. в год).

Информация о работе Военные реформы Петра I . Их оценка в исторической литературе.