Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:09, контрольная работа
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер.
Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.
Военные реформы Петра I.
Военные
реформы занимают особое место среди
Петровских преобразований. Они имели
наиболее ярко выраженный классовый
характер.
Сущность военной реформы состояла в ликвидации
дворянских ополчений и организации постоянной
боеспособной армии с единообразной структурой,
вооружением, обмундированием, дисциплиной,
уставами.
Задачи
создания современной боеспособной
армии и флота занимали юного
царя еще до того, как он стал полновластным
государем. Можно насчитать лишь
несколько (по оценкам разных историков
– по-разному) мирных лет за 36- летнее царствование
Петра. Армия и флот всегда были главным
предметом заботы императора. Однако военные
реформы важны не только сами по себе,
но еще и потому, что они оказывали очень
большое, часто решающее, влияние на другие
стороны жизни государства. Ход же самой
военной реформы определялся войной. Василий
Осипович Ключевский писал: " Война
указала порядок реформы, сообщила ей
темп и самые приемы". "Игра в солдатики",
которой отдавал все свое время юный Петр,
с конца 1680-х гг. становится все более и
более серьезной. В 1689 г. Петр строит на
Плещеевом озере, около Переславля-Залесского,
несколько небольших кораблей под руководством
голландских мастеров. Весной 1690 года
создаются знаменитые
"потешные полки" - Семеновский и
Преображенский. Петр начинает вести настоящие
военные маневры, на Яузе строится "стольный
град Прешбург".
Семеновский и Преображенский полки стали
ядром будущей постоянной
(регулярной) армии и проявили себя во
время Азовских походов 1695-1696 гг. Большое
внимание Петр I уделяет флоту, первое
боевое крещение которого также приходится
на это время. В казне не было необходимых
средств, и строительство флота поручалось
так называемым "кумпанствам"
(компаниям) - объединениям светских и
духовных землевладельцев. С началом Северной
войны основное внимание переключается
на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга
строительство кораблей ведется почти
исключительно там. К концу царствования
Петра, Россия стала одной из сильнейших
морских держав мира, имея 48 линейных и
788 галерных и прочих судов. Начало Северной
войны стало толчком к окончательному
созданию регулярной армии. До Петра армия
состояла из двух главных частей - дворянского
ополчения и различных полурегулярных
формирований(стрельцы, казаки, полки
иноземного строя). Революционным изменением
было то, что Петр ввел новый принцип комплектования
армии - периодические созывы ополчения
были заменены систематическими рекрутскими
наборами. В основу рекрутской системы
был положен сословно- крепостнический
принцип. Рекрутские наборы распространялись
на население, платившее подати и несшее
государственные повинности. В 1699 г. был
произведен первый рекрутский набор, с
1705 г. наборы узаконены соответствующим
указом и стали ежегодными. С 20 дворов
брали одного человека, холостого в возрасте
от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны
эти сроки постоянно изменялись из-за
нехватки солдат и матросов).
Более всего от рекрутских наборов пострадала
русская деревня. Срок службы рекрута
практически не был ограничен. Офицерский
состав российской армии пополнялся за
счет дворян, обучавшихся в гвардейских
дворянских полках или в специально организованных
школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная,
фортификационная, Морская академия и
т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720
г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное
перевооружение армии. К концу Северной
войны Петр имел огромную сильную армию
- 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков),
которая позволила России одержать победу
в изнурительной, растянувшейся почти
на четверть века войне.
Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:
- создание
боеспособной регулярной армии,
- появление
целой плеяды талантливых
- создание мощного военного флота;
- гигантский
рост военных расходов и
Административные преобразования.
В.О.Ключевский
писал: "Преобразование управления
- едва ли не самая показная, фасадная
сторона преобразовательной деятельности
Петра; по ней особенно охотно ценили и
всю эту деятельность". Клю- чевский,
вообще относившийся к деятельности Петра
весьма критичес- ки, считал, что реформы
управления проводились наспех, беспрограмм-
но. Те или иные изменения в государственном
управлении, администра- тивно-территориальном
делении России диктовались военной необходи-
мостью, а их главной задачей было как
можно более эффективное выко- лачивание
средств из народа для покрытия все растущих
военных рас- ходов (сам Петр называл деньги
"артериею войны"). Для Петра-рефор-
матора было также характерно стремление
перенести военные принципы на сферу гражданской
жизни и государственного управления.
Весьма показателен в этом плане Указ
от 10 апреля 1716 г., присланный им- ператором
в Сенат:
"Господа
Сенат! Посылаю вам книгу
"Петр не только одевался как солдат,
но и действовал и думал как солдат".
Бессистемность
и спешка часто приводили к
путанице: установления, приказы сменялись
одно другим, часто прямо противоположным,
или сводились на нет бесконечными
переменами в государственных учрежде-
ниях, иногда учреждения дублировали друг
друга по своим функциям.
Многие должности, военные и гражданские,
поменяли лишь старорусские названия
на европейские, по сути своей оставшись
прежними.
Уже
в первые годы царствования Петра
изменились стиль и методы управления:
вместо Боярской думы (которую Петр
обрек просто на фи- зическое вымирание,
своим указом прекратив пополнение
думы новыми членами) решения стала
принимать своеобразная "команда",
составлен- ная из ближайших сподвижников
царя. На первых этапах главным совет-
ником Петра был князь Федор Ромодановский,
по словам современника,
"злой тиран, пьяный по вся дни".
Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особо- го ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городс- кого купечества, а также для населения поморских городов. Отменя- лась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская рату- ша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.
Но
с ростом государственных расходов
Петр постепенно утрачивает доверие
к финансовым возможностям Ратуши.
Царь приходит к решению перенести
основную массу управления на места,
так как "человеку трудно за очи все
разуметь и править". Такая организация
управления обеспечивала более высокую
степень удовлетворения финансовых нужд
государства, а после окончания Северной
войны должна была упростить процесс размещения
и обеспечения регулярных войск. В конце
1707 г. начинается осуществление новой
реформы, а в 1708 г. провозглашается создание
восьми губерний, которые в свою очередь
подоразделялись на провинции: Московской,
Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петер-
бургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской,
Казанской,
Азовской и Сибирской. Во главе пограничных
губерний стояли гене- рал-губернаторы,
остальных - губернаторы. Провинции управлялись
во- еводами, при губернаторах и воеводах
находилась земская канцелярия как орган,
приводящий в исполнения распоряжения
и приказы; с 1710 г. воеводы стали называться
уездными комендантами. В подчинении у
губернатора были вице-губернатор (заместитель),
ландрихтер, ведав- ший судом, провиантмейстер
и другие чиновники. Таким образом, гу-
бернская реформа фактически упразднила
преобразования 1699 г., а
Московская ратуша превратилась из общегосударственного
в губернское учреждение.
В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была ус- тановлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия во- енных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соот- ветствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать опре- денленное количество полков.
Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную поч- ву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Ап- раксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ве- домости по ним, демонстрируя падение о казенной прибыли.
Эти
две реформы вызвали полное расстройство
государственного уп- равления. В результате
губернской реформы была уничтожена система
приказов, в начале XVIII в. Россия фактически
осталась без столицы, так как Москва перестала
ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал.
Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной
в руках "команды", которая называлась
то "ближней канцелярией", то "консилией
минист- ров".
Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласив- ший создание нового органа государственной власти - Сената. Фор- мальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. Указ гласил:
"Указ, что по отбытии нашем делать.
1.
Суд иметь нелицемерный и
6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям
и губерниям, ос- мотреть и посвидетельствовать;
7.О соли старатца отдать на откуп и потщитца
прибыли у оной; 8. Торг китайской, зделав
компанию добрую, отдать; 9. Персицкой торг
умножить и армян, как возможно, прилас-
кать и облехчить, в чем пристойно, дабы
тем подату охоту для боль- шева их приезду.
Петр".
В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников ца- ря, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным ор- ганом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как са- мому царю.
Для
установления жесткого контроля за управлением
Петр в 1711 г. создает систему фискалов,
которые подчинялись обер-
Стал печально известен этим обер-фискал
Нестеров. Однако на этом
Петр не остановился - в 1722 г. вводится
должность генерал-прокуро- ра для руководства
фискалами. Гланая его роль заключалась
в надзоре за Сенатом, теперь только он
мог предлагать Сенату вопросы для об-
суждения. Таким образом, роль Сената как
органа государственной власти была резко
снижена.
Но новый централизованный аппарат власти с учреждением Сената еще только начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразо- вания Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта.
Шведская государственная система была построена на принципах ка- мерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего расп- ространение в Европе в XVI-XVII вв. Камерализм содержал ряд черт, весьма привлекательных для Петра:
1)
Это функциональный принцип
2)
Это устройство учреждения на
началах коллегиальности,
Используя
шведский опыт и шведские образцы, Петр,
как правило, вносил обусловленные
особенностями России изменения. Указ
Петра от
28 апреля 1718 г. гласит: "Всем колегиям
надлежит ныне на основании шведского
устава сочинять во всех делах и порядках
по пунктам, а которыя пункты в шведском
регламенте неудобны, или с сетуациею
сего государства несходны и оныя ставить
по своему разсуждению. И, пос- тавя об
оных, докладывать, так ли их быть".
В
1712 г. у Петра появляется идея создать
по шведскому образцу коллегии. Первая
заметка царя о количестве коллегий относится
к 23 марта 1715 г. - только шесть коллегий
без расшифровки их обязаннос- тей: Юстиции,
Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская,
Камер и
Коммерц-коллегии. Реформа началась в
конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил
своеобразную программу предстоящих преобразова-
ний: он определил число и компетенции
коллегий, а также укомплекто- вал их руководящим
составом. Указом от 15 декабря 1717 г. назнача-
ются президенты и вице-президенты коллегий:
Документ от 12 декабря 1718 года: " Реестр коллегиям. О должнос- ти, что в которой управляти надлежит...
1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякия иност- ранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государс- твы и приезды послов и посланников, и приезды курьеров и иных иноземцев.
2.
Камор (или казенных сборов). Всякое
расположение и ведение