Военные реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:09, контрольная работа

Краткое описание

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер.
Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

Файлы: 1 файл

Военные реформы Петра I.DOC

— 134.00 Кб (Скачать)

  Военные реформы Петра I.

  Военные реформы занимают особое место среди  Петровских преобразований. Они имели  наиболее ярко выраженный классовый  характер. 
Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

  Задачи  создания современной боеспособной армии и флота занимали юного  царя еще до того, как он стал полновластным  государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков – по-разному) мирных лет за 36- летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной. Василий Осипович Ключевский писал: " Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы". "Игра в солдатики", которой отдавал все свое время юный Петр, с конца 1680-х гг. становится все более и более серьезной. В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые 
"потешные полки" - Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург". 
Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной 
(регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" 
(компаниям) - объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов. Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований(стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно- крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). 
Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

  Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

  - создание  боеспособной регулярной армии,  одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность  воевать со своими основными  противниками и побеждать их;

  - появление  целой плеяды талантливых полководцев  (Александр Мен- шиков, Борис  Шереметев, Федор Апраксин, Яков  Брюс и др.);

  - создание  мощного военного флота;

  - гигантский  рост военных расходов и покрытие  их за счет жесто- чайшего  выжимания средств из народа.

  Административные  преобразования.

  В.О.Ключевский писал: "Преобразование управления - едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности 
Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность". Клю- чевский, вообще относившийся к деятельности Петра весьма критичес- ки, считал, что реформы управления проводились наспех, беспрограмм- но. Те или иные изменения в государственном управлении, администра- тивно-территориальном делении России диктовались военной необходи- мостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выко- лачивание средств из народа для покрытия все растущих военных рас- ходов (сам Петр называл деньги "артериею войны"). Для Петра-рефор- матора было также характерно стремление перенести военные принципы на сферу гражданской жизни и государственного управления. Весьма показателен в этом плане Указ от 10 апреля 1716 г., присланный им- ператором в Сенат:

  "Господа  Сенат! Посылаю вам книгу Воинский  устав (которой зачат в Петербурхе  и ныне совершен)... И понеже оной хотя основанией во- инских людей, аднакож касается и до всех правителей земских ". Петр относился к государственному учреждению как к воинскому подразделе- нию, к регламенту - как к военному уставу, а к чиновнику - как к военнослужащему. Американский исследователь Д.Крайкрафт отмечал: 
"Петр не только одевался как солдат, но и действовал и думал как солдат".

  Бессистемность  и спешка часто приводили к  путанице: установления, приказы сменялись  одно другим, часто прямо противоположным, или сводились на нет бесконечными переменами в государственных учрежде- ниях, иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям. 
Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские названия на европейские, по сути своей оставшись прежними.

  Уже в первые годы царствования Петра  изменились стиль и методы управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на фи- зическое вымирание, своим указом прекратив пополнение думы новыми членами) решения стала  принимать своеобразная "команда", составлен- ная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным совет- ником Петра был князь Федор Ромодановский, по словам современника, 
"злой тиран, пьяный по вся дни".

  Первой  административной реформой стало создание в 1699 г. особо- го ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городс- кого купечества, а также для населения поморских городов. Отменя- лась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская рату- ша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.

  Но  с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие  к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести  основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подоразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петер- бургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, 
Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли гене- рал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись во- еводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведав- ший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, гу- бернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а 
Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

  В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была ус- тановлена  особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия во- енных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соот- ветствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать опре- денленное количество полков.

  Однако  и эта реформа не дала желаемого  эффекта, Северная война затянулась, и разместить в губерниях приписанные  к ним полки не удалось. Денег  по-прежнему не хватало, что создало благодатную поч- ву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Ап- раксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ве- домости по ним, демонстрируя падение о казенной прибыли.

  Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного уп- равления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал. 
Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией минист- ров".

  Поворотным  моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласив- ший создание нового органа государственной  власти - Сената. Фор- мальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. Указ гласил:

  "Указ, что по отбытии нашем делать.

  1. Суд иметь нелицемерный и неправедных  судей наказывать отняти- ем чести  и всего имения, тож и ябедником  да последует; 2. Смотреть во всем  государстве расходов и ненужные а особливо напрасные, отс- тавить; 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артери- ею войны; 4. Дворян собрат молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать; також тысячю человек людей боярских грамотных для того ж; 5. Вексели исправить и держать в одном месте; 
6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, ос- мотреть и посвидетельствовать; 7.О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной; 8. Торг китайской, зделав компанию добрую, отдать; 9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, прилас- кать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подату охоту для боль- шева их приезду. Петр".

  В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников ца- ря, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным ор- ганом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как са- мому царю.

  Для установления жесткого контроля за управлением  Петр в 1711 г. создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обя- занности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблени- ях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практи- чески безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов. 
Стал печально известен этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом 
Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокуро- ра для руководства фискалами. Гланая его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для об- суждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной власти была резко снижена.

  Но  новый централизованный аппарат  власти с учреждением Сената еще  только начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразо- вания Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта.

  Шведская  государственная система была построена  на принципах ка- мерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего  расп- ространение в Европе в XVI-XVII вв. Камерализм содержал ряд черт, весьма привлекательных для Петра:

  1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал создание  учреждений, специализировавшихся  в какой-либо сфере;

  2) Это устройство учреждения на  началах коллегиальности, четкой  регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалованья.

  Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр, как правило, вносил обусловленные  особенностями России изменения. Указ Петра от 
28 апреля 1718 г. гласит: "Всем колегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны и оныя ставить по своему разсуждению. И, пос- тавя об оных, докладывать, так ли их быть".

  В 1712 г. у Петра появляется идея создать по шведскому образцу коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23 марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязаннос- тей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер и 
Коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразова- ний: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплекто- вал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 г. назнача- ются президенты и вице-президенты коллегий:

  Документ  от 12 декабря 1718 года: " Реестр коллегиям. О должнос- ти, что в которой  управляти надлежит...

  1. Чужестранных дел (что ныне  Посольский приказ). Всякия иност-  ранныя и посольския дела и  пересылка со всеми окрестными государс- твы и приезды послов и посланников, и приезды курьеров и иных иноземцев.

  2. Камор (или казенных сборов). Всякое  расположение и ведение доходов  денежных всего государства.

Информация о работе Военные реформы Петра I